Статья "Методы и приемы работы на уроках русского языка и литературы в классах С(К)О VII вида "
статья по русскому языку (6 класс) по теме

Терехова Светлана Мухадиновна

Статья  " Обучение русскому языку и литературе в С(К)О классах VII вида."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sko.docx26.57 КБ

Предварительный просмотр:

Войдём в мир образования вместе, а выйдем поврозь, каждый в свой мир

Процессы образования, воспитания неразрывно связаны. Это аксиома для каждого учителя. Образование – это одновременно:

  • Обучение,
  • Средство,
  • Цель,
  • Деятельность,
  • Истина,
  • Путь,
  • Результат,
  • Формирование социокультурной среды.

Преподавание предметов русский язык и литература в современной школе неоценимо. Предметы имеют не только большой образовательный потенциал, но и нравственный. Понятия:

  • Человечность,
  • Воспитанность,
  • Нравственность,
  • Свобода,
  • Личность - вопросы литературы. А русский язык – это культурное достояние русского народа. Владение им - залог успешности обучающегося, и следовательно, его социализация в современном обществе.

Преподавание русского языка с обучающимися классов специального (коррекционного) обучения VII вида (далее С(К)О VII вида), требует особого подхода. В первую очередь учитель должен найти индивидуальный подход к каждому ученику, создать психологически благоприятную атмосферу на уроке. Обучение осуществляется по тем же учебникам, что и обучение в общеобразовательных классах. Рабочая программа составляется с учетом низкого темпа чтения, бедности словарного запаса, неумения выделить главное о в прочитанном, неумения осваивать и запоминать большой объем информации, репродуктивного уровня восприятия, сокращаются часы на изучение сложных понятий и терминов.

Перед учителем стоит непростая задача: научить ребенка с задержкой психического развития основным понятиям курса русского языка.

Развитие видов речевой, речемыслительной деятельности, коммуникативных, интеллектуальных, информационных и организационных навыков, формирование общеучебных умений и навыков, развитие орфографической и пунктуационной зоркости, пополнение словарного запаса, овладение нормами русского литературного языка- основные требования к выполнению программы. Каким путём это достигается? При работе с текстом и на уроках русского языка, и литературы  выявляются такие понятия:

  • Тема
  • Проблема
  • Идея
  • Основная мысль
  • Авторская позиция

 На доступном для детей терминологическом понятии. В процессе этого учимся литературному языку и приобретаем уроки нравственности.

В результате обучения ученик должен стать личностью,  способной  вести самостоятельный поиск информации, принимать решения и нести за них ответственность.

Работая в течение трех лет с детьми в классах С(К)О VII вида, изучая специальную литературу, и опираясь на опыт коллег, я разработала  и успешно применяю методические приемы для достижения поставленных целей и задач.

В преподавании своего предмета я стараюсь придерживаться теории развивающего обучения, соединяю проблемы языка, литературы и культуры.

Урок состоит из нескольких видов деятельности. Изучая новую тему, ученик усваивает самое основное, запоминает и применяет  на практике изученное. Объяснение нового материала на уроках в классах СКО на первых порах обучения проходит на репродуктивном уровне, а на следующих – осуществляется возможность продуктивного преподавания.

При изучении ряда тем очень важно подключить ассоциативное мышление. Раздел «Морфемика». Мы с ребятами строим виртуальный дом. Сначала закладываем фундамент-это корень слова, затем возводим стены - приставка и суффиксы, далее делаем ремонт- клеим обои  виртуальном доме. В русском языке, в составе слова - это окончание.  Ребята понимают, что когда мы меняем обои, дом остается тем же, меняется только интерьер, если же мы решили его перестроить, то рушим старые стены и возводим новые, но неизменным у нас остается фундамент – корень.

Изучая раздел «Синтаксис», дети часто путают понятия части речи и члены предложении Для того, чтобы , не было этой ошибки , мы обводим руку. Указательный и большой палец, при помощи которых мы держим ручку когда пишем, являются главными членами предложения- подлежащим и сказуемым, графически их обозначаем, попутно записывая какими частями речи они выражаются, средний, безымянный, мизинец- второстепенные члены предложения, так как мало задействованы в процессе письма.

Для развития орфографической зоркости четко следую принципу алгоритмизации

  • Часть речи
  • Часть слова
  • Правило
  • Исключение
  • Написание

Изученные слова записываем по памяти, используя элемент соревнования: кто больше? Кто правильнее?

Вместе с классом придумываем приемы запоминания, рисуем правила, используя ассоциации, которые успешно применяю при различных опросах. В случае затруднения показываю рисунок.

Для закрепления орфограммы на уроке мы играем с мячом. «Чередование гласных и-е». Ребята кидают мячик, при этом произносят слова с чередованием.(Собирать-соберу, расстилать-расстелю) .

Сделать уроки языка более интересными  позволяет небольшое погружение в языкознание. Применяется деятельностный подход: идет активная словарно – орфографическая работа, при которой дети самостоятельно работают с разными типами словарей. Обучающиеся записывают новое слово, определяют его лексическое значение в толковом словаре, составляют с ним словосочетание, определяя главное и зависимое слово, затем со словосочетанием придумывают предложение.

Контрольным результатом такой работы в итоге является составление  связного текста. Дети самостоятельно ведут работу со словарем, который составляют сами. В конце каждой четверти проводится конкурс словариков.

Уроки развития речи – это результат работы обучающихся на каждом уроке.

В конце каждого изучаемого раздела перед контрольной работой я практикую уроки в игровой форме (викторины, брейнг-ринги).

Любая контрольная работа в данном классе является стрессом, поэтому чаще  проводятся в  форме комплексного анализа текста, даже запись этой формы работы в тетради позволяет избежать слово «КОНТРОЛЬНАЯ» она дает возможность проверить умения и знания ребят.

 На индивидуально-коррекционных занятиях, предусмотренных в классах С(К)О еще раз закрепляются орфограммы в словах где допущены ошибки. Это немногие примеры, которые применяются на уроках русского языка. Такие приемы работы с детьми способствуют лучшему восприятию изучаемого материала.

Моё педагогическое кредо можно выразить восточной мудростью: «Мы учимся не для школы, а для жизни».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы эффективной работы на уроках русского языка и литературы.

в статье приводятся некоторые приемы работы с учащимися КРо на уроках русского языка и литературы...

Урок рефлексии в рамках реализации программы ФГОС. Виды деятельности, приемы работы на уроках русского языка и литературы.

Данный материал расскажет о структуре  урока рефлексии. В статье приведены некоторые виды и приемы работы на каждом из этапов урока такого типа....

Формы и приемы работы на уроках русского языка при обучении русскому языку детей-билингвов

Формы и приемы работы  на уроках русского языка при обучении русскому языку детей-билингвов...

Современные формы, методы и приемы работы на уроках русского языка и литературы

Технология развития критического мышления    - надпредметная, проникающая,  применима в любых программах и предметах....

Доклад "ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"

Доклад "ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"...

Основные формы, методы и приемы работы на уроках русского языка и литературы, вызывающие интерес к учебе

Данная статья «Основные формы, методы и приемы работы на уроках русского языка и литературы, вызывающие интерес к учебе» представляет собой описание инновационных технологий с опорой на ли...

Формы и приемы групповой работы на уроках русского языка и литературы

В презентации даны краткие сведения по Формы и приемы учебного сотрудничества на уроках русского языка, литературы, развития речи с детьми с ТНР...