Урок литературы в 6 классе на тему: "Для чего нужна поэзия?"
методическая разработка (литература, 6 класс) по теме

Резникова Любовь Александровна

Цель данного урока: Привлечь внимание учащихся к красоте звучания стихов, к их напевности, через сказку о деловом человеке показать влияние поэтического творчества на духовный мир человека. На уроке проводится большая работа на распознавание шестиклассниками изобразительно-выразительных средств в стихах.

Ключевые слова: Поэзия, изобразительно-выразительные средства, любовь к природе, к Родине, красота, духовное богатство, сострадание, сопереживание, мечта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_chego_nuzhna_poeziya.docx42.14 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                          Резникова Любовь Александровна

                                                                               учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с. Большая Глушица

                                                              Большеглушицкого района

                                                 Самарской области

Аннотация: Цель данного урока: Привлечь внимание учащихся к красоте звучания стихов, к их напевности, через сказку о деловом человеке показать влияние поэтического творчества на духовный мир человека. На уроке проводится большая работа на распознавание шестиклассниками изобразительно-выразительных средств в стихах.

Ключевые слова: Поэзия, изобразительно-выразительные средства, любовь к природе, к Родине, красота, духовное богатство, сострадание, сопереживание, мечта.

Урок литературы в 6 классе на тему: Для чего нужна поэзия?. (Творчество поэтов 19-20 веков: М.Ю.  Лермонтова, Н.А. Заболоцкого, Л. Мартынова).  

Цели урока: 1. Раскрыть художественное богатство поэзии.

2. Учить анализировать поэтический текст, видеть и понимать  своеобразие творческой манеры поэта.

3. Воспитывать любовь к природе, к поэзии.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами совершим путешествие в прекрасный, увлекательный мир поэзии. А почему он прекрасен, вы мне скажете потом сами.

 2.   Создание настроя на эмоциональное восприятие материала.

    Ну а сейчас  представьте себе, что вы в долгий зимний вечер собрались все вместе в старом деревенском домике, ( Зажигается свеча и размещается на столе, который находится около доски; на доске оформлено изображение старого деревенского окна со снежинками и кружевной занавеской. Стол накрыт старинной скатертью, кроме свечи на нём расположен тёплый платок и варежки. Свеча, освещая импровизированное окно, горит до конца урока) вдоволь набегавшись днём и надышавшись ядрёного морозного воздуха.

   Дома тепло, пахнет свежеиспечённым хлебом. В печке в жарком огне трещат поленья. А за окном завывает вьюга, порою она стучит в окно своей мягкой пушистой лапой. Приятно сидеть в тишине, прислушиваться к звукам разбушевавшейся метели. Стучат бабушкины спицы, вы прижимаетесь к тёплому бабушкиному плечу и ожидаете услышать интересные истории, старые добрые сказки. ( Звучит первый куплет песни «Зимняя сказка» С. Крылова. (Дети слушают) Затем звук убавляется и музыка звучит фоном. На фоне музыки учитель продолжает свой рассказ.( По окончании песни можно включить любую подходящую к уроку классическую музыку). Рядом расположился кот, закрыв от удовольствия глаза,  мурлычет песенку.

     - А вы хотите сказку? Хотя та сказка, которую я расскажу вам, так не похожа на добрую сказку давних времён. Мы с вами обязательно обсудим эту сказку, поразмышляем вместе.

3. Сказка.

- Ну тогда слушайте… Жил-был деловой человек. Он был такой деловой, что работал с раннего утра до позднего вечера. Он был самым главным над всеми людьми, которые строили дома и мосты. И всё, из чего нельзя было построить дом или мост, он считал пустяками и глупостями. Он никогда не замечал шелеста листьев, не любовался закатом, никогда не глядел на звёзды.

     Наш деловой человек никогда не смеялся… И когда он глядел на красивые цветы, они превращались в кучи пыли, потому что ему было всё равно, что это – цветы или пыль. Он чуть было не погубил свой парк: когда он смотрел на деревья, они превращались в гнилые брёвна. Потому что ему было всё равно, что это – зелёное дерево или сгнившее бревно. Но, к счастью, деловому человеку было некогда смотреть на свой парк.

      Он не любил ни музыки, ни песен, ни стихов. Когда ему говорили о музыке, о новом стихотворении или песне, он улыбался и отвечал: « Гм, что вы мне рассказываете! Да из всех песен, стихов и сказок мира нельзя построить даже половины дома или четверти моста!»

     Когда деловой человек появлялся среди людей, которые строили дома и мосты, никому не хотелось  ни петь, ни улыбаться. Деловой человек всех обижал. И совсем не потому, что он был злым. Он просто не понимал, какое слово радует, а какое обижает. Человека с самым печальным лицом он мог послать везти самую тяжёлую тачку. И совсем не потому, что он был жестоким. Он просто не умел отличить печальное лицо от радостного. Для него все лица были так же одинаковы, как мрачные серые дома, которые он строил. Дома были прочны и теплы, но люди почему-то не очень любили жить в них.

     И вот однажды деловой человек заболел. Он болел долго и тяжело, и всё лежал в постели. Его взрослые дети ухаживали за ним, но, сделав всё необходимое, сейчас же уходили. Люди, с которыми он строил дома и мосты, не оставили его в беде. Они приносили ему редкие лекарства и дорогие фрукты. Но говорили они с ним только о том, сколько они без него построили домов и мостов. И чем они больше строили, тем  довольнее становилось лицо делового человека. Но наскоро выпалив свои  четырёх или пятизначные цифры, люди эти торопились уйти. И в самом деле, кому захочется делиться своими печалями и радостями с человеком, который не может этого понимать. Деловому человеку не хватало шума стройки, не хватало людей. Он стал чувствовать себя очень плохо.

     И вот однажды он лежал в своей спальне у открытого окна. Была осень, и в парке шелестели жёлтые листья. И вдруг человек, который никогда не замечал шелеста листьев и не верил сказкам, услышал, о чём шепчутся друг с другом осенние листья. Это была старинная сказка об одиноком дубовом листочке, который был оторван ветром от родного дерева и, никому не нужный, улетел далеко- далеко.

4. Анализ стихов.

  М.Ю. Лермонтов. «Дубовый листок».

(на фоне музыки видеоролика ученик читает стихотворение М.Ю. Лермонтова «Дубовый листок»)

- Ребята, как повлияло это стихотворение на больного?

    ( Больной почувствовал себя таким же одиноким, как этот дубовый листок. )

- Какие  два образа мы видим в стихотворении? (Образ  засохшего, увядшего листочка, который потерял  родину и образ высокой надменной самовлюблённой чинары).

- Ребята, какой приём использует Лермонтов для создания поэтических образов? Могут ли разговаривать деревья? ( Нет, не могут. Этот приём – олицетворение).

- Какой автор изображает чинару? ( гордая, надменная, самовлюблённая. Её любит солнышко.)

-  А каким нарисован дубовый листок в стихотворении? ( несчастным, одиноким).

Лермонтов противопоставляет чинару одинокому листочку. Как называется этот приём в литературе? (Антитеза).

- Для чего автор использует антитезу в стихотворении? ( Она помогает сделать стихотворение более выразительным, подчеркнуть противоречие между действительностью и мечтой, точнее передать мысли поэта.)

 Услышав историю об одиноком дубовом листочке, деловой человек впервые в жизни заплакал не от боли или холода, а от чего-то такого, чего он не мог бы выразить словами.

- Ребята, почему заплакал деловой человек?  И он не сердился на это, потому что чувствовал, что оно сделало его богаче.

      И когда, пошатываясь, опираясь  на палку, больной мог уже гулять по своему парку, он был уже совсем другим человеком. Ему уже стало казаться, что чувствами наделено всё, что его окружает. Вдали виднелся утёс. И деловой человек думал, что утёс тоже одинок и грустит о том, что тучка, ночевавшая на его вершине, оставила его и улетела.

  М.Ю. Лермонтов «Утёс».

- Какие строки этого стихотворения вас притягивают?

- Что общего между иллюстрацией и стихотворением? (Картина ещё лучше отражает мысли поэта-художника.).

     Однажды деловой человек увидел сосну, одиноко стоящую на «голой вершине». Её покрывал снег, ему казалось, что она тоскует о далёкой и такой же одинокой пальме.

М.Ю. Лермонтов « Сосна».

- Какие изобразительно-выразительные средства использует М.Ю. Лермонтов в этом стихотворении? (Олицетворения, антитезу, метафору)

-Назовите их.

- Дима, прочитай нам ещё одно стихотворение, а вы, ребята, подумайте: Что мог услышать деловой человек от листьев?

Леонид  Мартынов «Листья».

    Деловой человек  услышал, как горько сетуют листья, обыкновенные осенние листья, лежавшие кучей на панели, на тротуаре. Они жаловались, что их красоты никто не понимает. Даже художник-пейзажист, рисующий картины природы, равнодушно прошёл мимо них, неся свои кисти…

     Когда деловой человек снова появился среди тех, кто строил дома и мосты, его просто никто не узнал.

 - Что же случилось с ним после болезни?

 - Он сильно изменился. Не внешне, а внутренне.  Деловой человек теперь умел слышать музыку, видеть красоту окружающего мира, его завораживали стихи поэтов. А раньше никогда этого он не замечал.

  Теперь он умудрялся увидеть  даже ту улыбку, которая была спрятана глубоко в глазах. И навстречу этой спрятанной радости он улыбался так открыто, что она становилась явной. А когда замечал человека с печальным лицом, то, проходя, как бы случайно, мимоходом касался его руки, и тому становилось легче. И те, кто строил дома и мосты, стали строить их с радостью… В каждый кирпич дома была вложена частица этой радости каменщика. И дома уже не были серыми, а сверкали всеми цветами радуги, хотя их никто не красил. И люди полюбили жить в этих домах. И каждый, кто глядел на них, радовался той же радостью.

    Вот и подошла к концу наша сказка.

-Понравилась ли вам она?

- Чем она отличается от старых добрых сказок? (В этой сказке звучали стихи.)

- Для чего я вам её рассказала? (Особенность этой сказки заключается в том, чтобы показать, как поэзия влияет на душу людей, изменяет жизнь, делает мир прекрасней.) У каждого человека есть свой поэт, а я люблю стихи М.Ю. Лермонтова.

5. Вывод:

А теперь скажите:

- Так для чего же нужна поэзия?

- Поэзия открывает нам чувства людей. Помогает понимать людей и сочувствовать им. Мне нравится это слово, ребята!

- Какие ещё  слова с приставкой СО здесь будут уместны? Что означает эта приставка в словах? Как она меняет смысл слова? ( Испытывать чувства вместе с этим человеком).

- Какие же это слова?

                                               участие

                     СО                                   страдание        ЕДИНЕНИЕ

                                                                                    (ОБЩЕЕ) (на доске)

                                               чувствие

                                              переживание

- Настоящая поэзия проникнута сочувствием ко всему, что способно радовать нас в мире: к оленю, к дельфину, к журавлю, летящему в небе. Об этом замечательно сказал в своём стихотворении «Журавли» поэт Николай Алексеевич Заболоцкий. Когда я была такая же маленькая, как вы и прочитала это стихотворение, оно меня поразило. Послушайте его и скажите:

- О ком оно?

 Заболоцкий. «Журавли».

 - Так о ком же оно? А ещё?

 (Да ведь это стихотворение не о журавлях, а о людях!!!)

- Смотрите, как образно сказано:

               Два крыла, как два огромных горя, обняли холодную волну; (сравнение)

               И заря над ним образовала золотого зарева пятно… (эпитет)

- Как вы понимаете: вожак в рубашке из металла? (метафора)

- Погибая, птица погружается в воду, не может и крылом шевельнуть, как будто на ней металлическая рубашка.

- Или: белый журавль при свете зари кажется серебряным.

- Приблизительно это всё правильно. Нельзя точно перевести поэтическую строку на обычный язык. Да этого и не нужно. Многие стихи музыкальны, музыка сопутствует выразительности стиха. А как музыка помогла стихам,  вы услышите в песне «Лебединая верность» на стихи Андрея Дементьева в исполнении Евгения Мартынова. (видеоролик «Лебединая верность»).

 Эти стихи показали нам жестокость, равнодушие человека и самопожертвование птицы ради любимой.

6. Заключение.

- Ребята, давайте ещё раз скажем: Для чего же нужна поэзия? Какой чудодейственной силой она обладает?

 А ещё, ребята, поэзия учит мечтать, она зовёт вдаль.

О людях мечты, о людях, верных своему призванию, написано много стихотворений. Я прочту вам отрывок. Его написал Леонид Мартынов.

     В городе появился мечтатель. Он хочет, чтобы люди жили во имя большой цели, большой мечты. Здесь живут мещане, обыватели, они не понимают, чего хочет этот человек от них.  А он зовёт их в прекрасную сказочную страну мечты - Лукоморье. Мечта делает человека богаче.

Имел я такую волшебную флейту,

За мильоны рублей ту не продал бы флейту.

Разучил же на ней лишь одну я из песен:

«В Лукоморье далёком чертог есть чудесен!»

Собирайтесь со мною туда, в Лукоморье!

О! Нигде не найдёте вы края чудесней!

              ……………

Но сознайтесь!

Недаром я звал вас, недаром!

Пробил час – по проспектам, садам и бульварам

Все пошли вы за мною, пошли вы за мною.

Я веду вас по ясной широкой дороге.

Убедитесь: не к бездне ведёт вас прохожий.

…Реки, рощи, равнины, печаль побережий.

Разглядели? В тумане алеют предгорья.

Где-то там, за горами , волнуется море.

Горы, море… Но где же оно, Лукоморье?

Где оно, Лукоморье, твоё Лукоморье?

У каждого человека должна быть мечта, т.к. жизнь без мечты скучна и однообразна. А помогает нам мечтать поэзия. Ребята, читайте, учите стихи разных поэтов, они будут обогащать вашу душу, наполнять сердце красотой, учить вас видеть прекрасное в обыденном. Я хочу, чтобы поэзия стала сокровищем вашей души, вашим богатством, опорой и силой, направляющей вас по верному жизненному пути.

7. Задание на дом: На следующий урок принесите стихи любых поэтов, которые вам понравились, затронули ваши чувства, подготовьтесь их читать выразительно на конкурсе чтецов в классе.

               В стихах, которые мы рассматривали сегодня на уроке найти метафоры, эпитеты, олицетворения и выписать их себе в тетрадь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы 6 класс по теме "Роман А.С.Пушкина "Дубровский""

В данной презентации вы найдете материал ко всем урокам по изучению романа А.С.Пушкина "Дубровский"(история создания романа, вопросы к изучаемым главам, иллюстрации, задания)....

Презентация по русскому языку к уроку в 5 классе по теме "Для чего нужен план"

Данная презентация к уроку развития речи. В ней содержится разнообразный материал: загадки, сказки, работа с текстом, словарная работа и мн. др....

Урок литературы 5 класс по теме "Тема судьбы в легенде А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»".

План-конспект урока литературы 5 класса по теме "Тема судьбы в легенде А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»". Тип урока: традиционный....

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...