Консультация для родителей "Использование приёмов мнемотехники в развитии речи"
консультация

Морозова Юлия Николаевна

Знакомство родителей с приёмами мнемотехникик в развитии речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_mnemotehnika.docx563.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4»

Консультация для родителей

«Использование приёмов мнемотехники в развитии речи»

Развитие речи является одной из самых важных задач в образовательном процессе дошкольника. Именно в этот период  происходит становление речи ребёнка, поэтому важно, чтобы она была связная и правильная. Использование приёмов мнемотехники, на мой взгляд, очень эффективно влияет на развитие речи:

  • Мнемотехника облегчает детям процесс  овладения связной речью;
  • Применение мнемотехники, использование обобщений позволяет ребенку систематизировать  свой непосредственный опыт;
  • Приемы мнемотехники  помогают ребёнку быстрее
     усваивать  и запоминать информацию;
  • Ребенок с опорой на зрительные образы  учиться  устанавливать  причинно-следственные связи, делать  выводы;
  • Дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.

История возникновения мнемотехники

   Некоторые люди могут подумать, что мнемотехника появилась недавно, однако существует она несколько тысячелетий и окружает нас повсюду.

Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.). Слово мнемотехника имеет однокоренное слово – Мнемозина. В греческой мифологии Мнемозина является богиней памяти и матерью 9 муз, а переносный смысл этого существительного – память. Известно, что уже в древней Греции люди успешно применяли приемы мнемотехники. Используя их, древние греки приобретали способность быстро запоминать очень большой, причем часто бессмысленный материал, демонстрируя свое искусство в публичных выступлениях.

   Искусство запоминания было особенно важным в дописьменные периоды человеческой истории. Так жрецы, шаманы, сказители должны были запоминать огромные объёмы информации. Даже после появления письменности искусство запоминания не утратило своей актуальности. Очень малое количество книг, дорогие материалы для письма, большие масса и объём написанной книги — всё это побуждало запоминать текст.

   Первые известные тексты по мнемотехнике создавали древние греки. Искусство запоминания также развивалось средневековыми монахами, которым нужно было помнить огромное количество богослужебных текстов. В эпоху средних веков, когда знания стали считаться силой, способность держать знания в голове также ценилась очень и очень высоко.

   Мнемотехнику изучал, разрабатывал и преподавал Джордано Бруно, ею интересовался Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью, основанной на приёмах мнемотехники, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт.

   На Руси тоже использовалась мнемотехника. Ее яркий пример – славянская азбука. Название всех букв кириллицы были придуманы с мнемонической целью.

   А (аз) Б (буки) В (веди) – я буквы знаю; Г (глагол) Д (добро) Е (есть) - письменность есть добро; Р (рцы) С(слово) Т(твердо) – произноси слово твердо.

   Значит, уже издревле люди понимали, что мнемотехника облегчает запоминание, улучшает запоминание информации.

   Дорожные знаки являются мнемоническими символами, когда определённое правило связывается с каким-то знаком. А кто из нас не рисовал на руке крестик, который был должен напомнить нам о том, что мы должны что-то сделать? Таких "народных" мнемонических приёмов существует довольно много, и мы знаем и используем часть из них.

Активное использование мнемотехники на занятиях заметно облегчит детям овладение связной речью, сделает рассказы связными, последовательными; а также будет способствовать развитию мышления, внимания, воображения, речеслуховой и зрительной памяти.

Мнемотехника помогает развивать: словарный

запас, зрительную и слуховую память, ассоциативное мышление,  зрительное и слуховое внимание, воображение и связную речь. Мнемотаблицы используются:

  • при обучении составления рассказов,
  •  при отгадывании  и загадывании загадок,
  •  при пересказах  художественной           литературы,
  •  при заучивание стихов,
  •  рассказывание сказок, обучение чтению и грамоте

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка.

   Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания». Мнемотехника — это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными.

     В структуры мнемотехники входят мнемоквадрат, мнемодорожка и мнемотаблица. Мнемоквадрат-это графическое или частично графическое изображение предмета, явления природы, персонажа сказки и т.д. это последовательность изображений, которые расположены в ряд. Не связанные, на первый взгляд, изображения соединены одним сюжетом. Каждая картинка несет визуальную и слуховую информацию. В изображение может быть зашифровано одно слово, словосочетание, или простое предложение. Мнемотаблица — это схема, в которую заложена определенная информация. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса — рыжая, мышка — серая, елочка — зеленая.

Занятие, основанное на использовании мнемотаблицы,  состоит из нескольких этапов:

  1. этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
  2. этап. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из символов в образы, например: домик —       , волк —         , медведь —         .
  3. этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.

При этом пересказ сказки могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого, или пересказывать вместе с воспитателем (на более ранних этапах). Большая работа идет с детьми по обучению чтению символов. Изображение главных героев сказки является опорным в таблице: через них идет осознание, понимание самой сказки, содержания, которое «завязано» вокруг главных героев. В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий

Таким образом, с помощью схем-моделей и мнемотаблиц можно привить желание детям пересказывать сказки – как на занятии, так и в повседневной жизни, способствовать расширению круга знаний об окружающем мире, способствовать активизации словарного запаса, а также помочь детям преодолеть робость и научиться свободно влыдеть выражаться и владеть речью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение мнемотехники в развитии речи дошкольника

Использование приёмов мнемотехники на логопедических занятиях....

Использование мнемотехники в развитии речи детей с речевыми нарушениями.

Использование мнемотехники для составления описательных рассказов, разучивании стихотворений, автоматизации и дифференциации звуков. Данная  статья содержит теоретический и практический материал ...

"Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников"

В статье изложен материал по использованию мнемотехники на занятиях по развитию речи,этапы работы с мнемотаблицей,приведены примеры игр с использованием мнемоквадратов. Статья будет полезна педагогам ...

Использование мнемотехники в развитии речи детей

В данной статье рассказывается о том, что такое мнемотехника, как  её использование на занятиях  влияет на развитие речи детей....

Консультация для педагогов:«Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи»

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависи...