Игры для развития фонематического слуха.
картотека

Петиш Светлана Ивановна

Презентация для родителей с играми на развитие фонематического слуха. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fonematicheskiy_sluh.pptx97.58 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фонематический слух – очень важный навык для овладения устной речью, а затем и грамотным письмом. Он предполагает точность слухового восприятия, звукоразличение , звуковой анализ речи.

Слайд 2

Зачем развивать фонематический слух Развивать фонематический слух у детей необходимо для успешного обучения чтению и письму. Дети часто путают близкие по звучанию фонемы, и это иногда тормозит развитие связной речи. Развитое фонематическое восприятие нужно и для обучения иностранным языкам . Гораздо легче предупредить нарушение, чем его исправлять. Это значит, что работа по развитию фонематического восприятия готовит детей к овладению правильным произношением, направлена на предупреждение грамматических ошибок.

Слайд 3

Как же развивать фонематический слух у ребенка? Конечно же через игру.

Слайд 4

1 этап – узнавание неречевых звуков. Цель первого этапа – развитие слухового внимания и слуховой памяти, что особенно важно для успешного развития фонематического восприятия вообще. Неумение вслушиваться в речь окружающих, часто является одной из причин неправильного произношения, поэтому надо научить ребенка слышать звуки, уметь их сравнивать.

Слайд 5

« Угадай, что звучит ». Бытовые ситуации можно обыгрывать любые: шум льющейся воды, звон посуды, шаги человека, мяуканье кошки, шуршание бумаги . « Волшебные звуки». Вместе с ребенком наполните тканые мешочки, непрозрачные пластиковые контейнеры или просто спичечные коробки любыми «звучащими» материалами: крупой, металлическими скрепками, пуговицами. Нужно угадать по звуку, что внутри . «Волшебный карандаш». Дайте ребенку в руки обычный карандаш и попросите постучать по разнофактурным предметам из дерева, стекла, металла, бумаги . «Жмурки» с колокольчиком. «Кто слышит больше звуков?» Назвать с ребенком по очереди как можно больше звуков, которые вы слышите сейчас.

Слайд 6

2 этап – различение высоты, силы, тембра голоса. На этом этапе необходимо научить ребенка понимать интонацию речи и самому владеть теми средствами, которыми выражаются эмоциональные оттенки речи.

Слайд 7

«Три медведя». Это упражнение-имитация. Почитайте сказку про трех медведей вместе, а затем говорите за персонажей. Ребенку следует угадать, когда говорит мама-медведица, папа-медведь и медвежонок. «Колобок». Как и в предыдущей игре, нужно говорить за разных героев разными голосами. Потом можно просить ребенка угадать кто говорит «Колобок-колобок, я тебя съем !». « Громко или тихо?» Придумайте действия, которые ребенок должен выполнять при тихом мамином голосе и при громком . Игра «Далеко - близко ». Игра направлена на развитие основных качеств голоса: силы, высоты . Взрослый показывает ребенку игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко), и как – когда далеко (тихо ). Затем произносит «Мяу» , меняя силу голоса, а малыш отгадывает, близко или далеко мяукает котенок. Затем малыш сам мяукает по сигналу взрослого: «далеко» - «близко » . Аналогично , можно играть, различая, где гудит пароход (у-у-у) - далеко - (тихо) или близко- (громко); какая дудочка играет – большая ( «у-у-у» произносит низким голосом) или маленькая ( «у-у-у» произносит высоким голосом); кто плачет – мальчик ( «а-а-а» низким голосом) или девочка ( «а-а-а» высоким голосом ).

Слайд 8

3 этап – различение слов, близких по слоговому составу. Узнавание слов – большая работа для мозга. Главное, понять, как делать правильно упражнения для развития фонематического слуха. Дошколенок готов к переходу на следующий уровень, как только начнет безошибочно справляться с заданиями.

Слайд 9

«Правильно – неправильно». Приготовьте яркие картинки с изображением разных предметов. Показывайте из малышу и называйте, но не правильно, а заменяя первую букву слова другой. Например, вместо корова – борова, вместо стул – фтул , вместо чашка – кашка и т.д. Услышав правильное слово, ребенок прихлопывает в ладошки или притопывает ногой. « Выбирайка ». Наклейте на картон картинки со словами, которые похожи по звучанию (кошка-мишка-мышка; лук-жук-сук; коза-коса-роса). Мама говорит слово, а ребенок выбирает верную картинку . Можно использовать стихи для включения в них недостающего слова, что развивает в детях чувство ритма и рифмы, способствует пополнению словарного запаса, улучшает фонематические представления ребенка. - В Африке найдем не раз мы кокос и (ананас). - Спорят брошки и заколки: у кого острей (иголки).

Слайд 10

4 этап – различение слогов. Слог является минимальной единицей речевого потока. Для игр на различение слогов хорошо брать звукоподражания.

Слайд 11

Игра «Кто как кричит?» Взрослый выставляет картинки и говорит: «Посмотри на картинки, послушай, кто как кричит и повтори ». Другой вариант игры: картинки у ребенка. Взрослый называет слоги, а малыш поднимает соответствующую картинку . «Выйди вон». Задача ребенка – услышать, какой слог лишний в ряду. Например, взрослый говорит: ши-ши-ши- жи -ши. Услышав звонкий « жи », нужно хлопнуть . Еще вариант, хлопать на заранее обговоренный слог. АМ -УМ-ИМ- АМ - ОМ и т.д.; хлопать на оапределенную букву в слоге Ам -ум-ин- пА -ты- вА .

Слайд 12

5 этап – различение звуков Простой для детского восприятия, но очень важный этап – правильное произнесение звуков. Можно ввести понятие «звук», рассказав, что каждое слово состоит из нескольких звуков. А затем поиграть в них.

Слайд 13

«Кто звучит?». Для развития фонематического слуха самые простые упражнения – это имитации. Например, нужно воспроизвести звуки природы: жужжание комарика (ж-ж-ж), рычание тигра (р-р-р), пение сквозняка или ветра (с-с-с). Можно поиграть с малышом наоборот. Мама издает характерный звук, а ребенок должен догадаться, что так звучит . - Взрослый дает картинки ребенку Картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит у-у-у-у; девочка плачет а-а-а-а; птичка поет и-и-и-и» . Далее он произносит каждый звук длительно, а ребенок поднимает соответствующую картинку . Аналогичным образом проводится работа по различению согласных звуков.

Слайд 14

6 этап – анализ звукового состава слова. Самый высокий по сложности уровень – аналитический. Тут требуется собрать все знания, которые есть у ребенка. Термином «фонематический (звуковой) анализ» определяют как элементарные, так и сложные формы звукового анализа. Элементарные – это выделение звука на фоне слова. Вычленение первого и последнего звука из слова и определение его места ( начало, середина или конец слова) относится к сложной форме. Самым сложным звуковым анализом является определение последовательности звуков в слове. Сложные формы возникают лишь в процессе обучения, да и то, только после того, как ребенок овладеет навыками элементарного анализа звукового состава слова.

Слайд 15

« Буква- потеряшка ». Взрослый называет слово, пропуская один звук. Ребенку нужно найти пропущенную букву и назвать звук ( пти …ка, с… ол , мы…о). « Что внутри?» Взрослый называет букву, которую ребенок должен услышать к середине слова, и произносит слова. Как только звучит нужный звук, нужно хлопнуть (л – палка, ф – вафля ). Игра «Мяч не трогать или поймать – постарайся отгадать». Взрослый предлагает ребенку поймать мяч, если он услышит в конце слова заданный звук, либо прятать руки за спину, если заданного звука нет.

Слайд 16

Освоить приемы развития тонкого слуха не так сложно, как может показаться. Самые эффективные упражнения для развития фонематического слуха те, в процессе выполнения которых ребенок слушает, анализирует, действует (хлопает или топает) и сам произносит звуки . Занимаясь с малышом с первых лет жизни, родители предвосхищают формирование речевых нарушений и готовят ребенка к освоению чтения и правильного письма. Ну а если нарушение уже появилось или только начало формироваться, то регулярные занятия помогут быстрее справиться с проблемой .

Слайд 17

Самое главное – не превращайте игры в учебные занятия: пусть будет весело и интересно! Начинайте с простого, постепенно переходя к более сложному; не перегружайте ребенка и вовремя завершайте игру. И тогда, помимо развития фонематического слуха, вы поможете и в развитии внимания, а также памяти, воображения и исполнительности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие фонематического слуха

К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварит...

Игры на развитие фонематического слуха

Игры для развития фонематического слухаК пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, ...

Игры для развития фонематического слуха.

Материал предназначен для закрепления навыков восприятия и правильного произношения звуков в собственной речи, умения различать звуки на слух....

игры на развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет

фонематический слух это умение слышать и различать звуки речи. хорошо развитый фонематический слух является важным условием для овладения грамотой в школе. если ребёнок испытывает затруднения в различ...

консультация для родителей "Игры для развития фонематического слуха и восприятия"

Данный текст поможет родителям понять ,что такое фонематический слух и восприятие,зачем  его нужно развивать и чем  опасно недоразвитие фонематического слуха и восприятия,а также, как в игро...

игры на развитие фонематического слуха

К старшему дошкольному возрасту ребенок  уже вполне может определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове.Он способен  самостоятельно подобрать слова на заданные звуки...

Игры на развитие фонематического слуха.

Фонематический слух - это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи; другими словами, это речевой слух.Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, обладающий способностью о...