Методическая помощь для родителей, учителей и обучающихся.
материал

Методическая помощь для родителей и обучающихся 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гимнастика для глаз для детей

Из-за того, что глазодвигательные мышцы находятся в постоянном напряжении, периодически возникает необходимость предоставлять им отдых. Именно поэтому, гимнастика для глаз, особенно для детей, должна проводиться каждый день, для исключения развития близорукости, которая начинается со спазма аккомодации. В противном случае, высока вероятность развития нарушения зрения.

Установлено, что упражнения для глаз способствуют быстрому снятию усталости, а также облегчают зрительную работу. Достигается это путем улучшения кровоснабжения. К тому же, комплекс упражнений поможет восстановить зрение, если проблемы уже имеются.

Существует специальная гимнастика для глаз, для профилактики у дошкольников патологии зрительного аппарата. Обычно она включает в себя следующий комплекс упражнений:

Упражнения для глаз для детей №1
 

Раз -налево, два — направо,

Три -наверх, четыре — вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя мышцу глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмем немного

Точки возле своих глаз.

Сил дадим им много-много,

Чтоб усилить в тыщу раз!

Упражнения для глаз для детей №2
 

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Вправо, влево, кругом, вниз,

Повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза.

Видеть лучше будем сразу.

Гимнастика для глаз для детей: упражнение №3

Глазки вправо, глазки влево,

И по кругу проведем.

Быстро — быстро поморгаем

И немножечко потрем.

Посмотри на кончик носа

И в «межбровье» посмотри.

Круг, квадрат и треугольник

По три раза повтори.

Глазки закрываем,

Медленно вдыхаем.

А на выдохе опять

Глазки заставляй моргать.

А сейчас расслабились

На места отправились.



Предварительный просмотр:

Причины и профилактика гиподинамии

Симптомы гиподинамии

Гиподинамия – это состояние, которое сопровождается огромным количеством симптомов, большинство из которых – это и есть следствие недостаточной физической активности. Можно выделить следующие основные признаки: вялость, сонливость; плохое настроение, раздражительность; общее недомогание, усталость; снижение аппетита; нарушение сна, снижение работоспособности.

Подобные симптомы периодически может ощущать практически каждый человек, но мало кто связывает их с гиподинамией. Поэтому при появлении таких признаков следует задуматься, достаточно ли времени вы уделяете физическим тренировкам. Длительное снижение физической активности приводит к атрофическим изменениям в мышцах, костной ткани, нарушается обмен веществ, снижается синтез белка. Гиподинамия крайне неблагоприятно сказывается на работе головного мозга, возникают головные боли, бессонница, люди становятся эмоционально неуравновешенными. Еще один из признаков гиподинамии – повышение аппетита, в результате чего увеличивается количество потребляемой пищи.

Сниженная физическая активность и чрезмерное питание могут довольно быстро привести к развитию ожирения, что способствует возникновению нарушений жирового обмена и атеросклероза. Известно, что наличие атеросклероза значительно повышает риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний. Этому способствует и повышение ломкости кровеносных сосудов, что также является следствием нарушения обмена веществ.

Немалое внимание должно уделяться физической активности у детей, особенно школьного возраста. При длительном сидении за партой происходит застой крови в сосудах нижних конечностей, что приводит к обеднению кровоснабжения других органов, в том числе и головного мозга. В результате ухудшаются мыслительные процессы, память и концентрация внимания. Кроме того, у малоподвижных детей слабая мышечная система. Из-за слабости мышц спины у них формируются нарушения осанки. Как мы видим, последствия гиподинамии могут выражаться в нарушении функций многих органов и систем, причем зачастую такие нарушения с низкой физической активностью связывают в последнюю очередь, хотя на самом деле это не так.

Профилактика гиподинамии

Очевидно, что меры профилактики должны быть направлены на увеличение физической активности у каждого человека. Детей необходимо с раннего детства приучать к ежедневному выполнению утренней зарядки, активным играм на свежем воздухе, обязательному посещению уроков физической культуры в школе, очень полезно посещение спортивных секций.

В последнее время стали широко распространены спортивные центры и фитнес-клубы, регулярное посещение которых – отличная профилактика гиподинамии. Тем не менее отсутствие возможности посещать спорткомплексы не должно быть причиной недостаточной физической активности.

Вот некоторые виды физической культуры и спорта, наиболее полезные для здоровья.

Быстрая ходьба – один из самых удобных видов физических упражнений. Все, что вам нужно, это удобная обувь и дорожка. Шаг должен быть шире, а темп -интенсивнее, чем при обычной ходьбе. Постарайтесь идти со скоростью от 4 до 9 км в час.

Бег трусцой - по сути, это просто медленный бег, считается лучшим средством для укрепления сердечно-сосудистой системы. Необходима соответствующая обувь.

Езда на велосипеде. Велосипед - прекрасное средство для занятий спортом. При езде сжигается до 700 калорий в час. Единственное условие, предъявляемое к этому виду спорта – это быть внимательным и соблюдать меры предосторожности, чтобы не попасть в ДТП.

Плавание. При плавании задействуются все основные группы мышц, оно также помогает сохранить подвижность суставов и не менее полезно для сердечно-сосудистой системы, чем бег трусцой. Поскольку плавание создает более мягкую нагрузку на организм, его рекомендуют страдающим артритом, болями в спине, а также людям с избыточным весом.

Ученые обнаружили, что усиленная физическая активность влияет на количество химических веществ в мозгу, отвечающих за эмоциональное состояние человека (таких, как дофамин, норадреналин и серотонин). Вот почему многие говорят, что чувствуют себя особенно хорошо после таких занятий.

Необходимо понять самое главное. Наш организм устроен так, что он просто нуждается в постоянном движении. Для этого нужны самодисциплина и организованность. Всякое занятие чем-либо требует усилий, особенно тех, которые связаны с физической активностью, но все неудобства и жертвы не идут ни в какое сравнение с опасностями, которые кроются за пассивным сидячим образом жизни.

Регулярные физические тренировки резко снижают заболеваемость населения, благотворно влияют на психику человека (на его внимание, память, мышление), способствуют эффективному воспитанию ценных личностных качеств (настойчивости, воли, трудолюбия, целенаправленности, коллективизма, коммуникабельности), вырабатывают активную жизненную позицию. Кроме того, занятия физкультурой помогают людям всех возрастов более эффективно использовать своё свободное время, а также способствуют отвыканию от таких социально и биологически вредных привычек, как употребление спиртных напитков и курение.



Предварительный просмотр:

Примерный комплекс упражнений с обручем.

1)И.п - стойка ноги врозь, обруч внизу

1-обруч вверх, подъём на носки;
2-и.п
3- обруч вверх, подъём на носки;

4-и.п


2)И.п -узкая стойка ноги врозь внутри обруча

1-обруч вверх;
2-и.п 
3- обруч вверх;

4-и.п

3)И.п -широкая стойка ноги врозь, обруч вверх горизонтально

1-наклон влево;
2-и.п 
3-наклон вправо;
4-и.п


4)И.п - стойка ноги врозь, обруч за спиной вертикально

1-отведение обруча назад;
2-и.п;
3-отведение обруча назад;

4- и.п.


5)И.п- стойка ноги врозь, обруч перед собой, на уровне груди:

1-скрещивание рук, правая рука сверху;
2-и.п;
3- скрещивание, левая рука сверху;
4-и.п. 

6)И.п -широкая стойка ноги врозь, обруч вверх, вертикально 

1-обруч к правой;
2-и.п ;
3- обруч к левой;
4-и.п.



7)И.п -узкая стойка ноги врозь, обруч вверх вертикально

1-обруч к правой;
2-и.п ;
3- обруч к левой;
4-и.п.

8)И.п- ноги вместе, обруч впереди

1-мах правой ногой, достать до обруча;

2- и.п;

3- мах левой ногой, достать до обруча;

4- и.п.


9)И.п -узкая стойка ноги врозь, с права обруч:

1-пролезть сквозь обруч;
2-и.п слева;
3- пролезть сквозь обруч;
4-и.п справа. 


10)И.п -стоя в обруче, руки на пояс: 

1-прыжок из обруча вправо;
2-прыжок, и.п;
3- прыжок влево;
4-прыжок,и.п.



Предварительный просмотр:

Физкультминутки – это кратковременные физические упражнения, проводимые с целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности.

Физкультминутка. А часы идут, идут
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

 

Физкультминутка. Белки
Белки прыгают по веткам.
Прыг да скок, прыг да скок!
Забираются нередко
Высоко, высоко! (Прыжки на месте.)

 

Физкультминутка. Будем прыгать и скакать!
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)

Будем прыгать, как лягушка
Будем прыгать, как лягушка,
Чемпионка-попрыгушка.
За прыжком — другой прыжок,
Выше прыгаем, дружок! (Прыжки.)

Ванька-встанька, (Прыжки на месте)
Приседай-ка. (Приседания.)
Непослушный ты какой!
Нам не справиться с тобой! (Хлопки в ладоши.)

Вверх рука и вниз рука
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз — хлопок и вверх — хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем — будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)

Физкультминутка. Весёлые гуси
(Музыкальная физкультминутка)
(Дети поют и выполняют разные движения за педагогом.)
Жили у бабуси
Два весёлых гуся:
Один серый,
Другой белый,
Два весёлых гуся.
Вытянули шеи —
У кого длиннее!
Один серый, другой белый,
У кого длиннее!
Мыли гуси лапки
В луже у канавки.
Один серый, другой белый,
Спрятались в канавке.
Вот кричит бабуся:
Ой, пропали гуси!
Один серый,
Другой белый —
Гуси мои, гуси!
Выходили гуси,
Кланялись бабусе —
Один серый, другой белый,
Кланялись бабусе.

Весёлые прыжки
Раз, два — стоит ракета.
Три, четыре — самолёт.
Раз, два — хлопок в ладоши, (Прыжки на одной и двух ногах.)
А потом на каждый счёт.
Раз, два, три, четыре —
Руки выше, плечи шире.
Раз, два, три, четыре —
И на месте походили. (Ходьба на месте.)

Ветер
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше. (Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают, на «выше, выше» — выпрямляются.)

Ветер веет над полями
Ветер веет над полями,
И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья —
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)
Там немного отдохнём. (Дети садятся.)

Ветер тихо клен качает
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет:
Раз — наклон и два — наклон,
Зашумел листвою клен. (Ноги на ширине плеч, руки за голову. Наклоны туловища вправо и влево.)

Вечером
Вечером девочка Мила (Шагаем на месте.)
В садике клумбу разбила, (Прыжки на месте.)
Брат ее мальчик Иван (Приседания.)
Тоже разбил… стакан! (Хлопаем в ладоши.)

Видишь, бабочка летает
Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)
На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком.)
— Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)
Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.)
За день, за два и за месяц… (Шагаем на месте.)
Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)
Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)
Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)
(Г. Виеру)

Вместе по лесу идём
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся.)



Предварительный просмотр:

Причины и профилактика сколиоза

Сколиоз — состояние, которое характеризуется искривлением позвоночника во всех плоскостях: вправо, влево, вперед, назад; а также вокруг всех его осей. В таком состоянии позвоночник похож на перекрученную виноградную лозу. Чаще всего сколиоз встречается у детей, особенно опасно, когда такой диагноз ставят деткам в дошкольном возрасте, потому что сколиоз бурно прогрессирует в период с 5 до 7 лет. Сколиоз у подростка не так опасен, потому что есть надежда, что болезнь развиваться не будет.

Врачи разделяют два понятия: сколиоз и сколиотическая болезнь. При сколиозе наблюдаются изменения в самих позвонках, правильную форму которых вернуть уже нельзя. А при сколиотической болезни таких изменений нет, имеется только дисгармония мышц: с одной стороны позвоночника они сильнее, а с другой слабее. Такой мышечный дисбаланс является причиной бокового искривления позвоночника. Следовательно, укрепляя мышцы спины, можно избавиться от дефектов осанки. Не леченная сколиотическая осанка может превратиться в сколиоз.

Причины сколиоза:

— длительное пребывание в одной позе;

— неудобные и неправильно подобранные в соответствии с ростом ребенка парты и письменные столы;

— недостаток физической нагрузки;

— ношение тяжестей (особенно в одной руке);

— нарушение зрения;

— заболевания внутренних органов;

— врожденные дефекты.

5 основных групп сколиоза:

  1. Сколиозы мышечного происхождения. Плохо развитые мышцы и связки не могут обеспечить нормальное развитие позвоночника. Например, рахитический сколиоз возникает вследствие дистрофического процесса в нервно-мышечной ткани (наряду с таковыми в скелете).
  2. Сколиозы неврогенного происхождения возникают при полиомиелите, спастическом параличе, радикулите. Сюда же относят сколиозы, обусловленные дегенеративными изменениями в межпозвонковых дисках.
  3. Врожденные сколиозы возникают в результате нарушенного костного развития.
  4. Сколиозы, причиной которых являются заболевания грудной клетки: эмпиема плевры, обширные ожоги, пластические операции.
  5. Сколиозы, причины возникновения которых еще не изучены.

В зависимости от того, какой отдел позвоночника искривлен, выделяют следующие варианты сколиоза:

— «сутуловатость»: увеличение грудного изгиба в верхних отделах при прямой пояснице;

— «круглая спина»: увеличение грудного изгиба на всем протяжении грудного отдела позвоночника;

— «вогнутая спина»: усиление изгиба в поясничной области;

— «кругло-вогнутая спина»: увеличение грудного изгиба при увеличении поясничного изгиба;

— «плоско-вогнутая спина»: уменьшение грудного изгиба при нормальном или несколько увеличенном поясничном изгибе.

Степени тяжести сколиозов

Сколиоз I степени: боковое отклонение позвоночника до 10 градусов и несильное его скручивание (его видно на рентгеновском снимке).

Сколиоз II степени: угол искривление 10-25 градусов, выраженное скручивание позвоночника (может определяться горбик), наличие компенсирующих изгибов (позвоночник искривляется в другую сторону и становится s-образным). На рентгеновском снимке отчетливо видна деформация позвонков.

Сколиоз III степени: угол искривления 25-40 градусов, сильная деформация позвонков, формирование большого горба. В местах наибольшего искривления позвонки приобретают клиновидную форму.

Сколиоз IV степени: угол искривления 40-90 градусов, обезображивание фигуры: задний и передний реберные горбы, деформация таза и грудной клетки, кино сколиоз грудного отдела.

Группы риска:

— дети с наследственной предрасположенностью к сколиозу;

— дети, много занимающиеся музыкой (скрипка и аккордеон особенно способствуют искривлению позвоночника);

— быстро растущие и худые;

— дети из школ и детсадов с повышенной нагрузкой.

Как проверить, есть ли у Вас или Ваших близких сколиоз?

  1. Станьте спиной к стене или к двери. Если человек стоит правильно, то его позвоночник образует вогнутую кривую в области шеи и талии (поясницы), выпуклую — в области груди и таза, прикасаясь в этих местах к стене. Между позвоночником и стеной в области шеи и поясницы остаются промежутки, которые равны толщине ладони обследуемого. Если эти расстояния больше, то имеются нарушения осанки.
  2. Найдите у основания шеи выпирающий седьмой шейный позвонок. Возьмите любой грузик на ниточке (отвес) и, приложив к этому выступающему месту, посмотрите: проходит ли отвес ровно вдоль позвоночника и далее между ягодиц? Если да, то все нормально. Если не проходит, то сколиоз есть.
  3. Нагнитесь вперед, посмотрите, не выпирает ли одна из лопаток. Можно проверить себя при помощи зеркала: в нем хорошо видны все изменения осанки.

Сколиоз (особенно III и IV степеней) опасен тем, что способствует нарушению работы всех органов и систем: страдает сердце, легкие, кровообращение, органы брюшной полости, нервная система. У людей со сколиозом раньше развивается остеохондроз. Кроме этого сколиоз — косметический дефект, давящий на психику человека и мешающий жить полной жизнью.

Сколиоз может сопровождаться лордозом (сильный изгиб позвоночника вперед) или кифозом (изгиб назад), деформациями лопаток, грудины и мышц. Кифоз (горб) и лордоз по сути разные заболевания, но они часто сопутствуют друг другу, потому что если в одном отделе позвоночника развивается кифоз, то в другом компенсаторно возникает лордоз, и наоборот.

У человека есть физиологические лордозы и кифозы: в норме небольшой кифоз присутствует в верхней части грудного отдела позвоночника, в области крестца и копчика. Лордоз в норме имеется в нижнегрудном, поясничном и шейном отделах позвоночника. Глубина физиологических изгибов соответствует толщине ладони человека.

Сколиоз обычно возникает в 6-7 лет, что связано с резко увеличивающейся нагрузкой на позвоночник (начало занятий в школе). Второй стимул для развития сколиоза наблюдается в 12-13 лет — при интенсивном росте. С возрастом искривление позвоночника только усугубляется, деформация усиливается, позвоночник словно закручивается вокруг своей оси. Деформации поддаются исправлению только до 14 лет: еще не закрыты ростковые зоны позвонков. После этого сколиоз уже вылечить нельзя, но можно стабилизировать состояние человека и замедлить деформацию позвонков с помощью лечебной гимнастики, массажа, физиотерапии. Цель этих методов — формирование так называемого мышечного корсета из мышц живота, поясницы, спины, мышц шеи и плеч. Мышечный корсет поддерживает позвоночник в правильном положении, таким образом, уменьшается выраженное искривление.

Придумывать самостоятельно комплекс упражнений для укрепления мышечного корсета нельзя, потому что некоторые виды упражнение при сколиозе категорически запрещены (прыжки, поднятие тяжестей, упражнения на растяжку и гибкость). Растяжка при сколиозе не рекомендуется, потому что человек растягивает, прежде всего, здоровые отделы позвоночника, которые и так очень подвижны. Из-за этого сколиоз развивается быстрее, поэтому при сколиозе не надо висеть на турниках или на шведских стенках.

Правильно подобранные упражнения лечебной гимнастики должны укреплять мышцы, а не усугублять течение сколиоза. Все упражнения выполняются медленно и плавно, с минимальной амплитудой, при этом позвоночник должен быть практически неподвижным. Нормализовать мышечный тонус, увеличить подвижность суставов, улучшить кровообращение помогают мануальная терапия и массаж. Во время их выполнения усиливается питание тканей, а это обеспечивает в свою очередь укрепление и более интенсивное развитие мышц.

С помощью корсета можно принудительно придать позвоночнику нужную форму. Самое главное, чтобы корсет был правильно подобран и не сдавливал внутренние органы. Но увлекаться корсетами не надо, так как постоянное искусственное поддержание позвоночника в нужном положении способствует бездействие и ослаблению собственных мышц, что, в конечном итоге, усугубляет сколиоз. Поэтому если и носить корсет, то недолго, а еще лучше создавать свой собственный мышечный корсет. Мануальная терапия может помочь на ранних стадиях сколиоза, но только при условии, что она проводится опытным специалистом.

Кифоз (горб) на ранней стадии лечат с помощью специальных укладок, при которых пациента кладут на некоторое время в наиболее правильное положение, разгружая позвоночник.

Эффективность лечения во многом зависит от степени деформации позвоночника. В большинстве случаев врожденные патологии поддаются коррекции труднее. Детей старшего возраста и взрослых пациентов часто приходится оперировать. Хирургическую коррекцию проводят при III и IV стадиях сколиоза. Во время операции металлическими стержнями фиксируют позвоночник, после чего пациент носит гипсовый корсет в течение нескольких месяцев. После операции объем легких не увеличивается, но улучшается насыщение крови кислородом. В дальнейшем рассматривается возможность проведение (и непосредственно проведение) перераздувания легких с помощью устройств, создающих положительное и отрицательное давление во время дыхания.

Лечение сколиоза будет эффективным, только если регулярно выполнять назначенные упражнения, постоянно следить за правильной осанкой, делать массаж спины, разумно чередовать занятия занятия и активный отдых, консультироваться с врачом-ортопедом. Кроме этого, нужны консультации гастроэнтеролога, невропатолога, отоларинголога и стоматолога.

Враги красивой осанки

  1. Спальное место. Полезно спать на жесткой кровати, лучше всего в положении на животе или на спине. Подушка не должна быть слишком большой и мягкой. Идеальным вариантом является использование ортопедических матрацев и подушек.
  1. Одежда и обувь. Развитию сколиоза способствуют тесная одежда (рубашки), мешающая нормальному росту и развитию грудной клетки. Вредно носить обувь «на вырост», тесную или неудобную. Неправильное положение ноги приводит к плоскостопию и к отдаленному результату — искривлению позвоночника. Если у ребенка обнаруживается плоскостопие или косолапость, нужно немедленно заняться лечением этих заболеваний. Взрослым при сколиозе нежелательно носить обувь на высоком каблуке и на шпильке.
  1. Сумки. Самый верный путь к сколиозу — ношение сумки в одной руке. Для школьников предпочтительнее выбирать ранцы с жесткой спинкой и широкими лямками. Рюкзак должен быть подобран по размеру. И для взрослых людей рюкзаки предпочтительнее сумок.
  1. Рабочее место должно быть удобным и хорошо освещенным. Высоким школьника не подходит сидеть на низком стуле и за низкой партой. Если ребенок низкого роста и не достает ногами до пола (сидя за столом), сделайте ему подставку, чтобы тазобедренные и коленные суставы были согнуты под прямым углом. Те же правила применимы и к сидению за компьютером. Очень важно, чтобы мебель подходила школьнику по росту. На состоянии осанки плохо сказывается недостаточное освещение и нарушение зрения, потому что в этом случае ребенок сидит сгорбившись и низко наклоняется над книгами и тетрадями.

Работникам офисов, проводящим на работе 7-8 часов, важно правильно организовывать рабочее место, потому что сидячая работа оказывает огромную нагрузку на позвоночник. Высота стола должна быть на 2-3 см выше локтя опущенной руки сидящего, а высота стула не должна превышать высоту голени. При работе за письменным столом нужно опираться на оба локтя, обе ноги, спина должна вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб. Между грудью и краем стола должен помещаться кулак.

  1. Режим дня должен быть рациональным: сидячую работу нужно чередовать с физической разминкой. У школьников это могут быть физкультминутки. Детям при работе за компьютером нужно делать перерывы каждые 15-20 минут. Полезным будет записать ребенка на спортивную секцию. Работники офисов каждые 45 минут должны делать перерывы на 5-10 минут, и в это время выполнять небольшую гимнастику, чтобы размять затекшие мышцы. Очень полезны как для детей, так и для взрослых прогулки, занятия туризмом, плавание.

Упражнения для укрепления мышц спины

  1. Исходное положение (и.п.) — лежа на животе. Приподнимите голову и плечи, руки сцепите на затылке, локти разведите в стороны.
  2. И.п. — то же, руки в стороны. Поочередно и одновременно приподнимайте выпрямленные ноги, не отрывая таз от пола.

Упражнения для укрепления мышц брюшного пресса

  1. И.п. — лежа на спине, руки вдоль туловища, поясница прижата к полу. Поочередно и одновременно приподнимайте выпрямленные ноги.
  2. И.п. — то же самое. Делаем плавный переход в положение сидя, сохраняя при этом правильную осанку.

Упражнения для укрепления боковых мышц туловища

  1. И.п. – лежа на правом боку, правая рука вытянута, левая располагается вдоль туловища. Приподнимайте и опускайте левую ногу. То же самое упражнение проделайте на левом боку.
  2. И.п. – то же, правая рука вытянута, левая ладонь упирается в пол. Медленно приподнимайте и опускайте обе выпрямленные ноги. То же самое упражнение сделайте на левом боку. Движения при этом должны быть плавными, ритмичными (одно движение выполняется за 2-3 секунды).

Упражнения для формирования правильной осанки

  1. Прислонитесь плотно к стене, спина при этом расправлена, плечи чуть разведены в стороны, подбородок приподнят (правильная осанка). Затем сделайте 2 шага вперед, присядьте, встаньте. Вновь примите правильное положение тела.
  2. И.п. – лежа на спине. Голова, туловище, ноги расположены на одной линии, руки прижаты к туловищу. Приподнимите голову и плечи, зафиксируйте положение тела, медленно вернитесь с и.п.
  3. Упражнение с грузом на голове (мешочек с песком или толстая книга): приседайте, ходите с сохранением правильной осанки, а также перешагивайте через препятствия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая помощь для родителей, учителей и обучающихся

Методическая помощь родителям и детям о здоровом образе жизни...

Методическая помощь для родителей, учителей и обучающихся

Календарь спортивных мероприятий  в городе Челябинск на 2019 год - http://74-sport.ru/Page/49620e8e-d724-4557-840f-92eb170b5d8e...

Методическая помощь для родителей, учителей и обучающихся

Календарь спортивных мероприятий  в городе Челябинск на 2019 год - http://74-sport.ru/Page/49620e8e-d724-4557-840f-92eb170b5d8e...

Методическая помощь для родителей и учителей

Материал для родителей и учителей...

Методическая помощь для родителей и учителей

https://onlinetestpad.com/ На данном сайте вы можете пройти онлайн-тесты на различные спортивные темы....

Методическая помощь для родителей и учителей

Здесь представлены материалы, которые будут полезны для родителей и учителей....