Возможности Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования детей Дома детского творчества Петродворцового района Санкт-Петербурга в профессиональной ориентации учащихся.
статья

Статья, рассказывающая о профориентационных возможностях ГБУ ДО Дома деского творчества Петродворцового района Санкт-Петербургадля на разных возростных этапах.. За последние годы усилилось внимание к ранней профориентации  обучающихся, чему способствовало своевременное обновление дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. Что дает возможность детям пройти так называемые профессиональные пробы и определиться в выборе профессии или направления. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Профориентация32.72 КБ

Предварительный просмотр:

Методисты ГБУ ДО Дома детского творчества

 Петродворцового района Санкт-Петербурга

Васильева С.В., Бескоровайная Ю.В., Романович С.А.

Возможности Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования детей  Дома детского творчества Петродворцового района

Санкт-Петербурга   в профессиональной ориентации учащихся.

В Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 года одним из приоритетных направлений в области дополнительного образования детей является содействие профессиональному самоопределению, приобщение детей к социально-значимой деятельности для осмысленного выбора профессии. Несомненно, что выбор профессии – это выбор своего будущего. От правильности этого выбора зависит самореализация молодого человека, дальнейшая удовлетворенность своей судьбой и самим собой. Владимир Владимирович Путин в послании к Федеральному собранию отметил, что  «нужно выстроить современную профориентацию, здесь партнерами школ должны стать университеты, научные коллективы, успешные компании. Нужно запустить проект ранней профориентации школьников „Билет в будущее“. Он позволит ребятам попробовать себя в деле, в будущей профессии, в ведущих компаниях страны. Мы продолжим укреплять целостную систему творческих способностей и талантов наших детей».

В.В. Путин отметил, что «такая система должна охватить всю территорию нашей страны, интегрировать возможности таких площадок, как „Сириус“, „Кванториум“, дополнительного образования и детского творчества во всех регионах России». Вопрос профориентации важен, прежде всего, для кадровой политики страны. Качественная программа профориентации позволит сократить издержки на подготовку специалистов, которые после окончания вуза не будут работать по профессии.

Сегодня в мире существует около 7000 профессий, ежегодно  появляются новые профессии, исчезают старые, но среди выпускников школ из года в год популярностью пользуются только несколько десятков из них (экономист, юрист, программист, артист, врач и т.д.). В большинстве случаев молодой человек выбирает профессию не потому, что его привлекает содержание деятельности, а скорее выбирает определенный образ жизни, где профессия лишь средство для определенного престижа и популярности в обществе. Зачастую ребенок выбирает ВУЗ из расчёта баллов за ЕГЭ или по рекомендации родителей. Таким образом, мы видим слабую информированность детей и родителей в сфере современных профессий. И поэтому важной задачей образовательной системы является профориентация детей и родителей.

В отличие от общего образования, дополнительное образование не имеет фиксированных сроков завершения; его можно начать на любом возрастном этапе и, в принципе, в любое время учебного года, последовательно переходя от одной ступени к другой. Его результатом может стать хобби на всю жизнь, и даже определение будущей профессии. 

Учреждения дополнительного образования имеют гораздо большие по сравнению с общеобразовательными учреждениями возможности по введению новых образовательных программ, их варьированию и увеличению сроков обучения по ним, привлечению к обучению специалистов различных областей. Педагог дополнительного образования зачастую оказывает решающую роль в выборе профессии учащимся, о чем свидетельствует немало примеров из практики. Так практика показывает, что самоопределение ребенка в выборе будущей профессии напрямую зависит от длительности его занятий тем или иным видом деятельности в профильном творческом объединении. Как правило, дети, занимающиеся в профильных объединениях на протяжении 4–6 лет, так или иначе, связывают свою дальнейшую судьбу в соответствии с видом деятельности, выбранным в системе учреждения дополнительного образования детей. При этом важно сформировать не только  предпосылки к hard skills (англ. «твердые навыки»), т.е. предпосылки к навыкам и умениям в конкретной профессии,  но и Soft skills (англ. «мягкие навыки»), т.е. личностные качества, которые  связаны не с конкретным видом деятельности, а с коммуникациями для эффективного взаимодействия с коллегами, клиентами и партнерами. Именно эти навыки будут важны при смене  в течении жизни 2-3 профессий. Профессиональная ориентация школьников в условиях учреждений дополнительного образования включает в себя следующие направления: информационно-просветительское, диагностическое, консультационное и обучающее. Цель первого - создать у учащихся максимально четкий и конкретный образ основных типов профессий. Второе реализуется как самопознание, исследование школьником своих качеств в контексте определенной профессии и оценка своих возможностей, определение степени выраженности тех или иных профессионально важных качеств и прочих ресурсов, обусловливающих профессиональный выбор.

В Доме детского творчества Петродворцового района  создана система ранней профориентации обучающихся, которая  имеет свои особенности на разных возрастных этапах. В каждой программе базового и углубленного уровней освоения разработан ряд мероприятий по ознакомлению детей с профессиями по профилю программы.

Основными направлениями деятельности в области профессиональной ориентации школьников являются знакомство с содержанием и перспективами рынка профессий; формами и условиями их освоения, требованиями предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалифицированного роста.

Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в дошкольном возрасте.  Уже в Школе раннего развития мы знакомим малышей с профессиями через разные виды деятельности,   которые учат учиться. Малышам отлично подойдет легоконструирование, робототехника в простейшем виде, то есть те занятия, на которых ты заранее надо продумать алгоритм своих действий. Главный посыл: «Я не просто так чего-то делаю, а у меня есть цель!»

Особенность младшего школьного возраста – мотивация достижений, для чего в спектре творческих объединений есть поистине необъятные возможности – проявить себя есть возможность у каждого ребенка. Развитие способностей к концу младшего школьного возраста приводит к значительному возрастанию индивидуальных различий между детьми, что влияет на существенное расширение спектра профессиональных предпочтений. Поэтому именно в этом возрасте мы даем  перебывать разные виды деятельности через досуговые  программы, игровые занятия.

В среднем школьном возрасте происходит осознание ребенком своих способностей и возможностей на базе уже полученного опыта деятельности, что  приводит к формированию представления о желаемой профессии. Возможность попробовать себя в разных профессиях   предоставляет досуговая программа «Город будущего – город успешных людей», которая традиционно проводится в ДДТ.  В  течение  недели дети знакомятся с различными профессиями и  пробуют себя в качестве парикмахера, косметолога, банковского работника, работника сферы социального обеспечения, видео оператора, фотокорреспондента, организации досуга и многие другие.

В старшем школьном возрасте, когда профессиональное самоопределение начинает выступать как важная задача личностного развития, занятия в ДДТ  для части обучающихся становятся основой профессионализации, но в конкретной сфере деятельности, которые оцениваются ими как наиболее вероятные направления освоения профессии.

Включение ребенка в исследовательскую  и проектную деятельность означает сотрудничество со специалистами в научной среде, приближение к миру науки. Круг ученых, сотрудников научных библиотек, архивов накладывает серьезный отпечаток на мировоззрение юного исследователя, помогает определиться с выбором профессии. Но самое главное -  надо обязательно научить ребенка сомневаться, правильно работать  с источниками, экспериментировать,  уметь вычленять суть, находить новые решения. Надо научить жить под девизом: «Я учусь всегда, иначе я неконкурентноспособен». Наши учащиеся обязательно принимают участие в олимпиадах, чтениях, конференциях, конкурсах, соревнованиях и т.д. Все это дает возможность проявить активность и способности, формировать личностные  качества, такие как целеустремлённость, выносливость,  умение работать в команде. Навыки публичных выступлений.

Неотъемлемой частью профориентационной работы являются учебные экскурсии  в   следующие заведения: университет промышленных технологий и дизайна, лесотехнический университет, институт сценических искусств, Академия русского балета им. А.Я. Вагановой, Государственный Университет авиаприборостроения. Частично переносятся  занятия в такие учреждения как  в ГМЗ «Петергоф», «Ломоносов», Русское географическое общество, заказники и заповедники расширяют границы   возможностей образовательного процесса.  Всего заключено 18 договоров межведомственного сетевого взаимодействия с ВУЗами и учреждениями –партнерами для  реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ технической, художественной  и физкультурно-спортивной направленностей . Такие формы занятий дают возможность ближе познакомить учащимся с определенными профессиями: дизайнер, актер, режиссер, художник, экскурсовод, балетмейстер, профессиями, связанными с информационными технологиями, с защитой окружающей среды.

Два года в ДДТ реализуется  проект межведомственного сетевого взаимодействия  по профориентации «ПРОФИ» для подростков в  возрасте от 14 до 16 лет. Проекта предполагает  сотрудничество с  ОУ Петродворцового района  и СПБ ГБУ «Центром содействия занятости и профессиональной ориентации молодежи «ВЕКТОР».  

В рамках проекта ребята проходят тестирование на выявление интересов в профессиональной сфере деятельности. Затем  знакомятся с   интернет-сервисами для поступающих в средние специальные и высшие учебные заведения, с   рейтингом учебных заведений, перечнем необходимых вступительных экзаменов. Для ребят проводятся деловые профориентирваные игры, тренинги, организуются «Классные  встречи»  с молодыми специалистами и студентами ведущих вузов,  с людьми интересных профессий. Только в прошлом году были приглашены: начальник паодводной лодки, летчик-космонавт, известные артисты.

Ежегодно банк профессионального самоопределения выпускников Дома детского творчества  пополняется фамилиями студентов профильных российских ВУЗов:

Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства

  • Музыкальные училища
  • Университет физкультуры и спорта им. Лесгафта
  • Колледж культуры и искусства
  • Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения

  • Колледж технологии и дизайна

За последние 5 лет более 20 выпускников продолжили обучение по профилю, пройдя школу профессионального становления в учебных объединениях Дома детского творчества. Большинство из них поддерживают общение с педагогами дополнительного образования. В частности, выпускники театра-студии «Надежда» играют в спектаклях студии, дают мастер-классы. Выпускники хоровой студии «Крещендо» поют в сводном хоре родителей и выпускников.

Профориентация подростков представляет собой трудоемкий и долгий по времени процесс. Но грамотный подход, терпение со стороны педагогов и родителей позволят детям делать правильный выбор и не совершать досадных ошибок, которые сложно исправить, а порой и совершенно невозможно. Профессиональная деятельность занимает большую часть жизни человека, значит, и подход к ней должен быть серьезный и взвешенный.

Современный взгляд на социальную и профессиональную успешность заключается в том, что успешность не дается человеку от рождения, а формируется. Поэтому наша задача – выявить и развить способности каждого ребенка, помочь ему осознанно сделать правильный жизненный выбор, так как главная награда для педагога – знать, что его ученик состоялся личностно, достиг социального и профессионального самоутверждения.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о Совете Муниципального учреждения дополнительного образования центр детского творчества

1.1.Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", законом Московской области № 94/2013-ОЗ «Об образовании», Устав...

Положение Об Уполномоченном по защите прав участников образовательного процесса в Муниципальном учреждении дополнительного образования центре детского творчества

1.1.Настоящее Положение об Уполномоченном по защите прав участников образовательного процесса в муниципальном учреждении дополнительного образования центре детского творчества (сокращенно наименование...

1.1. Настоящее Положение об Уполномоченном по защите прав участников образовательного процесса в муниципальном учреждении дополнительного образования центре детского творчества (сокращенно наименование – МУ ДО ЦДТ) (далее - Положение) разработано в соотве

1.1.Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом «Об образовании» на основании Устава МУ ДО ЦДТ (далее - Центр).1.2. Настоящее Положение регламентирует деятельность Педагогичес...

Положение о работе с одарёнными детьми в Муниципальном учреждении дополнительного образования центре детского творчества

1.      Общие положения.Одарённые дети – это дети, обладающие врождёнными высокими интеллектуальными, физическими, художественными, творческими, коммуникативными способностями...

Положение Об Общем собрании трудового коллектива Муниципального учреждения дополнительного образования центра детского творчества

1.      Общие положения.1.1.Настоящее Положение об Общем собрании трудового коллектива Муниципального учреждения дополнительного образования центра детского творчества Г.о. По...

ПОДПРОГРАММА «РАЗВИТИЕ КАДРОВОГО РЕСУРСА И КАДРОВОГО ОБНОВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РАЙОННЫЙ ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ «СПЕКТР» на период 2018-2020 учебные года

Актуальность создания программы обусловлена переменами, происходящими в сфере образования. Данные перемены предъявляют новые требования к системе повышения квалификации работников образования, к лично...

Деятельность смоленского областного государственного бюджетного учреждения дополнительного образования "Станция юных натуралистов"

Выступление на родительском собрании в общеобразовательной организации о деятельности станции юннатов...