Тема:"Нетрадиционные способы и оригинальные игры по ознакомлению детей с буквами "
консультация на тему

Крохина Светлана Николаевна

Последнее время родители воспитанников часто обращаются к учителям - логопедам с вопросом "Почему мой ребенок пишет буквы неправильно? Как ему помочь?" В данной консультации подобраны практические советы для запоминания "трудных" букв, а также игры, упражнения на предушреждение зеркального письма у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukvy.docx27.04 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

(воспитанников старшего дошкольного возраста)

Тема:"Нетрадиционные способы и оригинальные игры

по ознакомлению детей с буквами "

1. С использованием пескографа

Оборудование: пескограф

а) На мокром песке учитель пальчиком рисует изучаемую букву. Ребенку предлагается пальчиком или маленькой игрушкой пройти путь по форме нарисованной буквы. Далее ребенок самостоятельно пишет букву. (Данное упражнение особенно эффективно для детей с нарушением мелкой моторики, ДЦП с частичной парализацией рук, порезами, неконтролируемыми стереотипными движениями)

б) На сухом песке на стеклянной панели с подсветкой учитель пишет букву   и предлагает ребенку «пройти» пальчиком по светящейся дорожке. Далее ребенок копирует изученную букву, позже пишет самостоятельно или            с помощью учителя.

2. С использованием светодиодного стеклографа

Оборудование: светодиодный стеклограф, флуорисцентные маркеры, подложка с образцом изучаемой буквы

На светодиодный стеклограф крепится образец буквы. Подбирается свет, соответствующий психоэмоциональному и соматическому состоянию ребенка. Маркером по стеклу пишется учителем изучаемая буква, далее ребенку предлагается самостоятельно написать данную букву.

3. С использованием математического планшета

Оборудование: математический планшет, банковские резинки

На математическом планшете учителем с помощью банковских резиночек конструируется буква. Далее ребенок по образцу, а после самостоятельно конструирует букву.

4. С помощью планшета "Мобильная аппликация"

Оборудование: планшет "Мобильная аппликация", липкая лента красного и синего цвета

На планшете учитель выкладывает букву из полосок красного цвета (для гласных), или из полосок синего цвета (для согласных) и просит ребенка повторить.

5. С помощью шнуровального планшета

Оборудование: персональный шнуровальный планшет (ротанговое покрытие форматом А-4), яркие шнуры, набор изученных букв

а) Учитель шнурами «вышивает» образ буквы и просит ребенка повторить.

б) Учитель просит ребенка выполнить «вышивание» по инструкции (5 шагов вверх, 3 шага вправо и т.д.)Далее ребенок сравнивает образ, полученный на планшете, с изученными буквами и называет ту, что получилась у него.

6. С помощью конструктора ЛЕГО

Оборудование: конструктор ЛЕГО, набор изученных букв

а) Учитель из конструктора собирает образ буквы и просит ребенка повторить.

б) Учитель просит ребенка выполнить конструирование по инструкции (5 больших блоков соединить с, 3 малыми с поворотом вправо и т.д.) Далее ребенок сравнивает образ, полученный при конструировании, с изученными буквами и называет ту, что получилась у него.

7. С помощью бумажного конструктора

Оборудование: бумажный конструктор, изучаемая буква

Ребенку предлагается рассмотреть букву, «сфотографировать» глазками, закрыть глаза, представить образ буквы, рассмотреть детали конструктора:

а) самостоятельно собрать букву;

б) собрать с помощью учителя;

в) собрать, накладывая части конструктора на образец

8. С помощью пластилина

Оборудование: стеклянная «тетрадь» (формат А-4, толщина стекла №3, желательно с разлиновкой), пластилин, подложка с изображением буквы, доска для лепки А-4

Ребенку предлагается скатать из пластилина «нити» и выложить по образцу на подложке букву (особенно эффективно для формирования графического образа прописной буквы)

9. С помощью различных предметов

Оборудование: стеклянные камушки для аквариума, модели фруктов

Ребенку предлагается выложить из предложенных предметов изучаемую букву.

10. С помощью канцелярских кнопок

Оборудование: разноцветные канцелярские кнопки, гладкая плитка из пенополистирола (формат А-4)

На плитку наносится образ буквы и предлагается ребенку «нарисовать» его кнопками,

11. С помощью ниткописи

Оборудование: экран из бархатной бумаги (формат А-4), шерстяные нитки разных цветов

Учитель демонстрирует образец буквы, «написанной» ниткой или нитками на экране. (Дети с удивлением наблюдают за тем, что обычная нитка без клея не падает) Далее ребенку предлагается «написать» букву.

12. С помощью моделей букв

Оборудование: тканевый мешочек, модели букв

Ребенку предлагается

а) двумя руками нащупать букву в «волшебном» мешочке и определить, что это за буква

б) одной рукой нащупать букву в «волшебном» мешочке и определить, что это за буква.

13. С помощью спичек или счетных палочек

Оборудование: спички, счетные палочки

Ребенку предлагается по образцу или самостоятельно выложить букву из спичек или счетных палочек.

14. С помощью тела

Учитель показывает, как с помощью тела можно изобразить букву. Далее ребенку предлагается самому изобразить букву.

15.  "Какая буква выглянула в окошко?"


Можно использовать любые крупные буквы из разрезной азбуки. Дополнительно приготовьте лист большего размера с "окошком" любой формы (круглое, квадратное, прямоугольное). Спрячьте за этим листом букву из азбуки. Попросите ребенка узнать букву "в окошке" (по ее фрагменту).

Предложенные приемы позволяют не только сформировать графомоторные навыки детей данной категории, но и скорректировать тонкую моторику рук, нарушения артикуляционной и графомоторной координации (нарушение каллиграфии), зрительно-пространственные нарушения, нестойкость графического образа цифр и букв, предупредить зеркальность и перестановку их при чтении и написании, трудности ориентации в пределах тетрадного листа, нарушения звуко-буквенного анализа и звуковой структуры слов, трудности усвоения логико-грамматических конструкций языка, ограниченность словарного запаса, нарушения зрительной, слуховой функций, трудности концентрации и распределение внимания.

16 . "Покажи букву"

 Изобразить заданные буквы с помощью пальчиков, ладошек и всего тела. Выложить букву из любого материала:  шнурков, ленточек проволоки, счетных палочек, мозаики, бусин, пуговок, спичек, камушков, карандашей , лапши, конфет, сушек. А еще можно слепить из пластилина, соленого теста,  и нарисовать пальчиком и гуашью по бумаге или по крупе, рассыпанной на подносе тонким слоем.

17. "Найди и назови букву"

 Из картона вырезать буквы. Картонные буквы прикрепить к разным предметам в общей комнате или комнате ребенка, где вы с ним занимаетесь. Принцип прикрепления таков: с какой буквы начинается название предмета, такая и буква прикрепляется. Например: «шкаф» — «ш», «стол» — «с», «тумба» — «т», и так далее. Можно некоторые буквы оставить мамы, папы, брата. Например: «Алла» — «А», мама, «Коля» — «К», папа, нарисовать портреты родственников к этим буквам. Очень полезно находить в окружающей обстановке предметы , похожие на буквы, а также дорисовывать буквы, «превращая» их. Буква «с» похожа на месяц, «о»- на обруч, «п» -на ворота. Можно находить знакомые буквы в вывесках на улице, в книгах с крупным шрифтом.

18. "Архитектор"

 Приготовить карточки из бумаги и на каждой карандашом нарисовать контур буквы, а ребенок пусть ее раскрасит . Каждую карточку разрезать на 2-4 части  и перемешать, а ребенка попросить сложить букву и назвать ее.

19. "Дорисуй букву"

 Для каждой буквы создается образ. Например, букве «а» дорисуем трубу, двери, окно — получится «дом». Буквы должны быть крупные.

20. "Узнай букву" Ребенок должен узнать и обвести буквы, написанные точками.

 21. "Что неправильно" Ребенок находит буквы в ряду, которые написаны неправильно.

22. "Найди и подчеркни"

 Предложите ребенку найти и подчеркнуть( обвести кружком) определенную букву в тексте. Можно использовать для этой игры  ненужные газеты, рекламные листы. Шрифт должен быть крупным .

 23. "Алфавитный  дартс"

Повесить на стену плакат – азбуку. Бросая небольшой мячик в определенную букву, назвать ее.

24. "Магнитная азбука"

 Прикрепить ее можно, например, на холодильнике и выполнить такие упражнения: «Угадай, какая буква», «Какой буквы не стало?», «Какая буква лишняя?», «С какой буквы начинается слово…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция по теме самообразования «Нетрадиционные способы и приемы формирования орфографической зоркости учащихся»

Каждому учителю русского языка известно, что сформировать грамотное письмо у учащихся - задача не из легких. В этом я убедилась с первого дня работы в школе. Орфографические навыки, действительно, при...

План работы учителя русского языка и литературы Ничковой Т. А. над темой самообразования «Нетрадиционные способы и приемы формированияорфографической зоркости учащихся»

План работы учителя русского языка и литературы Ничковой Т. А. над темой самообразования «Нетрадиционные способы и приемы формированияорфографической зоркости учащихся»  2006-2011 гг....

НОД по ознакомлению детей с трудом взрослых. Тема "Ателье"

На занятии познакомила детей с трудом взрослых в ателье: модельером, закройщицей, швеей.Дети получили представление об их профессиональных и личностных качествах..Дала представление о происхождении тк...

Конспект мастер – класса для педагогов По теме: «Обучение способам снятия психоэмоционального напряжения у детей и педагогов. Метод «Мандала - терапия»

Профессия учитель (педагог) требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с другими людьми у человека любого возраста, в том числе и у детей, возможны большие...

Консультация для родителей на тему: «Многообразие способов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ»

Формирование мотивационного отношения родителей к значению развития мелкой моторики рук у детей с ОВЗ....

Выступление для родителей на тему:«Многообразие способов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ»

Цель: формирование мотивационного отношения родителей к значению развития мелкой моторики рук у детей с ОВЗ.Задачи: 1. Дать представления о взаимосвязи процесса формирования речи с движением рук....

Классный час Тема: Обряд приветствия на Шагаа – Чолукшуур Цель: приобщение детей к тувинской народной культуре и традициям. Задачи: • обеспечить условия для ознакомления детей с культурой тувинского народа и их традициями;

Тема: Обряд приветствия на Шагаа – ЧолукшуурЦель: приобщение детей к тувинской народной культуре и традициям.Задачи:обеспечить условия для ознакомления детей с культурой тувинского народа и...