Сообщение на родительском собрании по теме: "Здоровый ребенок-успешный ребенок" (средний возраст)
консультация

Ирина Лебедева

В сообщении предложены рекомендации по самомассажу, говорится о значении ритмизации артикуляционной гимнастики, о  роли командного взаимодействия специалистов и родителей  в коррекции речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovyy_rebenok_-uspeshnyy_rebenok.docx22.58 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Здоровый ребенок - успешный ребенок»

(сообщение на родительском собрании в средней группе)

                                                                                   

                                                                                       Учитель-логопед

                                                                                        МБДОУ д/с № 6

                                                                                        И.Ю. Лебедева

                                       

«Что должны знать родители?»

Головной мозг ребенка к пяти годам по размеру и массе (90%) почти равен мозгу взрослого человека. Очень интенсивно идет процесс развития извилин и борозд головного мозга. Однако надо учесть, что у ребенка доминирует правое полушарие, отвечающее за образное восприятие, эмоциональную сферу и т.д., а левое полушарие, отвечающее за речь, логическое мышление еще не сформировано. Ребенок находится во власти эмоций, у него не уравновешены основные нервные процессы, преобладает возбуждение. Торможение обычно достигается с трудом. Поэтому ребенок часто отвлекается на занятиях и требует особенного внимания и терпения со стороны взрослых, как в детском саду, так и дома.

Артикуляционная гимнастика и самомассаж.

Мы развиваем подвижность артикуляционного аппарата, так как у детей нарушено звукопроизношение, обусловленное  недостаточностью иннервации артикуляционных мышц. Нарушения звукопроизношения при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы. В легких случаях имеются отдельные искажения звуков, «смазанная речь», в более тяжелых наблюдаются искажения, замены и пропуски звуков, страдает темп.

Артикуляционную гимнастику, которая представлена комплексами артикуляционных упражнений (показать их), проводим систематически, с учетом принципов от простого к сложному, опираемся на сохранные анализаторы, формируем уклады звуков. Артикуляционную гимнастику ритмизируем, то есть определяем в ритм песенки «Я-пеку, пеку, пеку», и другие, например  «зубы-ветер-горка-ссссссс», «зубы-фокус-чашка-шшшшш», «клоун-блинчик-парус-лллллл», «клоун-дятел-муха-ррррр».

Зачем мы ритмизируем артикуляционную гимнастику? Тем самым мы развиваем переключаемость и ритм артикуляционного аппарата. Последние настратвают артикуляцинный аппарат для произнесения звука и ребенок произносит звук правильно. Например при звуке «сссссс» (показать картинки-помощники для уклада звука -с-). Разберем, как он это делает:

1.ребенок растягивает губы в улыбке, ставит зубы вместе, кончик языка прижимает к нижним зубам;

2.воздушную струю пускает по середине языка (она холодная)

В артикуляционную гимнастику включаем самомассаж:

 -чередование надутых и втянутых щек («толстушка-худышка);

 -покусывание языка «тя-тя-тя» (правый бок, левый бок);

-расчесывние спинки языка, кончика языка (внутренней и внешней стороны);

-поглаживание языком щек сверху - вниз, по кругу с внутренней стороны полости рта;

-движения языком из стороны в сторону (по кругу по часовой стрелке и против) под верхней и нижней губками;

-укрепление кончика языка «дын-дын-дын» Зубы раскрыты на ширину пальца, губы растянуты в улыбке)

В артикуляционную гимнастику включаем упражнения на выработку направленной воздушной струи – это

«ветер», «фокус», «муха».

Используем мыльные пузыри.

Достижения технического прогресса неоднозначно влияют на развитие детского организма, центральную нервную систему, речь. На первом месте в списке вредных факторов-компьютер, телевизор. В некоторых семьях они работают часами как фон. Ребенок слышит быструю, непонятную речь, что может привести к психологическим и речевым комплексам. Детям не рекомендуется смотреть телевизор больше 30 минут в день, на экране которого постоянно присутствует реклама. Психика ребенка не устойчива и он не в состоянии оторвать взгляд от ярких картинок, поэтому механически  запоминает и повторяет рекламные слоганы. Необходимо следить за тем, чтобы информация, получаемая по телевидению, была разнообразной и познавательной, а так же соответствовала возрасту. Главный принцип - польза для здоровья и развития ребенка. С компьютером надо быть еще осторожней, так как компьютерные игры «затягивают» ребенка в виртуальный мир,  перевоплощают его в героя, и ребенок  начинает жить нереальной жизнью. «Общение» с компьютером ограничить до 5 минут в день.

Питание

Основной признак правильного питания заключается прежде всего в том, что оно является сбалансированным и в нем присутствуют абсолютно все наиболее важные пищевые компоненты. В общей сложности организму ребенка необходимы порядка 600 веществ в сутки. Эти 600 веществ - витамины, углеводы, белки, жиры, минеральные вещества,  микро- и макро- элементы – дают пластический материал для строительства новых здоровых клеток. Педиатры и гастроэнтерологи бьют тревогу из-за очень частого употребления таких продуктов, которые нанося непоправимый вред: чипсы и газировка, особенно кока-кола, копчености и маринованные овощи, сырая рыба в виде популярных блюд японской кухни, фаст-фуд - все это никоим образом не должно присутствовать в рационе малыша.

        Важно знать! По результатам 10-летнего мониторинга

состояния питания детей Российской Федерации, проводившегося ГУ  НИИ питания РАМН выявлен дефицит поступления кальция – одно из ключевых факторов, определяющих рост  -  в организме более чем у 80% детей, а также неадекватное соотношение кальция и фосфора в их рационе. При обследовании проводившемся Институтом питания в разных регионах России у большинства детей дошкольного и школьного возраста обнаружен недостаток необходимых витаминов: у 80-90% - витамина С, у 40-80%  - витаминов группы В и фолиевой кислоты, у более чем 40%  -витаминов А, Е и каратина. Нарушение питания приводит к росту количества детей со сниженными показателями физического развития, увеличению частоты заболеваний, связанных с дефицитом жизненно-важных веществ, обеспечивающих нормальное состояние организма.

Почему выявлен такой дефицит витаминов в организмах детей? Потому что  в индустриально развитых странах, в том числе и России остро стоит вопрос качественного пищевого дисбаланса.

        Прием витаминов должен быть в качестве профилактики для здоровых детей 10 месяцев в году, за исключением июля и августа. И неизбежно встает вопрос,- каким витаминным комплексам следует отдавать предпочтение? Желательно чередование разных групп витаминов. Витаминные составы нужно комбинировать, потому что каждая комбинация содержит свой комплекс витаминов, хорошо продуманный для определенных целей. На одном этапе вы будете насыщать организм ребенка витаминами группы А, Е, на другом этапе витамины группы В, затем витамин С, и так далее. Это будет наиболее разумный подход. Наиболее целесообразно применять витамины в первой половине дня, основную дозу надо принимать утром, во время завтрака, а вторую во время обеда.

   Любые нарушения  речи можно исправить -  важно не упустить время.

Мозг малыша обладает большими компенсаторными возможностями. Чем младше ребенок, тем больше у него возможностей для восстановительного потенциала и лучшего результата. Особенно значительный эффект на развитие речи оказывает раннее начало терапии. Поэтому 2 раза в год мы отправляем детей к неврологу с целью получения лечения. Важно отметить, что лечение расстройства речевой функции надо проводить комплексно, при участии педиатра, психиатра, невролога, дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога.

Может понадобиться помощь сурдолога, окулиста, эндокринолога, генетика. От специалистов и современных методик по коррекции, восстановлению речевой функции ребенка зависит многое, но не все. Основная роль принадлежит родителям, семье ребенка. Близким людям нужно объединиться с врачами, выполнять все назначения, домашние задания, идти одним путем, одной командой к намеченной цели. Комплексный медицинский подход и активное участие родителей в процессе развития речевой функции ребенка обязательно дадут положительный эффект.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: "Здоровый образ жизни подростка"

Разработка родительского собрания по теме :"здоровый образ жизни подростка" с презентацией...

Доклад для общешкольного родительского собрания На тему «Здоровье – самое дорогое, что есть у человека»

Представленый доклад предназначен для родителей. Раскрывает понятие "Здоровья"....

Общешкольное родительское собрание по теме: "Здоровый образ семьи- залог здорового ребенка"

Выступление на общешкольном родительском собрании по теме"Здоровый образ семьи - залог здорового ребенка". Данная тема является проблемой государственной важности. Проблема сохранения здоровья наших д...

Материал к родительскому собранию по теме "Здоровая семья- здоровый ребенок"

Данный материал ориентирован на родителей обучающихся основной школы- беседа+ презентация по теме "Здоровая семья-здоровый ребенок", заставляет задуматься родителей о  своем здоровом об...

Родительское собрание по теме "Здоровым быть здорово"

Родительское собрание в 5 классе направлено на формирование у родителей устойчивой мотивации по сохранению и укреплению здоровья своих детей, всех членов семьи....

Доклад на общешкольное родительское собрание по теме: «Здоровый образ жизни семьи - залог здоровья ребенка»

Данный материал может быть использован для выступления на родительском собрании....

Родительское собрание на тему:«Здоровый образ жизни семьи - залог здоровья ребенка»

Главная мысль статьи, что ребёнка надо приучать к здоровому образу жизни с самого раннего возраста и что и как родители для этого могут сделать....