ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЕ В РАМКАХ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
статья

Куликова Наталья Владимировна

Чем раньше начать реабилитационную работу с семьей, тем эффективнее будет нормализация эмоционального, психического состояния ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_na_konferents.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Куликова Н.В.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЕ В РАМКАХ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

В рамках Психолого-медико-педагогической комиссии г. Владимир осуществляется комплексная помощь семье. Чем раньше начать реабилитационную работу с семьей, тем эффективнее будет нормализация эмоционального, психического состояния ребенка. Содержанием деятельности ПМПК, является проведение комплексной психолого-медико-педагогической диагностики детей и подростков с рождения до 18 лет. Первичное педагогическое обследование, включающее выявление общей осведомленности, сформированность учебных навыков, знаний по письму, чтению, математике проводит учитель-дефектолог.

Направления работы дефектолога ПМПК:

- Экспертно-диагностическое направление является центральным в деятельности ПМПК. Основной задачей можно считать прогнозирование возникновения трудностей при обучении, определение причин и механизмов уже возникших учебных проблем. На первичном дефектологическом обследовании, нами анализируется соответствие выбранной программы, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка. В процессе диагностики сохраняться спокойная и доброжелательная обстановка. Специалисты стараются не создавать впечатление экзамена и усложнять положение обследуемого, диагностика происходит в игровой форме. Очень важно, для нас в беседах с родителями и детьми строго соблюдать нормы профессиональной этики, такта.

В заключении учителя-дефектолога, по итогам диагностики, отражается установленный актуальный уровень развития ребенка, подробно указываются необходимые приемы работы с ним (рекомендации родителям в устной и письменной форме). По итогам проведенного обследования, составляются рекомендации педагогам, которые будут проводить коррекционную работу с этим ребенком.

Анализ статистических отчётов ПМПК показывает, что в 2016-2017 году было обследовано 720 детей и подростков. Следует отметить, что большей части детей, обратившихся в ПМПК, рекомендовано обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с задержкой психического развития-31%, адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата-25%, по адаптированной основной общеобразовательная программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)-10 % детей.

- Консультативное направление. Это оказание педагогической помощи обучающимся, воспитанникам, их родителям, педагогическим работникам, администрации образовательных организаций в вопросах развития, воспитания и обучения; обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приёмам, повышающим эффективность взаимодействия с ребёнком, стимулирующим его возможности.

За 2016-2017 год специалистами ПМПК проведено 529 индивидуальных консультаций: с детьми - 145 ребенка, с родителями - 180 человек, со специалистами - 204 человека.

Работа учителя-дефектолога по сопровождению семьи, проводится в двух направлениях. Первое-изучение индивидуальных особенностей ребенка в целях разработки индивидуальной программы для проведения коррекционно-педагогической работы с ребенком и с последующим включением матери в этот процесс; второе - психолого-педагогическая поддержка матери и других членов семьи.

Нами разрабатываются рекомендации родителям и педагогам в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья; по запросу родителей и учителей организовываем дополнительное обследование учащихся, проводим индивидуальные консультации, выступления на методических объединениях педагогов. Разрабатываемые специалистом рекомендации носят частный и общий характер. Для работы с отдельными учащимися составляются рекомендации, позволяющие педагогу учитывать их индивидуальные особенности во фронтальной работе на уроках.

Наша работа с семьей начинается с момента обнаружения у ребенка того или иного физического или интеллектуального нарушения. В своих рекомендациях, мы отмечаем, на что, прежде всего, нужно обратить внимание в работе с ребенком. У одних детей на первый план выступает развитие их общей двигательной активности, у других — формирование произвольного внимания и т.д. Безусловно, параллельно проводится и развитие мыслительных операций, речи, формирование навыков целенаправленной деятельности и др. Важно, чтобы помощь детям со стороны родителей была адекватной и имела коррекционно-развивающую направленность. Советы дефектолога по использованию мер воспитательного воздействия, по установлению правильного отношения родителей к детям с отклонениями в развитии очень полезны, так как здесь имеют место крайности. В одних семьях на ребенка смотрят как на больного и несчастного, которому подчиняется вся жизнь семьи. За него делают все, даже то, что он смог бы сделать сам. Его ограждают от сверстников, боясь инфекций или насмешек. Бывают и другие случаи, когда к ребенку в семье предъявляют слишком высокие требования, не учитывая его психофизические возможности. Завышенная самооценка, сформированная родителями, приводит к тому, что ребенок берется за явно непосильные для него дела, не может их выполнить, нервничает, дает агрессивные вспышки, теряет веру в свои силы. Встречаются семьи, в которых детям уделяется недостаточно. Родители считают, что «все равно они ничего не могут» и совсем не уделяют им внимания. Во всех приведенных случаях нужна серьезная разъяснительная работа с родителями, которую нами ведется в комиссии. [1]

Не менее важны рекомендации по подготовке ребенка к школе. Известно, что для успешных занятий в школе нужно не просто научить ребенка грамоте, а повысить мотивацию к обучению, сформировать устойчивую произвольную и целенаправленную деятельность. Рекомендации показывают, как в процессе игровых занятий можно развивать восприятие, осмысленную память, научить навыкам самоконтроля и т.д. Нами обращается внимание родителей на необходимость систематической работы по развитию речи и мышления ребенка. За помощью в комиссию также обращаются воспитатели и учителя, работающие с детьми. Наши специалисты, вскрыв причины и характер тех или иных трудностей, дают конкретные рекомендации по их преодолению, коррекции в условиях учреждений, где находятся дети.

Появление в семье ребенка с проблемами в развитии может рассматриваться, как кризисная жизненная ситуация и нередко провоцирует распад семьи, что имеет негативные последствия как социально-экономического, так и психологического характера. Основная цель психолого-педагогической помощи семье состоит в необходимости формирования у родителей установки на готовность к положительным формам общения и взаимодействия со своим ребенком; в обучении родителей различным формам общения; в формировании навыков общения у родителей со своим ребенком и другими людьми.

На самом начальном этапе мы помогаем матери осознать роль в выделении у ребенка поведенческих ориентиров. Для этого в одно и то же время нами, в присутствии матери, проводятся с ребенком игры и упражнения, направленные на развитие эмоционального общения, ориентировочных реакций и определенных движений и действий. Дефектолог объясняет конкретную задачу каждого занятия; прослеживает динамику эмоционального, сенсорного и моторного развития ребенка; наблюдая, он корректирует характер общения и взаимодействия матери с ребенком; ориентирует ее на изменения характера общения в условиях семьи; обучает мать умению наблюдать за изменением поведения и реакций ребенка в разных ситуациях. [4]

Темы консультаций для родителей, проводимых учителем-дефектологом ПМПК: «Скоро в школу», «ЗУН детей 5-6 лет», «Условные нормы развития детей 6-7 лет», «Развиваем познавательные способности дома», «Школьные трудности, как их преодолеть?», «Что должен уметь ребенок в 3 года», «Развивающие игры для детей», «Растим умных детей», «Как правильно учить уроки?», «Игрушки для детей до 3 лет», «Как помочь ребенку успешно развиваться?», «Игры для «неговорящих» детей», «Интеллектуальное развитие школьников».

Итоговым достижением нашей работы с родителями является то, что они могут наладить контакт со своим ребенком. Родители проявляют заинтересованность и самостоятельность в его воспитании; умеют наблюдать за ребенком и делать выводы из своих наблюдений. Создают ситуацию делового сотрудничества.

- Коррекционно-развивающее направление. Коррекционно-развивающая форма работы предполагает непосредственное включение родителей в процесс работы, их целенаправленное обучение, сопровождение и психологическую поддержку.

Основной формой организации нашей работы являются групповые и индивидуальные занятия. К основным направлениям коррекционно-развивающей работы относятся: сенсорное и сенсомоторное развитие; формирование пространственно-временных отношений; умственное развитие (мотивационный, операционный и регуляционный компоненты); формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений, развитие наглядных и словесных форм мышления; нормализация ведущей деятельности возраста; формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи; готовность к восприятию учебного материала; формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков. Особенностью проведения коррекционных занятий является использование дефектологом специальных приемов и методов, обеспечивающих удовлетворение специальных образовательных потребностей детей, предоставление учащимся дозированной помощи, что позволяет максимально индивидуализировать коррекционный процесс. Важным результатом занятий является перенос формируемых на них умений и навыков в учебную работу ребенка, поэтому необходима связь коррекционных программ специалиста с программным учебным материалом. [5]

 - Аналитическое направление и организационно – методическое направление. Специалисты ПМПК осуществляют работу по созданию комплексных индивидуальных коррекционно-развивающих программ, нацеленных на взаимосвязанное развитие и коррекцию различных сторон личностного и познавательного развития ребенка. Участвуют в научно-практических семинарах, конференциях; посещение совещаний, методических объединений. Специалистами ПМПК за 2016-2017 учебный год опубликовано 26 статей в научно-методических журналах и сборниках конференций. Регулярно осуществляется прохождение курсов повышения квалификации, участие в работе методических объединений педагогов специального (коррекционного) образования в течение аттестационного периода; посещение и анализ уроков, логопедических, психологических занятий, тренингов, иных мероприятий в образовательных учреждениях. 

- Информационно-просветительское направление включает в себя: взаимодействие со СМИ районного, регионального, всероссийского уровня (статьи в журналах, конференциях и т.д.) и взаимодействие с родителями через сайт ПМПК посредством статей обучающего характера. 

Специалистами ПМПК ведется пропаганда необходимых медицинских, психологических, педагогических знаний среди родителей, педагогов детских садов, школ, среди населения. Темы статей дефектолога, которые родители и педагоги могут прочитать на нашем сайте ПМПК: «Формирование связной речи у детей с трудностями в обучении», «Двуязычие в семье», «Особенности формирования представлений об окружающем у умственно отсталых детей», «Условные нормы развития детей 6-7 лет», «Формирование  активного и пассивного словаря при алалии», «Растим умных детей», «Нарушения письма у детей с задержкой психического развития», «Ранний патронаж детей с проблемами в развитии», «Развитие мотивационной готовности к школьному обучению» и другие.  Эта работа способствует профилактике аномалий развития и оказанию своевременной коррекционной помощи всем, кто в ней нуждается.

Литература:

  1. Айвазян, Е.Б. Проблемы особой семьи / Е.Б. Айвазян, А.В.Павлова, Г.Ю. Одинокова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2008.-№2.-С. 61-67.
  2. Беляева М. А. Социально-педагогическая работа с семьей ребенка-инвалида/ М.А. Беляева, И.Е. Кузнецов. - Екатеринбург: Издательство АМБ, 2001.
  3. Горбачева, Г.Д. Некоторые формы работы с родителями /  Г.Д.Горбачева //Логопед.-2009.-№5.-С.101-105.
  4. Мастюкова, Е.М, Московкина, А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. /Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина; под ред. Селиверстова В.И. - М.: - Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 408с.
  5. Мишина, Г.А. Формы организации коррекционно-педагогической работы специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушениями психофизического развития / Г.А. Мишина //Дефектология. -2001. -№ 1. -С. 60-64.
  6. Стребелева, Е.А. Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии / Е.А. Стребелева, А.В. Закрепина // Дефектология. -2005. -№ 1. -С. 3-10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ ГКСУВУ СОШ №1

Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) является постоянно действующим советом специалистов спецшколы.В базе данных ПМПК аккумулируется основная информация о ребенке, что служит основанием для...

Деятельность учителя-дефектолога психолого-медико-педагогической комиссии

В ситуации введения  Федеральных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья и необходимости в заключении ПМПК определения, в первую очередь, варианта, формы и...

Деятельность в территориальной психолого-медико-педагогической комиссии в городе Когалыме

Приказы об организации работы территориальной психолого-медико-педагогической комиссии в городе Когалыме, в которую я вхожу в качестве логопеда....

Мониторинг организации деятельности территориальной психолого-медико-педагогической комиссии г. Алушты

05.02.2016г. проводился специалистами ЦПМПК мониторинг организации деятельности ТПМПК г. Алушты. Просматривались следующие направления:соблюдение прав детей с ОВЗ;нормативно-правовое обоснование деяте...

Мониторинг организации деятельности территориальной психолого-медико-педагогической комиссии

05.02.2016 г. проходил мониторинг организации деятельности территориальной психолого-медико-педагогической комиссии....

"Порядок организации работы специалистов психолого-медико-педагогических комиссий"

quot;Порядок организации работы специалистов психолого-медико-педагогических комиссий". Методическое объединение....