Педагогика детей подросткового возраста
статья (6 класс)

Лебедева Людмила Николаевна

В статье досконально описывается процесс перехода от подросткового возраста к взрослости, характерные особенности каждого года подростквого периода, когда происходит формирование характера и других основ личности. Раскрыты факторы подростковой дезадаптации, как биологической, так и социальной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pedagogika_detey-podrostkov.docx18.79 КБ

Предварительный просмотр:

Лебедева Л. Н.

ИЗО студия «Самоцветы»

МАУ ДО ДДТ «Маленький принц»

                ПЕДАГОГИКА ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Подростковый возраст (от 10 до 15 лет) — остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми, взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т.д. Ребенок выходит на качественно новую социальную позицию, на которой формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества.

Несмотря на относительную кратковременность, он практически во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума. Именно в подростковом возрасте преимущественно происходит формирование характера и других основ личности.

В подростничестве происходят две главные вещи:

•переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности;

•бурная гормональная перестройка организма.

На его протяжении происходит активация половых желез, обусловливающая быстрое соматическое и половое развитие. К концу периода полового созревания организм в анатомическом и функциональном отношении готов к продолжению рода. В этот период индивид имеет повышенную возбудимость, импульсивность, на которые накладывается, часто неосознанное, половое влечение.

Американский психолог А. Гезелл  описывает характерные особенностей каждого года подросткового периода.

10 лет — золотой возраст, ребенок уравновешен, легко воспринимает жизнь, доверчив, ровен с родителями, мало заботится о внешности.

11 лет — начинается перестройка организма, ребенок становится импульсивным, проявляет негативизм, для него характерна частая смена настроений, ссоры сo сверстниками, бунты против родителей

В 12 лет такая взрывчатость частично проходит, отношение к миру становится более позитивным, растет автономия подростка от семьи и одновременно возрастает влияние сверстников. Главные черты этого возраста — разумность, чувство юмора, терпимость, забота о внешности.

В 13 лет преобладает обращение внутрь себя — интровертность. Дети становятся самокритичными и чувствительными к критике, склонны к уходу в себя, начинают интересоваться психологией, критично относятся к родителям, — более избирательны в дружбе. Колебания в настроении очень часты, велики по амплитуде и являются результатом происходящих соматических сдвигов.

В 14 лет интроверсия сменяется экстраверсией, подросток становится энергичным, экспансивным, общительным, возрастает его уверенность в себе, интерес к другим людям и различиям между ними. Экспансивность часто проявляется в повышенной общительности, склонности задавать провокационные вопросы и анализировать реакции людей в общении. Подростки очарованы словом «личность», любят обсуждать вопросы психологии, обсуждать себя и сравнивать с другими, активно идентифицируются с референтными персонами и группами, узнавая в них собственные черты.

Сущность 15-летних нельзя выразить в единой формуле, так как быстро возрастают индивидуальные различия. Общим новообразованием в этом возрасте является возрастание духа независимости, который способствует тому, что отношения подростка в семье и школе становятся весьма напряженными. Позитивным является то, что жажда свободы сочетается с возрастанием самоконтроля и началом сознательного самовоспитания. Это повышает ранимость подростка и его восприимчивость к вредным влияниям. Возрастает потребность в групповой принадлежности и групповой идентификации.

В 16 лет снова наступает равновесие, возрастает жизнерадостность, значительно увеличивается внутренняя самостоятельность, эмоциональная уравновешенность, общительность, устремленность в будущее. Очень велик жизненный оптимизм.

 Общение, особенно со сверстниками, становится ведущей деятельностью, часто оттесняя на второй план учение. Проявляется так называемая реакция группирования со сверстниками. Группа сверстников для подростка служит, во-первых, важным каналом информации, которую он не может получить от взрослых; во-вторых, новой формой межличностных отношений, в которых подросток глубже познает окружающих и самого себя, формирующей у подростка навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в то же время отстаивать свои права; в-третьих, новым видом эмоциональных контактов, невозможных в семье (чувство солидарности, эмоционального благополучия, самоуважения).

 В референтную группу принимают того, кто похож на других: оценивается манера одеваться и держаться, положение в классе, увлечения, умения и способности, социально-экономический статус, репутация и личностные качества. Тех, кто не соответствует этим параметрам, группа лишает своего внимания. Это один из способов, с помощью которого подростки стараются добиться внимания сверстников — культивировать в себе качества, которые вызывают восхищение и зависть других, и овладеть такими социальными навыками, которые способны гарантировать одобрение со стороны товарищей.

Большое место в самоосознании подростка начинает занимать внешний вид, поэтому учителям и родителям нужно знать, какие аспекты самосознания чаще всего вызывают у ребят беспокойство (в острых случаях нужна консультация психотерапевта): рост, кожа, избыточный вес и др.

Ярко проявляются в этот период всевозможные увлечения и хобби. В интеллектуальной сфере происходят качественные изменения: продолжает развиваться теоретическое и рефлексивное мышление. В этом возрасте появляется мужской и женский взгляд на мир. Активно начинает развиваться творческие способности. Изменения в интеллектуальной сфере приводят к расширению способности самостоятельно справляться со школьной программой. Для психики подростка характерны внутренние противоречия, не определенность уровня притязаний, повышенная застенчивость и одновременно агрессивность, склонность принимать крайние позиции и точки зрения. Многие специалисты считают этот возраст возрастом катастроф, возрастом тревог, возрастом одинаково трудным и сложным для всех, кто окружает подростка, и в большей степени для самого подростка, который часто не до конца понимает происходящие в нем процессы и изменения и не может адекватно на них реагировать. Эта напряженность и конфликтность тем острее, чем большее непонимание встречает подросток.

В отрицательном варианте развития у ребенка появляется чувство неполноценности, которое первоначально зарождается из сознания своей некомпетентности, неуспешности в решении каких-то конкретных задач, чаще всего связанных с учением или общением, а затем переносится на личность в целом.

Существуют такие факторы возникновения подростковой дезадаптации, как биологический и социальный.

К социальным факторам подростковой дезадаптации относят состояние макро-, мезо- и микросреды.

Особо следует отметить микросреду, в которой наиболее значимы:

—школьный фактор — отсутствие индивидуального подхода к ребенку, неадекватность воспитательных мер, отсутствие своевременной помощи ученику, проявление неуважения к нему и многое другое;

—семейный фактор — неблагоприятная материально-бытовая и эмоциональная ситуация в семье, алкоголизм родителей, заброшенность ребенка или, наоборот, гиперопека и т.п.

Мезосоциальный фактор — негативное влияние окружающих, легкость добывания денег, доступность алкоголя, наркотиков и т.п.

Макросоциальный — деформация общественных и нравственных идеалов, примат обогащения над самореализацией, обстановка и пропаганда насилия, вседозволенности.

Но даже в пределах одного возраста многое может зависеть от таких факторов, как совпадение нравственных ценностей ученика и класса, наличие качеств, ценимых товарищами. Также, по мнению психологов, существенное значение имеет внешность, имя, наличие каких-либо смешных для детей привычек или физического дефекта. Попадание в разряд отверженных среди подростков почти автоматически влечет за собой подростковую дезадаптацию.

Важнейшее новообразование возраста — чувство взрослости — представляет собой главным образом новый уровень притязаний, предвосхищающий будущее положение, которого подросток еще не достиг. У подростка складываются разнообразные образы «Я», первоначально изменчивые, подверженные внешним влияниям. К концу периода Они интегрируются в единое целое, образуя на границе ранней юности Я-концепцию, которую можно считать, по мнению психологов, центральным новообразованием всего периода. В целом это период завершения детства. Я-концепция в процессе накопления подростком жизненного опыта становится более конкретной и реалистичной. Подросток проверяет ее «на практике», чтобы, сталкиваясь с жизненными трудностями, не разочаровываться понапрасну. Помочь подростку найти более зрелый и позитивный «образ Я» — непростая задача. Эту задачу необходимо решать, потому что Я-концёпция влияет на психическое здоровье, межличностные отношения и социальную адаптацию, успехи в учебе и профессиональные стремления, определяет предпочтительные для подростка формы поведения.

Эгоцентризм у подростков проявляется в повышенном внимании к самим себе, собственной личности и идеям. В результате они становятся эгоцентриками в хорошем смысле этого слова, постоянно занимаясь самоанализом. Считается, что подростки менее креативны, чем дети более младшего возраста (у подростков «притупляется» способность к творчеству). Причина этого не в ухудшении их способностей. Снижение креативности объясняется тем, что подростки испытывают сильное давление и со стороны сверстников, и со стороны общества и вынуждены приспосабливаться и объединяться в группы, чтобы противостоять ему. В результате они подавляют свою индивидуальность и начинают одеваться, действовать и думать так же, как члены групп, к которым им хочется принадлежать, а потеря индивидуальности приводит к снижению возможности творчества. Таким образом, одна из основных причин кризиса креативности — подавление индивидуальности.

Для некоторых социальных групп зависимое поведение является проявлением групповой динамики. Например, на фоне выраженной тенденции группирования подростков психоактивные вещества выступают в роли «пропуска» в подростковую субкультуру. В данном случае наркотики (в широком смысле: собственно наркотики, алкоголь, курение) выполняют в извращенной форме жизненно важные для подростка функции:

•поддерживают ощущение взрослости и освобождения от родителей;

•формируют чувство принадлежности к группе, а также среду неформального общения;

•дают возможность отыгрывать сексуальные и агрессивные побуждения, не направляя их на людей;

•помогают регулировать эмоциональное состояние;

•реализуют креативный потенциал подростков через экспериментирование с различными веществами.

Родителям и педагогам необходимо настойчиво, терпеливо и тактично разъяснять ложность и вред такого отношения подростков к наркотикам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Программа профилактики вредных привычек детей подросткового возраста.

Программа профилактики вредных привычек детей подросткового возраста.Постановка проблемы Переходный возраст – это период конфликтных отношений подростков со взрослыми. Это естественно, потому что подр...

УЧЁТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Психологические особенности творческой деятельности подростков. занятия декоративно- прикладной деятельностью в эстетическом воспитании подростков....

Возрастные особенности детей подросткового возраста

Многие дети, вступая в подростковый возраст, поразительно меняются. Из ласковых, спокойных и послушных вдруг превращаются в “ершистых”, неуправляемых, грубых. Пожалуй, именно грубость сильнее всего ра...

Психолого-педагогические особенности детей подросткового возраста

В данном конспекте изложены психолого-педагогические особенности детей подросткового возраста, причины и рекомендации по данной проблеме....

Особенности детей подросткового возраста с ЗПР

Задержка психического развития (ЗПР) у детей в значительной мере связана с социальным фактором и зачастую временна. Темп и качество реабилитации во мно...

Консультация для педагогов и родителей "Возрастные особенности детей подросткового возраста"

Педагоги и родители могут познакомиться с основными особенностями и изменениями, происходящими с ребенком в подростковом возрасте....

Методическая разработка "Гибкость, методы развития гибкости у детей подросткового возраста (11-14 лет)"

        В своей работе я выдвигаю гипотезу что, этот вид физической нагрузки является важнейшим звеном, связывающим активное и пассивное состояние тела. Он поддерживает элас...