Современные формы, методы и приемы работы на уроках русского языка и литературы
презентация к уроку по русскому языку на тему

Козлова Ирина Петровна

Технология развития критического мышления    - надпредметная, проникающая,  применима в любых программах и предметах.

 

Скачать:


Подписи к слайдам:

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ«Педагогический проект»
Современные формы, методы и приёмы работы на уроках русского языка и литературы
Козлова Ирина Петровна,учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ пос. Новый Кутулук
2015г.
Как сделать процесс чтения увлекательным?», «Как научить читать внимательно, вдумчиво?», «Как научить правильно задавать вопросы?»
В пособии описаны методы, направленные на развитие у ребенка мыслительных умений, необходимых для жизни в современном мире: *умения критически относиться к информации, *самостоятельно принимать решения и делать выводы
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ (КМ)
-это способность ставить новые вопросы и анализировать информацию, чтобы применить полученные результаты к стандартным и нестандартным ситуациям.Технология развития критического мышления -надпредметная, проникающая, применима в любых программах и предметах
Критическое мышление формируется, прежде всегов дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. Формы работы:групповая, коллективная, индивидуальная.Методы: словесный, проблемный, эвристический.
1 стадия
2 стадия
3 стадия
позволяет:-актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблемеи вызвать устойчивый интерес, мотивировать ученика к учебной деятельности;-сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;-побудить ученика к активной работе на уроке и дома. Приемы и методы.«Кластер»«Загадка»«Корзина идей»«Отсроченная догадка»«Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»«Театрализация»«Верите ли вы, что…»«Интеллектуальная разминка (опрос) или тест»«Дискуссия»«Перепутанные логические цепочки»«Проблемный вопрос»«Лови ошибку»«Ключевые термины»«Анализ текста» и т.д.
I. Стадия вызова
Приём «Кластер» Информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации, которые обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.
Звуки языка
Гласные
Согласные
Ударные
Безударные
Глухие
Звонкие
Твердые
Мягкие
Фонетика. Звуки речи.
Текст сигнального диктанта1.Произведение «Невыразимое» можно определить как жанр элегии (+)2.Главный герой произведения – «дивная природа» (+)3.Произведение «Невыразимое» относится к литературному направлению романтизм (+)
Задание: выделите маркером общее и на основе определений составьте свое   Элегия - (др.-греч. ἐλεγεία) — лирический жанр, содержащий в свободной стихотворной форме какую-либо жалобу, выражение печали или эмоциональный результат философского раздумья над сложными проблемами жизни. (Википедия- свободная энциклопедия)……………
«Продолжите мысль» Я думаю, что: Добро – это…Сочувствие (сострадание) – это…Любовь – это..Боль – это..Эгоизм – это..Равнодушие – это..Совесть – это…Выбор – это…

Приём «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»В левой части –простые («тонкие») вопросы, в правой – вопросы, требующие более сложного, развернутого ответа.
«Зигзаг»«Инсерт или «Чтение с пометами»«Круги по воде»«Чтение с остановками» «Сводная таблица»«Двойной дневник»«Бортовой журнал» «Карусель»
II. Стадия осмысления
Очень эффективен при работе над чтением текста проблемного содержания, помогает прорабатывать материал детально.
Примерные вопросы: *По названию предположите, о чем будет рассказ?*Какие события могут произойти в описанной обстановке?*Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?*Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие ощущения у вас возникли?*Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?* Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы закончили его?*Что будет с героем после событий рассказа?*Какова проблема рассказа?
Приём «Чтение с остановками»
Такой прием- неоценимый помощник в определении проблем текста для написания эссе на ЕГЭ, сочинений на ОГЭ, нахождения микротем в изложении, для составления рецензий к художественным произведениям, для написания научных работ. Прием «чтение с остановками» приносит свои положительные результаты.
Приём «Двойной дневник».
Фразы из текста, которые произвели наибольшее впечатление (согласие, протест или непонимание)
Комментарий: что заставило записать именно эту фразу? Какие мысли, вопросы, ассоциации и воспоминания она вызвала?
Текст
Текст
Групповая работа Формулируются проблемные вопросы открытого характера по количеству групп. Необходимо подготовить цветные маркеры, листы А3 с написанными на них вопросами /по одному на каждом/. По сигналу учителя листы передаются по часовой стрелке. Учащиеся совместно дают ответ на каждый проблемный вопрос, не повторяясь.
Приём «Карусель»
«Синквейн»«РАФТ» : Р(оль) А(удитория) Ф(орма) Т(ема)«Фишбоун»«Шесть шляп» «Психорисунок»«Последнее слово за мной»
III. Стадия рефлексии
т
о
п
е
х
а
ь
т
с
и
в
а
з
д
о
р
е
э
с
в
ы
б
о
р
е
ш
е
н
и
н
а
о
ц
г
у
в
а
ж
е
н
и
е
ш
и
м
б
о
в
х
о
а
а
д
у
ж
е
с
т
о
к
о
с
т
ь
е
и
в
ч
а
п
о
н
и
м
а
н
и
е
а
х
д
з
а
е
щ
т
с
к
ь
л
ы
р
у
ч
к
а
а
м
л
с
с
и
л
ю
б
о
в
ь
а
б
ж
з
с
о
с
т
р
а
д
а
н
и
е
р
о
х
у
л
ч
м
е
ь
а
м
о
т
е
г
р
х
м
и
р
о
а
а
м
ь
м
у
б
и
д
н
а
д
е
ж
д
а
с
т
ь
т
д
д
р
а
а
х
м
з
а
б
о
т
т
ь
я
с
о
р
о
т
а
х
о
т
а
х
м
а
ь
е
н
ы
л
г
х
в
о
р
ч
е
с
т
в
о

 Задание:разгадайте первую строку синквейна1. ________2. информационная, глобальная3. общаться, учиться, состояться4. средство обмена цифровой информацией5. Сеть*ответ: Интернет
Учимся размышлять о прочитанном
Приём «Психорисунок» Приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать совесть, месть, добро, зло, счастье и т.д., и затем объяснить свои рисунки.

Современные формы, методы и приёмы работы на уроках русского языка и литературыпозволяют:
-формировать умения и навыки умения работы с информацией-находить, осмысливать, использовать нужную информацию-анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков…-сравнивать явления и объекты, выявлять их признаки-выявлять проблемы и определять пути их решения, используя различные источники информации и т.д.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные формы, методы и приемы, используемые на уроках русского языка

Под активными методами обучения в большинстве случаев подразумеваются методы, основанные на коммуникациях, объективно возникающих как между учащимися, так и между учениками и учителем.Суть мет...

Урок рефлексии в рамках реализации программы ФГОС. Виды деятельности, приемы работы на уроках русского языка и литературы.

Данный материал расскажет о структуре  урока рефлексии. В статье приведены некоторые виды и приемы работы на каждом из этапов урока такого типа....

Статья "Методы и приемы работы на уроках русского языка и литературы в классах С(К)О VII вида "

Статья  " Обучение русскому языку и литературе в С(К)О классах VII вида."...

Использование активных методов и приемов обучения на уроках русского языка и литературы

Возникновение познавательного интереса зависит в первую очередь от уровня развития ребенка, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа подач...

Использование занимательно-игровых методов и приемов обучения на уроках русского языка и литературы

Игра как метод обучения используется с древности. Особенно актуально использование игровых элементов в 5-06 классах. В зависимости от классификации игр на уроке используют необходимые элементы....

Доклад "ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"

Доклад "ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"...

Основные формы, методы и приемы работы на уроках русского языка и литературы, вызывающие интерес к учебе

Данная статья «Основные формы, методы и приемы работы на уроках русского языка и литературы, вызывающие интерес к учебе» представляет собой описание инновационных технологий с опорой на ли...