РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ.
консультация

Ольга Васильевна Панова

Обычно от поступления ребёнка в школу мы, родители, ожидаем очень многого. Нам кажется, что 1-го сентября наш ребёнок, как по волшебству, изменится, станет «настоящим первоклассником»: будет с удовольствием ходить в школу, делать уроки, читать книги, интересоваться учёбой, а не игрой. Но что же происходит в реальности? Никаких волшебных изменений с ребёнком не случается. И второго, и третьего, и десятого сентября он остаётся всё тем же вчерашним дошкольником.

Вам, уважаемые родители, важно понимать, что невозможно стать учеником в одно мгновение. Должно пройти время, прежде чем наш малыш станет настоящим школьником. Адаптация ребёнка к школе занимает не один день и не одну неделю, это процесс длительный и сложный. В первое время ребёнок находится как бы на границе школьного и дошкольного возраста, и переступит он эту границу не сразу. Ребёнку необходимо понять, в каких ситуациях он должен быть школьником, а когда он имеет право вести себя как дошкольник. Мы не будем давать Вам советы, что и как нужно делать, мы скажем Вам о том, что не надо делать, чтобы не навредить своему чаду. Ведь от Вашего отношения к ребёнку, особенно в первые дни начинающейся школьной жизни, зависит его успешность в обучении и во взаимоотношениях в школьном коллективе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ.

Автор:

Руководитель Сызранского филиала

ГБОУ «Школы-интернат № 2 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г.о. Жигулёвск,

к.п.н. Панова Ольга Васильевна

Уважаемые родители будущих первоклассников!

Скоро 1-е сентября, начало учебного года. Все вы с волнением и нетерпением ожидаете того дня, когда ваш ребёнок пойдёт в первый класс, станет школьником. Это важное событие в жизни ребёнка, но оно не менее важно и для вас самих. Особенности адаптации ребёнка к школе во многом зависят от вашего поведения, и в ваших силах сделать так, чтобы этот процесс прошёл для него наиболее безболезненно. Надеемся, что наши советы и рекомендации помогут вам в этом.

Обычно от поступления ребёнка в школу мы, родители, ожидаем очень многого. Нам кажется, что 1-го сентября наш ребёнок, как по волшебству, изменится, станет «настоящим первоклассником»: будет с удовольствием ходить в школу, делать уроки, читать книги, интересоваться учёбой, а не игрой. Но что же происходит в реальности? Никаких волшебных изменений с ребёнком не случается. И второго, и третьего, и десятого сентября он остаётся всё тем же вчерашним дошкольником.

Вам, уважаемые родители, важно понимать, что невозможно стать учеником в одно мгновение. Должно пройти время, прежде чем наш малыш станет настоящим школьником. Адаптация ребёнка к школе занимает не один день и не одну неделю, это процесс длительный и сложный. В первое время ребёнок находится как бы на границе школьного и дошкольного возраста, и переступит он эту границу не сразу. Ребёнку необходимо понять, в каких ситуациях он должен быть школьником, а когда он имеет право вести себя как дошкольник. Мы не будем давать Вам советы, что и как нужно делать, мы скажем Вам о том, что не надо делать, чтобы не навредить своему чаду. Ведь от Вашего отношения к ребёнку, особенно в первые дни начинающейся школьной жизни, зависит его успешность в обучении и во взаимоотношениях в школьном коллективе.

Итак, ни в коем случае, не искореняйте роль игры в жизни ребёнка! Многим детям в период адаптации к школе свойственно даже некоторое усиление интереса к игре. Это естественное явление, помогающее, кроме всего прочего, снять напряжение. У каждого ребёнка свой темп развития, и каждый перестаёт играть в своём возрасте.

Не ругайте ребёнка! На начальном этапе адаптации к школе для ребёнка особенно необходимо ощущение собственной успешности. Оно значительно  способствует повышению учебной мотивации. Вот почему на первых порах для первоклассника особенно важно поощрение родителей.

Не хвалите ребёнка самого по себе, а поощряйте какую-то черту его поведения, результат его деятельности! Поощрение должно быть конкретным: Когда мы говорим первокласснику: «Ты сегодня очень аккуратно написал буквы!» или: «Мне очень нравится хвостик у этой цифры!», ребёнок получает информацию о том, что нужно делать, чтобы быть хорошим школьником, и понимает, что для него это возможно. Если же мы просто говорим: «Умница, отлично!», - то не очень понятно, за что ребёнка хвалят, и ему трудно сориентироваться в том, какое поведение является одобряемым.

Не запрещайте ребёнку, выражать негативные чувства! Конечно, школьная жизнь – это не только радостные моменты. Иногда ребёнок бывает грустным, обиженным, рассерженным на школу, учителя, одноклассников. Первокласснику необходимо наше понимание. Если мы внимательно выслушаем его, признаем, что обучение в школе действительно может быть трудным, мы поможем ребёнку освободиться от гнетущих мыслей и чувств. Сказав ребёнку: «Я вижу, ты расстроился. Тебе было обидно. Давай вместе подумаем, как исправить ситуацию», - мы оказываем ребёнку необходимую эмоциональную поддержку, выражая ему своё понимание.

Не переутомляйте ребёнка! Часто первоклассник становится беспокойным, раздражительным, импульсивным или же вялым, сонным, малоподвижным, слезливым. Такое изменение поведения ребёнка – скорее всего, признак переутомления. Иногда ребёнок сам говорит, что он устал. Как же можно избежать переутомления? Прежде всего, необходимо создать для ребёнка щадящий режим. Ограничить виды деятельности, возбуждающе действующие на ребёнка: посещение театра и цирка, приглашение гостей и нанесение визитов в рабочие дни. Лучше перенести их на выходные. Желательно ограничить также просмотр телевизора и время, проводимое за компьютером (общее время – не более полутора часов).

Не ограничивайте ребёнка в отдыхе на свежем воздухе (в тени)! Не забывайте о беспощадной жаре, которая одолевает нас в этом году, поэтому обязательно после прогулки помогите ребёнку принять прохладный душ.  По мере возможности, обеспечьте  ребенка  одеждой  из  натуральных  волокон,  чтобы  она  способствовала  полноценному  кожному  дыханию  и  правильному  теплообмену.

Не будите ребёнка командой «Подъём»! Он не в армии! Следите,  чтобы  пробуждение  ребенка  было  плавным (он  должен  полежать  в  кровати  не  менее  10  минут;  ставить  будильник  у  изголовья  детской  кровати  противопоказано). Помните: от утреннего пробуждения ребёнка, зависит его настрой на целый день.  

Не бойтесь говорить с  ребёнком! Самое главное, что вы можете подарить своему ребенку, — это ваше внимание.

Выслушивайте его рассказы о школе, задавайте уточняющие вопросы. И помните: то, что кажется вам не очень важным, для вашего сына или дочери может оказаться самым волнующим событием за весь день! Если ребенок увидит ваш интерес к его делам и заботам, он обязательно почувствует вашу поддержку. Слушая его внимательно, вы сможете понять, в чем малышу нужна ваша помощь, о чем следует поговорить с учительницей, что реально происходит с ребенком после того, как вы прощаетесь с ним у дверей школы.

 Не относитесь отрицательно к школе! Ваше положительное отношение к школе и учителям упростит ребенку период адаптации.

Спросите любого знакомого первоклассника, какая у него учительница. В ответ вы, скорее всего, услышите, что она самая лучшая, самая красивая, самая добрая, самая… Для первоклассника учительница становится одним из самых главных взрослых в жизни. В первые месяцы в школе учительница затмевает и маму и папу. Мудрым поступком будет поддержать эту «влюбленность» ребенка и не ревновать. Сотрудничайте с учителями вашего ребенка, предлагайте помощь, проявляйте активность. В классе с активными родителями, как подмечено, теснее и лучше отношения между детьми, интереснее жизнь, больше праздников и походов.

Даже если лично у вас, как родителей, есть какие-то вопросы к учителям, вам кажется, что что-то нужно делать по-другому, все трения должны остаться между взрослыми. Иначе ребенок будет вынужден разрываться между любовью к родителям и авторитетом учителя. Очень вредны негативные или неуважительные высказывания о школе и учителях «в семейном кругу», это значительно усложнит ребенку адаптационный период, подорвет спокойствие ребенка и уверенность в заботе и согласии между важными для него взрослыми людьми.

 Не нервничайте, провожая ребёнка в школу! Ваше спокойное отношение к школьным заботам и школьной жизни очень поможет ему.

Видя родителей спокойными и уверенными, ребенок почувствует, что бояться школы просто не нужно. Особенно волнуются за своих внуков бабушки, ведь не зря говорится «внуков любят больше». Так, одна бабушка плакала, собирая внука с утра в школу. Она гладила его по голове, бегала между портфелем и одеждой и причитала: «Куда же мы тебя отпускаем! Как же ты там один без меня будешь!» И так каждое утро в течение месяца. Встречали мальчика из школы так, будто он только вернулся живым с войны. Родители мальчика заметили, что ре6енок начал «бояться школы». Естественно, поставьте себя на место этого ребёнка. Как бы Вы чувствовали себя? Поэтому будьте спокойны и уверены в своём малыше. Не пугайте его! И ребёнок почувствует Вашу уверенность и спокойствие за него, что поможет ему быть успешным и уверенным в себе.

 Не огораживайте ребёнка от общения! Помогите  установить отношения со сверстниками, чувствовать себя уверенно.

Особенно ваша помощь понадобится, если ребенок не ходил до школы в детский сад. В этом случае он не привык к тому, что внимание взрослых распределяется сразу между несколькими детьми. Хвалите ребенка за общительность, радуйтесь вслух его новым школьным знакомствам. Поговорите с ним о правилах общения со своими ровесниками, помогите стать вашему ребенку интересным другим. Учите его новым играм, чтобы он мог показать их друзьям. Пригласите одноклассников вашего ребенка к вам домой — простое чаепитие, а маленький хозяин научится принимать гостей.

Не стоит «подкупать» внимание школьных товарищей вашего ребенка дорогими игрушками и одеждой. Так ваш ребенок не научится быть нужным другим сам по себе. Наоборот, он может столкнуться с завистью и неодобрением одноклассников.

Помните: уверенный в себе, общительный малыш адаптируется к любой ситуации быстрее и спокойнее.

 Не перегружайте  ребёнка! Помогите ему привыкнуть к новому режиму жизни. Ребенок привыкает к школе не только психологически, но и физически. Многие дети в первом классе впервые сталкиваются с необходимостью вставать в одно и то же время утром. С началом школьного обучения резко увеличивается нагрузка на нервную систему, позвоночник, зрение, слух ребенка.

Если до этого вы не придерживались режима дня, то постарайтесь мягко ввести его. Ваша дочь или сын нуждается в регулярном, продолжительном сне. Помогите школьнику научиться засыпать в одно и тоже время. Не заставляйте ребенка сразу садиться за уроки. Ребенку нужно время, чтобы отдохнуть. Это полезно и для самого процесса обучения. Мозг использует время отдыха, чтобы «уложить новые знания на нужные полочки». Ребенку, как и нам, после рабочего дня нужен кусочек тишины и отдыха. Позаботьтесь о здоровье вашего ребенка, так как в первые месяцы школьного обучения огрехи в режиме дня будут сказываться более серьезно, чем раньше.

 Не расстраивайтесь из-за школьных отметок. Мудрое отношение родителей к школьным успехам исключит треть возможных неприятностей ребенка. Многие мамы и папы так хотят гордиться своими детьми и так беспокоятся об их отметках, что превращают ребенка в приложение к школьному дневнику. Школьные успехи, безусловно, важны. Но это не вся жизнь вашего ребенка.

Школьная отметка — показатель знаний ребенка по данной теме данного предмета на данный момент. Никакого отношения к личности ребенка это не имеет. Хвалите ребенка за его школьные успехи. И помните, никакое количество «звёздочек» (ведь, в первом классе оценок не ставят) не может быть важнее счастья вашего ребенка.

 Не создавайте комплексы своему ребёнку! Если Ваш ребёнок немного неряшлив, не надо называть его «грязнулей», помогите ему сформировать навыки самообслуживания. Отчасти это Ваша вина, что Вы своевременно не научили ребёнка завязывать шнурки, заправлять кофточку…

Если Ваш ребёнок не правильно произносит какие-то звуки, обратитесь за помощью к логопеду. Неправильное звукопроизношение может повлечь за собой нарушения письменной речи. Помогите своему ребёнку!

Уважаемые мамы и папы! Поздравляем вас с новым важным этапом в жизни Ваших детей! Они стали первоклассниками! Давайте постараемся, чтобы самые первые шаги, сделанные малышом в школьном мире, были для него радостными и уверенными! А для этого просто любите своего ребёнка, верьте в него! И у него всё получится!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ШЕСТЬ правил для обучения детей с расстройством аутистического спектра

Слайд 2

1. Ровный эмоциональный фон Все фразы и предложения нужно формулировать исключительно в положительном ключе. Разговаривать при этом спокойно и нейтрально.

Слайд 3

2. Никогда не говорить много слов Если говорить длинные предложения из сложных слов, ребёнок потеряет мысль уже после третьего слова, а на четвёртом и вовсе перестанет слушать . Например, не говорите: «А кто это у нас насорил? А ну-ка отнеси синюю машинку и кубики в корзинку возле двери», ГОВОРИТЕ ТАК : «Убери игрушки в корзину». Длинная речь превращается в шум и перестаёт быть функциональной. Говорить нужно кратко, структурировано, чётко, и максимально понятн о

Слайд 4

3. Во время разговора важен глазной контакт Для того чтобы чему-то научить аутичного ребенка, нужно обязательно сесть напротив него и посмотреть ему в глаза, только после этого требовать выполнения какого-либо действия.

Слайд 5

4. Зрительное восприятие лучше, чем словесное Если есть возможность показать, показывайте. Если ребёнок умеет читать, то написанное слово для него лучше произнесённого.

Слайд 6

Например, если сказать — «Сделай задание, и пойдёшь гулять на площадку», он может вас не понять. Если же показать с помощью картинок, что позанимавшись, ты пойдешь на площадку – он вас поймёт. Для этого хорошо подходят карточки PECS.

Слайд 7

5. Никогда не поощряйте плохое поведение Реагируя на плохое поведение словами и действиями – «Не делай этого!», «Прекрати сейчас же», «Не трогай» и т.д. Вы оказываете ребёнку огромное внимание . ПООЩРЯЙТЕ- хорошее поведение. ИГНОРИРУЙТЕ - плохое поведение. Если же поведение ребёнка предоставляет опасность для окружающих или для самого ребёнка, НУЖНО молча, не смотря в глаза крепко держать его руки. Как только ребёнок успокоится, можно проявить к нему внимание.

Слайд 8

6. Поощрять ребенка, когда он не совершает ничего плохого Нужно дать понять ребёнку, что когда у него хорошее поведение – его замечают и любят. Даже если он ничего не делает нужно обратить его внимание, например, сказав: «Какой ты красивый», «Какой ты умный», «Какая у тебя хорошая улыбка», придумать можно что угодно. Главным фактором является обратить внимание ребёнка на себя в момент, когда он не делает ничего плохого!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рекомендации родителям первоклассников

В данном материале для родителей даны рекомендации по оптимальному режиму  учащихся первых классов и нагрузке на несформированный организм ребенка 7 лет....

рекомендации родителям первоклассников с ММД

Данная презентация может служить памяткой родителям и педагогам по оптимизации обучения и развития познавательной деятельности детей с повышенной интеллектуальной утомляемостью....

Рекомендации родителям первоклассников

Презентация к родительскому собранию, по итогам дагностики "Школьная готовность"...

Рекомендации родителям первоклассников от учителя-логопеда

Всё, что нужно знать родителям первоклассников от логопеда...

Рекомендации родителям первоклассников

Каждый родитель заинтересован в том, чтобы у него с его любимыми детками складывались хорошие, доверительные взаимоотношения; чтобы в школе он был успевающим и успешным учеником, чтобы у него было мно...

Рекомендации родителям первоклассников

Поступление в школу - переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погру...

Рекомендации родителям первоклассников

Правило 1! Нагрузка.Само начало школьной жизни считается тяжёлым стрессом для 6-7-летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возни...