Консультация для родителей "Всегда ли молчание - золото"
консультация

Елисеева Татьяна Константиновна

Игровые приемы для развития речи детей 2-3 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_vsegda_li_molchanie-zoloto.docx18.33 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад №42» г. Ярославля

Консультация для родителей

Всегда ли «молчание – золото»?

Подготовила учитель-логопед Елисеева Татьяна Константиновна

    Каждый родитель мечтает о том, чтобы именно его ребенок был самым здоровым, самым умным, самым-самым. Не удивительно, что любое несоответствие развития малыша принятым нормам вызывает состояние, близкое к панике. Одна из самых настораживающих проблем - отсутствие связной речи у ребенка старше 2 - 2,5 лет.

   Часто это не является отклонением, малыш заговорит, только чуть позже и, возможно, обгонит в речевом развитии сверстников. В этом случае запаздывание речи связано с индивидуальными особенностями организма ребенка. Такие дети прекрасно понимают обращенную к ним речь, внимательно и охотно слушают, играют с ровесниками.

  Иногда в «молчании» ребенка виноваты сами родители: проявляя
излишнюю заботу и бросаясь выполнять каждое желание еще до того, как оно было высказано. В такой обстановке у ребенка просто отсутствует стимул произносить слова вслух - он и так все получает.
  Противоположная ситуация, когда развитием малыша никто не занимается, живую речь заменяет телевизор, а родители
редко разговаривают даже друг с другом.
  Как же могут родители стимулировать развитие речи своих малышей.


Выбор

   Предоставляйте ребёнку возможность выбора. Формирование ответственности начинается с того момента, когда ребёнку позволено играть активную роль, в том, что касается лично его. Осуществление возможности выбора порождает у ребёнка ощущение собственной значимости. Уже к двум годам ребёнок вполне может делать самостоятельно выбор, если это право предоставлено ему взрослыми: « Ты будешь играть с машинкой или медвежонком? «Что ты хочешь яблоко или банан?»


Разговор с самим собой.


  Когда малыш находится недалеко от вас, начните говорить вслух о том, что видите, слышите, чувствуете. Говорить нужно медленно, не растягивая слова, отчётливо короткими, простыми предложениями. «Где чашка?» «Я вижу чашку». «Чашка стоит на столе». «В чашке сок». «Наташа пьёт сок».


Провокация

   Этот приём помогает ребёнку освоить ситуативную речь и состоит в том, что взрослый не спешит проявить свою понятливость и временно становится «глухим», «глупым». Например, если малыш показывает на полку с игрушками, смотрит на вас, и вы хорошо понимаете, что нужно ему в данный момент, попробуйте дать ему не ту игрушку. Конечно же, первой реакцией ребёнка будет возмущение вашей непонятливостью, но это и будет первым мотивом, стимулирующим малыша назвать нужный ему предмет. При возникновении затруднения подскажите малышу: «Я не понимаю, что ты хочешь: собачку, куклу или машинку?». В подобных ситуациях ребёнок охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого. Этот приём эффективен не только для называния предметов, но и словесного обозначения действий, производимых с ними.


Распространение

   Суть приёма сводится к тому, что родители должны продолжать и дополнять всё сказанное малышом, но не принуждать его к повторению – вполне достаточно, что он вас слышит. Например,
Ребёнок: «Корова муууу».
Взрослый: «Правильно, это корова, она мычит, у неё есть рога. Она даёт нам молоко».

 Отвечая ребёнку распространёнными предложениями с использованием более сложных языковых форм и богатой лексикой, вы постепенно подводите его к тому, чтобы он заканчивал свою мысль.


Замещение

   «Представь, что…» - эти слова наполнены для ребёнка особой притягательной силой. В возрасте двух лет ребёнок с удовольствием представляет, что кубик это пирожок, а коробка – печь. К трём годам он способен представить себя самолётом, кузнечиком или цветком. Как магическое заклинание для ребёнка звучат слова: «Представь, что мы – самолёты. Сейчас мы облетим всю комнату.  В этом возрасте ребёнку очень нравятся пантомимические игры, активизирующие любознательность и наблюдательность. Вовлечь ребёнка в такую игру можно с помощью вопроса – предложения: «Угадай, что я сейчас делаю». Начинать предпочтительно с элементарных действий: причёсываться, чистить зубы, наливать чай, рисовать. После того как ребёнок угадал, предложите ему самому загадать для вас действие, а затем «оживить» заданную вами ситуацию: накрыть на стол, пройтись как папа – медведь и сын – медвежонок, удирать как лиса, уносящая петуха и пр. Игры пантомимы и игры – имитации являются первой ступенькой театрализованной и сюжетно – ролевой игры.


Приговоры

   Суть приёма сводится к использованию игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с малышами, что доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребёнка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, словосочетаниями. Улавливая специфику звучания родной речи, её выразительность, образность. Большинство произведений устного народного творчества как раз и создавалось с целью развития двигательной активности детей, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребёнок, тем больше участков мозга включается в работу. При проговаривании этих произведений, взрослые должны обеспечить понимание содержания его детьми, благодаря эмоциональной окраске речи, изменению тембра голоса. Таким образом, устанавливается речевое взаимодействие с ребёнком, развивается образное восприятие и наглядно-образное мышление.

   Помните: речь развивается по подражанию, и от родителей в первую очередь зависит, как будет говорить ребенок. Любите своих детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Когда молчание не золото. Если ребенок не говорит...

Речь - тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни. Процесс становления речи очень индивидуален и зависит от многих факторов: социальная среда, пол ребенка (принято считать...

В молчанье твоего ухода упрек невысказанный есть...

Литературно-музыкальная композиция посвящена памяти выдающегося русского поэта 20 века М.И.Цветаевой, 120 лет со дня рождения которой отмечали в этом 2012 году.  Это и рассказ о ее жизни, и чтени...

Молчание не всегда золото

В каком возрасте малышу положено выговаривать все звуки? Когда стоит начинать волноваться и бить тревогу, если в речи присутствуют дефекты? Чем чревато несвоевременное обращение к специалистам, ...

ПДШ Молчание - золото Часть 1

Умные мысли для директора и не только......

Консультация для родителей "Золотая осень"

Вот и промелькнуло лето в своем ситцевом цветастом сарафанчике! На смену ему пришла красавица – осень. Осень - чудная пора. Еще стоят теплые солнечные денечки, а деревья уже в своем...