Как связаны фонематический слух и навыки письма?
консультация

Волосникова Екатерина Александровна

Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

Развитие фонематического слуха педагогическими методами эффективно, в основном, в дошкольном возрасте.  Поэтому родителям важно развивать фонематический слух у ребенка. Привожу специально подобранные упражнения, которые легко можно организовать и дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_svyazany_fonematicheskiy_sluh_i_navyki_pisma.docx38.29 КБ

Предварительный просмотр:

Как связаны фонематический слух и навыки письма?

Фонематический слух — это способность человека слышать и различать отдельные фонемы, звуки в слове. Для чего нужен ребенку хороший фонематический слух?

Это связано с существующей сегодня в школе методикой обучения чтению, основанной на звуковом анализе слова. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного.

Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

У школьников довольно часто выявляется недостаточног развитие фонематического слуха. Проще всего обнаружить такой дефицит, если посмотреть в тетради по русскому языку или просто предложить ребенку написать какое-нибудь предложение под диктовку. Вот яркий тому пример: мальчик писал под диктовку два предложения «В саду за огородом росла яблоня» и «На опушке леса охотник убил волка». Посмотрим, что у него вышло.

Практически все звонкие парные согласные «оглушены», а также можно увидеть замены ряда гласных, близких по звучанию (а-о, е-и).

Учителя часто считают таких детей невнимательными, хотя дело совсем не во внимании, а в несовершенстве слухового восприятия.

Кстати говоря, ребенок, у которого не сформировался фонематический слух, требует внимания не только логопедов, но и врачей. Ни одно расстройство восприятия не берется «из воздуха». За каждым из них кроется недостаточность определенных мозговых функций, которая может быть как первичной (вследствие повреждения мозгового вещества), что встречается не часто, так и вторичной, связанной с недостаточным поступлением в соответствующие структуры мозга, обрабатывающие речевую информацию, питательных веществ и кислорода. Вторичная недостаточность, как правило, связана с плохим мозговым кровообращением. Ее можно выявить с помощью хорошо выполненного исследования – ультразвуковой допплерографии сосудов головы и шеи. Если поврежденное мозговое вещество восстановить практически невозможно, то наладить кровоток - вполне реальная задача, которую решают ангионеврологи. Поэтому логопеды часто советуют родителям обратиться за консультацией к специалисту.

Развитие фонематического слуха педагогическими методами эффективно, в основном, в дошкольном возрасте. После 7 лет этот процесс идет намного тяжелее. Поэтому родителям важно не только пытаться развить фонематический слух у ребенка, но и постараться показать ему другие способы формирования грамотного письма, которые могут выступить в качестве «обходного пути».  

Приведем примеры рекомендаций обоих типов. Такие упражнения можно выполнять с ребенком, с целью развития его фонематического слуха:

1.  Тренировка в четком произношении звуков. Ребенок четко произносит наиболее часто смешиваемые им звуки и одновременно смотрит на себя в зеркало. Нужно обратить его внимание на различия в произношении сходных звуков. Например, чтобы произнести звук П -  достаточно резко вытолкнуть воздух через сомкнутые губы, а для того чтобы произнести сходный по звучанию звук Б - надо еще обязательно использовать голос. Если ребенок положит руку на свое горло, то при произнесении звонкого согласного он почувствует вибрацию, а при произнесении глухого – не почувствует. Хорошо если при произношении ребенок одновременно ощупает соответствующую букву, вырезанную из бархатной бумаги и нарисует ее.

2. Подготовьте список слов, содержащих отрабатываемый звук. Предложите ребенку поднимать руку каждый раз, когда он услышит нужный звук в начале слова, в конце слова, в середине.

3. Подготовьте карточки с изображением разных предметов. Попросите ребенка распределить карточки на группы: предметы, в названии которых есть нужный звук, предметы, в названии которых нет нужного звука.

4. Определенную роль в улучшении звукоразличения конечно играет работа с музыкальными звуками. Поэтому у тех детей, которые посещают музыкальные занятия, музыкальную школу, вокал, танцы, ритмику, фонематический слух развивается быстрее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фонематический слух и фонематическое восприятие

Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения. ...

развитие фонематического слуха и фонематического восприятия на уроках русского языка в начальной школе

Данная презентация рассказывает об особенностях работы с детьми, имеющими нарушения фонематического слуха, дисграфию и дислексию на уроках русского языка...

Фонематический слух, фонематическое восприятие. Диагностика.

В данном сообщении рассматривается понятие фонематический слух и фонематическое восприятие, порядок проведения  их диагностики....

Картотека дидактических игр для развития фонематического слуха и навыков фонеатического анализа

Представленные игры можно использовать в работе учителя-логопеда, воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста....

Что такое фонематический слух и фонематическое восприятие?

quot; Развитый фонематический слух  и фонематическое восприятие- залог успешного овладения навыком чтения и письма"  д.Б. Эльконин....

Раскрыть различия и понятия «биологический слух», «слуховое внимание», «фонематический слух», «фонематическое восприятие», «фонетические и фонематические недостатки речи».

Раскрыть различия и понятия «биологический слух», «слуховое внимание», «фонематический слух», «фонематическое восприятие», «фонетические и фонемат...

Консультация для родителей «Фонематическое восприятие. Фонематический слух. А что это такое?»

Консультация для родителей «Фонематическое восприятие. Фонематический слух. А что это такое?»...