Презентация проекта "Учим детей отгадывать загадки"
методическая разработка

Федорова Татьяна Петровна

Что такое загадка? В "Литературной энциклопедии" загадка характеризуется как "замысловатое поэтическое описание какого- либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего" Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу.От способа шифровки зависит уровень сложности умственной операции.Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать виденное,сравнивать, сопостовлять явления, мысленно их расчленять, выделять каждый раз нужные стороны, обьединять, синтезировать найденное. Отгадывание загадки развивает находчивость, быстроту реяакции, умствееую активность, самостоятельность,привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_fedorova_t.p.docx27.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №49»

ПРОЕКТ

«Учим детей отгадывать загадки»

(срок реализации 02.07.2019 –20 .09.2019г.)                                

                               Составитель:

                                                      Воспитатель Федорова Т.П.

2019 год.

Паспорт проекта

Вид проекта: творческий ,  групповой

Продолжительность проекта: среднесрочный (два месяца).

Руководитель проекта: Федорова Т.П.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников.

Принцип построения: интегративный.

Охватываемые образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие ,социально-коммуникативное развитие , художественно-эстетическое» .

Актуальность темы:

Человек начал придумывать загадки в глубокой древности. Загадка развивала наблюдательность, учила воспринимать мир многогранно и образно, помогала совершенствовать человеческую мысль. В настоящее время загадка используется как увлекательное и эффективное средство в обучении и воспитании детей, в организации их досуга. 

Содержание загадок отражает жизнь человека, окружающую его действительность: растительный и животный мир, явления природы, предметы труда, быта и др.

Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы. Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать увиденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделять каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное. Отгадывание загадок развивает у детей находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир. Также отгадывание загадок способствует развитию наблюдательности детей, закреплению знаний о признаках предметов, о существующих в окружающем мире связях между явлениями. Отгадыванием загадок мы оттачиваем и дисциплинируем ум детей, приучаем их к четкой логике, к рассуждению, доказательству, обобщению, формируем умение самостоятельно делать выводы. Мы видим, как загадки вызывают у детей интерес к миру вещей и явлений. Загадка ставит перед ребенком вопросы: Что? Откуда? Что из чего делается? Что чему служит? Она ставит перед ребенком предмет то одной, то другой гранью: то останавливает внимание на внешнем виде, то указывает на сущность предмета, на его назначение. Сама форма, загадки привлекает внимание детей и делает учение интересным, ненавязчивым

Цель: Формирование умений у детей отгадывать загадки, выделять признаки и создавать новые образы, составлять загадки- отрицания.

Задачи:

  • Учить узнавать загадку среди произведений других жанров.
  • Формировать умение отгадывать загадки и доказывать верность отгадки.
  • Формировать умение сочинять загадки- отрицания.
  •  Обогащать  активный словарь, способствовать развитию связной, грамматически правильной монологической речи;

- содействовать развитию речевого творчества

  • Учить детей активно мыслить, наблюдать, сравнивать, обобщать.  
  • Развивать память.
  • Создать сборник загадок,  придуманные  детьми, нарисовать иллюстрации или фотографии

Предполагаемые результаты:

  1. Расширение знаний об окружающем мире .
  2. Умение решать логические задачки

3. Совершенствование диалогической и монологической речи.

4. Пополнение картотеки загадок.

5. Проведение конкурса загадок

6. Создание сборника  загадок придуманные детьми

Предполагаемый результат в воспитании интегративных качеств:

Дети проявляют любознательность, активность, интересуются новым, задают вопросы взрослому, проявляют больше самостоятельности в различных видах детской деятельности, в случаях затруднения обращаются к взрослому.

Продукт проектной деятельности:

- Создание картотеки загадок.

- Создание сборника  загадок.

- Конкурс загадок « Удивительный мир загадок »

Направления реализации проекта:

- Совместная деятельность педагогов и детей.

- Взаимодействие с родителями.

Этапы реализации проекта:

 1 этап. Подготовительный(сбор информации о проблеме) :
• Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной проблеме;
• Составление перспективного плана мероприятий по формированию умение сочинять загадки- отрицания .
• Привлечение родителей к решению проблемы.

 2 этап.  Основной(реализация проекта) :
• Выполнение перспективного плана мероприятий.

 3 этап. Заключительный

• Конкурс загадок, составленных совместно с родителями;
• Презентация книги-сборника загадок «Книга загадок»;
• Анализ результатов.

Системная паутинка проекта

     

Этапы реализации проекта

1.Этап

Организационный

   

Определение цели, задач.

Изучение методической литературы.

2.Этап

Подготовительный

Составление плана проекта.

Сбор материалов (подбор загадок, дидактического и методического оснащения проекта).

Выявление уровня знаний детей о загадках (методом беседы).

Ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта.

Выбор форм работы с родителями.

Выбор основных мероприятий.

Определение объема и содержания работы для внедрения проекта.

Определение и формулировка ожидаемых результатов.

3.Этап

Практический        

Составление консультаций, бесед, рекомендаций.

Творческие задания для родителей и детей.

Совместные мероприятия с детьми (3 цикла):

беседы, наблюдения, занятия с детьми, развлечения, чтение художественной литературы , игровая и художественно-продуктивная деятельность.

4.Этап

Заключительный

Сбор полученного материала по проекту.

Выявление уровня знаний детей о загадках (методом беседы).

Отчет о реализации проекта.

Подготовка к представлению продукта проектной деятельности.

Открытое итоговое мероприятие «Конкурс загадок»

План работы по реализации проекта

Тема

цикла

     Срок

реализации

       

 Содержание

Задачи

Взаимодействие

с

родителями

1.

«Знакомство с загадкой. История ее происхождения».

Рассказ « История появления загадки». Беседы «Для чего нужны загадки», «Как отгадывать загадки», «Кто придумывает загадки».  

Д/и «Загадки и отгадки».

Разучивание загадок.

Разучивание р.н.игры в загадки «Бабка».

Лепка и рисование отгадок к загадкам.

Рассматривание книжных иллюстраций.

Развлечение «В гости к бабушке- загадушке».

Чтение р.н.с. «Мудрые ответы».

Развивать познавательную активность, любознательность через    знакомство детей с историей возникновения загадок, их видов.

Познакомить детей с понятием

« загадка».

Формировать интерес к народному творчеству (загадкам).

Поиск информации о происхождении загадки.

Консультации, беседы.

2.

«Знакомство с образными средствами в загадках».

НОД «Какие бывают загадки?».

Д/упр. «Подбор эпитетов к предмету», «Сравни с животным, с растением, временем суток и т.д.».

Р/и «Подбери рифму»,

 «Художник слова», «Сундучок»,

«Картинная галерея», «Что на что похоже». Рассматривание произведений живописи.

Разучивание р.н.игры «Ты веревочка кружись».

Разучивание загадок.

Лепка и рисование отгадок к загадкам.

Чтение р.н.с. «Дочь семилетка».

Развлечение «Вечер загадок».

Вызвать эмоционально – положительное отношение к жанрам русского народного творчества через разучивание русских народных игр, загадок, чтение р.н.сказок, рассматривание иллюстраций, произведений живописи.

Показать значение и способы построения загадки, познакомить с языком загадки,

образными средствами

( рифмой, метафорами, олицетворением)

Формировать у детей образное воображение.

Творческие задания (выполнение рисунков, поделок и т.п.)

Разучивание с детьми загадок.

Подборка детских книг загадок.

3.

Обучение составления загадок.

Беседа «Как придумать загадку».

Д/и «Придумай загадку», «Составь загадку-отрицание».

Д/упр. «Подбор эпитетов к предмету», «Сравни с животным, с растением, временем суток и т.д.».

Р/и «Подбери рифму», «Тайна».

Разучивание русской игры «Города».

Рассматривание произведений живописи.

Чтение р.н.с. «Кощей Бессмертный».

 Изготовление книжек-малышек.

Развлечение «Что? Где? Когда?».

Обогащать речь детей эпитетами, образными сравнениями через придумывание и составление собственных загадок, рассматривание произведений живописи.

Развивать умения выделять главные признаки объекта, владеть речью.

Творческие задания (выполнение рисунков, поделок и т.п.)

Разучивание с детьми загадок.

Помощь в создании копилки загадок.

4.

Итоговая организованная деятельность «Помощница загадка».

Итоговая организованная деятельность «Помощница загадка».

Закрепить полученные знания о возникновении загадки, ее видах.

Помощь в создании русских народных костюмов для итогового мероприятия.

Результат:                 

Проанализировав работу,  можно сделать следующие выводы:

Все дети любят загадки,  проявляют интерес к составлению загадок, большинство детей любит их загадывать и придумывать, Проявляют  интерес, любознательность, активность.

Родители также были  активными участниками проекта. Помогали в поиске информации о растениях в гербарии.   Выполняли творческие задания с детьми дома  по составлению описательных и отрицательных загадок, фотоиллюстраций и рисунков, разучиванию с детьми загадок.

Постановка новой задачи: Какие еще бывают виды загадок?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация "Учим отгадывать загадки"

Консультация на стенд для родителей ( из интернет-источников)...

Презентация "Считай, смекай, отгадывай" 5-6 класс

Презентация по теме "Считай, смека, отгадыва!" для 5-6 классов может подойти как для внеурочной деятельности, так и для включения элементов занимательной математки на уроках. 5-6 класс....

Проект "Учим детей отгадывать загадки"

Формировать у детей умения активно мыслить, наблюдать,сравнивать,обобщать,развивать память....

Памятка для родителей:"Учим детей отгадывать загадки"

Обучать детей умению отгадывать загадки надо начинать не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в многообразных связях и з...

Консультация для родителей "Учите детей отгадывать загадки"

Рекомендации для педагогов по обучению  отгадывания загадок...

Консультация для родителей "Учите детей отгадывать загадки!"

Появление загадок относится к древнейшему периоду первых проблесков человеческого ума. Загадка была не только "тайным языком". С ее помощью испытывали мудрость, находчивость, образованность ...