Читательская грамотность как основа современного образования: методы и приемы формирования на уроках русского языка.
статья по русскому языку
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24 КБ |
Предварительный просмотр:
Читательская грамотность как основа современного образования: методы и приемы формирования на уроках русского языка.
Статья учителя русского языка и литературы
Солоненковой Елены Николаевны
Читательская грамотность представляет собой фундаментальную компетенцию, значение которой в современном образовательном процессе трудно переоценить. Согласно международным исследованиям и отечественной педагогической практике, читательская грамотность — это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Для учителей русского языка формирование данной компетенции становится одной из приоритетных задач, поскольку именно текст является основным источником информации в процессе обучения.
Сущность и структура читательской грамотности
Современное понимание читательской грамотности значительно расширилось по сравнению с традиционными представлениями о чтении как простом декодировании. Читательская грамотность включает гораздо более широкий спектр компетенций — от базисного декодирования, знания слов, грамматики, структуры текста до знаний о мире. Этот термин означает не только умение бегло складывать знаки в слова и предложения, но и умение извлекать из текста смыслы, оценивать их и сопоставлять между собой, соотносить с собственным опытом и прочими знаниями.
Читательская грамотность является системообразующим компонентом функциональной грамотности, включающей также математическую, естественно-научную, финансовую грамотность, креативное мышление и глобальные компетенции[5]. Это обстоятельство подчеркивает междисциплинарный характер данной компетенции и необходимость ее формирования не только на уроках русского языка и литературы, но и в рамках всего образовательного процесса.
Структурно читательская грамотность включает несколько ключевых компонентов. Во-первых, это понимание прочитанного и рефлексия — раздумья о содержании или структуре текста, перенос их на себя, в сферу личного сознания. Во-вторых, использование информации прочитанного — применение человеком содержания текста в разных ситуациях деятельности и общения, для участия в жизни общества[6].
Уровни читательской грамотности и читательские умения
Анализ международного опыта показывает, что читательская грамотность имеет сложную иерархическую структуру. Читатели высшего уровня воспринимают текст целостно и в то же время понимают отдельные единицы текста в их взаимосвязи, опираются на текст для обоснования собственных интерпретаций авторской позиции[7]. Такие читатели способны связывать детали текста для понимания общих идей автора, интерпретировать события и действия героев для понимания их чувств, мотивов, целей и особенностей характера.
В международных исследованиях PISA принято определять три основных уровня читательских умений. Первое читательское умение — найти и извлечь информацию из текста. Второе читательское умение — интегрировать и интерпретировать прочитанное, извлекать из текста информацию, которая напрямую в нем не сообщается. Третье читательское умение — осмысливать и оценивать прочитанное, критически анализировать содержащуюся информацию[8].
Более детальная классификация предполагает распределение читательских умений в пять групп: восприятие (извлечение эксплицитной информации), понимание и интерпретация (извлечение имплицитной информации), применение (использование информации для решения задач), анализ и синтез (сопоставление информации из разных частей текста), а также оценка и критическое осмысление[8].
Читательская грамотность в контексте ФГОС третьего поколения
С введением обновленных федеральных государственных образовательных стандартов особое внимание уделяется развитию читательской грамотности как ведущей способности XXI века[9]. В рамках ФГОС третьего поколения читательская грамотность рассматривается как важный компонент формирования личности каждого ребенка, способствующий расширению кругозора, развитию эмпатии и толерантности, а также формированию критического мышления[2].
Роль читательской грамотности заключается в развитии у учащихся способности анализировать, интерпретировать и оценивать информацию, получаемую из различных источников[2]. В контексте школьного образования читательская грамотность, имея метапредметную природу, способствует развитию предметных компетенций, формируемых в процессе обучения всем без исключения учебным дисциплинам.
Результаты российских школьников по читательской грамотности в международных исследованиях демонстрируют определенные проблемные аспекты. Особые трудности вызывают оценка качества и надежности информации, выявление и анализ противоречий, поиск и выбор соответствующего текста[10]. Это актуализирует необходимость совершенствования методических подходов к формированию читательской грамотности.
Методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка
Формирование читательской грамотности происходит на всех уроках и во внеурочной деятельности, когда ребенок встречается с книгой или с любым источником информации[11]. Однако уроки русского языка предоставляют особенно широкие возможности для развития данной компетенции, поскольку основой понимания текста всегда является внимание к слову, его толкованию[12].
Технология трехэтапной работы с текстом
Эффективная система работы с текстом предполагает организацию деятельности в три основных этапа. На первом этапе — работа с текстом до чтения — основная цель состоит в том, чтобы вызвать у ученика желание, мотивацию прочитать текст, развивать умения предполагать, предвосхищать содержание текста[13]. Используются такие приемы, как отсроченная отгадка, ассоциации, обращение к жизненному опыту, «дерево предсказаний», рассматривание иллюстраций, высказывание предположений о теме и содержании текста.
Второй этап — работа с текстом во время чтения — имеет целью обеспечить полноценное восприятие текста[13]. Здесь применяются приемы «читаем и спрашиваем», составление вопросного плана, диалог с автором, чтение про себя с вопросами, работа с ключевыми словами, чтение текста по частям с комментированием, работа с малознакомыми словами, выборочное чтение, беседа по содержанию.
Третий этап предполагает работу с текстом после чтения, направленную на осмысление и оценку прочитанного, применение полученной информации в различных ситуациях.
Специфические приемы для уроков русского языка
На уроках русского языка эффективно работают разнообразные приемы смыслового чтения, адаптированные к специфике предмета. Работа с правилом может начинаться с вызова, когда обучающимися анализируются слова, словосочетания, предложения по предстоящей теме, в которых необходимо решить орфографические или пунктуационные задачи[12]. На этой стадии происходит активизация мыслительной деятельности обучающегося, пробуждается интерес к изучаемому материалу.
Дополнительно к тексту упражнения можно задавать специальные вопросы: «О чем этот текст?», «Что хотел сказать автор?», «Какова композиция текста, в чем ее особенности?», «Каковы основные идеи каждого абзаца?», «Как развертывается логика текста?»[10]. Такой подход способствует более глубокому пониманию текстовой информации и развитию аналитических навыков учащихся.
Инновационные технологии и приемы
Современная педагогическая практика предлагает широкий арсенал инновационных технологий для формирования читательской грамотности. Технология развития критического мышления включает составление толстых и тонких вопросов, ментальные карты, кластеры, проблемные ситуации, творческие задания[11]. Применение на уроках рефлексии дает возможность обучающимся глубже проникнуть в те знания, которые они приобрели, и зафиксировать, где данные знания можно применить.
Технология «Интеллект-карта» позволяет визуализировать информацию и устанавливать связи между различными элементами текста[14]. Технология продуктивного чтения и ситуативное обучение также показывают высокую эффективность в формировании читательской грамотности.
Особое место занимают приемы графической переработки учебного материала: составление кластера, опорный конспект, «конкурс шпаргалок»[14]. Эти методы помогают учащимся структурировать информацию и лучше понимать логические связи в тексте.
Практические рекомендации для учителей
Для эффективного формирования читательской грамотности учителям русского языка рекомендуется подбирать тексты с учетом возрастных особенностей учащихся, а также контекстного потенциала текста с ориентацией на актуализацию личностных смыслов[10]. Важно активно использовать интернет-ресурсы и диагностические работы по функциональной грамотности.
Необходимо создавать положительное отношение к чтению, обеспечивая комфортную обстановку в классе, где книги будут всегда доступны учащимся[15]. Полезно проводить регулярные чтения вслух, привлекая внимание учеников к интересным произведениям. Важно предлагать произведения разных жанров — от классической литературы до современных текстов различных форматов.
Интеграция чтения в учебный процесс должна стать неотъемлемой частью методической системы учителя[15]. Чтение должно органично сочетаться с изучением грамматики, орфографии, пунктуации, стилистики, способствуя комплексному развитию языковой личности учащегося.
Заключение
Читательская грамотность создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературного чтения, но и является гарантией успеха в любой предметной области[9]. В условиях информационного общества, где объем и разнообразие текстовой информации постоянно возрастают, формирование читательской грамотности становится стратегической задачей образования.
Учителя русского языка занимают особое место в решении этой задачи, поскольку располагают уникальными возможностями для комплексного развития всех компонентов читательской грамотности. Использование современных методов и приемов, адаптированных к специфике предмета, позволяет эффективно формировать у учащихся способность понимать, анализировать и критически оценивать текстовую информацию. Успешное решение этой задачи требует системного подхода, профессионального мастерства педагога и постоянного совершенствования методического арсенала в соответствии с требованиями времени.
Список источников:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные формы, методы и приемы, используемые на уроках русского языка
Под активными методами обучения в большинстве случаев подразумеваются методы, основанные на коммуникациях, объективно возникающих как между учащимися, так и между учениками и учителем.Суть мет...

Статья "Методы и приемы работы на уроках русского языка и литературы в классах С(К)О VII вида "
Статья " Обучение русскому языку и литературе в С(К)О классах VII вида."...

Использование активных методов и приемов обучения на уроках русского языка и литературы
Возникновение познавательного интереса зависит в первую очередь от уровня развития ребенка, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа подач...

Современные формы, методы и приемы работы на уроках русского языка и литературы
Технология развития критического мышления - надпредметная, проникающая, применима в любых программах и предметах....

Использование занимательно-игровых методов и приемов обучения на уроках русского языка и литературы
Игра как метод обучения используется с древности. Особенно актуально использование игровых элементов в 5-06 классах. В зависимости от классификации игр на уроке используют необходимые элементы....

Доклад "ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"
Доклад "ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"...
Основные формы, методы и приемы работы на уроках русского языка и литературы, вызывающие интерес к учебе
Данная статья «Основные формы, методы и приемы работы на уроках русского языка и литературы, вызывающие интерес к учебе» представляет собой описание инновационных технологий с опорой на ли...