Трудности адаптации пятиклассников к школе
консультация

Стругалёва Марина Петровна

памятка для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trudnosti_adaptatsii_pyatiklassnikov_k_shkole.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Трудности адаптации пятиклассников к школе.

(Родительское собрание)

Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом... как если бы от этого зависела Ваша жизнь.Л. Кьюби

Задачи: ознакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе; предложить практические советы по адаптации ребенка к школе,

Форма проведения: круглый стол.

Вопросы для обсуждения: физиологические трудности адаптации пятиклассников к школе; психологические трудности адаптации пятиклассников к школе; система взаимоотношений с ребенком в семье в период адаптации к школьному обучению; родительский практикум по проблеме.

Подготовительная работа: диагностика учителей (см. приложение); анкетирование родителей (см. приложение); оформление классного кабинета; полезная информация (см. приложение); рекомендации для родителей (см. приложение).

Оформление класса: на школьной доске — тема собрания; к собранию готовится выставка рисунков детей-пятиклассников на тему «Мои первые дни в пятом классе»; родительский комитет готовит фотовыставку «Ура! Мы пятиклассники*; если родители класса снимали первый школьный день пятиклассников, то можно показать видеофильм.

Ход  собрания

I. Вступительное слово

Уважаемые мамы и папы!

Сегодня мы обсудим важную тему о трудностях адаптации наших детей к школе. Какие физиологические и психологические трудности есть у пятиклассников, как обнаружить эти проблемы и решить.

II. Обсуждение первых впечатлений

Родители делятся друг с другом и с классным руководителем теми впечатлениями, которые оставили первые школьные дни в душе ребенка, говорят о позитивных и негативных моментах, которые произошли за этот период обучения.

Затем проводится родительский практикум в виде игры «Корзина чувств“, Это может выглядеть примерно так:

«Уважаемые мамы и папы! У меня в руках корзина, на дне которой находятся самые разнообразные чувства, позитивные и негативные, которые может испытывать человек. После того, как ваш ребенок пе-' реступил школьный порог, в вашей душе, в вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили все ваше существование. в корзину и возьмите то чувство, которое вас переполняет более всего в тот период времени, когда ребенок находится в школе, и назовите это чувство».

Родители называют чувства, которые их переполняют, от которых они страдают. Такое задание позволяет выявить проблемы и трудности семей, связанные со школьным обучением ребенка, и помогает обсудить эти проблемы в ходе собрания.

III. Обсуждение вопроса «Физиологические проблемы пятиклассников и условия адаптации учащихся к школе»

Врач школы или приглашенные на собрание специалисты лечебных учреждений, психологи знакомят родителей с теми проблемами, которые могут быть связаны с изменением статуса ребенка. Специалисты должны обратить внимание родителей на следующие моменты:

— изменение режима дня ребенка в сравнении с начальной школой, увеличение физической и умственной нагрузки;

— быстрое физиологическое взросление многих детей, гормональные изменения в организме;

— изменения в питании ребенка, связанные с его большей самостоятельностью.

IV. Рекомендации для родителей 1 (см. приложение)

V. Обсуждение вопроса «Психологические проблемы адаптации пятиклассников к школьному обучению и условия их успешного преодоления»

Повышение уровня тревожности семьи, связанной с обучением ребенка в пятом классе.

Повышение уровня тревожности самого ребенка. Зависимость степени адаптации ребенка к новым условиям от тех требований, которые предъявляет ребенку семья, его ближайшее окружение.

Зависимость степени адаптации ребенка от его внутреннего состояния, характера, его успеваемости в начальной школе.

Степень учебной и социальной мотивации пятиклассника, его желание вступать в учебные и внеучебные контакты.

Состояние его физического здоровья, связанное с возрастными изменениями в организме и психологическим климатом в классном коллективе.

Влияние самооценки ребенка на адаптацию к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе).

VI. Рекомендации для родителей 2 (см. приложение)

VII. Подведение итогов Литература

Воскобойников В. М. Как определить и развить способности ребенка.

СПб., 1996.

Коляда М. Г. Шпаргалка для родителей. Донецк, 1998.

 

 Собрание 2. Трудности адаптации пятиклассников к школе

Диагностика  учителей

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается анкета, ответы вопросы которой помогут подготовить родительское собрание пятиклассников на тему «Физиологические и психологические проблемы адаптации пятиклассников к обучению».

 Постарайтесь быть объективными в оценке учебных умений пятиклассников.

 

1. Кто из учащихся-пятиклассников испытывает трудности в учебе по вашему предмету?

2. Соответствует ли отметка, выставленная ученику в начальной школе по предмету, его реальным знаниям и умениям?

3. Что, на ваш взгляд, является причиной проблем в учебной деятельности ученика по предмету, преподаваемому вами?

4. Что бы вы могли порекомендовать родителям учащихся для преодоления трудностей, связанных с изучением вашего предмета?

5. Какие формы оперативной помощи учащимся вы предлагаете? (Дополнительные занятия, консультации, стимулирующие и поддерживающие занятия.)

6. Когда родители могут обратиться за помощью в виде консультации (сроки, время)?

Данное оперативное анкетирование проводится спустя месяц-два после начала обучения в пятом классе. Оно позволит вовремя преодолеть негативные тенденции, связанные с потерей мотивации учебной деятельности учащихся-пятиклассников.

Анкетирование родителей пятиклассников

 

Уважаемые родители!

Ваш ребенок учится в пятом классе уже два месяца. Какие-то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптироваться к обучению в пятом классе.

1. Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?

2. По каким учебным предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднение?

3. С чем это, по вашему мнению, связано?

4. Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по предмету, классного руководителя?

5. Что бы вы хотели посоветовать учителю-предметнику в организации общения с вашим ребенком на уроке? Полезная информация

Переход ученика из начальной школы в среднюю школу совпадает со своеобразным концом детства - стабильным периодом развития в жизни ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах.

Одни пятиклассники гордятся тем. что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются - тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат - у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.

Причины медленной адаптации в 5 классе:

1. Разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все эти требования и учитывать, и выполнять.

2. Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых.

3. Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не удается уделить всем необходимое внимание. Все переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть, поэтому родителям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее к ребятам в новом периоде их школьной жизни.

 

Рекомендации для родителей (1)

  - Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий.

- Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, правильности светового режима.

- Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук,

- Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей. Организация правильного питания.

- Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка, приобретение спортивного инвентаря: скакалки, гантели и т. д.

- Активное участие членов семьи в развитии двигательной активности ребенка.

- Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных условий сохранения здоровья.

 

Рекомендации для родителей (2)

- Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря нате неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

- Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.

- Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.

- Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников),

- Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.

 

 

- Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.

- Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.

- Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.

- Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.

Известный педагоги психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе во время адаптационного периода. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку и с их помощью готовить ребенка к взрослой жизни:

- Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.

- Попросили — дай, пытаются отнять — старайся защищаться.

- Не дерись без причины.

- Зовут играть — иди, не зовут — спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.

- Играй честно, не подводи своих товарищей.

- Не дразни никого, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.

- Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность. I

- Из-за отметок не плачь, будь гордым.

- С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся.

- Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах они обязательно у тебя будут.

- Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.

- Старайся быть аккуратным.

- Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем ДОМОЙ.

- Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех!

- Ты - неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

Очень хорошо, если родители поместят свод этих правил в комнате или в рабочем уголке своего ребенка на видном месте. Желательно в конце недели обратить внимание ребенка на то, какие правила у него получается выполнять, а какие — нет, и почему. Классный руководитель готовит для родителей анализ результативности учебной деятельности учащихся по материалам анкетирования учителей.

Каждый учитель, работающий в классе, готовит памятки для учащихся по своему предмету, а классный руководитель раздает их на родительском собрании.

Советы психологов

Американский психотерапевт Сесил Р. Бенуа в своей книге "Когда одной любви не достаточно" просит взрослых, особенно тех, кто считает себя компетентными воспитателями, отказаться от таких фраз, заявлений, как:
"Если ты не будешь вести себя как следует, никто не будет любить тебя". (Ребенок слышит это так: "такой, какой я есть, я неприемлим")
"Если ты не будешь вести себя хорошо, у тебя не будет друзей" ("Я, наверное, плохой").
"Ну разве можно быть таким глупым" ("Должно быть, я неумен").
"Ты никогда ничего не понимаешь" (Я тупой, неспособный).

Все эти установки могут навсегда искалечить жизнь ребенка. Часто мы не следим за собой и сами не понимаем подтекст сказанных нами слов.

Для родителей, приучивших своего ребенка к окрикам, будут полезны вывешенные в родительском уголке заповеди Монтессори-школ. Предлагаем их в том варианте, который нам любезно предоставили западные коллеги.

Детей учит то, что их окружает.

· Если ребенка часто критикуют - он учится осуждать.
· Если ребенку часто демонстрируют враждебность - он учится драться.
· Если ребенка часто высмеивают - он учится быть робким.
· Если ребенка часто позорят - он учится чувствовать себя виноватым.
· Если к ребенку часто бывают снисходительны - он учится быть терпеливым.
· Если ребенка часто подбадривают - он учится уверенности в себе.
· Если ребенка часто хвалят - он учится оценивать.
· Если с ребенком обычно честны - он учится справедливости.                          
· Если ребенок живет с чувством безопасности - он учится верить.
· Если ребенка часто одобряют - он учится хорошо к себе относиться.
· Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь.

Американские психологи предлагают родителям для проверки степени адаптированности детей (от 3 до 6 лет) ответить на ряд вопросов (они относятся к детям 3-6 лет). Вот они:
1. Легко ли рассмешить вашего ребенка?
2. Капризничает он реже одного или двух раз в неделю?
3. Ложится ли спать спокойно, не выводя всех домашних из себя?
4. Нормально ли он ест, не капризничает ли?
5. Есть ли у него друзья, с которыми он охотно играет?
6. Удается ли ему не мочиться в постель?
7. Отсутствует ли у него склонность сосать большой палец, часто хныкать или фантазировать?
8. Можете ли вы оставить его где-то одного, не опасаясь, что он расплачется, словно вы покидаете его навсегда?
9. Хорошо ли он ведет себя со сверстниками?
10. У него нет даже незначительных страхов?
Если вы можете ответить на все эти вопросы положительно, то у вас нет повода для беспокойства. В противном случае надо подумать над вашими отношениями с ребенком и возможно посоветоваться со специалистом о том, что необходимо.

 

Памятка о воспитании доброты

 

1. Общение - суть жизни человека. Если мы хотим видеть наших детей добрыми, надо доставлять ребенку радость общения с нами — это радость совместного познания, совместного труда, совместной игры, совместного отдыха.

2. Доброта начинается с любви к людям (прежде всего к самым близким), к природе. Будем развивать в детях чувство любви к окружающим.

3. Научим детей ненавидеть зло и равнодушие.

4. Кaк можно больше любви к ребенку, как можно больше требовательности к нему.

5. Давайте совершать добрые, хорошие поступки, дети учатся доброте у нас.

6. Научимся владеть собой. Выдержка! Выдержка! Выдержка!

 

 

Воспитание трудолюбия у детей в семье

Чаще поощряйте ребенка за самостоятельность, инициативу, качество выполненной работы.

Если не все у него получается - не раздражайтесь, а терпеливо объясните еще раз.

Привлекайте ребенка к большим семейным делам и приучайте начатую работы доводить до конца.

Каждый член семьи, в том числе и ребенок, должен иметь обязанности по обслуживанию семьи.

Не наказывайте ребенка трудом.

 

Создание благоприятной семейной атмосферы

Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрои на весь день.

·  Время для ночного отдыха каждому ребенку требуется сугубо индивидуальное. Показатель один — чтобы ребенок выспался и легко проснулся, когда его будят родители.

·  Если у вас есть возможность дойти до школы вместе с ребенком, не упускайте ее. Совместная дорога — это совместное общение, ненавязчивые советы.

·  Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым задавать вопрос: «Какие оценки ты сегодня получил:», лучше задать контрольные вопросы: «Что было интересного в школе:», «Чем сегодня занимались?», «Как дела в школе?».

·  Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.

·  Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.

·  Ребенок должен чувствовать, что он любим.

·  Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 5 классе "Трудности адаптации пятиклассников в школе"

Данное родительское собрание проводится в октябре месяце, где подводятся первые итоги адаптации учащихся 5 классов к новым условиям обучения. ...

Презентация к родительскому собранию в 5 классе Трудности адаптации пятиклассников в школе

Данная презентация предназначена для родительского собрания на тему "Трудности адаптации пятиклассников в школе"...

Родительское собрание "Трудности адаптации пятиклассника к школе""

Психологические и психофизиологические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, кото...

Родительское собрание" Трудности адаптации пятиклассников к школе".

Цель родительского собрания - познакомить  родительский коллектив с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе и предложить практические советы по адаптации ребенка к школе....

Трудности адаптации пятиклассников к школе

Первоначальный этап пребывания в школе как раз и есть период социально-психологической адаптации пятиклассника к  новым условиям. Результат адаптации – адаптированность, которая представляет собо...

Трудности адаптации пятиклассников в школе

Рекомендации родителям пятиклассников...