Организация и применение групповой формы работы на уроках изобразительного искусства с целью психологической совместимости учащихся для эффективного и результативного образования
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме

-Специфика организации и применения групповых форм работы на уроках изобразительного искусства

- Внедрение разных способов  деления учащихся на группы.

- Формирование  опыта организации совместной учебной деятельности через повышение эффективности групповой деятельности и результативного образования  на уроках изобразительного искусства.

- Применение теста как формы определения и разделения на группы по психологической совместимости. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gruppovoy_metod_obucheniya.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОВЫЙ УРЕНГОЙ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА  

                                        “ЗЕМЛЯ РОДНАЯ’’

    Организация и применение групповой формы работы на уроках изобразительного искусства с целью психологической совместимости учащихся для эффективного и результативного образования

                                                             Учитель изобразительного искусства

                                                             Оргадеева Наталья Алексеевна

                                                   

                                                   г. Новый Уренгой

            2013г.

    Организация и применение групповой формы работы на уроках изобразительного искусства с целью психологической совместимости учащихся для эффективного и результативного образования.

Цели и задачи:

-Специфика организации и применения групповых форм работы на уроках изобразительного искусства

- Внедрение разных способов  деления учащихся на группы.

- Формирование  опыта организации совместной учебной деятельности через повышение эффективности групповой деятельности и результативного образования  на уроках изобразительного искусства.

- Применение теста как формы определения и разделения на группы по психологической совместимости.                                      

Совместная учебная деятельность

   В основе моей педагогической работы лежит программа Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», которая предоставляет свободу творчества, заключающуюся как в подборе видов и жанров изобразительного искусства, так и в возможности использования форм и методов в обучении. Главное в работе - это художественно педагогическая идея, помогающая выстроить методику урока как единое целое. Главное в уроке - ученик, его душевное состояние, духовный мир, интерес ко всему окружающему, природное любопытство. Поэтому своей задачей считаю, заметить природные качества в каждом ребёнке и развить их.

   Существуют формы педагогической деятельности  фронтальные, групповые и индивидуальные. Эти виды деятельности традиционно широко применяются в обучении.

Каждый ученик определенное время обучается индивидуально, работая дома или в школе, но значительное место отводится и совместной учебной деятельности. Совместная деятельность направлена на создание разными людьми чего-то общего, какого- то единого продукта. Такая деятельность возникает в классическом обучении редко, чаще в школьном классе мы имеем дело с индивидуальной деятельностью, протекающей в присутствии других. Исходя из практики своей работы учителя изобразительного искусства, считаю целесообразным применять на уроках совместную деятельность для формирования сотрудничества, и получения нового  непредвиденного открытия в творчестве.

Какой может быть совместная деятельность? Выделяю два основных типа характера группового взаимодействия: «конкуренция» и «кооперация».

- Конкуренция может быть представлена как противодействие, соревнование, соперничество.            -Кооперация может описываться в терминах «исполнение», «сотрудничество», «сотворчество».

Существует широко распространенная классификация совместной деятельности описанная  психологами и педагогами (Асеев В.Г., Горбов Ф.Д., Донцов А.И., Обозов Н.Н., Ошанин Д.А., Уманскии Л,И., Чернышев А.С. и др.), где выделяются три основные формы ее организации:

  • совместно-индивидуальная;
  • совместно-последовательная;
  • совместно-взаимодействующая.

Данные наименования видов совместной деятельности предложены психологом Л.И. Уманским, которые я применила в своей работе. Несмотря на условность их словесного обозначения, каждое из этих наименований указывает на специфику взаимодействия членов группы в процессе деятельности. Рассмотрим подробнее характеристики каждой из выделенных форм организации совместной деятельности.

Совместно-индивидуальная. Относительно простая в организационном смысле форма, допускающая варианты, как тесного сотрудничества, так и формального взаимодействия участников. Эта форма организации совместной деятельности характеризуется тем, что участники вначале работают обособленно, индивидуально, и лишь на завершающем этапе работа каждого становится частью общего продукта. Такая форма работы используется очень часто на уроках изобразительного искусства. В начальной школе по теме: «Моя посуда», учащиеся индивидуально изображают предметы посуды, а затем совместно на доске размещают композицию по цвету, форме и т.д.

Совместно-последовательная. При совместно-последовательной форме организации деятельности результат, полученный одним, становится предметом деятельности следующего участника, затем третьего, четвертого и далее. И эта совместная деятельность может быть максимально похожа на производственный конвейер или спортивную эстафету, а может лишь напоминать их внешне, но по своим мыслительным механизмам быть от них бесконечно далекой. Применяя совместно-последовательную деятельность в 8-х классах по теме: «Изготовление макетов зданий», бала приятно удивлена, что эта форма работы дала прекрасные результаты, невзирая на сложность выполнения. Учащиеся после жеребьёвки разделились на группы и распределили этапы выполнения работы. Работа проходила сплочённо, последовательно и быстро.

Совместно-взаимодействующая.  Самая сложная в плане организации и реализации совместной деятельности. В этом случае согласование действий участников предполагается на всех этапах работы — от планирования и проектирования до завершения, получения окончательного продукта. Взаимодействие может быть организовано как парное, что особенно эффективно в условиях совместного обучения (Дьяченко В.К.), как взаимодействие в группах по три-четыре человека или как взаимодействие в группах относительно большого состава. Эту форму работы, я применяю на завершающих уроках четверти в разных классах. Группам раздаются тесты, где проверяются знания по теме четверти. Как раз на таких завершающих уроках можно проследить сотрудничество, сотворчество и сопереживание  учащихся. Учащийся, который не может ответить на вопрос, ищет поддержки у команды. Формируется опыт организации совместной учебной деятельности и повышается эффективность групповой деятельности и результативность образования  на уроках изобразительного искусства.

Специфика организации и применения групповых форм работы.

Особое место в психологических исследованиях совместной деятельности занимает проблема соотношения эффективности индивидуальных и групповых действий.

Работу в парах учителя часто называют групповой работой. Действительно, в парах ученикам комфортнее, чем в одиночку, что-то обсудить, и припомнить, и испытать на прочность тот или иной вариант своего понимания. Но двое могут запросто переругаться, и дальнейшее обсуждение учебного материала зайдет в тупик. Другое дело, когда рядом третий. Если двое что-то не поделили, то у третьего появляется возможность увидеть, на чьей стороне правда, и повлиять на мнения спорщиков. Ну а тот, кто все же не согласен, может остаться при своем мнении, невольно выполняя в групповой работе важную функцию «критика». И досадных тупиков не возникнет.

Вот почему двое - это не та малая группа, в которой естественным образом складываются ученические обсуждения, понимания, открытия. В малой группе (микрогруппе) может быть от трех до восьми учеников. Разнообразие вариантов индивидуального понимания (или непонимания) при групповом обсуждении задания дает ученикам возможность быстрее заинтересоваться материалом и легче выйти на свое личное понимание.

Однако оптимальный вариант - шесть человек. Если обсуждение в малой группе «зашкалило», то у каждого из шестерых есть возможность найти единомышленников и временно объединиться, либо в пару, либо в тройку. Подчеркну, что эти пары и тройки - временные, ситуационные и добровольные. Они работу всей малой группы не разрушают, а выстраивают.

Способы деления на группы.

Учителя почему-то упорно считают, что делить класс на команды можно только двумя способами: по указке учителя (авторитарно) или по желанию самих учеников (якобы демократически). И тот и другой способ дележа чреват возмущениями, затяжными препирательствами, склоками, обидами и даже демонстративными отказами работать.

Есть третий способ объединения в команды по какому-нибудь случайному признаку. В играх такой дележ называется жеребьевкой. Самая простая и безотказная жеребьевка - по считалочке.

Существует много способов делиться на команды без склок. И, пожалуйста, не объявляйте заранее, в какой форме собираетесь проводить работу. Сразу без промедления скомандуйте: «Все встали!.. Вышли к доске... Построились по алфавиту отчеству... Рассчитались на первый, второй, третий, четвертый... Все первые собрались в правом углу, вторые - в левом, третьи - у двери, четвертые - остаются у доски... Обсудите, где разместится ваша команда, и приготовьтесь к работе... От каждой команды - по посыльному ко мне за заданием!» Смотришь, а работа уже закипела.        

 Почему способы такого деления срабатывают? Во-первых, потому что опираются на непроизвольный интерес участников к самому процессу дележа, а интерес всегда связан с каким-то игровым действием - построиться (по алфавиту), вытянуть (спичку), ухватиться (за палец), собраться (по разрезанным репродукциям) и т.д. А во-вторых, потому что, абсолютно все участники жеребьевки на удивление единодушны в согласии подчиниться воле игрового случая.

Способ деления на группы по «Разрезанной репродукции».

Если говорить о предмете изобразительное искусство, то уместно изготовить пазлы  из репродукций знаменитых художников. Во- первых учащиеся ещё раз освежат в памяти пройденный материал, во- вторых без всяких склок поделятся на команды. Возьмите четыре-пять репродукций (по числу предполагаемых малых групп). Лучше  большого формата. Они могут быть либо одинаковые, либо разные.

Каждую разрежьте на шесть (четыре, пять) частей - в зависимости от количества учеников в рабочей группе.

Все части перемешиваются. Каждый из учеников вытягивает по фрагменту и ищет свою команду, объединяясь с теми, кому достались части, необходимые для составления целой картины. Чем больше деталей в картине, тем интересней ее собирать.

Собрав картину, компания выбирает себе командное место и оборудует его: сдвигает или раздвигает столы и стулья, готовит необходимые для задания инструменты материалы. Затем команда договаривается о своем названии (чаще всего оно бывает связано с изображением на картине), и посыльный пишет его на доске. Теперь учитель через новых посыльных от каждой команды может выдать первую порцию задания.

Тест на совместимость учащихся в группах

Используя выше приведённые способы деления на группы, стакнулась в некоторых классах с такой ситуацией, что взаимоотношения между учащимися складывались неблагоприятные, увеличилась психологическая дистанция между ними. Опираясь на опыт своей работы, составила тест на совместимость учащихся в группах для повышения результативности обучения и комфортного взаимоотношения учащихся в командах.

   Цели  и задачи  теста:

-  развивать деловые и личные взаимоотношения между учащимися;

-  прививать командный дух сотрудничества и сотворчества;

- выявлять совместимость учащихся в группах для повышения результативности обучения.

Материалы и инструменты: палитра, альбомный лист, гуашь или акварельные краски, стаканчик с водой.

Учащиеся рассаживаются по рядам в равном  количестве участников. Учитель оглашает  тему, которая психологически настраивает ребёнка на положительные эмоции. Например: «Как я проведу лето?». Затем по указанию учителя учащиеся начинают изображать рисунок. Через одну минуту учитель останавливает учащихся. Рисунок обходит каждого учащегося, где участник продолжает изображение другого или вопреки всему настаивает на своём изображении в рисунке. Таким образом, через 10- 8 минут (по количеству участников) рисунок возвращается к первому участнику. На последнем этапе работы учащиеся проводят анализ своих рисунков. Выполнено ли в рисунке то, что задумано каждым учащимся изначально? Если задуманное совпадает с изображением, то группа подходит по психологической совместимости. Она более сплочённая и гармоничная. Таким образом,  повышается результативность обучения и уровень результативности на уроке. Если же рисунок далёк от задуманного результата, то ребят надо  определять в другую группу методом отбора идентичных по замыслу рисунков. Наряду с упорядочением деятельности групп их целесообразно делить на рабочие подгруппы, состоящие из людей, психологически совместимых друг с другом, обеспечивать координацию действий и разделение труда между подгруппами внутри группы. В однородных группах люди обычно больше удовлетворены и больше стремятся к общению.

Положительные и отрицательные  пути повышения эффективности групповой деятельности.

Величина группы не оказывает прямого и однозначного влияния на успешность ее деятельности. Однако увеличение или уменьшение количества членов в зависимости от задачи группы, ее структуры и взаимоотношений может повлиять на результаты работы. Психологические следствия увеличения или уменьшения количества членов группы различны, могут быть как положительными, так и отрицательными.

Положительные:

  1. С увеличением группы в ней появляется больше людей с ярко выраженной индивидуальностью. Это создает благоприятные условия для широкого и разностороннего обсуждения различных вопросов.
  2. Чем больше группа, тем легче распределить обязанности между ее членами в соответствии с их возможностями и способностями в интересах дела.
  3. Большая по численности группа может собрать и переработать за одно и то же время большее количество информации.
  4. В большой группе большее число людей может участвовать в выработке и принятии решения, взвешивании и оценке его положительных и отрицательных сторон.
  5. С ростом группы обычно повышается    ее «ресурс талантов». Это увеличивает вероятность принятия оптимальных решений. Для! задач,   имеющих   много  альтернативных   вариантов  решения, это обстоятельство представляется весьма существенным.

Отрицательные:

  1. С увеличением числа членов группы может уменьшаться ее сплоченность, возрастает вероятность образования распада на мелкие группировки. Это существенно затрудняет достижение единства по обсуждаемым в группе вопросам.
  2. Большой группой трудно управлять, организовывать взаимодействие ее членов, налаживать между ними нормальные деловые и личные взаимоотношения.
  3. Рост группы может привести к увеличению расхождений во мнениях и обострению взаимоотношений.
  4. При увеличении группы статус и авторитет одних ее членов растет, других — уменьшается, увеличивается психологическая дистанция между ними. Возможности для развития и использования своих способностей, удовлетворения потребностей в общении, самовыражении, признании у одних членов группы возрастают, у других — уменьшаются, что создает неблагоприятные условия для развития личности.
  5. С увеличением группы средний вклад каждого участника в итоги совместной деятельности обычно снижается.

Для формирования организации совместной учебной деятельности и повышается эффективность групповой деятельности, и результативность образования  считаю, что на уроках изобразительного искусства целесообразно применять и внедрять разные способы тестирования и  деления учащихся на группы. А успех работы в группах напрямую зависит от психологической совместимости учащихся. Следует отметить, что в этом случае совместная деятельность учащихся направлена на создание общего, единого продукта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая форма работы на уроках математики как средство активизации познавательной деятельности учащихся.

Использование групповой формы работы на уроках математики для развития  коммуникативных способностей и познавательных процессов школьников....

Методическая разработка "Эффективность применения групповой формы работы на уроках истории"

Методическая разработка "Эффективность применения  групповой формы работы на уроках истории" представляет методику использования на уроках организации работы в группах....

Методическая разработка: применение групповой формы работы на примере урока по теме "Решение показательных уравнений"

Данный урок является первым уроком  в теме "Показательные уравнения". На уроке планируется ознакомить учащихся с основными подходами в решении показательных уравнений, а углублять знания и отраба...

Методические рекомендации. Групповые формы работы на уроках теоретического обучения как средство повышения результативности обучения на уроках технологии

Методические рекомендации по применению групповой формы работы на уроках теоретического обучения как средство повывшения результативности обучения на уроках технологии...

Применение групповых форм работы на уроках математики как средство организации учебной деятельности в условиях ФГОС.

из опыта работы учителя математики "Применение групповых форм работы на уроках математик как средство организации учебной деятельности  в условиях ФГОС"  представлены раз...

Применение диагностического тестирования на уроках изобразительного искусства с целью повышения качества обучения.

В методической разработке рассматривается метод тестирования как эффективная форма оценки знаний учащихся, позволяющая дополнить арсенал педагогических средств, активизирующих процесс обучения. По рез...