Групповая форма работы на уроках математики как средство активизации познавательной деятельности учащихся.
статья по теме

Использование групповой формы работы на уроках математики для развития  коммуникативных способностей и познавательных процессов школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gruppovaya_forma_raboty_na_urokah_matematiki.docx50.6 КБ

Предварительный просмотр:

Групповая форма работы на уроках математики как средство активизации познавательной деятельности учащихся.

 Групповая форма  организации урока математики имеет сложную структуру. В процессе учебных взаимодействий устанавливаются продуктивные связи не только между учителем и учащимся, но и внутри ученического коллектива. Таким образом, с точки зрения интерактивности именно групповая форма оказывается более эффективной и насыщенной, хотя это по-разному может сказаться на результативности учебного процесса. Групповая работа как форма коллективной учебной деятельности есть способ организации совместных усилий учащихся по решению поставленных на уроке задач.

При групповой форме обучения я стараюсь одновременно решить три основные задачи:

  1. Конкретно-познавательную, которая связана с непосредственной учебной ситуацией;
  2. Коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения;
  3. Социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.

При организации групповой работы придерживаюсь следующих этапов, рекомендуемых Г.К. Селевко:

  1. Подготовка к выполнению группового задания:
  1. постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
  2. выработка правил, инструктажа о последовательности работы (лучше, если вырабатывается самими учащимися);
  3. раздача дидактического материала по группам.
  1. Групповая работа:
  1. знакомство с материалом, планирование работы в группе;
  2. распределение заданий внутри группы;
  3. индивидуальное выполнение задания;
  4. обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
  5. обсуждение общего задания (замечания, уточнения, дополнения, обобщения);
  6. подведение итогов группового задания, выводы. 

      3.    Заключительная часть:

  1. презентация группового решения поставленной задачи в рамках, определенных учителем;
  2. анализ познавательной задачи, рефлексия;
  3. общий вывод о работе в группе и достижении поставленной задачи.

Формирование групповой общности начинаю с разминки: эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной и т.д. Учащимся иногда предлагаю кратко ответить на вопросы: «Что ты ждешь от урока?», «Что тебе уже известно по данной теме?». Хорошо помогает созданию нужной ауры выбор эпиграфа к уроку.

При проведении рефлексии предлагаю учащимся закончить предложения:

Сегодня на уроке…

Работа в группе мне …

Хочется пожелать, чтобы… и др.

Во время групповой работы я контролирую ход работы в группах, отвечаю на вопросы, регулирую споры, порядок работы, в случае крайней необходимости оказываю помощь отдельным учащимся или группе. Очень важным в такой деятельности является психологиче ский фактор: надо, чтобы дети видели в учителе надёжного помощника, доверяли ему, шли навстречу требованиям и установкам учителя и, есте ственно, верили в свои силы, в возможность достижения лучших резуль татов.

При первичном закреплении теорем, определений, свойств, т.е. при отработке основных понятий, учебных умений и навыков, использую работу в парах. Характер такой деятельности – репродуктивный. Использую пары постоянного и переменного состава, динамические и статистические.

На этапе устной самостоятельной работы, которая выполняется в паре под условным названием «ученик - учитель», использую карточки. Каждый в паре играет то роль учителя, то роль ученика в определенный момент времени. На работу отводится до 10 минут урока.

В это время я осуществляю включённый контроль, т.е. слушаю от веты то одного, то другого ученика в различных парных группах и со ответственно оцениваю их, помогаю ученику, выполняющему в данный момент функцию учителя, корректировать ошибки в момент их возник новения, оцениваю не только отвечающего, но и качественную работу «учителя». Положительным моментом такой работы является то, что половина учащихся класса одновременно учатся говорить, учатся видеть, слышать, исправлять ошибки других, тем са мым обогащая, закрепляя и свои знания. Ведь каждому необходимо дать  возможность высказать своё мнение и быть услышанным.

После завершения этой работы ещё раз, но уже перед всем классом одна из групп даёт ответы по карточкам. Таким образом, за небольшой промежуток времени можно оценить работу 10-12 учащихся, что при традиционной фронтальной работе невозможно.

Иногда организую работу в паре «ученик-учитель», в которую включены сильный и слабый или сильный и средний учащиеся. Целью такой работы является организация помощи сильными учащимися бо лее слабым товарищам по классу. Причём такая работа является очень эффективной не только на начальном этапе изучения новой темы, но и в процессе повторения изученного. При этом работу организую комби нированно: те, кто отлично усвоил материал, на определённую часть урока выполняют функцию учителя, помогая ликвидировать пробелы в зна ниях тех, кто по какой-либо причине имеет их, остальные работают индивидуально и коллективно, после чего организуется проверка вы полнения работы пары «ученик-учитель». Стараюсь привлекать для этой работы хорошо подготовленных учащихся, чтобы быть твёрдо уверенной в хорошем качестве такой помощи. Такая рабо та чрезвычайно полезна обоим ученикам: «учителю» важно уметь объяснять качественно, понятно, владеть алгоритмами решения тех или иных задач, основами теории, необходимой для достижения цели и, в конечном итоге, научить. Тот же, кого обучают, в данный момент получает уникальную возможность понять непонятное, подняться в своём уровне развития, а может быть и узнать новое. Работа в паре «ученик-учитель» способствует развитию речи обоих учеников, закреплению знаний и умений, утверждению в знаниях обучающего, оказывает благо приятное воздействие на формирование чувства коллективизма и товарищества.

Кроме описанной выше формы работы в паре, называемой стати ческой, когда общаются на протяжении некоторого времени два сидя щих за одной партой ученика, я использую также работу в паре, называемой динамической, когда поочерёдно общаются друг с другом учащиеся, сидящие за двумя соседними партами (это уже малая группа из 4-х человек).

Каждый ученик этой малой группы получает карточку с заданием, на обратной стороне которой имеются целесообразные вопросы, а так же предполагаемые ответы на них (ключи к решению задачи). Получив такую карточку, каждый должен разобраться в решении. После этого начинается общение каждого с каждым в данной группе. Таким образом, каждый ученик группы решит 3 задачи, а одну, разоб рав предварительно, предложит каждому из членов его группы. Такие карточки предлагаются в четырёх вариантах для четырёх учащихся группы. Во время этой групповой работы я, как и описыва лось выше при работе в статической паре, осуществляю включённый контроль. Работа длится до 20-25 минут урока, после чего ученики при ступают к письменной самостоятельной работе по вариантам. И теперь уже начинается этап индивидуальной работы, т. е. этап отключённого контроля: поочередно приглашаю учеников к столу или к доске для ре шения задач и упражнений.

При формировании знаний, умений и навыков по теме также использую деление на группы по три-четыре человека, которые на теоретические вопросы могут отвечать совместно, а практические задания решают индивидуально (сразу с проверкой учителя). Групповые и частные результаты заносятся в "экран достижений". Ценность данного урока - в активной позиции учащегося, в формировании уверенности, что каждый его шаг значим для общего дела, итоги открыты для всех, что стимулирует групповую работу. У меня есть возможность оценить работу и каждого ученика отдельно и работу группы.

При изучении нового материала использую уроки  по типу "мозаики", т.е. форму совместно-групповой работы. Материал разбиваю на блоки, каждый из которых изучает учебная группа. Затем поочередно группа посылает своих делегатов в другие группы для обучения других учащихся. В конце занятия оцениваю конспект, составленный учащимися. Для актуализации знаний, мотивации учебной деятельности использую прием организации совместного поиска "Что мы об этом знаем?".

По окончании работы в группах во многих случаях необходима организация межгруппового общения (с целью выяснения общей картины, построения системы, обобщения, обеспечение возможности для рефлексии и взаимооценки). Межгрупповое общение организую почти всегда, так как это дополнительная возможность формирования коммуникативной компетенции.

Считаю, что групповая форма работы лучше всего помогает формированию коммуникативных способностей учащихся, активизирует их мыслительную деятельность и способствует  развитию всех познавательных процессов школьников. Темы, при изучении которых использовалась данная форма, усваиваются обучающимися гораздо лучше, нежели при фронтальной организации работы, отсюда и всё более  растущий интерес педагогов к этому виду учебной деятельности.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми: Использование современных технологий на уроках химии как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей с...

Информационно-коммуникационные технологии обучения на уроках математики как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Правительственная стратегия модернизации образования – это обновление содержания общего образования и методов обучения, создание новых условий образовательной деятельности. Использование ИКТ в учебном...

Применение ИКТ на уроках математики как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Реферат по теме "Применение ИКТ на уроках математики как средство активизации познавательной деятельности учащихся"...

Использование ЭОР на уроках математики как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уровне основного общего образования

Обобщение педагогического опыта на тему: «Использование ЭОР на уроках математики как средство активизации познавательной деятельности учащихся» позволяет решить проблему эффективности образования. Пер...

Деятельностный подход в преподавании математики как средство активизации познавательной деятельности учащихся. Из опыта работы

В стандартах нового поколения все больше внимание уделяется именносистемно-деятельностному подходу, который также является одной измодификаций концепций личностно-ориентированного образования ипредпол...

Применение групповых форм работы на уроках математики как средство организации учебной деятельности в условиях ФГОС.

из опыта работы учителя математики "Применение групповых форм работы на уроках математик как средство организации учебной деятельности  в условиях ФГОС"  представлены раз...