Профилактическая беседа "Уверенность – неуверенность: качели нашего воспитания или как воспитать уверенность"
статья (11 класс)

Москаль Ирина Владимировна

Материал из опыта профилактической работы педагога-психолога со взрослыми.. Данный материал является лекцией для старшеклассников, студентов, родителей и педагогов по феномену "неуверенный человек". В материале рассматриваются вопросы формирования неуверенности и способы саморазвития уверенного поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilakticheskaya_rabota_pedagoga_psihologa.docx138.38 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактическая работа педагога-психолога

Лекция для старшеклассников

«Уверенность – неуверенность: качели нашего воспитания или как воспитать уверенность».

Тревога и неуверенность — близнецы-братья. Если вы чувствуете тревогу, то вы обязательно неуверенны, если же вы неуверенны, то смотрите внимательнее — где-то рядом прячется тревога. Отрывок из книги Андрея Курпатова "Исправь свое детство".

В своей книге врач- психотерапевт, телеведущий, продюсер А. Курпатов, используя аллегорию и элементы сказкотерапии, очень просто и доходчиво разъясняет сложные психологические механизмы развития неуверенного поведения и формирования мнительно-тревожного типа личности. Приведу небольшую цитату: «В сказке, когда витязь оказывается на распутье перед указательным знаком, на котором написано: «Налево пойдешь — коня потеряешь, направо — сам не вернешься, а прямо — и не думай!» — он стоит на месте и мучается проблемой выбора. Когда же такая задачка предлагается ребенку — он встает на дыбы. И не потому что он вздорный, а потому что он в панике. Он не знает, что предпринять и как поступить, при этом что-то делать ему нужно. Вот мы и получаем «непослушного», «нехорошего», «отвратительного» мальчика или примерно такую же девочку, которые еще сохраняют надежду быть любимыми...

Думали ли наши родители об этом внутреннем конфликте своих детей? Боюсь, что нет. Оказывали они поддержку ребенку, оказавшемуся в такой ситуации? Вряд ли. И почему мы теперь удивляемся собственной тотальной неуверенности во всем и вся? Удивляться абсолютно нечему! Тревога нашла способ своего выражения — неуверенность, причем всеобщую — и в себе, и в других, и в окружающем мире. Таков результат, с которым всем нам приходится жить».

        Сколько бы мы с Вами не изучали литературы по феномену «неуверенность», «тревожность», все наше внимание будет перенаправлено в наше детство!!!

        Да! Ноги всей нашей неуверенности растут именно от нашего воспитания и нашего окружения с момента появления на свет до сложного подросткового возраста.

        Если Вам сегодня 14, то Вы еще можете быстрее осознать все причины своего неуверенного или агрессивного поведения. Почему агрессивного? Это вторая сторона медали под названием «НЕУВЕРЕННОСТЬ».

        Однако опыт работы педагогов-психологов в образовательных учреждениях говорит о том, что разного рода НЕУСПЕХИ в учебе, общении, любви и т.д., заставляют старших подростков разбираться в себе где-то в лет 17-18.

Многие люди осознают значение познания себя после 25-30 лет. И тогда начинают листать страницы VK, Instagram с хэштегами #саморазвитие.

        Сегодня, в этой краткой лекции я приведу основные постулаты формирования нашей неуверенности и тревожности, представлю популярный материал из разных изданий по психологии, который на мой взгляд просто и понятно помогает понять корни нашей тревожности, ее уровень и способы «как перестать тревожиться и жить счастливо».

ДАВАЙТЕ РАЗБЕРМ КАКИЕ РОЛИТЕЛЬСКИЕ ПОСЫЛЫ ВЫ СЛЫШАЛИ В СВОЕМ ДЕТСТВЕ? КАКИЕ ВЫ ДАЖЕ СЕЙЧАС ПОМНИТЕ? КАКИЕ ОСТАЛИСЬ ДЛЯ ВАС ОСОБЕННО ЗНАЧИМЫ И ВО ВЗРОСЛОСТИ?

  • Пожалуйста соответствуй наших ожиданиям (ожиданиям воспитателя, учителя). В более грубой форме «Ты должен соответствовать нашим ожиданиям!»
  •  Я знаю, ты можешь быть лучше других. Или в требовательной форме «Ты должен быть лучше других».
  • Ты же хочешь быть лучше Пети, Саши, Маши, Даши.. В назидательно-поучительном варианте: «Чтобы выглядеть лучше других, ты должен раньше других научиться многому, что они не умеют. И делай это лучше, в совершенстве».
  • Ты не соответствуешь нашим требованиям, ты просто лох…Бывает и в более мягкой форме: «Если ты не соответствуешь нашим ожиданиям, ты расстраиваешь нас»
  • Ты нас постоянно огорчаешь тем, что не соответствуешь Образу???, и ты недостоин нашей любви.
  • Не надо высовываться, чтобы над тобой не смеялись. Ты как шут и не достоин уважительного отношения.

А теперь давайте посмотрим какие выводы из таких посылов делает ребенок:

  • Я не могу выполнить то, что они от меня требуют. Я - неполноценный.
  • Любят т умных, умелых, успешных людей. Меня не любят.
  • Я – лох, я- ничтожество. Я недостоин любви. Мне очень нужна любовь, но я ее недостоин.
  • Мне очень нужна любовь, и я постараюсь поменьше раздражать родителей. Я буду милым и предупредительным. Я постараюсь предупреждать заранее о возможности моих неудач, чтобы они родители меньше сердились.
  • Чем реже я что-либо делаю, тем меньше на меня сердятся. Поэтому нужно поменьше проявлять инициативу и свести все дела к минимуму.
  • Надо следить, чтобы мои успехи не были слишком заметными. Успех- дело случая. Если мне не повезет, то я разочарую родителей и меня меньше будут любить.

В различных статьях описывается результат такого взаимодействия родителей и детей. Так психолог, кандидат психологических наук. Ольга Старикова в статье «КАК ВОСПИТАТЬ НЕУВЕРЕННОГО ЧЕЛОВЕКА? ИНСТРУКЦИЯ К НЕПРИМЕНЕНИЮ» представляет следующий результат:

«Что формируется в результате:

  • Эгоцентризм («зацикленность» на себе). Неуверенность в себе.
  • Застенчивость. Высокий уровень требований к себе.
  • Стремление привлечь симпатию окружающих посредством жалости к себе.
  • Постоянное чувство вины и стыда. Страх неудачи. Страх успеха.
  • Обидчивость. Тайная мстительность. Болезненное восприятие критики.
  • Избегание конфликтных ситуаций, даже в ущерб себе.
  • Невозможность выразить свое мнение, постоять за себя.
  • Хроническая неудовлетворенность жизнью.
  • Стремление передать ответственность за важные решения и свою судьбу другим людям.
  • Склонность выбирать доминирующих партнеров, руководящих его жизнью.
  • Склонность выбирать критикующих и унижающих его партнеров (выполняется модель родительской семьи).
  • Склонность к депрессии.

        В своей статье автор очень четко и доступно описывает характерные особенности жизнедеятельности людей с неуверенным поведением:

«1. Ты всегда стараешься держаться в тени – так спокойнее. Убежден: что бы ты ни делал, это обязательно получится плохо, ты просто не способен оправдать ожидания других людей, тебе не дано достигать успеха, самый лучший способ не вызывать раздражения окружающих – это поменьше путаться у них под ногами.

2. Ты никогда не стремишься занять какую-нибудь заметную должность (этого нет не только в планах, но и желания такого никогда не испытывал). И соглашаешься с любыми, даже с самыми плохими условиями, и не требуешь большего, поскольку не считаешь себя достойным лучшей жизни.

3. Ты не считаешь успехи собственной заслугой. И старательно убеждаешь всех, кто отмечает твои достижения, в том, что от тебя практически ничего не зависело. Просто случайное стечение обстоятельств.

4. Ты не решаешься самостоятельно принимать решения и предпринимать что-либо важное без подсказки со стороны какого-либо авторитетного лица. Потому что не уверен в себе, своих силах и способностях. Поэтому предпочитаешь передавать ответственность за себя и свою жизнь кому-нибудь, по твоему мнению, более компетентному.

5. Ты боишься больших достижений. Потому что однажды достигнутые результаты влекут за собой соответствующие ожидания окружающих, а это пугает. И очень тщательно следишь, чтобы какой-либо успех случайно не свалился на твою голову.

6. Ты не берешь на себя ответственность, даже за свои достоинства. Потому что это слишком беспокойно и даже опасно. Ты можешь вести вполне достойный образ жизни, много трудиться и даже достигать определенных успехов т.е. жить как все и не высовываться. А можешь и погрязать в нищете и разрушать себя алкоголем и наркотиками. Ведь так спокойнее».

        Давайте еще проанализируем особенности проявления неуверенности у разных людей. Вот что по этому поводу пишет в своих статьях А. Курпатов: «Неуверенность может проявляться в разных вещах. Например, кто-то из нас страдает неуверенностью, связанной со своей профессиональной компетентностью, кто-то — из-за своей внешности и привлекательности, кто-то сомневается в своих физических возможностях, кто-то испытывает постоянную неуверенность, связанную с финансами, кто-то страдает от неуверенности при общении с другими людьми, для кого-то проблемой оказывается принятие того или иного решения. В общем, способов, которыми проявляется наша неуверенность, больше, чем нужно. Формируется же она в указанном возрасте только по двум направлениям, одно — общее для всех детей, другое имеет половую специфику».

        Если вернуться к родительским посылам, которые формируют неуверенность у ребенка, то можно сказать, что родители, обеспечив потребность ребенка в безопасности (см. Пирамиду А. Маслоу), пропустили уровень «Потребность в принадлежности и любви» и сразу начали формировать потребность в признании.

D:\для работы психолога\психология в картинках\пирамида маслоу.jpg Рис.1 Пирамида А. Маслоу

        Такие ошибки в воспитании родители делают конечно же из благих побуждений. Однако итог в 99 случаях противоречит изначальной цели.

.         Как согласовать ожидания родителей (часто противоречивые), с одной стороны, желания и представления ребенка, с другой?

        Согласованность происходит тогда, когда ожидания родителей не содержат в себе серьезных противоречий, а собственные желания ребенка относительно малы.  В таком случае получаем уверенного в себе ребенка и адекватного родителя. Во всех иных случаях мы получаем идеальную схему любого невроза.

        В статье «Почему мы неуверенны в себе, нерешительны и так» Андрей Курпатов пишет: «В сказке, когда витязь оказывается на распутье перед указательным знаком, на котором написано: «Налево пойдешь — коня потеряешь, направо — сам не вернешься, а прямо — и не думай!» — он стоит на месте и мучается проблемой выбора. Когда же такая задачка предлагается ребенку — он встает на дыбы. И не потому что он вздорный, а потому что он в панике. Он не знает, что предпринять и как поступить, при этом что-то делать ему нужно. Вот мы и получаем «непослушного», «нехорошего», «отвратительного» мальчика или примерно такую же девочку, которые еще сохраняют надежду быть любимыми...

Думали ли наши родители об этом внутреннем конфликте своих детей? Боюсь, что нет. Оказывали они поддержку ребенку, оказавшемуся в такой ситуации? Вряд ли. И почему мы теперь удивляемся собственной тотальной неуверенности во всем, и вся? Удивляться абсолютно нечему! Тревога нашла способ своего выражения — неуверенность, причем всеобщую — и в себе, и в других, и в окружающем мире. Таков результат, с которым всем нам приходится жить».

        Подведем кратко итог. Определим основные причины развития комплекса «неуверенного человека»:

  1. завышенные требования со стороны родителей, оправдать которые ребенок явно неспособен;
  2. постоянные сравнения с другими детьми, которые оказываются не в пользу ребенка;
  3. слишком требовательные родители никогда не бывают полностью удовлетворены действиями ребенка.

        Неуверенному в себе человеку сложно принять ту трудную жизненную ситуацию, в которой он оказался, или поведение людей, с которыми у него сложились напряженные отношения. Ему не понятны собственные чувства и цели, порой он не умеет любить ни себя, ни другого человека.

        Если Вы на своем психологическом счету нашли приступы неуверенности в себе, то теперь знаете, где искать причину.

        Мы с Вами разобрались с понятием, причинами и особенностями неуверенности. И теперь с полным правом можно переходить к понятию «Уверенность» и как ее формировать.

        Уверенность в себе означает веру в то, что твоих сил и способностей достаточно для того, чтобы справиться с любой задачей и любыми проблемами, которые перед Вами возникают. Это понимание того, что Вы достойно выглядите в глазах окружающих тебя людей.
        Уверенный в себе человек знает, что его желания стоят того, чтобы их реализовывать, знает, что его способностей и энергии достаточно, чтобы добиться того, чего он хочет.

        Как показывает практика то, чего человек добивается, чаще зависит не от его способностей и таланта, но от силы его уверенности в себе. Поэтому стоит потратить время на то, чтобы обрести уверенность в себе или усилить это качество.

7 советов от Гадаева Алексея Вениаминовича «Как обрести уверенность в себе»:

        1. Компетентность. Старайтесь хорошо разбираться в вопросах, которыми занимаетесь. Чем глубже вы знаете предмет, тем большую уверенность в себе вы будете чувствовать. По крайней мере, это будет уверенность в отдельно взятых вопросах.
        2. Манера держаться. При контактах с людьми вы, скорее всего, легко можете определить, уверенно держит себя тот или иной человек или он не уверен в себе. Основными сигналами для вас будут его жесты, взгляды, осанка, речь. Как верно то, что внутренняя уверенность человека отражается на его поведении, так же верно и обратное: определенное поведение формирует внутренние ощущения, соответствующие этому поведению.
Определите, какое поведение для вас является отражением уверенности человека. Вы можете развить уверенность в себе, придерживаясь этих качеств в своем поведении.
Можно обозначить несколько универсальных свойств уверенного поведения. Жесты: положение тела открытое, жесты соответствуют речи по темпу и характеру. Речь: ровная, без спешки, без заминок, обращенная к собеседнику, достаточной громкости. Взгляд: открытый, направленный к собеседнику. Кроме того важны прямая осанка и твердая походка.
        3. Внешний вид. Ваш внешний вид не должен вызывать у вас мыслей о том, что в вас что-то не так. Ваши мысли отражаются на вашем поведении, и ваша неуверенность в своем внешнем виде наверняка скажется на вашем общем уровне уверенности в себе. Это совершенно субъективный вопрос. Если вас не устраивает ваша физическая форма, занимайтесь тем, чтобы привести ее в порядок. Если вы считаете, что ваша одежда не подходит вам, займитесь своим гардеробом с тем, чтобы взгляд в зеркало на свое отражение мог положительно отразиться на вашей уверенности в себе.

        4. Образец для подражания. Лучше всего человек учится на живых примерах. Найдите себе образец для подражания – человека, который, по вашему мнению, безусловно обладает высоким уровнем уверенности в себе. Это может быть человек из вашего окружения или человек, не знакомый с вами лично, но так, чтобы у вас было достаточно материала для изучения, в том числе видеоматериала. Посмотрите, что вы можете перенять для себя. Особенности речи, жестов, взглядов, подходов к одежде.

        5. Активность. Мало что сравниться в подкреплении уверенности в себе с положительным результатом своих поступков. Когда вы захотели чего-то, проявили активность в этом направлении и добились результата, который вас устраивает.
Это большая тема и я не буду здесь ее развивать. Скажу только, что важно понимать свои желания и предпринимать действия для их достижения. Важно правильно оценивать риски и свои возможности. Отрицательных результатов всегда будет больше, чем положительных, но это не должно останавливать. Отрицательный результат должен быть уроком. Важно анализировать свои неудачи, делать выводы, меняться самому и предпринимать новые попытки.

        6. Найдите причину. Определите причины, по которым вам необходима уверенность в себе. Что изменится, если ваша уверенность возрастет. Изменится ваше положение на работе или ваши взаимоотношения с окружающими? Причины должны являться достаточными стимулами для того, чтобы поддерживать в вас желание к изменениям.
        7. Отношение к другим. Будьте внимательны к другим. Если вы видите, что ваш собеседник держится неуверенно, постарайтесь его подбодрить. Такое отношение позволит и вам, в свою очередь, выработать больше уверенности в себе.

        Каждый человек имеет право на уверенность в себе. Права на уверенность в себе по Manuel J. Smith:

  • Право № 1: Каждый человек имеет право быть собственным высшим судьей. Каждый имеет право быть оценивать собственное поведение, мысли, чувства и отвечать за их возникновение и следствия.
  • Право № 2: Каждый человек имеет право не оправдываться или извиняться за свое поведение.
  • Право № 3: Каждый человек имеет право самому решать, хочет ли он брать на себя ответственность за решение проблем других людей.
  • Право № 4: Каждый человек имеет право, менять своё мнение.
  • Право № 5: Каждый человек имеет право, делать ошибки и отвечать за них.
  • Право № 6: Каждый человек имеет право сказать: «Я этого не знаю».
  • Право № 7: Каждый человек имеет право быть независимым от снисхождения других, даже тех, от которых он что-нибудь хочет.
  • Право № 8: Каждый человек имеет право принимать нелогичные решения.
  • Право № 9: Каждый человек имеет право сказать: «Я этого не понимаю, я не умею читать мысли».
  • Право № 10: Каждый человек имеет право сказать: «Это для меня роли не играет».


Утверждения, выражающие уверенность в себе.
1. Простое, базовое утверждение - это выражение чувств, мнений и прав.
"Я хочу, чтобы меня оставили в покое. Я хотел бы уйти. Вы мне очень понравились".
2. Эмпатийное утверждение - осознание чувств и позиций другого человека. "Я понимаю, что тебе не с кем поговорить, но я хочу, чтобы меня оставили в покое".
3. Растущее утверждение. Растущая уверенность в себе. От минимальных уверенных до категоричных утверждений.
"Устал, я так устал и мне хочется отдохнуть, я хочу, чтобы меня оставили в покое".
4. Конфронтирующее утверждение.
***Слова оппонента не соответствуют действиям.
***Описание, что оппонент собирается сделать.
***А что он сделал на самом деле (фактически).
***Что я хочу от него.
Например, "Вы взяли у меня деньги. Я понял, что ты принесешь деньги сегодня. Теперь ты говоришь, что денег не принес. Я хочу знать, когда они будут у тебя?"
5. Монологическое утверждение.
а) Объективное описание поведения другого.
"Вчера вечером ты обещал принести деньги". Указание на результат его действий.
б) Описание моих действий ("Я ожидал денег...")
в) Описание чего я хочу. "Я хотел бы, чтобы ты делал свою часть работы вовремя".
г) Убеждающее воздействие. Предполагается использование фактов.
"Если я не отдохну, я не смогу выполнять свои обязанности".


Литература:
1. Бишоп Сью. Тренинг агрессивности.

2. Смит М. Тренинг уверенности в себе. СПб: ООО "Речь".

3. Стишенок И.В. Тренинг уверенности в себе: развитие и реализация новых возможностей. СПб.: Речь, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по биологии "Наше здоровье в наших руках или как воспитать в себе здоровьесбергающую компетенцию

Актуальность предлагаемого элективного курса обусловлена тем, что здоровье является основным составляющим элементом благополучной жизни человека. Человек, как высшая ступень развития биолог...

Сценарий итогового урока в 11 классе физико – математического профиля «Крылатые качели нашей школьной жизни»

На протяжении многих лет я провожу традиционно в 11 классе физико-математического профиля последний урок физики по расписанию как итоговый урок, на котором мы подводим итоги нашей работы, но нетрадици...

Профилактическое занятие для родителей "Лабиринты воспитания"

Цель: повышение уровня педагогической компетенции родителей подростков.Ход работы: родителям предлагается проанализировать несколько проблемных ситуаций, ответив на вопросы:1.Какие мысли и чувства воз...

Лекция для старшеклассников «Уверенность – неуверенность: качели нашего воспитания или как воспитать уверенность»

Лекция для старшеклассников «Уверенность – неуверенность: качели нашего воспитания или как воспитать уверенность» предлагается в рамках профилактической работы педагога-психолога со ...

ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ «ЗДОРОВАЯ ЛИЧНОСТЬ – НАШЕ БУДУЩЕЕ»

ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ «ЗДОРОВАЯ ЛИЧНОСТЬ – НАШЕ БУДУЩЕЕ»...

Профилактическая психолого-педагогическая программа "Наша планета - пятый класс"

Программа представляет собой комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на психолого-педагогическое сопровождение на этапе адаптации детей к новым условиям обучения, профилактика...