Памятка для родителей:"Учим детей отгадывать загадки"
консультация

Федорова Татьяна Петровна

Обучать детей умению отгадывать загадки надо начинать не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в многообразных связях и зависимостях, в красках, звуках, движении и изменении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_dlya_roditeley.docx277.84 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

«Учите детей отгадывать загадки»

Обучать детей умению отгадывать загадки надо начинать не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в многообразных связях и зависимостях, в красках, звуках, движении и изменении.

Наблюдения, систематически проводимые в природе и окружающей жизни, лежат в основе работы по обучению детей отгадыванию загадок. Знакомя детей с различными предметами, созданными руками человека, отмечайте особенности внешнего вида, материалы, из которых они сделаны, назначение, способ использования предметов.

Рассказывая о транспорте, обращайте внимание детей на внешний вид (у автомобиля – колёса, фары, кабина, кузов и т.д.; у самолёта – фюзеляж, крылья, хвост и др.), на характер движения (автомобиль едет по дороге, поезд – по рельсам, пароход плывёт по воде), на звучание (самолёт гудит, мотоцикл трещит), на назначение (транспорт служит для перевозки людей, грузов).

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0ed2/0017b581-fc8bad04/img5.jpg

При рассматривании птиц, животных, насекомых и наблюдении за ними обращайте внимание детей на части тела: голова, ноги, крылья, хвост, клюв; особенности их строения, образ жизни, повадки (где живёт, чем питается, как передвигается, как защищается). Рассматривая, например, гуся, отметьте, что у него длинная шея, крепкий длинный клюв, красные лапы, между пальцами перепонки; гусь может летать, гоготать, щипать.

Можно понаблюдать за тем, как птицы вьют гнёзда, муравьи сооружают муравейник, паук плетёт паутину, чтобы сделать вывод, что птицы, насекомые строят свои дома без рук, без инструментов. Такой вывод является основой для отгадывания загадок: Без рук, без топорёнка построена избёнка (гнездо), висит сито, не руками свито (паутина). Нужны знания, специально подводящие ребят к отгадыванию загадок определённого содержания.

Есть много явлений природы, которые с течением времени не остаются неизменными. Загадки о таких явлениях построены на основе обобщённых выводов человека по результатам длительных наблюдений: зимой лежал, а весной в реку побежал (снег); в шубе летом, а зимой раздеты (деревья). Чтобы дети могли самостоятельно отгадывать подобные загадки, наблюдайте явление в разные периоды его развития.

Отгадывать с детьми загадки можно прямо на ходу, во время прогулки или по дороге в детский сад. Просто дайте ребенку возможность быть более эрудированным, приобрести уверенность в себе на всевозможных викторинах и конкурсах – просто ежедневно загадывайте загадки. И вы сами заметите как преобразится словарный запас ребенка, изменится его мышление и интерес к окружающему миру.

Памятка «Загадка – ума зарядка!»

Загадка – малое по форме (размеру) литературное произведение.

Цель создания загадки: поставить собеседника в затруднительное положение, заставить подумать.

Загадка часто строится на перечислении признаков предмета, явления. (Величина, форма, цвет, звучание, движение)

Использование в загадках однородных членов предложения.

Например:  Маленький, удаленький сквозь землю прошел, красную шапочку нашел.

Каждая загадка содержит вопрос, поставленный в явной или скрытой форме.

Например: Скрытый вопрос – «Никого не обижает, а ее все толкают» (Дверь) Явный вопрос – «Что вниз вершиной растет?» (Сосулька)

Загадку можно строить на основе отрицательного сравнения.

Например:

Он не большой, не длинноухий и не лает.

В целях создания замысловатого вопроса в загадке используется многозначность слова.

Например: Одной ручкой всех встречает, другой ручкой провожает.

Загадка может иметь форму диалога.

Например:

- Это черная? - Нет, красная? - А почему белая? - Потому что зеленая.

9. В загадке используются образные слова и словосочетания.

Метафора – употребление слов в переносном значении.

Например: Под крышей белый гвоздь висит. Сосулька сравнивается с гвоздем. Олицетворение – сопоставление предмета, явления с человеком, животным. Например: часы – ходят. Эпитет – определение, прибавляемое к названию предмета для большой художественной выразительности.

Например: Повернулось к солнцу золотое донце. (Подсолнух) Сравнение – сопоставление одного предмета, явления с другим.

Например: Кругла, как шар, красна, как кровь.

В загадках встречается рифма

Например: взойдет-упадет, лежал-побежал.

Используется звуковая подсказка. Когда звучание слова помогают найти отгадку.

Например: Маленький шарик под лавкою шарит (Мышь)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Поможем детям учиться

Материал к родительскому собранию...

Памятка для родителей "Учим стихи с детьми"

Материал предназначен для родителей дошкольников. Содержит несколько прстых советов, которые помогут выбрать и выучить стихотворение с ребёнком дома....

Проект "Учим детей отгадывать загадки"

Формировать у детей умения активно мыслить, наблюдать,сравнивать,обобщать,развивать память....

Презентация проекта "Учим детей отгадывать загадки"

Что такое загадка? В "Литературной энциклопедии" загадка характеризуется как "замысловатое поэтическое описание какого- либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадыв...

Консультация для родителей "Учите детей отгадывать загадки"

Рекомендации для педагогов по обучению  отгадывания загадок...

Консультация для родителей "Учите детей отгадывать загадки!"

Появление загадок относится к древнейшему периоду первых проблесков человеческого ума. Загадка была не только "тайным языком". С ее помощью испытывали мудрость, находчивость, образованность ...