Советы логопеда.
методическая разработка

Листовка "Советы логопеда"

"Семь вечеров с родителями"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Семь родительских вечеров».

Консультация для родителей старших дошкольников.

Семь дней в неделе пролетают,

Родители не замечают…

А можно каждый вечерок

Игрой увлечься на часок.

Пообщаться, речь развить,

Чтоб успешным в школе быть!

Предлагаем варианты игр, которые будут полезны для подготовки ребенка к школе. Они разделены: понедельник – словарь, вторник – грамматика и т. д. Это позволит сосредоточиться каждый день недели на определенном направлении в речевом развитии дошкольника.

ПОНЕДЕЛЬНИК.

Запоминай голова –

Будем мы играть в слова.

1. Кто больше называет,

    Тот и побеждает!

Ребенок должен продолжить начатую Вами цепочку слов, а после назвать обобщающее слово. Например: яйцо, кефир, конфеты, батон……. (Продукты питания).

2. Предмет представь и раздели,

    А части быстро назови.

Например:

Муха: голова, грудь, брюшко, ноги, крылья, усики

Ромашка: стебель, листья, корни, цветы (лепестки)

3. Красивые слова звучат

    В речи образной ребят…

Роза какая? Паук какой? Облако какое? Листья какие? (по несколько слов – признаков к одному слову).

4. Они работают умело,

    Как выполняют свое дело?

Перечислять последовательно действия представителей разных профессий. Швея берет (иголку), продевает (нитку), втыкает (в ткань)…

5. Много встречаем упрямых ребят,

    Наоборот сказать хотят:

Использовать разные части речи: грязный – чистый, кричать – шептать, тяжело – легко, друг – враг и т. д.

ВТОРНИК.

Сегодня игры «Изменяй»,

И новые слова встречай!

1. Начинай весёлый счёт

    прямо и наоборот:

Одна бабочка, две…

Десять бабочек, девять…

  1. 10…фиалок
  1. 1 …гвоздь

2. У игры есть точный план:

    Есть карлик, а есть великан!

Рука – ручка, ручища. Сапог – сапожок, сапожище. И т. д.

3. Приходи к обеду нашему,

    Угощаю соком, кашею…

Сок из винограда – виноградный, каша из гречи – гречневая…

4. Представь, мы в лесу с тобою гуляли,

    Чьи лапы, чей хвост там увидали?

У лисы – лисий хвост, лисьи лапы, лисья морда….

5. Теперь за грибами с лукошком собрались,

    И только съедобным мы улыбались.

Улыбались волнушкам, опятам, сыроежкам…

Ходили за волнушками, опятами, сыроежками…

Рассказали о волнушках, об опятах, о сыроежках…

СРЕДА

Звуки просятся играть,

Слова с ними сочинять!

1. Первый звук в словах меняй,

    Что получилось – называй.

С: мало – сало, дам – сам, бок -, дом-, бор-, мода-, лук-, ранки-, Клава-, Тоня-, лайка-, торт-.

Т: банк – танк, куча-, ночка-, ранец-, раз-, лапки-, права-, пачка-, санки -, пруды-.

2. Мама звуки называет,

    Сынок слово составляет.

Например: к, о, т – «кот» (называть звуки, а не буквы «ка», «тэ»). Можно усложнить: брать слова из большего количества звуков, либо произносить звуки не по порядку.

3. Слово получай,

    Где звук определяй!

Определение позиции звука в слове. Полные ответы! Например: в слове «дом» звук «м» слышится последним.

4. Звукам грустно поодиночке,

    Начинай игру «цепочка».

Например: танк – кот – туфли – иголка – абрикос – стол – и т. д.

5. Звуки в словах дружно живут,

    В живом – неживом их дети найдут.

Например: назвать слова со звуком «у», отвечающие на вопрос «кто?» (живое), и «что?» (неживое).

ЧЕТВЕРГ

Сегодня вечер букваря,

О чем нам буквы говорят?

1. Расскажите по секрету

    На что похожа буква эта!

К – пол жука, З – цифра 3, завитушка, П – перекладина и т. д. Может быть несколько вариантов с одной буквой.

2. Первый звук буквой ты обозначь,

    В уме остальные звуки спрячь!

Например:

Уши

Тапки

Куст

Апельсин

Если ребенок правильно обозначит первые звуки в Ваших словах у него должно получиться новое слово.

3. Буквы писали, а после стирали,

    И половинки их потеряли!

Перед ребенком написаны верхние половинки букв загаданного слова. Дописывать нижние части букв можно не по порядку, какую букву быстрее узнает – ту и дописывает первой. В итоге нужно прочитать зашифрованное слово.

4. Мама написала буквы в ряд.

    Где есть ошибка – спросим ребят.

Перед ребенком написан ряд букв. Одни написанные верно, другие – зеркально. Надо зачеркнуть неправильно написанные буквы.

5. В текст смотри и не зевай,

    Нужную букву ты выделяй.

Например, зачеркнуть букву И, подчеркнуть букву Н. (На определенном промежутке текста).

ПЯТНИЦА

Пятница любит слушать рассказы,

По одному и несколько сразу.

1. Есть начало, а конец?

    Если продолжишь  - ты молодец!

Вы начинаете рассказ, ребенок придумывает продолжение. Например: Однажды Катя приехала в деревню к бабушке. Вышла во двор и увидела…

2. Завтра будет выходной,

    Чем займем его с тобой?

Составляется рассказ на тему «Как я проведу выходной день».

3. Я из глины фигурку слепила,

    А после о ней рассказ сочинила.

Составляется рассказ – описание по плану:

Что? Какой? Детали предмета. Из чего сделан?  Его назначение. Отношение к нему.

4. Животные в сказках волшебные есть.

    Что в них от коровы и ослика есть?

Игра – описание несуществующего животного. Например: голова утки, туловище крокодила, хвост лошади. Рассказать, чем может питаться такой зверь, где жить, кто у него «друзья», а кто «враги». Какую пользу или вред приносит?

5. В гости к сказке постучимся,

    Сколько их – определимся.

Соединить фрагменты трех сказок. Ребенок должен угадать сказки и пересказать каждую. Например: Спрятались сестрица с братцем под яблонькой, гуси – лебеди и не заметили их, пролетели мимо. А навстречу медведь идет и говорит: «сяду на пенек, съем пирожок». Колобок отвечает: «не ешь меня, я тебе песенку спою».

СУББОТА

Суббота пальцы тренирует,

Над памятью, умом колдует.

Для развития речи важен уровень развития восприятии, внимания, памяти, мышления, соответствующий 6 – 7 летнему возрасту. Развитие мелкой моторики рук активизирует развитие речевых центров мозга.

1. Контур рисунка укрась семенами,

    Что на нем было – перечисляем.

Ребенок выкладывает контур отдельной крупной фигуры или простого сюжета. Потом отворачивается и вспоминает подробно, что изображено на картинке.

2. Дочка узелки вязала,

    Что слышала – запоминала.

Ребенок завязывает узелки на веревочке, шнурке и вслушивается: капает вода из крана, проехала машина за окном, тикают часы…

3. В чудесном мешочке спряталось это,

    Ты поделись, рассуждай по секрету.

В мешочек, который не просвечивает, складываются несколько предметов. Ребенок, ощупывая их, произносит «догадки»: какие части есть, из какого материала сделан, какого размера  и др. Есть угадывает название – получает поощрительный приз.

4. Двумя руками дружно крошу,

    Фигуры из манки потом нахожу.

Ребенок одновременно двумя руками захватывает в щепотку манную крупу и перетирая ее между пальцами, сыплет крупу на плоскость (можно на цветную бумагу) таким образом, чтобы получились геометрические фигуры (аналогично можно сыграть с буквами и цифрами).

5. В каждой картинке буквы таятся,

    Могут в кусте и доме встречаться.

Перед ребенком красочная картинка или иллюстрация к сказке. Надо всмотреться в нее и найти как можно больше изображений букв. Даже если они «не стоят, а лежат. Главное – они написаны не зеркально!

ВОСКРЕСЕНЬЕ

Вот добрались до воскресенья,

День новых открытий иль повторения?

Сказку поведать, стихотворение?

Лишь было б хорошее настроение!

В последний день недели можно:

- Учить стихи: выразительно, последовательно, постепенно увеличивая количество строк.

- Повторить материал, который оказался «трудным», «хитрым» в течение недели.

- Заняться пересказом сказок по возрасту.

- По аналогии с предложенными играми придумать или подобрать  новые.

- Вспомнить и перечислить, как играли в течение недели и тогда состоится увлекательный диалог  - соревнование. Кто вспомнить больше: родители или ребенок? Оставьте последнее слово за сыном (дочкой), чтобы в новой неделе ему (ей) захотелось повторить и закрепить свой успех (победу)!

Терпения Вам и увлеченности совместными играми!

Результат приятно удивит!

С уважением, учитель – логопед Кошлева Г.А.

Литература:

И. С. Лопухина «Логопедия: 550 занимательных упражнений для развития речи». (М. 1996г.).

Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук  «Мяч и речь» (С – Пет. 2001г.).

М. Н. Ильина «Подготовка к школе». (С – пет. 1998г.).

Л. Ф, Тихомирова «Упражнения на каждый день»: логика для дошкольников». (Яр. 1997г.).

Личные разработки.



Предварительный просмотр:

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

  1. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
  2. Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.
  3. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите "Что он делает?" вместо «Он играет?»
  4. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
  5. Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.
  6. Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.
  7. Если вам ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.
  8. Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.
  9. Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.
  10. Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

  1. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
  2. Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.
  3. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите "Что он делает?" вместо «Он играет?»
  4. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
  5. Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.
  6. Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.
  7. Если вам ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.
  8. Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.
  9. Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.

Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА

Консультации для родителей детей дошкольного возраста....

10 простых советов логопеда родителям.

Советы для родителей, как развивать речь ребенка с раннего возраста. Материал будет полезен для родителей, воспитателей ДОУ, логопедам....

Советы логопеда

1. Верьте в силы ребёнка. 2. Сопереживайте, радуйтесь и огорчайтесь вместе с ним. 3. Обучайте в игре. 4. Умейте выслушать ребёнка. 5. Перед отработкой речевого материала нацельте ребёнка на правил...

Советы логопеда

Советы логопеда по проведению артикуляционныз упражнений....

Советы логопеда будущей маме.

Консультация для женщин, которые решились стать мамой....

Советы логопеда

эти советы помогут родителям при общении с ребёнком, при выполнении домашнего задания учителя-логопеда.  Ускорят процесс правильной речи....

Готов ли ваш ребенок к школе? Методика определения и советы логопеда.

Данная методика определения готовности ребенка к школе полезна родителям, логопедам, учителям начальных классов и воспитателям ДОУ....