Статья на тему: «Эффективные методы и приемы работы на уроках изобразительного искусства, обеспечивающие достижение предметных результатов, регламентируемых ФГОС»
статья по изобразительному искусству (изо) на тему

Бочарова Валерия Анатольевна

 методическая статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

В.А. Бочарова,

учитель изобразительного искусства, Санкт-Петербург

Эффективные методы и приемы работы на уроках изобразительного искусства, обеспечивающие достижение предметных  результатов, регламентируемых ФГОС

Если мы пишем пейзаж акварелью, можно предложить следующие техники : пастозная живопись, мазок и набрызг, техника примакивания, офактуривание бумаги.

1. Общее решение композиции

Примерно две трети листа (вертикальная композиция листа) отводится изображению неба (довольно низкое положение линии горизонта). На втором плане земля произвольного рельефа с растущим на ней деревом для создания композиционной доминанты. Низкий горизонт помогает художнику подчеркнуть монументальность пейзажа его величие. Благодаря низкому горизонту дерево, изображаемое учащимися, возвышается над всем окружающим, независимо от качества рисунка собственно дерева самим автором. На первом плане – водное зеркало для обогащения пейзажа отражениями.

В данной композиционной схеме учащимся оставлена широкая сфера для индивидуальных решений и проявления креативных способностей (в частности, выбор времени года,  времени суток; различная пластики дерева, то есть решение его кроны в зависимости от выбора эмоционального состояния пейзажа,  передача динамики или статики композиции). Сфера индивидуального выбора учащегося одновременно является для педагога областью проведения скрытой личностной диагностики учащихся (уровень предметных (художественных) способностей уровень образного мышления, эмоциональной сферы, психологическое состояние в данный момент, психо-эмоциональные доминанты характера и тип темперамента)

2. Этап офактуривания поверхности листа.

Целью данного этапа является демонстрация новых возможностей обращения с поверхностью бумаги для придания ей новых декоративных характеристик, и одновременно, решение магистральной педагогической задачи –  снятия страха перед творческих процессом (белым листом), создание внутренней личностной мотивации к предмету, осознание обязательности успешного результата работы. Например, педагог демонстрирует выносливость бумаги:  смачивает лист водой и сминает его в комок, затем расправляет на доске и утверждает, что именно на такой бумаге получится самый лучший пейзаж.

Происходит знакомство с новой техникой: процарапывание контура ствола и веток дерева имитация коры (обращая внимание на графическое правило – в тени линий больше и делается более тщательная проработка); обработка поверхности наждаком различной зернистости хаотичными движениями. Также даются дополнительные сведения о декоративных свойствах стирательной резинки

  1. Живописный этап.

Организация рабочего места в процессе живописи.

Учащийся окончательно выбирает индивидуальное состояние природы время года и время дня (скрытая психодиагностика душевного состояния подростка).

Написание неба: техника живописи по мокрому (демонстрируется на бумаге педагогом). Техника вливания цвета (путем наклона или вращения листа) весьма неожиданная техника для авторов-учащихся.

В процессе занятия педагог создает атмосферу беседы и профессионального диалога. Например, в процессе  демонстрации и обсуждения репродукций пейзажей (показываются и убираются, чтобы не мешать личностному живописному самовыражению учащихся). Или в процессе прогнозируемой педагогом ситуации: цвет неба затемнен и учащийся не знает как исправить создавшуюся ситуацию – учитель (все свой действия проговаривая вслух и объясняя) демонстрирует различные приемы спасения работы (например, техника примакивания сухой хлопчатобумажной тряпочкой или гидроскопичной бумагой или размывание красочного слоя кистью с чистой водой и последующее аккуратное убирание излишков воды кистью).

Педагог не диктует правила, а дает профессиональные советы (приемы скрытого овладения новыми техниками, знаниями, новым материалом). Например, чем ближе к первому плану, тем живопись становится плотнее и контрастнее (вводится термин пастозная живопись); при этом сознательно не рассматривается термин воздушная перспектива из-за возможной перенасыщенности занятия новой информацией.

Написание водного зеркала  целиком выполняется учащимися самостоятельно, при этом в беседе активно используется обращение к личному опыту учащихся (воспоминания о природных образах), приемы словесного рисования, аналитические навыки (например, надо помнить, что берег тоже отражается в воде).

На высохшем фоне неба учащиеся начинают писать ствол дерева.

Педагог обращает внимание на разноцветность коры деревьев, при этом ученики включаются в дискуссию, обогащая цветовой ряд собственными профессиональными знаниями. Преподаватель дает совет: сначала написать ствол дерева с учетом направленности света для передачи объема ствола, а затем писать крону дерева. Вводится техника мазок, набрызг (удобнее использовать щетинную кисть).

4. Креативный этап.

Это стадия окончательного завершения работы: по выбору авторов пейзаж обогащается дополнительными живописными объектами и техниками (например, при помощи гуаши возможно добавить контрастную мелкую проработку деталей).

Проводится просмотр всех работ с абсолютной положительной мотивировкой каждого представленного пейзажа:  100% результат и успех каждого автора.

На завершающем этапе вводного модуля формируются навыки профессиональной культуры и уважения к художественному труду:

педагог не отдает работы домой, так как говорит, что их необходимо правильно оформить – в паспарту. После оформления работ в паспарту, учащиеся забирают работы домой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и применение групповой формы работы на уроках изобразительного искусства с целью психологической совместимости учащихся для эффективного и результативного образования

-Специфика организации и применения групповых форм работы на уроках изобразительного искусства- Внедрение разных способов  деления учащихся на группы.- Формирование  опыта организации совмес...

Статья "Методы и приемы работы на уроках русского языка и литературы в классах С(К)О VII вида "

Статья  " Обучение русскому языку и литературе в С(К)О классах VII вида."...

Игровые приемы обучения на уроках изобразительного искусства

Преподавание изобразительного искусства невозможно без использования на уроке различного рода игровых ситуаций и упражнений, с помощью которых педагог  формирует у школьников конкретные умения и ...

Статья "Лучшее от лучших" - "Использование элементов проектной технологии на уроках изобразительного искусства"

Статья "Лучшее от лучших" - "Использование элементов проектной технологии на уроках изобразительного искусства"...

Доклад "ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"

Доклад "ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"...

Формирование творческих способностей обучающихся через разнообразие форм, методов и приёмов художественного творчества на уроках изобразительного искусства в соответствии с требованиями ФГОС

Стратегия модернизации образования предъявляет новые требования, определяющие главную цель современной школы – формирование творческой и активной личности ученика. Сегодня объективная зак...

ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Целью данного доклада является ознакомление с использованием игровых технологий на уроках изобразительного искусства. Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливаетс...