Компьютерные игры и их влияние на личность подростка
статья

Григораш Олеся Валерьевна

В настоящее время мы все больше зависимы от компьютеризации, да и в целом от гаджетов. И не важно, сколько нам лет и в каких условиях мы живем. В любом случае теперь это неотъемлемая часть нашей жизни. Но, увы, очень часто подростки становятся заложниками данной системы, в частности от влияния компьютерных игр.

Данная статья дает понимание этой проблеме. В тексте раскрываются основные особенности подросткового возраста, и говорится о том, как данные особенности взаимосвязаны с влиянием компьютерных игр на личность подростка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompyuternye_igry_i_ih_vliyanie_na_lichnost_podrostka.docx25.88 КБ

Предварительный просмотр:

Компьютерные игры и их влияние на личность подростка

 

Григораш Олеся Валерьевна

Педагог-психолог ГБОУ СОШ №77

(с углубленным изучением химии)

Санкт-Петербург., ул. Блохина, д. 31

Аннотация

В настоящее время мы все больше зависимы от компьютеризации, да и в целом от гаджетов. И не важно, сколько нам лет и в каких условиях мы живем. В любом случае теперь это неотъемлемая часть нашей жизни. Но, увы, очень часто подростки становятся заложниками данной системы, в частности от влияния компьютерных игр.

Данная статья дает понимание этой проблеме. В тексте раскрываются основные особенности подросткового возраста, и говорится о том, как данные особенности взаимосвязаны с влиянием компьютерных игр на личность подростка.

Ключевые слова

Компьютерные игры, подростковый возраст, влияние, личностные особенности, взаимосвязь аспектов.

Введение

В настоящее время, большинство людей имеет проблемы в межличностном взаимодействии, что обусловлено не только большим возрастанием виртуального общения, но и влиянием компьютерных игр, вследствие приводящее к дезадаптации в обществе, а также к возможности формирования неуспешной личности. Это касается в большей степени детей подросткового возраста.

Также следует сделать акцент на том, что о данной проблеме говорят очень многие, но о данной теме мало исследований, в связи, с чем можно сказать, что данная проблема имеет малую просвещенность.

Следует сказать о возникновении компьютерных игр. Все мы знаем, что игра как вид деятельности возникла очень давно, но компьютерные игры возникли во второй половине XX века. Активное развитие компьютерные игры получили с 1980-х годов и по сей день.

Для более подробного понимания компьютерных игр, как таковых, следует рассмотреть их виды:

Шутер (Action) - в играх данного типа игрок, как правило, действуя в одиночку, должен уничтожать врагов при помощи оружия, для достижения определённых целей, обычно, после достижения заданных целей игрок, переходит на следующий уровень. Полезны тем, что игроки учатся разбираться в технических особенностях оружия, улучшается пространственная память, планировка небольших планов и способность работать в коллективе.

Файтинг (Fighting) - поединки двух и более противников с применением рукопашного боя.

Аркада (arcade game) - игры, в которых игроку приходится действовать быстро, полагаясь в первую очередь на свои рефлексы и реакцию. Аркады характеризуются развитой системой бонусов: начисление очков, постепенно открываемые элементы игры и т. д.  

Симулятор (Simulator) - основным принципом симулятора является точное воспроизведение особенностей какой-то тематической области (например: автосимулятор должен максимально точно воспроизводить физические особенности машин). Полезны тем, что игрок приобретает навыки владения техникой, которые могут быть применены в реальной жизни.

Стратегия (Strategy) - игра, требующая четкого плана. Это игры, где предоставляется право руководить деятельностью подчиненных ему персонажей. В этом случае играющий может выступать в роли руководителя: командира отряда спецназа, главнокомандующего армией и даже главы государства. При этом человек не видит на экране своего героя, а сам придумывает себе роль. Полезна тем, что вырабатывается сбалансированное мышление, мозговая дисциплина, позволяющая выстраивать картины, несвершившихся событий. Улучшается долговременная память.

Квест (Quest) - игра-повествование, в которой управляемый игроком герой продвигается по сюжету и взаимодействует с игровым миром посредством применения предметов, общения с другими персонажами и решения логических задач. Полезны тем, что  у игрока вырастает количество вариантов разрешения событий, которые можно применить в повседневной жизни, развивается интуитивное и логическое мышление.

Ролевые  игры (Role Play) - у главного героя и других персонажей и присутствует некоторое количество параметров (умений, характеристик, навыков) которые определяют их силу и способности. Обычно, главная характеристика персонажей и врагов это уровень, который определяет общую силу персонажа и определяет доступные навыки и предметы экипировки. Все эти параметры надо совершенствовать путём убийства других персонажей и врагов, выполнением заданий и использованием этих самых навыков. Присутствует проработанный и обширный мир, сюжетная линия, разветвлённые диалоги с разными вариантами ответов, множество разных персонажей со своими целями и характерами. Полезны тем, что приобретаются навыки деловых коммуникаций, в том числе, на различных иностранных языках, улучшаются пространственное мышление и кратковременная память.  

Головоломки и настольные  - компьютерная реализация настольных игр, например шахматы, карты, шашки, «Монополия» и другие.

Учитывая разнообразие игр, к ним проявляется интерес, который в подростковом возрасте наиболее выражен. В связи с этим дети и становятся заложниками компьютерных игр.

Исходя из вышеизложенного, возникает актуальность данной статьи, чтобы показать насколько важна данная проблема, с которой сталкивается все большее количество подростков, которые наиболее уязвимы и которым очень важно становление личности и обретение положения в социальном обществе, для развития гармоничной личности.

Компьютерные игры и их влияние на личность подростка.

Прежде чем говорить о влиянии компьютерных игр на личность подростка, следует рассмотреть основные особенности подросткового возраста.

Подростковый возраст - это возраст серьезного кризиса, затрагивающего и физиологическое, и психическое здоровье ребенка. Э. Штерн анализировал данный возраст как этап формирования личности. Переходный возраст представляет собой не только внутренние переживания и направленность на стремления, и идеалы, но и действия. В этом возрасте увеличивается внимание к себе, к своим физическим особенностям, обостряется реакция на мнение окружающих, повышается чувство собственного достоинства и обидчивость. Важным содержанием самосознания подростка является образ его физического «Я» – представление о своем телесном облике, сравнение и оценка себя с точки зрения эталонов «мужественности» и «женственности».

Особенности физического развития могут быть причиной снижения у подростков самооценки и самоуважения, приводить к страху плохой оценки окружающими. Недостатки внешности (реальные или мнимые) могут переживаться очень болезненно вплоть до полного непринятия себя, устойчивого чувства неполноценности. Негативные проявления ребенка, протестующий характер поведения по отношению к взрослым, а также агрессивность, повышенная тревожность, эмоциональная неустойчивость, депрессивные моменты, конфликтность и жестокость чаще всего являются эмоциональными реакциями на неуверенность в себе. Но стоит отметить также, что подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность, независимость ребенка, стремление к признанию своих прав со стороны других людей, формируется его сознательное отношение к себе как члену общества, значительно расширяется сфера его деятельности.

Рассмотрев особенности подросткового возраста, следует перейти и к основной теме данной статьи. Влияние компьютерных игр на личность подростка.

Следует отметить, что большое влияние компьютерных игр схоже с влиянием сети интернет и компьютерных технологий в целом, начиная от физиологических проблем , таких как: нарушение осанки, нарушение циркуляции крови в организме, ожирение, нарушение остроты зрения, но и также психологические проблемы, связанные с нарушением социализации человека. Также нужно отметить и такой феномен, как зависимость. Ее проявление очень легко определить, но все же не нужно пытаться установить диагноз самому. Навязчивая потребность в сети - что часто показывается на этих "лайках и подписках", бесконечные путешествия по сети - поиск информации по базам данных и поисковым сайтам, даже если вопрос ну очень прост.

Так же сложен вопрос о содержании понятия виртуальной реальности, о границах виртуального, о формах виртуальной реальности. Но это были только минусы, давайте о плюсах.

Интернет это место для общения, неважно как через соц. сети или игры, вы общаетесь с другими людьми, не смотря на расстояния, и это помогает вам в знании, например разговорного английского, как и по средствам текстовых, так и голосовых сообщений. Все же это база данных постоянно пополняется, что дает быть в центре всех новостей, событий. И, наверное, самовыражение, это не только в виде публикаций на конкретные темы, это и некий способ заработка.

Очень популярными стали видео конференции. С их помощью люди могут не только слышать друг друга, но и видеть. Так же развитие философского направления осмысления феномена виртуальной реальности. Как свидетельство научного интереса со стороны философов к виртуальному пространству в последние годы стали появляться научные исследования. Не стоит забывать и об людях с ограниченными возможностями здоровья, которые не всегда имеют возможности контакта с другими людьми. Интернет же позволяет общаться с другими людьми, живущими в других странах. Что дает возможность изучить культуру, нравы, историю других государств. Интернет дает огромные возможности для образования, ведь в нем можно найти такие источники информации, каких нет ни в одной библиотеке. Сеть позволяет оперативно найти ответ на возникший вопрос.

Но все же следует сделать акцент на подростках и непосредственно компьютерных играх. Главными минусами является также малоподвижный образ жизни, и все вытекающие из этого. Если иметь ввиду психологический аспект, то это возможная агрессивность, замкнутость, нарушение социализации личности и как следствие невозможность становления гармоничной личности.

Однако нужно сказать и о плюсах компьютерных игр. За счет различных сюжетов игр, у подростка могут складываться различные моральные суждения, ибо подросток не обладаем глубоким жизненным опытом, также в играх очень часто показывается, как правильно повышать мотивацию для человека. За счет наград, которые часто фигурируют в играх.

Если рассматривать социализацию, то, конечно, у подростка будут возникать трудности в межличностном общении из-за меньшего опыта взаимодействия, особенно могут возникать проблемы в общении с родителями, т.к. родители не являются значимыми личностями для подростка. Но здесь родители должны проявить свою инициативу, чтобы ребенку было интересно проводить с ними время, и чтобы была установлена доверительная связь с ребенком. Но скорее всего ребенок не будет страдать от недостатка общения, т.к. в одну и ту же online игру могут играть тысячи людей, проводятся мероприятия для геймеров, а в некоторых играх есть своя внутренняя построенная самими игроками экономика. Так же следует отметить, имеется точка зрения о том, что игры, в которых присутствует насилие, помогают снять стресс и предотвратить депрессию.

Выводы

Наш мир очень разнообразен и имеет множество соблазнов, очень трудно устоять перед ними и  сохранить свою внутреннюю гармонию. Для подростка данная задача является наиболее сложной, в силу физиологических и психологических особенностей, и часто многие подростки склоны уходить от реальности и прятаться в компьютерных играх, где возможно принять любую понравившуюся роль и, делая ошибки начинать заново.

Но следует сказать о том, что компьютерные игры и интернет в целом влияют на личность подростка как положительно так и отрицательно. И в данном вопросе о влиянии могут сделать большой вклад родители.

Не стоит ругать ребенка, за то, что он посвящает свое время компьютерным играм, ведь это неотъемлемая часть его жизни, и изменить это невозможно, мы все-таки живем в современном мире. Попробуйте договориться с подростком о распределении его дня, где будут и дела по дому, и выполнение домашнего задания и, конечно же, свободное время, которое он может потратить на компьютерные игры.

Не следует дожидаться, когда ребенок полностью отдалится от вас, старайтесь уже сейчас стать ему другом и товарищем, помогайте ему советом, старайтесь найти с ним точки соприкосновения, направляйте его. Проводите аналогии компьютерных сюжетов из игр, в которые играет ваш ребенок, с реальными ситуациями. Такой анализ будет способствовать развитию жизненного опыта ребенка и его социализации.

Список литературы

1) Белохвостова М.И. Психология подростка. – Киров: Слово, 2011. – 380 с.

2) Крайг Г. Психология развития: Пер. с англ. СПб.: Питер, 2000. 992 с.

3) Новикова А.М. «F5 Интернет как образ жизни» Журналы»

4) Шаповаленко И.В. Возрастная психология. Психология развития и  возрастная психология. – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.

5) Юрьева Л.Н., Больбот Т.Ю. «Компьютерная зависимость»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Влияние молодежных субкультур на развитие личности подростка"

Материал представляет собой конспект открытого занятия, проводимого в рамках недели педагогического мастерства в КГОКУ "Детский дом г.Находки". Тема: "Влияние молодежных субкультур на развитие личност...

«Проблема семейного неблагополучия и его влияния на развитие личности подростка в трудах отечественных и зарубежных исследователей»

Данная работа затрагивает проблемы семейного неблагополучия и его влияния на развитие личности подростка, рассматривает виды и типы неблагополучных семей, особенности подростков, воспитывающихся в неб...

В методическую копилку учителя обществознания Неформальные объединения молодежи. Позитивное и негативное влияние на развитие личности подростка

Понятие «молодежь» и «субкультура. Сущность, тенденции и проблемы индивидуализации и социализации молодежи.  Культура и сферы реализации молодежи....

Педсовет "Вредное влияние СМИ на личность подростка"

Формы и методы противодействия негативному влиянию социума и СМИ на нравственное становление подростка»....

"Влияние семьи на становление личности подростков"

Проблема влияния воспитательной тактики родителей по отношению к своим детям, взаимоотношений родителей и детей, общего психологического климата семьи на формирование личности ребенка интересует многи...

Исследовательская работа по теме "Обзор компьютерных игр и их влияние на современного подростка"

В работе мы рассматривали зависимость современного подростка от компьютерных игр, попробовали выяснить соотношение пользы и вреда компьютерных игр....

Родителям подростков. Компьютерные игры и их влияние на психику детей.

В нашем современном обществе к сожалению основными в жизни подростков становятся уход в виртуальную реальность и компьютерные игры. Хочу поделиться с вами презентацией, в которой собрана информация ...