Молодежь и патриотизм: совместимы ли эти понятия?
статья

Петровская Елена Алексеевна

 В.В. Путин, выступая на организационном совещании в апреле 2016 года, выразил уверенность в том, что, объединив усилия, можно вырастить поколение, которое знает свою страну, чувствует сопричастность к её судьбе, к ответственности за ее будущее и главное – верит в нее.  Президент не просто выделил первоочередную задачу педагогов, он обозначил планы патриотического воспитания: «Патриотизм – это главное. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и даже о национальном суверенитете». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_shkola-3_petrovskaja_e.a.docx31.78 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление  Петровской Е. А. на 23-х Димитровских образовательных чтениях   г. Сальск  30.10.2018г

       «Молодежь и патриотизм: совместимы ли эти понятия? Воспитание любви к      Родине на примере произведений художественной литературы».

     

 В.В. Путин, выступая на организационном совещании в апреле 2016 года, выразил уверенность в том, что, объединив усилия, можно вырастить поколение, которое знает свою страну, чувствует сопричастность к её судьбе, к ответственности за ее будущее и главное – верит в нее.  Президент не просто выделил первоочередную задачу педагогов, он обозначил планы патриотического воспитания: «Патриотизм – это главное. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и даже о национальном суверенитете». 

Созвучен словам президента социальный заказ системе образования, сформированный в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Среди базовых национальных ценностей в Концепции на особом месте находится патриотизм.

Но учителю надо помнить, что воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, и роль русской литературы в этом плане невозможно переоценить. В современной обстановке, когда военный конфликт между отдельными государствами представляет собой реальную угрозу всему человечеству, выражением патриотического чувства становится движение сторонников борьбы за мир, за сохранение жизни на нашей планете. В первых рядах движения за мир стоят и писатели. Свидетельство тому – их постоянный интерес к проблемам войны и мира, огромный воспитательный потенциал лучших произведений современной литературы, посвященных Великой Отечественной войне.

          Как же решить проблему патриотического воспитания учащихся? Педагогический арсенал средств воздействия на ум и сердце ученика богат. Важнейшее место  среди них, на мой взгляд, занимают  уроки литературы. Именно художественная литература  призвана  воспитывать личность, оказывать влияние на её духовный мир, на выбор ею нравственных ориентиров, ведь у учителя – словесника всегда в руках книги, которые помогают воспитывать истинного человека.

         .   «Книга, -  по словам  А. Герцена, - это духовное завещание одного поколения другому».  Да, именно художественная литература  содержит богатейший материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма. Этой цели служат пословицы, поговорки, загадки, песни, былины, рассказы, стихотворения. Отражение народных идеалов – патриотизма, богатырской силы, ума, находчивости – мы видим в древнерусской литературе, в летописи «Повести временных лет»          Изучая «Житие Александра Невского», ученики говорят о бранных подвигах Александра Невского и его духовном подвиге самопожертвования, о защите русских земель от нашествий и набегов врагов. Горячий призыв к единению  Руси перед лицом внешней опасности, призыв к защите мирного созидательного труда русского населения – вот основной вывод, к которому приходят учащиеся  при изучении «Слова о полку Игореве».

         В среднем звене огромный материал для патриотического воспитания учащихся содержат эпизоды военного времени  России. Так, изучая героические страницы истории нашей страны в стихотворении «Бородино» учащиеся осмысливают  чувства простых солдат, отстоявших родину от врага. На этих уроках говорим не только о значении Бородинской битвы, но и о Лермонтове, как  участнике битв на Кавказе. Главным при анализе стихотворения является ответ на вопрос: «Почему чувства участников далеких событий 1812 года продолжают нас волновать и сейчас? Почему во время Великой Отечественной войны защитники Москвы часто произносили слова Лермонтова: «Ребята! Не Москва ль за нами?».

       

 Высокое патриотическое чувство передает басня  И. А. Крылова « Волк на псарне») В ее основе лежит конкретный исторический факт – попытка Наполеона вступить в переговоры с Кутузовым о заключении мира. В результате анализа школьники определяют мораль басни – всякого захватчика, посягнувшего на чужую землю, ищущего легкой добычи, ждет участь Волка: «С волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой». И тут же выпустил на Волка гончих стаю». Вместе с Ловчим, мудрым, опытным человеком, Крылов утверждает необходимость и справедливость суровой борьбы с любым коварным и хитрым врагом.

         

 При изучении романа «Дубровский» ребята  должны увидеть в А.С. Пушкине писателя, протестовавшего против гнета самодержавия, размышлявшего о судьбе родного народа и его роли в прошлом и будущем родины

         

Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» – это прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Ученики отмечают героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю, патриотический пафос повести. Подвиг Тараса и его сына Остапа вызывает у учащихся чувство искреннего восхищения и дает конкретные представления о таких чертах патриотизма, как беззаветная преданность Родине, храбрость и мужество в отстаивании ее чести и независимости.

     

Проблемный  метод изучения художественной литературы приводит к тому, что ребята с интересом вовлекаются в поиск ответов, овладевая навыками общения, которые позволят им в будущем аргументировано отстаивать свою точку зрения и соглашаться с убедительными доводами других. Этот подход стимулирует активную деятельность учеников в процессе учебного занятия, заставляет их делать осознанный выбор в определении своей гражданской позиции.

 Важное  место на уроках литературы занимает сопоставительный анализ произведения. Например, при изучении романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» ученики учатся сравнивать, анализировать образ  предводителя восстания в разных произведениях: образ Пугачева в фольклоре, в произведениях А.С. Пушкина, С.А. Есенина. Данная работа позволяет ребятам, во-первых, самостоятельно получать знания, на основе которых у них формируются определенные убеждения, во-вторых, через оценку событий формировать систему ценностей. Все это приводит к возникновению у ребенка позитивных гражданских свойств личности.

 Рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека». Стойкость, дух товарищества, преданность отечеству – эти качества издавна были присущи русскому солдату. На примере Андрея Соколова мы видим и другие черты героев Великой Отечественной войны – несокрушимую нравственную силу, исключительное мужество. Лейтмотивом произведения являются слова главного героя: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала». При анализе текста учащиеся получают задания найти факты проявления мужества и героизма русских людей в дополнительной литературе; разбирая те или иные поступки наших сограждан, ученики отвечают на вопросы: «Что подтолкнуло человека совершить такой поступок?», «А как бы ты поступил на его месте?». Эти вопросы рождают чувство сопричастности ребенка к событиям далекого прошлого, привлекают субъектный опыт ученика, что делает такой урок личностно ориентированным.

  Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны нашли отражение в поэтических произведениях о войне, в стихотворениях К.М. Симонова, А.Т. Твардовского, С.С. Орлова, Д.И. Самойлова и др

Литературные произведения, изучаемые в школе -  это лишь небольшая часть культурного достояния народа. Но именно они укореняют нравственный стержень личности. Многое зависит от волшебной встречи с книгой. Современная литература и, в первую очередь, проза углубленно и пристально всматривается в героические эпохи истории нашего народа, в духовные и нравственные корни реальных достижений, показывает высокий нравственный потенциал человека.

На мой взгляд, особенно эффективным в деле патриотического воспитания является внеклассное чтение. Очень много книг, рассказывающих о чувстве благодарности  героям войны, и чувстве долга,  неприятии зла и стремлении утвердить справедливость в мире. Школьники должны знать, что война в действительности – зло, жестокость, смерть. И помогут понять   это книги о Великой Отечественной войне.

   

 Выбирая для анализа повесть Василя Быкова «Сотников», ставлю задачу заставить учащихся серьезно задуматься над опасностью бездуховности, понять необходимость жить по высоким, требовательным законам нравственности: законам совести, долга, человечности. Эпиграфом к уроку беру слова Быкова: «Что такое человек перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств? На что он способен, когда возможности отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца и, предотвратить смерть невозможно?»

   

Подводя итог всему сопоставительному анализу характеров главных персонажей повести В.Быкова, учитель подводит ребят к выводу, что высокая мера духовности позволяет человеку найти единственно достойное решение в жестоких обстоятельствах жизни, поддерживает его в выборе, когда он предпочитает смерть позору соглашательства. В этом состоит духовная сила партизана Сотникова, в этом источник его подвига.

  Анализируя художественную литературу о Великой Отечественной войне, ребята учатся подлинному гуманизму и тогда, когда речь идет не только о любви, но и о ненависти. Важно убедить школьников, что ненависть не может быть слепой, в противном случае она станет разрушительной. Вот почему как о «жестокой дряни» говорит Синцов об автоматчике, который предложил перебить всех раненых в захваченном немецком госпитале. (Роман  Ю. Бондарева «Берег».) Простая женщина Мария, потерявшая в войне всех близких, и в ненависти, захлестнувшей ее сердце, смогла остановить себя, услышав тихий, сдавленный крик мальчишки – немца: «Мама!» ( В. Закруткин «Матерь человеческая»).

 Давно известно, что только человек, любящий свою Родину, может созидать, творить, совершать подвиги. Любая страна рассыплется в прах, если ее граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут; Желание сделать жизнь на этой земле лучше; любовь к родной природе, близким, к своей Родине я воспитываю и на примерах краеведческой литературы. В числе писателей, которые воспитывают любовь к родному городу, его истории ,можно назвать О. Губареву, А. Глазунова. В. Костенко, З. Голод., И. Момот. А. Чапуровского. Недавно вышла моя третья книга «Совсем не нужен край другой», в которой собраны прозаические произведения о природе родного края,  интересных людях, живущих на нашей земле и героических личностях, защищавших наш город во время  ВО войны.

 

Патриотическое воспитание, которым я занимаюсь много лет  на уроках литературы и русского языка имеет свои результаты: это  множество  побед моих учеников в различных конкурсах на муниципальном, областном и всероссийском уровнях. Недавно в городе  прошёл муниципальный  конкурс сочинений  на тему «Овеянный славою флаг наш и герб». Семеро моих  учеников получили призовые места.   Но главными  результатами  патриотической работы    со школьниками могут  стать:

- ценностное отношение к России, к своей малой родине ,

- государственной символике, к  родному языку, народным традициям;

 - представления  о наиболее значимых страницах истории страны;

 примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

- представления о правах и обязанностях человека и  гражданина,

 Итак, на вопрос   «совместимы ли эти понятия молодёжь и патриотизм»,  я отвечаю-да.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии в 8 классе "Тканевая совместимость и переливание крови"

Урок по биологии тема «Тканевая совместимость и переливание крови»8 классЦель урока: Формировать понятие о группах крови человека и причинах групповых различий; резус-факторе; выявить значе...

Организация и применение групповой формы работы на уроках изобразительного искусства с целью психологической совместимости учащихся для эффективного и результативного образования

-Специфика организации и применения групповых форм работы на уроках изобразительного искусства- Внедрение разных способов  деления учащихся на группы.- Формирование  опыта организации совмес...

Проблема патриотизма современной молодежи в России

"Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного, необратимого угасания его самосознания... Литература, театры,...

Статья "РОЛЬ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ВОСПИТАНИИ ПАТРИОТИЗМА УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ"

В статье рассматриваются вопросы воспитания патриотизма учащейся молодежи как духовно-нравственной ценности. Актуализируется роль семьи и школы в воспитании патриотизма обучающихся. Представлены резул...

Развитие патриотизма и гражданственности детей и молодежи как основа формирования гражданского общества в современной России

Статья из сборника материалов XI Международной научно-практической конференции "Социально-нравственное становление личности в культурно-образовательной среде Отчего края" в рамках межрегионального фес...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ "ПАТРИОТИЗМ И ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ КАК ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ"

Целью исследования было изучение уровня патриотизма, гражданственности и социализации (уверенности в завтрашнем дне) у обучающихся в колледже. Отмечено, что самым низким показателем тестирования являе...

Патриотизм как ведущая идея воспитания Российской молодежи в современном социуме

Аннотация. В статье рассматривается проблема важности патриотизма. Укореняется суждение о том, что патриотизм является главной концепцией воспитания российской молодежи и акцентируется потребность все...