Цикл консультаций "Психологические шпаргалки для родителей" "Леворукий ребенок в праворуком мире"
консультация

Королева Наталья Александровна

Консультация для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЦИКЛ   КОНСУЛЬТАЦИЙ

«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  ШПАРГАЛКИ  ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ»

 Леворукий ребенок в праворуком мире 

 

Дорогие мамы и папы! 

Люди – левши всегда вызывали особый интерес и некоторое настороженное отношение окружающих, возбуждали удивление и любопытство. Число леворуких стало значительно увеличиваться, начиная с 1985 года, когда народное образование отменило переучивание левшей. 

Проблема адаптации ребенка в жизни всегда волнует родителей. И любое отклонение от общепринятых норм (не обязательно патологическое) вызывает у них опасения. Порой взрослые стремятся, во что бы то ни стало подстроить малыша под общие стандарты, для его же удобства. Чаще других в подобную "перековку" попадают леворукие дети. Но вот стоит ли подвергать их такому "перевоспитанию"? 

Леворукость – врожденное или вынужденное пользование левой рукой. 

Левша (в житейском понимании) – это тот ребенок или взрослый, который, кто пишет, рисует, а также предпочитает выполнять какие-то действия левой рукой. 

Левшество – это предпочтение не только руки, но и ноги, глаза, уха и даже чувствительной левой половины тела. 

Амбидекстр – человек одинаково хорошо владеющий обоими парными органами: обеими руками, обеими ногами, глазами, ушами. 

Психологические особенности леворуких детей: 

  • повышенная эмоциональная чувствительность, ранимость; 
  • быстрая утомляемость, как следствие этого – ограниченная работоспособность; 
  • высокий уровень креативности; 
  • ярко выраженные способности к художественному творчеству; 
  • раздражительность и обидчивость; 
  • подверженность различным страхам; 
  • низкий уровень самоконтроля; 
  • пониженный эмоциональный фон; 
  • робость; 
  • совестливость; 
  • повышенный уровень тревожности; 
  • эстетическая впечатлительность. 

 

Ну, и главный вопрос – переучивание! 

Конечно, можно приложить немалые усилия и заставить леворукого ребенка работать правой рукой. Но изменить его биологическую суть нельзя. 

Сегодня физиологи, психологи, педагоги едины во мнении: ни в коем случае этого делать нельзя! Насильственное переучивание левшей, а тем самым принудительное изменение сложившейся системы работы головного мозга, как правило, ведет к негативным последствиям. 

 

Проявление невротической симптоматики у переученных левшей: 

  • нарушение сна; 
  • головные боли (боли в животе); 
  • заикание; 
  • страхи; 
  • энурез; 
  • заикание; 
  • тики; навязчивые движения; 
  • повышенная возбудимость, раздражительность; 
  • укачивание в транспорте: 
  • повышенная чувствительность к жаре, духоте, запахам; 
  • двигательное беспокойство, неусидчивость; 
  • вялость, заторможенность. 

Таким образом, у ребенка – левши 2 пути развития: он будет нормально развиваться, но писать левой рукой; он будет писать правой рукой, но превратится в невротика. 

 

Уважаемые родители, помните, леворукость нельзя считать причиной нарушений или отклонений в развитии, виновницей сниженных интеллектуальных и физических возможностей, как считалось ранее. Это не болезнь. Преимущественное владение рукой зависит не от желания или нежелания ребенка и не от его упрямства, а развивается в связи с особой организацией деятельности мозга. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Леворукий ребенок в праворуком мире (продолжение) 

 

Как и когда определяют ведущую руку у ребенка. 

Определять ведущую руку целесообразно в 4-5 лет, потому что, начиная с 16-20 недель и до 2-х лет, у ребёнка происходит волнообразное изменения “рукости”. С 2-х до 4-х лет руки практически равноценно и одинаково активны, причём большая часть действий совершатся обеими руками. И только в возрасте 4-5 лет ребёнок отдаёт предпочтение одной из рук. 

Но существуют некоторые признаки преобладания одной из рук в деятельности, которые можно уловить уже в раннем возрасте. Сила, с которой ребёнок сжимает кулачок правой руки будущего правши больше, чем левой руки, уже в возрасте 17 недель. Чуть позже он будет дольше удерживать в правой руке погремушку. Прогноз будущей леворукости или праворукости дает, так называемый, тонический шейный синдром. К 4 неделям ребенок, лёжа на спине, принимает характерную позу, называемую позой “фехтовальщика”. Если большую часть времени голова малыша повёрнута вправо, правая рука и нога выпрямлены, а левая конечность согнута, то, вероятнее всего, малыш будет правшой. Преобладание левого поворота головы и одновременно согнутых правых конечностей даёт возможность прогнозировать леворукость. 

Предлагаю вашему вниманию несколько тестов на определение “рукости” ребёнка 

“Переплетение пальцев”. 

Предложите ребёнку сложить руки в замок. Тест выполняется быстро без подготовки. Считается, что у правшей сверху ложится большой палец правой руки, а у левшей - левый. 

“Поза Наполеона”. 

Сложить руки на уровне груди. Принято считать, что у правшей правая кисть лежит сверху на левом предплечье. 

“Одновременное действие обеих рук”. 

Рисование круга, квадрата, треугольника. Движения, выполняемые ведущей рукой, могут быть более медленными, но более точными. Линии фигур, нарисованные ведущей рукой, - более чёткие, ровные, меньше выражен тремор, углы не сглажены, точки соединения не расходятся.  

! Желательно выполнять это задание с закрытыми глазами, тогда есть возможность более чётко выделить нарушение формы, пропорций фигуры, которая рисуется не ведущей рукой. 

Интересными являются тестовые задания, разработанные М. Г. Князевой и В. Ю. Вильдавским. Они подобраны с учётом способов манипулирования, свойственных детям дошкольного возраста. Для того, чтобы результаты тестирования были объективными, постарайтесь соблюдать следующие рекомендации: 

– лучше, чтобы ребёнок не знал, что вы что-то проверяете, поэтому предложите ему позаниматься или поиграть; 

– это должна быть игра по правилам: взрослый должен сидеть строго напротив ребёнка, а все приспособления, пособия, предметы следует класть перед ребёнком на середину стола, на равном расстоянии от правой и левой руки. 

Задание 1. 

Рисование. Положите перед ребёнком лист бумаги и карандаш. Предложите ему нарисовать то, что он хочет. Не торопите его. После того, как ребёнок закончит рисунок, попросите его нарисовать то же самое другой рукой. 

В этом задании нужно сравнить качество выполнения рисунков. 

Во всех заданиях, приведённых ниже, ведущей рукой следует считать ту, которая выполняет более активные действия. 

Задание 2. 

Открывание небольшой коробочки. Ребенку предлагается несколько коробочек, чтобы повторение действий исключило случайность в оценке этого теста. Задание: “Найди фигуру в одной из коробочек”. Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробочки. Можно использовать спичечные коробки, пеналы со счётными палочками. 

Задание 3. 

Построить колодец из палочек. Сначала из палочек строится 4-х угольник, а затем выкладываются 2 и 3 ряды. 

Задание 4. 

Игра в мяч. Нужен теннисный мяч, который можно бросать и ловить одной рукой. Мяч кладётся перед ребёнком, и взрослый просит бросить ему мяч. Задание нужно повторить несколько раз. Можно попросить бросить мяч, например в корзину, ведёрко. 

Задание 5. 

Вырезание ножницами по контуру. Можно использовать любую открытку. Учтите, что более активной может быть и та рука, которой ребёнок держит ножницы, и та, которой он держит открытку (ножницы могут быть неподвижны, а открытку ребёнок будет поворачивать, облегчая процесс вырезания). Вы можете получить неверный результат, если форма и размер ножницы не соответствуют руке ребенка.  

Это задание можно заменить раскладыванием карточек лото. Все карточки (10-15) ребёнок должен взять в одну руку, а другой (это, как правило, ведущая рука) раскладывать карточки. Карточки стопкой нужно положить строго на середину стола пред ребёнком и только после этого ещё раз сформулировать задание: “Возьми все карточки в одну руку, а другой разложи их пред собой”. 

Задание 6. 

Нанизывание пуговиц, бусин на иголку с ниткой или шнурок. 

Задание 7. 

Выполнение вращательных движений. Предложить открыть несколько флаконов, баночек (2-3 шт.) с завинчивающими крышками. 

Задание 8. 

Развязывание узелков (заранее неплотно завяжите несколько узелков из шнурка средней толщины). Ведущей считается та рука, которая развязывает узел. 

Задание 9. 

Построить из кубиков дом и т.д. Ведущей является рука, которая берёт, укладывает и поправляет кубики. 

 

Проанализируйте результаты. 

Если задания 2-9 ребёнок выполняет левой рукой, а за 1 (рисование) - правой рукой, то это значит, что бытовые действия ребёнок лучше выполняет левой рукой, а графические задания - правой.В этом случае, выбирая руку для письма, следует учесть преимущество правой при выполнении графических навыков. 

Исследования французских учёных показали, что 90 % случаев “графические левши” оказываются и бытовыми левшами. Такое же соотношение и у правшей. Но есть дети-амбидекстры и в бытовых, и графических навыках. Такое разнообразие вариантов создает сложности при выборе руки для письма, поэтому, дорогие читатели, хочу остановиться на некоторых возможных вариантах. 

Ярко выраженные бытовые левши, но графические амбидекстры, т.е. одинаково хорошо пишущие и рисующие правой и левой рукой. Как правило - эти дети левши, но дома или в детсаду их переучивали с раннего детства, при рисовании поощряли работу правой рукой. У этих детей процесс обучения письму пойдёт легче, если они будут писать левой рукой, хотя качество может быть неудовлетворительным. 

Ярко выраженные бытовые правши, но пишут и рисуют левой рукой или одинаково левой и правой. Причиной пользования при письме или рисовании не правой, а левой руки, может быть травма правой руки, нарушение моторных функций правой руки. В этом случае целесообразно учить ребёнка писать правой рукой. 

Если предыдущих заданий недостаточно для того, чтобы определить, какой рукой действует ребёнок более активно и ловко, то предлагаю вам дополнительные задания. Их автор - французская исследовательница М. Озьяс. 

  • Почистить обувь щеткой. 
  • Вставить стержень в отверстие бусины, пуговицы. 
  • Намотать нитку на катушку. 
  • Перелить воду из одного сосуда в другой. 
  • Попасть иголкой в небольшую точку (можно сделать мишень или использовать игру “Дартс”). 
  • Отвинтить гайку рукой (ключом). Можно использовать детали металлического конструктора. 
  • Сложить мелкие детали в узкий цилиндр. 
  • Проколоть дырочки в листе бумаги (5-6) иголкой, булавкой. 
  • Стереть ластиком предварительно нарисованный рисунок. 
  • Продеть нитку в иголку. 
  • Стряхнуть с себя соринки, пыль. 
  • Капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылки. 
  • Достать бусинку ложкой из стакана. 
  • Позвонить в колокольчик. 
  • Выпить воду из стакана. 
  • Закрыть/открыть застёжку-молнию. 

В тех случаях, когда определить ведущую руку трудно, обратите внимание на задания 3, 4, 6, 12-16. Эти действия непривычны, не натренированы и позволяют более объективно оценить превосходство одной руки над другой. 

 

Мамы и папы!  

Не расстраивайтесь, если ваш малыш не такой, как все. Задумайтесь о том, что именно своей неповторимой индивидуальностью он обогащает окружающий нас мир! 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Формирование личности ребенка в современном мире"

1. Введение2. Основная частьИнтеллектуальные и нравственные потреб­ности подростка в приобретении опыта.Возможности, которые предоставляет для обретения этого опыта курс истории.Отсутствие в тради...

ИГРА КАК ГЛАВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА, СПОСОБ ПОЗНАНИЯ МИРА

игра – это работа ребенка над самим собой. Ребенок просто исследует предмет. Вот тут-то незаметно для малыша и осуществляется большая работа изменения самого себя; весело, играючи осваивает он новые п...

ПРАВА РЕБЕНКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (конспект урока и презентация)

цель урока - знакомство учащихся с историей принятия Конвенции ООН «О правах ребенка» и правами, закрепленными в ней, формирование у обучающихся понятийного аппарата и наглядно – образного предс...

Лекция для родителей на тему: "Леворукий ребенок в праворуком мире"

Лекция для родителей на тему: "Леворукий ребенок в праворуком мире"...

Леворукий ребёнок в праворуком мире.

.До сегодняшнего дня не существует четкого и однозначного ответа на вопрос, что является причиной леворукости, и чем отличаются психологические характеристики леворуких и праворуких детей. Ясно одно: ...