Родительское собрание "Учите детей говорить правильно" в группе детей 4-5 лет
консультация по теме

Семёхина Светлана Георгиевна

Материал содержит конспект родительского собрания на тему "Учите детей говорить правильно". Данный материал поможет познакомить родителей с развитием речи у детей в норме, а также позволит не только обратить внимание родителей на речь своих детей, но и  поможет в создании необходимой речевой среды в семье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ «ЦД «ЖЕМЧУЖИНКА»

Родительское собрание в группе детей 4-5 лет на тему:

УЧИТЕ ДЕТЕЙ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО.

Подготовила: Семехина         

Светлана Георгиевна,        

учитель-логопед

Клин, 2018


УЧИТЕ ДЕТЕЙ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО.

Уважаемые родители, сегодня мы с вами будем говорить о том, какие составляющие входят в речевую деятельность ребенка, о том, какие бывают недостатки речи, на что и как это может повлиять, а также о том, как важно развивать речемыслительную функцию ребенка и делать это правильно.

В дошкольном возрасте  дети говорят не так, как взрослые, звукопроизношение у них еще недостаточно формировано – и это физиологическая норма, т.е. свойственно данному возрасту. Но к пяти годам звукопроизношение и фонематический слух должны быть сформированы. Ребенок должен в соответсвии с нормой родного языка произносить все звуки речи (исключение – звук Р), а также уметь узнавать звук и различать схожие звуки между собой. Если эти стороны речи оказались несформированными, у ребенка – фонетико-фонематическое недоразвитие речи. К сожалению, у многих детей в настоящее время еще одно логопедическое заключение – общее недоразвитие речи , которое предусматривает наряду с недоразвитием звуковой системы речи недостаточную  сформированность  лексико-грамматического строя речи и связной речи.

Современные дети, оказавшись без логопедической помощи, испытывают в дальнейшем и трудности в обучении в школе, коммуникативные проблемы.

Особое внимание хочу обратить на формирование у дошкольников фонематического слуха (если есть нарушения, с этим работает только логопед), но и на так называемое фонематическое восприятие. Фонематическое восприятие формируется только в процессе обучения и является основой формирования письма и чтения. С момента рождения до поступления в школу ребенку предстоит также накопить многотысячный запас слов, усвоить грамматический строй речи, овладеть связной речью. Пример близких людей для ребенка – основа его собственной речи. Особое внимание в речи своего ребенка и своевременная поддержка родителей играет очень важную роль. Даже для детей, которые уже посещают логопедическую группу, очень нужна помощь родителей, активное участие в преодолении нарушений речи, взаимодействие с логопедом и воспитателем группы.

Вот советы логопеда для родителей. Внимательно отнеситесь к ним.

1.  Развивайте челюстные мышцы и мышцы языка ребенка. Приучайте детей эффективно пережёвывать грубую пищу, полоскать рот, надувать щёки, и т.д.  

2. Разговаривайте с ребёнком только на правильном русском языке, ни в коем случае не используйте «детский язык».

  1. Каждый день читайте ребенку короткие стихи и сказки.
  2. Чаще разговаривайте с ним, терпеливо отвечайте на все его вопросы:

1) Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности – игра, прогулка, приготовление пищи, одевание-раздевание и т.д.  Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.

2)  Говорите спокойно, в нормальном темпе, используя соответствующую интонацию.

3)  Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1 — 2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов и т.д.

4)  Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы, это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, спрашивайте «Что он делает?»  вместо «Он играет?». Если ребенок затрудняется в ответе, задавая вопрос, используйте слово «или». Например: «Мальчик прыгает или бегает».

5.  Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.

6. Слушайте звуки и шумы, которые нас окружают. Скажите ребенку:  «Послушай, как лает собака, а вот шумит ветер» и т.д. А потом спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета, шелест листвы, журчание ручейка и т.д.

7. Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще. При затруднениях, задавайте ребенку наводящие вопросы.

8.  Если ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела,  продукты, транспорт) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь  каждый день.

9. Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.

10. Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.

Уважаемые родители!
Будьте лучшими помощниками ваших детей.

Если ваш ребёнок посещает логопедическую группу, знайте, что плохую речь нельзя исправить за короткий срок, тем более невозможно без усилий родителей достаточно хорошо закрепить полученные в саду навыки, а общение с мамой и папой поможет обогатить словарный запас ребенка и развить его речь в целом. Запомните, что нужно время и совместные усилия логопеда, ребёнка и его родителей. Не забывайте: Учите ребенка, играя с ним.

Ваш ребенок самый замечательный!


Обращение к родителям, дети которых зачислены в логопедическую группу, обговариваем следующие вопросы.

На каждого ребенка после обследования в начале года составляется индивидуальный план работы. Ваша задача – ознакомиться с ним и подписать. Вы должны знать в какой последовательности и какая коррекционная работа будет проводиться с ребенком.

Занятия по подготовке к обучению грамоте проводится со всей группой детей. У нас это комбинированная группа.

Занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и связной речи проводятся у детей, зачисленных в логопедическую группу с заключением ОНР. Они проходят в кабинете логопеда. Занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи проводятся в основном индивидуально и подгруппами, проводятся в кабинете логопеда.



Предварительный просмотр:

Рекомендации логопеда по проведению артикуляционной гимнастики с детьми.

Учитель-логопед Семёхина С.Г.,

МДОУ «ЦД «ЖЕМЧУЖИНКА», город Клин

Артикуляционная гимнастика – это система упражнений, направленная на совершенствование движений артикуляционных органов, а также на формирование правильного артикуляционного уклада для того или иного звука.

При проведении артикуляционной гимнастики следует выполнять следующие рекомендации:

  • Артикуляционная гимнастика для дошкольников проводится ежедневно два раза в день: в утренние часы и после дневного сна, по инструкции педагога. Продолжительность гимнастики — не более 5-7 минут.
  • Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено;
  • Ребенок должен хорошо видеть как лицо взрослого, так и свое лицо, т.е. ребенок и взрослый должны находиться перед настенным зеркалом, что позволит  контролировать правильность выполнения упражнений
  • сначала отрабатывается так называемый общий комплекс артикуляционной гимнастики, затем, по необходимости, комплексы для постановки шипящих, свистящих, сонорных и других звуков.
  • Каждый комплекс включает в себя по 2-3 статических и по 2-3 динамических упражнения.
  • Каждое упражнение выполняется по 3-4 раза;
  • Статические упражнения (удержание артикуляционной позы в одном положении) выполняются сначала по 3-5 секунд, затем по 10-15 секунд;
  • Гимнастика проводится в игровой форме, каждое упражнение имеет свое называние, например:  «Грибок», «Чашечка».
  • При проведении артикуляционной гимнастики используется наглядный материал, речевое сопровождение, чаще всего сопровождающее стихотворение.