Главные вкладки

    Современные формы, методы и приемы работы на уроках русского языка и литературы
    презентация к уроку по русскому языку на тему

    Козлова Ирина Петровна

    Технология развития критического мышления    - надпредметная, проникающая,  применима в любых программах и предметах.

     

    Скачать:


    Подписи к слайдам:

    КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ«Педагогический проект»
    Современные формы, методы и приёмы работы на уроках русского языка и литературы
    Козлова Ирина Петровна,учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ пос. Новый Кутулук
    2015г.
    Как сделать процесс чтения увлекательным?», «Как научить читать внимательно, вдумчиво?», «Как научить правильно задавать вопросы?»
    В пособии описаны методы, направленные на развитие у ребенка мыслительных умений, необходимых для жизни в современном мире: *умения критически относиться к информации, *самостоятельно принимать решения и делать выводы
    КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ (КМ)
    -это способность ставить новые вопросы и анализировать информацию, чтобы применить полученные результаты к стандартным и нестандартным ситуациям.Технология развития критического мышления -надпредметная, проникающая, применима в любых программах и предметах
    Критическое мышление формируется, прежде всегов дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. Формы работы:групповая, коллективная, индивидуальная.Методы: словесный, проблемный, эвристический.
    1 стадия
    2 стадия
    3 стадия
    позволяет:-актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблемеи вызвать устойчивый интерес, мотивировать ученика к учебной деятельности;-сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;-побудить ученика к активной работе на уроке и дома. Приемы и методы.«Кластер»«Загадка»«Корзина идей»«Отсроченная догадка»«Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»«Театрализация»«Верите ли вы, что…»«Интеллектуальная разминка (опрос) или тест»«Дискуссия»«Перепутанные логические цепочки»«Проблемный вопрос»«Лови ошибку»«Ключевые термины»«Анализ текста» и т.д.
    I. Стадия вызова
    Приём «Кластер» Информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации, которые обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.
    Звуки языка
    Гласные
    Согласные
    Ударные
    Безударные
    Глухие
    Звонкие
    Твердые
    Мягкие
    Фонетика. Звуки речи.
    Текст сигнального диктанта1.Произведение «Невыразимое» можно определить как жанр элегии (+)2.Главный герой произведения – «дивная природа» (+)3.Произведение «Невыразимое» относится к литературному направлению романтизм (+)
    Задание: выделите маркером общее и на основе определений составьте свое   Элегия - (др.-греч. ἐλεγεία) — лирический жанр, содержащий в свободной стихотворной форме какую-либо жалобу, выражение печали или эмоциональный результат философского раздумья над сложными проблемами жизни. (Википедия- свободная энциклопедия)……………
    «Продолжите мысль» Я думаю, что: Добро – это…Сочувствие (сострадание) – это…Любовь – это..Боль – это..Эгоизм – это..Равнодушие – это..Совесть – это…Выбор – это…

    Приём «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»В левой части –простые («тонкие») вопросы, в правой – вопросы, требующие более сложного, развернутого ответа.
    «Зигзаг»«Инсерт или «Чтение с пометами»«Круги по воде»«Чтение с остановками» «Сводная таблица»«Двойной дневник»«Бортовой журнал» «Карусель»
    II. Стадия осмысления
    Очень эффективен при работе над чтением текста проблемного содержания, помогает прорабатывать материал детально.
    Примерные вопросы: *По названию предположите, о чем будет рассказ?*Какие события могут произойти в описанной обстановке?*Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?*Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие ощущения у вас возникли?*Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?* Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы закончили его?*Что будет с героем после событий рассказа?*Какова проблема рассказа?
    Приём «Чтение с остановками»
    Такой прием- неоценимый помощник в определении проблем текста для написания эссе на ЕГЭ, сочинений на ОГЭ, нахождения микротем в изложении, для составления рецензий к художественным произведениям, для написания научных работ. Прием «чтение с остановками» приносит свои положительные результаты.
    Приём «Двойной дневник».
    Фразы из текста, которые произвели наибольшее впечатление (согласие, протест или непонимание)
    Комментарий: что заставило записать именно эту фразу? Какие мысли, вопросы, ассоциации и воспоминания она вызвала?
    Текст
    Текст
    Групповая работа Формулируются проблемные вопросы открытого характера по количеству групп. Необходимо подготовить цветные маркеры, листы А3 с написанными на них вопросами /по одному на каждом/. По сигналу учителя листы передаются по часовой стрелке. Учащиеся совместно дают ответ на каждый проблемный вопрос, не повторяясь.
    Приём «Карусель»
    «Синквейн»«РАФТ» : Р(оль) А(удитория) Ф(орма) Т(ема)«Фишбоун»«Шесть шляп» «Психорисунок»«Последнее слово за мной»
    III. Стадия рефлексии
    т
    о
    п
    е
    х
    а
    ь
    т
    с
    и
    в
    а
    з
    д
    о
    р
    е
    э
    с
    в
    ы
    б
    о
    р
    е
    ш
    е
    н
    и
    н
    а
    о
    ц
    г
    у
    в
    а
    ж
    е
    н
    и
    е
    ш
    и
    м
    б
    о
    в
    х
    о
    а
    а
    д
    у
    ж
    е
    с
    т
    о
    к
    о
    с
    т
    ь
    е
    и
    в
    ч
    а
    п
    о
    н
    и
    м
    а
    н
    и
    е
    а
    х
    д
    з
    а
    е
    щ
    т
    с
    к
    ь
    л
    ы
    р
    у
    ч
    к
    а
    а
    м
    л
    с
    с
    и
    л
    ю
    б
    о
    в
    ь
    а
    б
    ж
    з
    с
    о
    с
    т
    р
    а
    д
    а
    н
    и
    е
    р
    о
    х
    у
    л
    ч
    м
    е
    ь
    а
    м
    о
    т
    е
    г
    р
    х
    м
    и
    р
    о
    а
    а
    м
    ь
    м
    у
    б
    и
    д
    н
    а
    д
    е
    ж
    д
    а
    с
    т
    ь
    т
    д
    д
    р
    а
    а
    х
    м
    з
    а
    б
    о
    т
    т
    ь
    я
    с
    о
    р
    о
    т
    а
    х
    о
    т
    а
    х
    м
    а
    ь
    е
    н
    ы
    л
    г
    х
    в
    о
    р
    ч
    е
    с
    т
    в
    о

     Задание:разгадайте первую строку синквейна1. ________2. информационная, глобальная3. общаться, учиться, состояться4. средство обмена цифровой информацией5. Сеть*ответ: Интернет
    Учимся размышлять о прочитанном
    Приём «Психорисунок» Приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать совесть, месть, добро, зло, счастье и т.д., и затем объяснить свои рисунки.

    Современные формы, методы и приёмы работы на уроках русского языка и литературыпозволяют:
    -формировать умения и навыки умения работы с информацией-находить, осмысливать, использовать нужную информацию-анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков…-сравнивать явления и объекты, выявлять их признаки-выявлять проблемы и определять пути их решения, используя различные источники информации и т.д.
    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Активные формы, методы и приемы, используемые на уроках русского языка

    Под активными методами обучения в большинстве случаев подразумеваются методы, основанные на коммуникациях, объективно возникающих как между учащимися, так и между учениками и учителем.Суть мет...

    Урок рефлексии в рамках реализации программы ФГОС. Виды деятельности, приемы работы на уроках русского языка и литературы.

    Данный материал расскажет о структуре  урока рефлексии. В статье приведены некоторые виды и приемы работы на каждом из этапов урока такого типа....

    Статья "Методы и приемы работы на уроках русского языка и литературы в классах С(К)О VII вида "

    Статья  " Обучение русскому языку и литературе в С(К)О классах VII вида."...

    Использование активных методов и приемов обучения на уроках русского языка и литературы

    Возникновение познавательного интереса зависит в первую очередь от уровня развития ребенка, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа подач...

    Основные формы, методы и приемы работы на уроках русского языка и литературы, вызывающие интерес к учебе.

    Данная статья «Основные формы, методы и приемы работы на уроках русского языка и литературы, вызывающие интерес к учебе», представляет собой описание инновационных технологий с опорой на личный педаго...

    Использование занимательно-игровых методов и приемов обучения на уроках русского языка и литературы

    Игра как метод обучения используется с древности. Особенно актуально использование игровых элементов в 5-06 классах. В зависимости от классификации игр на уроке используют необходимые элементы....

    Доклад "ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"

    Доклад "ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"...