Дидактические игры и упражнения по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-3 года жизни
консультация

Дидактические игры и упражнения ао сенсорно-моторному воспитанию детей 2-3 года

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskie_igry_i_uprazhneniya_po_sensorno.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры и упражнения по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-3 года жизни

Составила: учитель- дефектолог,

Мерясева Ирина Владимировна

Дидактические игры и упражнения по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-3 года жизни

Познавательная активность детей раннего возраста формируется в процессе предметной деятельности, которая является ведущей в этот период времени и основы для ознакомления с окружающими. Особую категорию составляют специальные предметы, стимулирующие познавательную активность – это дидактические игрушки. Они дают не только обобщающую информацию относительно формы, величины, цвета предмета, но и четкие элементарные представления о связях и отношениях вещей, их взаимодействии с окружающей средой. Поэтому дидактические игрушки незаменимы в развитии чувственных представлений о многообразии и свойствах предметного мира.

        Задача педагога (родителя) заключается в том, чтобы с помощью дидактической игрушки обратить внимание детей на данные свойства предмета, а затем предложить малышу выполнить ряд заданий на подбор (соотнесение, группировка, сортировка) игрушек по сходству или различию и т.п.

        При проведении игр с детьми 2-го года жизни учитываются два фактора, влияющие на развитие познавательной деятельности, - это поддержание устойчивого ориентировочного интереса к дидактическим игрушкам и возможность самостоятельно действовать с ними, в результате чего дети постоянно делают для себя маленькие открытия.

        Для занятий с детьми 2-го года жизни рекомендовано пять видов игрушек, отличающихся автодидактическими свойствами (т.е. характер игровых действий зависит от конструкции и материала, из которого сделан предмет).

        1. Игрушки, имеющие сквозное отверстие, для нанизывания на стержень, способствуют развитию моторики пальцев, координации рук, особенно при осуществлении противоположных операций: нанизывания и снятия предметов. Выполнение задания осуществляется в двух плоскостях: горизонтальной (нанизывание на мягкий шнур, снятие с ленты) и вертикальной (нанизывание и снятие со стержня).

        2. Объемные геометрические фигуры (шары, кубы, призмы) предназначены для целенаправленного манипулирования, группировки и соотнесения их по цвету, величине и форме. В дидактических целях используются различные по форме коробки (узкая, высокая, широкая, низкая). Действия обусловлены конструктивными особенностями предметов (из узкой коробки ребенок выкладывает предметы, наклоняя ее, из широкой – опуская внутрь руку).

        3. Геометрические игрушки-вкладыши развивают пространст-венную ориентировку, знакомят детей с физическими свойствами полых предметов. При действии с полыми игрушками дети тренируют мелкую моторику, дифференцируют роль большого, указательного, среднего пальцев.

        4. Сборно-разборные дидактические игрушки способствуют формированию пространственной ориентировки, умению собирать предмет из двух одинаковых или однотипных частей, подобранных по цвету и величине, они используются также для закрепления навыка группировки однородных предметов или же соотнесения по одному или нескольким свойствам.

        5. Небольшие сюжетные игрушки, а также предметы, подобранные по определенным признакам (коробочки, катушки, вазочки и т.п.). В занятиях у детей должны присутствовать все компоненты активной ориентировки: ожидание, поиск, оправдавшееся предположении, видимое достижение результатов. Они обязательно должны испытывать радость, чувство удовлетворения от выполнения задания. При одном и том же программном содержании следует варьировать материал и форму упражнений.

        Таким образом, занятия с дидактическими игрушками направлены на осуществление широкого круга воспитательно-образовательных задач. У детей 2-го года жизни активно развиваются: слух, зрение, сенсорные чувства, ориентировочная активность, мышление, память и другие высшие психические функции (ВПФ), а также моторика пальцев и координированные движения рук, формируется любознательность, устойчивый интерес и волевые черты характера.

        На третьем году активность малыша проявляется в большой самостоятельности, умении и желании выполнять что-то своими руками: рисовать, конструировать, лепить, строить. Расширяется ориентировка в окружающем, быстро развивается наглядно-образное мышление, способность к обобщению и сравнению.

        В этом возрасте для детей рекомендуется на занятиях и в самостоятельной деятельности использовать пять видов дидактических игрушек:

        1) для нанизывания (различные пирамидки);

        2) для вкладывания и выкладывания различные полые формы (конусы, кубы, цилиндры);

        3) объемные геометрические фигуры;

        4) сборно-разборные игрушки (матрешки, бочата и т.д.);

        5) игрушки, специально подобранные по какому-либо признаку.

        Занятия с предметами, имеющими сквозное отверстие по оси симметрии (втулки, кольца, шары, кубы …)

        Детям предлагается собрать одноцветные пирамидки из 4-5 колец, а затем собрать две такие же (красную и синюю), т.е. с ориентировкой по величине и цвету. Дети осваивают сбор пирамидки, осуществляя выбор из трех величин: «большая», «поменьше», «маленькая».

        От 2,5 лет дети уже умеют собирать пирамидку путем чередования деталей по цвету, форме, величине, т.е. действовать в определенной системе, целенаправленно – сначала по показу, а затем по инструкции, удерживать цель в памяти.

        После 2,5 лет необходимо побуждать детей действовать только по вербальной инструкции.

        Занятия с объемными формами (шар, куб)

        Упражнения усложняются за счет выполнения действий, требующих более тонкой дифференцировки.

        В 2-2,5 года дети вкладывают в занимательную коробку предметы, одинаковые по форме в трехвеличинном соотношении: большие, поменьше, маленькие.

        От 2,5 лет следует обучать детей проталкивать предметы, различные не только по величине, но и по форме.

        К 3 годам ребенок должен уметь чередовать детали согласно вербальной просьбе: выделять цвет, форму, величину как особые признаки предмета, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы, об отношении между двумя предметами по величине. Размещение вкладышей различной величины и формы осуществляется двумя способами:

        - отбирать предметы одной разновидности, затем раскладывать оставшиеся;

        - брать вкладыши подряд и для каждого отыскивать соответствующее гнездо.

        Занятия с геометрическими фигурами-вкладышами

В 2-2,5 года дети могут составлять башенки их трех последовательно уменьшающихся деталей. Им предлагают предметы-вкладыши: кубы, конусы, цилиндры.

В 2,5-3 года малыши должны собирать конструкции из 2-3 кубов или цилиндров разной величины и одного цвета, чередовать детали по цвету, а затем по цвету и величине.

Занятия со сборно-разборными игрушками

Упражнения усложняются не только за счет увеличения числа вкладных предметов, но и за счет формирования умения совмещать их по величине и рисункам. У детей совершенствуется координация движений и мелкая моторика.

Использование всевозможных мелких предметов и небольших образных игрушек

Дети способны уже выполнять выбор предметов на ощупь («Чудесный мешочек»), т.е. без зрительного контроля узнавать предмет по  форме, величине, а также находить различные предметы, игрушки, по предъявленной картинке, соотносить реальный предмет и его изображение.

К концу  третьего года жизни у детей уже накапливается сенсорный опыт. Педагог пользуется краткой речевой инструкцией. Не следует требовать обязательного запоминания и самостоятельного употребления названия цвета и формы. Независимо от результата выполнения задания, не забывать хвалить и поощрять детей.

Приложение (для родителей)

Дидактические игры на развитие действий с предметами с детьми         2-3  года жизни

1.        «Поймай мяч»

Цель: учить хватать большие предметы двумя руками, распределяя пальцы на предмете; правильно устанавливать расстояние от себя до мяча, развивать зрительно-двигательную координацию, действуя обеими руками.

2.        «Попляшем с погремушками»

Цель: учить хватать маленькие предметы одной рукой, учитывая их величину и форму, учить прочно захватывать погремушку во время пляски, длительно удерживая ее в руке, подражать действиям педагога.

3.        «Где звучит игрушка?»

Цель: формировать зрительно-слуховое восприятие детей в процессе игровых действий, развивать понимание элементарных инструкций, обусловленных ситуацией, учить выполнять их по подражанию.

4.        «Поиграем на балалайке»

Цель: учить детей понимать и выполнять элементарные побудительные инструкции в процессе обыгрывания игрушек и общения со взрослыми, совершенствовать координацию движений рук при зрительном контроле.

5.        «Возьми — положи»

Цель: учить детей брать, понимать и выполнять простые инструкции, побуждать к произнесению слов: «упал», «на»; развивать мелкую моторику рук.

6.        «Переложи игрушки»

Цель: учить детей брать мелкие предметы щепотью, развивать координационные действия обеих рук.

7.        «Покатай матрешек»

Цель: упражнять в соотносящих действиях; продолжать развивать совместные движения обеих рук, формировать внимание и целенаправленные действия, создавать положительное отношение к сюжетным игрушкам.

8.        «Мозаика»

Цель: учить хватанию щепотью, познакомить с указательным типом хватания, развивать внимание, подражание, умение анализировать и воспроизводить несложный образец.

9.        «Вложи кубик в кубик»

Цель: учить детей вынимать маленький вкладыш из большого и вкладывать его обратно по инструкции (вынь — вложи) в сочетании с указательным жестом, совершенствовать мелкую моторику рук.

10.        «Открой — закрой»

Цель: учить детей пониманию простой инструкции (закрой — открой), при выполнении действий побуждать к произнесению слов («на», «дай», «так») отраженно или самостоятельно, развивать мелкую моторику рук.

11.        «Башня»

Цель: учить детей строить башню из 3 кубиков, накладывая один на другой, выполнять речевые инструкции («возьми кубик», «положи кубик на кубик»). В сочетании с показом действий развивать мелкую моторику рук.

12.        «Дом»

Цель: учить детей составлять дом из 2 деталей: кубика и треугольной призмы (крыши), понимать и выполнять речевые инструкции («возьми крышу», «поставь кубик» и т. д.), побуждая детей к произнесению слов: «дай», «дом», «так», звукоподражаний: «топ-топ», развивать мелкую моторику рук.

13.        «Дорожка»

Цель: учить детей простому конструированию постройки: дорожки из брусков (кирпичиков), использовать дорожку для игры: водить по ней куклу, возить машину, побуждая детей к произнесению слов и звукоподражаний: «дай», «на», «ля-ля», «топ-топ», «би-би», развивать мелкую моторику рук.

14.        «Машина»

Цель: формировать у детей навыки простого конструирования: ставить кубик на брусок, лежащий широкой плоскостью на столе, соблюдая устойчивость постройки. Учить понимать и выполнять инструкции: «возьми кирпичик, кубик», «положи кубик на кирпичик», «покатай машину», побуждать детей произносить слова и звукоподражания: «кубик», «дай», «би-би», развивать мелкую моторику рук.

15.        «Спрячь шарик в ладошках»

Цель: учить ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов.

16.        «Опусти шарик в коробку»

Цель: продолжать обращать внимание детей на величину, делать ее значимым признаком, учить детей пробовать закреплять знание слов «большой» и «маленький».

17.        «Уложи куклу спать»

Цель: учитывать величину в практических действиях с предметами, соотносить предметы по величине; закреплять словесное обозначение величин («большой», «маленький», «больше», «меньше») учить оценивать свои действия, радоваться положительному результату.

18.        «Цветные кубики»

Цель: учить различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении, обозначать результат словами: «такой», «не такой», действовать по подражанию.

19.        «Найти свою игрушку»

Цель: учить узнавать знакомые предметы среди других, развивать внимание, вызывать положительное отношение к игрушке.

20.        «Чудесный мешочек»

Цель: учить узнавать на ощупь знакомые предметы, не просто держать предмет в руках, а ощупывать, передвигая ладонь и пальцы по предмету, формировать эмоционально-положительное отношение к игре.

21.        «Почтовый ящик»

Цель: различать форму на ощупь, соотнося плоскостную и объемную формы: учить при тактильном восприятии пользоваться методом проб.

Список литературы:

1. Венгер, Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников [Текст]: Пособие для воспитателей детского сада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, З.Н. Максимова, Л.И. Сысуева. - М.: Просвещение, 1973. - 110с.

2. Рожков О. П. , Дворова И. В.  «Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2—4-го года жизни» Методические рекомендации Москва — Воронеж 2007г

3. Кирпичникова, Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику [Текст]/Н. Кирпичникова// Дошкольное воспитание. - 2005. - №2 - С. 76.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры и упражнения

Музыкально-дидакти­ческие игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука, помогают в...

Учебно-методическое пособие "Коррекционные дидактические игры и упражнения на развитие цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения"

Предлагаемое учебно-методическое пособие содержит дидактические игры и упражнения, направленные на развитие цветовосприятия  у младших  дошкольников с нарушением зрения.  Данное ...

Дидактические игры и упражнения по формированию лексической стороны речи у детей с речевыми нарушениями

В данном материале описаны дидактические игры и упражнения по формированию лексической стороны речи у детей с речевыми нарушениями....

Дидактические игры и упражнения по формированию словоизменения у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

В данном материале описаны дидактические игры и упражнения по формированию словоизменения у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями....

Статья "Дидактические игры и упражнения в коррекции фонематических нарушений у детей дошкольного возраста"

В статье предложены игры и упражнения для развития фонематических функций у детей дошкольного возраста"...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ, КОТОРЫЕ  ПОМОГАЮТ ДОШКОЛЬНИКАМ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ РАЗВИВАТЬ И КОРРЕКТИРОВАТЬ СЕНСОМОТОРНОЕ ВОСПРИЯТИЕ...