Статья на тему Для чего нужна математика
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Гугучкина Юлия Маратовна

Мне как учителю математики в гуманитарной гимназии часто задают вопрос – для чего нужна математика? Я решила собрать все свои ответы ученикам в отдельную статью. Думаю, что она даст ответы на многие вопросы не только моих учеников, но и их родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Для чего нужна математика?19.65 КБ

Предварительный просмотр:

Мне как учителю математики в гуманитарной гимназии часто задают вопрос – для чего нужна математика? Я решила собрать все свои ответы ученикам в отдельную статью. Думаю, что она даст ответы на многие вопросы не только моих учеников, но и их родителей.

Давайте оглядимся вокруг? В руках телефон, перед глазами телевизор, за спиной компьютер – вся современная техника создана с использованием законов и расчетов математики. Живем и учимся мы в зданиях, построенных по строгим законам математики. Однако роль великой науки  в нашей жизни не ограничивается ее использованием для создания бытовых и электронных приборов, архитектуры. Тогда художники, певцы, адвокаты решили бы, что им математика не пригодилась, ведь они не принимали участие в создании техники. Они не сталкиваются с математикой как наукой во взрослой жизни. Но это совсем не так.

Вообще говоря,  математика, как наука, появилась очень давно, наверное, с возникновением человечества. Уже в раннем палеолите люди были знакомы с основами счета. У людей всегда была необходимость что-то подсчитать или пересчитать. Известно, что для счета люди пользовались и пальцами, и камнями, и палками и различными метками. Историю развития математики отсчитывают именно с того момента, как люди научились считать.

Давайте разберемся, что такое МАТЕМАТИКА в современном понимании. Матема́тика (др.-греч. μᾰθημᾰτικά < μάθημα «изучение; наука») — наука о структурах, порядке и отношениях, исторически сложившаяся на основе операций подсчёта, измерения и описания формы объектов. Свойства реальных объектов в ней идеализируются и записываются на формальном языке. Так происходит их преобразование в математические объекты. Часть идеализированных свойств становятся аксиомами (утверждениями, не требующими доказательств). Из них затем выводятся другие истинные свойства. Так формируется математическая модель реально существующего объекта.

Математику можно разделить на две составляющие.

Прикладная математика занимается применением математических методов к решению задач в других областях науки.

Одна из главных задач - построение математических моделей, описывающих всевозможные процессы, физические и технологические системы, биологические и т.п.

Одни из главных дисциплин в прикладной математики: численные методы решения задач, дифференциальные уравнения, теория вероятности и теория игр, методы оптимизации, исследования операций, теория управления и алгоритмов.

Примеры тесно связанных с прикладной математикой направлений: математическая физика, финансовая математика, эконометрика.

Составив модель какой-либо системы, нужно понять что с ней будет в будущем и как ей оптимальной управлять, найти равновесное состояние. Зачастую это возможно сделать только с помощью математического моделирования. Таким образом, специалист должен владеть и теоретической математикой, и программированием, знать математические пакеты, зачастую и быть системным аналитиком.

Теоретическая математика более глубоко изучает саму теорию математики, разрабатывает новые объекты, проверяет их свойства и т.д.

Теоретики в первую очередь развивают сам аппарат математики, которым потом пользуются прикладники. Выпускники таких специальностей могут легко её преподавать.

Основа профессиональной деятельности

Без знания основных математических законов и умения ими пользоваться в современном мире становится очень трудно обучаться практически любым профессиям. С цифрами и операциями с ними имеют дело не только финансисты и бухгалтера. Астроном не сможет определить без таких знаний расстояние до звезды и наилучшее время наблюдения за ней, а молекулярный биолог — понять, как бороться с генной мутацией. Инженер не сконструирует рабочую систему сигнализации или видеонаблюдения, а программист не найдет подход к операционной системе. Многие из этих и других профессий без математики просто не существуют

Гуманитарные знания

 Однако не столь очевидна роль математики в жизни человека, например, посвятившего себя живописи или литературе. И все же следы царицы наук присутствуют и в гуманитарных знаниях. Казалось бы, поэзия — сплошная романтика и вдохновение, в ней нет места анализу и расчету. Однако достаточно вспомнить стихотворные размеры (ямб, хорей, амфибрахий), как приходит понимание, что математика и тут приложила свою руку. Ритм, словесный или музыкальный, также описывается и просчитывается с применением знаний этой науки. Для писателя или психолога часто важны такие понятия, как достоверность информации, единичный случай, обобщение и так далее. Все они либо напрямую являются математическими, либо строятся на основе закономерностей, разработанных царицей наук, существуют благодаря ей и по ее правилам. Психология родилась на стыке гуманитарных и естественных наук. Все ее направления, даже те, что работают исключительно с образами, опираются на наблюдение, анализ данных, их обобщение и верификацию. Здесь используется и моделирование, и прогнозирование, и статистические методы. Со школы Математика в нашей жизни присутствует не только в процессе освоения профессии и реализации полученных знаний. Так или иначе мы используем царицу наук практически в каждый момент времени. Именно поэтому математике начинают обучать достаточно рано. Решая простые и сложные задачи, ребенок не просто учится складывать, вычитать и умножать. Он медленно, с азов постигает устройство современного мира. И речь тут идет не о техническом прогрессе или умении проверять сдачу в магазине. Математика формирует некоторые особенности мышления и оказывает влияние на отношение к миру.

Наверное, все вспомнят хотя бы один вечер за домашним заданием, когда хотелось отчаянно взвыть: «Я не понимаю, для чего нужна математика!», отбросить в сторону ненавистные сложные и нудные задачки и сбежать во двор к друзьям. В школе и даже позже, в институте, заверения родителей и преподавателей «потом пригодится» кажутся надоедливым бредом. Однако они, оказывается, правы. Именно математика, а затем и физика, учит находить причинно-следственные связи, закладывает привычку искать пресловутое «откуда ноги растут». Внимание, сосредоточенность, сила воли — они также тренируются в процессе решения тех самых ненавистных задачек. Если пойти дальше, то умение выводить следствия из фактов, прогнозировать будущие события, а также привычка это делать тоже закладываются во время изучения математических теорий. Моделирование, абстрагирование, дедукция и индукция — все это методы царицы наук и одновременно способы работы мозга с информацией. И снова психология Часто именно математика дарит ребенку откровение, что взрослые не всемогущи и знают далеко не все. Так бывает, когда мама или папа на просьбу помочь решить задачку лишь разводят руками и объявляют о своей неспособности это сделать. И ребенок вынужден сам искать ответ, ошибаться и снова искать. Бывает и так, что родители просто отказываются помочь. «Ты должен сам», — говорят они. И правильно делают. После многочасовых попыток ребенок получит не просто сделанное домашнее задание, но способность самостоятельно находить решения, обнаруживать и исправлять ошибки. И в этом также кроется роль математики в жизни человека. Конечно, самостоятельность, умение принимать решения, отвечать за них, отсутствие страха перед ошибками вырабатываются не только на уроках алгебры и геометрии. Но эти дисциплины играют в процессе немалую роль. Математика воспитывает такие качества, как целеустремленность и активность. Правда, многое зависит и от учителя. Неправильная подача материала, излишняя строгость и давление могут, наоборот, привить страх перед трудностями и ошибками (сначала на уроках, а потом и в жизни), нежелание высказывать свое мнение, пассивность. Математика в повседневной жизни Взрослые люди после окончания университета или колледжа не перестают каждый день решать математические задачи. Как успеть на поезд? Получится ли из килограмма мяса приготовить ужин для десяти гостей? Сколько калорий в блюде? На какое время хватит одной лампочки? Эти и многие другие вопросы имеют прямое отношение к царице наук и без нее не решаются. Получается, математика в нашей жизни незримо присутствует практически постоянно. Причем чаще всего мы этого даже не замечаем. Математика в жизни общества и отдельного человека затрагивает огромное количество областей. Некоторые профессии без нее немыслимы, многие появились только благодаря развитию отдельных ее направлений. Современный технический прогресс тесно связан с усложнением и развитием математического аппарата. Компьютеры и телефоны, самолеты и космические аппараты никогда бы не появились, не будь людям известна царица наук. Однако роль математики в жизни человека этим не исчерпывается. Наука помогает ребенку осваивать мир, обучает более эффективному взаимодействию с ним, формирует мышление и отдельные качества характера. Впрочем, сама по себе математика не справилась бы с такими задачами. Как было сказано выше, огромную роль играет подача материала и особенности личности того, кто знакомит ребенка с миром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК «ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА МАТЕМАТИКА?» 5 класс

Цели:Выяснить.используют ли наши родители математические знания в своей профессиональной деятельности.Развивать навыки коллективного труда и коммуникативные навыки.Привить интерес к предмету у у...

Презентация Для чего нужна математика в школе

Презентация Для чего нужна математика в школе...

Урок литературы в 6 классе на тему: "Для чего нужна поэзия?"

Цель данного урока: Привлечь внимание учащихся к красоте звучания стихов, к их напевности, через сказку о деловом человеке показать влияние поэтического творчества на духовный мир человека. На уроке п...

Буклет на тему: "Для чего нужна артикуляционная гимнастика?"

Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к...

Методическая разработка:"Теоретический материал для написания сочинения на лингвистическую тему: «Для чего нужно тире?»"

Разработка для учащихся 9 класса,которая содержит схему работы над сочинением на лингвистическую тему....

Статья "Для чего нужна математика"

Данная статья предназначена для учащихся и их родителей, может использоваться как вводный урок в 5 классе и во внеурочной деятельности....