УЧЁТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
методическая разработка (5 класс) на тему

Махмутова Эльвира Каримовна

Психологические особенности творческой деятельности подростков. занятия декоративно- прикладной деятельностью в эстетическом воспитании подростков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учёт возрастных особенностей

в художественном образовании и воспитании детей  подросткового возраста

 

 Психологические  особенности  творческой деятельности подростков

          Изобразительная деятельность одно из первых и наиболее доступных средств самовыражение ребёнка,  в котором проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Детский рисунок является мощным средством познания  и отображения действительности, в рисунке раскрываются особенности мышления, воображения, эмоционально – волевой сферы. Также как игра, он позволяет более глубоко осмыслить интересующие ребёнка сюжеты.

          В. С. Мухина отмечает, что изобразительная деятельность, оказывая специфическое влияние на развитие восприятия и мышления, организует умение не только смотреть, но и видеть, позволяет ребёнку передавать предметный мир вначале  по – своему, и лишь позже – по принятым изобразительным законам.

          В возрастной и педагогической психологии  каждый возраст   занимает особое место. Так в младшем школьном возрасте осваивается учебная деятельность, формируется произвольность психических функций.  Достижения учащихся связаны с развитием психических процессов – особенно в интеллектуально - познавательной сфере.   «Встречи с искусством на каждом уроке, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого из учащегося, общая радость за сделанное на уроке – вот главные отличительные признаки учебно-воспитательного процесса на уроках изобразительного искусства».

          Характер художественно – творческой деятельности  подростков получил многостороннее освещение в трудах Л. С. Выготского, Г. В. Лабунской, Б. П. Юсова и др. Учёные доказали, что художественно – творческая деятельность ребёнка находится в зависимости от специфики возрастного развития и в полной мере определяется ею.

      В 10 – 11 лет развитие рисунка в общих чертах заканчивается, и в последующие годы происходит лишь его совершенствование. Изобразительная деятельность естественна для ребёнка, близка, приятна ему, не требует волевых и интеллектуальных усилий. Благодаря этому у ребёнка не появляются тревожные переживания, напряжение. Таким образом, занятия рисованием способствуют интенсивному развитию всех психических процессов и функций, приучают ребёнка думать, анализировать, сравнивать, сочинять и воображать.

 

  Занятия декоративно-прикладной деятельностью  

в эстетическом воспитании  подростков

           Эстетическое воспитание – целенаправленное, систематическое воздействие на личность с целью её эстетического развития, т.е. формирование творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, общественных отношениях, а также испытывать потребность в эстетической деятельности. Эстетическое воспитание развивает вкус, умение замечать прекрасное и безобразное; оно ещё важно потому, что связано со многими сторонами воспитания: нравственным, которое развивает в ребёнке чувство любви, гордости; с трудовым воспитанием, которое помогает ребёнку с уважением относиться к труду людей, видеть красоту сделанного.

        Эстетические чувства формируются в значительной мере  средствами искусства. Воспитательная сила искусства заключается в том, что оно заставляет ребёнка глубоко переживать самые разнообразные чувства: восторга и негодования, грусти и радости, тревоги и умиротворения, любви и ненависти и соответственным образом относиться к подобным явлениям в реальной жизни.  Это содействует умственному развитию, которое обеспечивает полноценное эстетическое воспитание ребёнка. Совершенствуются мыслительные операции: синтез, анализ, сравнение, умение планировать свою деятельность. Практическое мышление  также развивается через представления и образное мышление в таких видах деятельности, как рисование, конструирование.

           Шацкий С.Т. и его сотрудники одними из первых (в 1905 году) использовали  спектакль в педагогическом процессе, затем продолжили свою деятельность в советских образовательных учреждениях, стремясь разбудить творческую фантазию, воображение детей, предоставить им самостоятельность в выборе формы выражения своей личности через игру, импровизацию, драматургию. Они считали, что воспитание невозможно без использования искусства – ведь именно оно даёт возможность развивать эстетические вкусы детей, творческие качества личности».

          Соединение изобразительного искусства и  декоративно-прикладной деятельности  и цирка производит особое воспитательное воздействие на ребёнка. Выбирая циркового персонажа, выполняя эскизы и рисунки для неё, изготавливая маски, костюмы и декорации, дети общаются друг с другом в коллективном творчестве, вовлекаются в единый процесс, в котором развиваются их эстетические взгляды – чувство прекрасного и безобразного, комического и трагического, вера в добро и справедливость, дружбу. Создавая образы любимых героев, ребёнок выбирает тех, которые наиболее близки его внутреннему миру. Он соотносит героя со своим душевным состоянием, учится находить правильное решение – эта способность может помочь ему в дальнейшей жизни при поиске выхода из трудных ситуаций.

        Для ребёнка очень важен этап, когда в его руках оживает его изделие, поделка – маска, кукла, декорация. Именно игра должна помочь детям овладеть знаниями изобразительного, декоративного и циркового  искусства. Участвуя в играх-драматизациях, ребёнок как бы «вживается» в образ героя, перевоплощается в него, живёт его жизнью. Театрализованные игры всегда радуют детей, смешат их, пользуются неизменной любовью, так как видят окружающий мир через образы, краски, звуки.

       Таким образом, эстетическое воспитание очень важно для всестороннего развития ребёнка. Азы эстетического воспитания закладываются при участии взрослых уже сразу после рождения ребёнка, и продолжает своё становление долгие годы.

Огромную роль в формировании личности учащегося играет среда, в которой он родился и рос, в которой определился его талант. Среда – понятие емкое, в нем все: предки, семья, люди, нас окружающие, культура, природа и т.д. С этой целью, а также с учетом требований современной школы к повышению уровня образования необходимо расширение диапазона образовательных дисциплин, а конкретно – введение в преподавание всех видов искусств.

 Изучение искусств должно идти в соответствии с определенными принципами:

Принцип историзма, требующий рассмотрения художественной культуры в широком контексте общественных преобразований;

Принцип целостности, помогающий представить художественную культуру во всем многообразии её форм, способов сохранения, развития и преобразования;

Принцип художественно-эстетической самобытности, основанный на базе определения характерных черт и особенностей какой-либо художественной культуры, её специфической роли в мировом художественном процессе.

Дети от природы любознательны, творчески активны и изначально  талантливы. Многие родители и педагоги пытаются, как можно раньше разглядеть в ребенке его задатки наклонности, чтобы своевременно  помочь ему их развить.

Современная система художественного образования стремится сформировать в детях базовые способности саморазвивающейся личности, эстетическое отношение к окружающей действительности  и навыки художественной деятельности. Художественно - творческая деятельность детей дошкольного и школьного возраста должна быть организована так, чтобы каждый ребенок смог пройти свой «путь творца»: от художественного восприятия действительности, рождения художественного замысла, поиска средств и путей его воплощения к созданию художественного образа в материале, самооценке и оценке результатов другими людьми. Причем основными критериями успешности выполнения творческого задания должны  являться выразительность и самостоятельность художественного образа.

Развитие художественного восприятия, творчества и практическая деятельность в учебном процессе их содержательное взаимодействие являются  одними из главных задач образования детей.

В настоящее время, когда возрождается понимание преобразующей роли культурной среды в становлении личности и общества в целом, особую актуальность приобретает развитие художественного объемно- пространственного мышления. Этот тип мышления является специфической разновидностью умственной деятельности человека, без развития которых в дальнейшем,   многие профессиональные задачи не могут быть решены.

Художественное творчество, по мнению психологов и педагогов, имеет неоценимое значение для всестороннего развития ребенка. Изобразительное искусство и художественное конструирование как одни из самых ярких и интересных видов деятельности, позволяют детям передать то, что они видят в окружающей жизни, то, что их взволновало, вызвало положительное или отрицательное отношение.

Изобразительное искусство, как все виды искусств, находится во взаимоотношениях с человеком на трех уровнях: восприятия окружающей действительности и искусства, изучения искусства и создания произведения искусства.

Многие философы и педагоги прошлого высоко оценивали  значение рисования в воспитании и развитии детей. Аристотель отмечал, что предметы эстетического цикла (музыка, рисование), в частности рисование « изучают потому, что оно развивает глаз при определении физической красоты». Чешский педагог Я.А. Коменский первым предложил ввести рисование как обязательный предмет в материнские школы.

Известный искусствовед и педагог А.В. Бакушинский в работе, посвященной развитию художественного творчества детей, предлагал не ограничиваться только изображением на плоскости, но и заниматься различного вида конструированием из различных материалов. Выдающийся психолог Л.С. Выготский подчеркивал, что детское восприятие носит синкретичный характер, т.е. дети соединяют различные виды  искусств в единое целое художественное действие.

     Школьный возраст является самым продуктивным периодом становления ребенка как личности. Духовная жизнь школьников неразрывно связана с «миром вещей». Эстетически организованная среда оказывает огромное влияние на мировоззрение человека. Формотворчеству (процессу создания объемной вещи)  отводится особая роль в общеобразовательной школе.

Дети часто теряют жизненную уверенность из-за неумения выразить свои мысли, изобразительное искусство и художественное творчество играют решающую роль в восстановлении эмоционального равновесия в психике ребенка. Поэтому многие ученые считают, что задача учителя состоит в том, чтобы помочь ребенку осознать свои чувства, выбрать средства и способы их выражения.

Декоративно-прикладная деятельность предполагает аналитический характер деятельности, формирует способность нестандартного мышления. Занятия вырабатывают усидчивость, трудолюбие, умение анализировать, самостоятельно мыслить, развивают у детей пространственное  мышление. Использование  минимума средств при  максимальной выразительности приобщает к  целостному  видению, как конкретной формы, так и проблемы в целом.

 Художественно-творческая деятельность направлена не только на отражение впечатлений, но и на выражение своего отношения к создаваемому. Занимаясь художественным конструированием, дети узнают различные материалы, знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Расширяется запас знаний ребенка об орудиях деятельности – карандаш, кисть, ножницы.

На занятиях художественным творчеством заслуживает внимания    использование неожиданных, «бросовых» материалов: опилок, стружек, лоскутов ткани, проволоки, стекла  и пр., фактура которых  наталкивает детей на создание необычных поделок.

Одна из  важных задач  кружков и студий детского творчества – формирование у школьников навыков «пространственного видения», развитие способностей преобразовывать видимый мир по законам красоты.

Существующие на сегодняшний день типовые программы по изобразительному искусству  широко применяют различные материалы для детского художественного творчества и для конструирования.

Термин «конструирование» воспринимается привычно, когда речь идет о типовых программах по изобразительному искусству под  ред. Б. М. Неменского или Т.Я. Шпикаловой. Чаще всего он обозначает изготовление макетов  каких-либо сооружений: архитектурных, технических и т.д. Чаще всего  эти макеты создаются из готовых деталей репродуктивным способом, по подробной инструкции. Второе значение термина – деятельность по изготовлению чего-либо (чаще всего объемного) способом соединения отдельных деталей или частей из различных материалов.

 В наше время тема конструирования сувениров очень актуальна и своевременна. Дети сталкиваются с коллекционированием сувениров, а также дарят их своим близким. Изготовление сувениров на занятиях  ИЗО и ДПИ имеет не только обучающее и развивающее значение, но и в немало важной степени  имеет воспитательный потенциал. Изготовленный  сувенир, который максимально использован с прагматической точки зрения. Не только повышает интерес к занятиям, формирует уважение к творчеству  других людей, но и способствует самоутверждению личности детей и подростков, определению их места  в коллективе.

Минимум теоретических сведений, который дает основу для декоративно-прикладной деятельности и художественного конструирования:

Общее представление  о роли и значении ДПИ и художественного конструирования в современном мире.

Представление о выразительных средствах изобразительного языка ДПИ и художественного конструирования (ритм, симметрия, выделение главного, статика, динамика и т.д.).

Знание того, что любую форму можно расчленить на геометрические фигуры.

Знать, что все предметы окружающего мира выполнены из определенных материалов.

Взаимосвязь между формой и материалом предмета.

Наиболее существенным признаком конструкторской деятельности является целеполагание – то есть более или менее четкое осознание конечной цели  работы, того, что должно в результате получиться.

Виды учебного конструирования:

- Конструирование по образцу (по предмету);

- Конструирование по модели;

- Конструирование по заданным условиям  (проектирование).

Конструирование по образцу. Образец – это предмет, обладающий определенной конструкцией, все особенности которой ученики могут хорошо рассмотреть самостоятельно или под  руководством учителя. Образец может быть представлен на уроке в натуральном (вещественном) виде, в виде рисунка или фотографии. Он конкретно позволяет представить  все внешние особенности предмета и его устройство во всех необходимых подробностях.  Для демонстрации чаще всего используют разборные образцы.

Задача ученика на таком уроке как можно точнее  воспроизвести образец. Для того, что бы это сделать необходимо конструкцию внимательно рассмотреть, проанализировать, выделить основные  части и детали, определить их форму, размеры, взаиморасположение, способы соединения.

Конструирование по модели. Модель,  как и образец – это предмет, который имеет определенную конструкцию и является для учеников ориентиром в работе. Однако, в отличие от образца, она не дает такого же наглядного и подробного представления об устройстве изделия, а предполагает, что ребенок должен определить его самостоятельно. Например, игра-конструктор «пентамино» или китайский квадрат. Конструирование по модели – главным образом умственная работа, которая требует хорошо развитого пространственного мышления, умения сопоставлять, сравнивать, мысленно разъединять и соединять. Такие задания часто используют психологи для диагностики  умственных способностей (конструктивного праксиса, пространственного воображения).

Конструирование по заданным условиям. Это один из самых творческих видов конструирования. В данном случае ребенок должен спроектировать предмет в соответствии с некоторыми условиями: функциональное назначение,  размер, материал, оформление и т.д.

Многие занятия предусматривают соединение различных видов конструирования. Типовая схема  занятия следующая:

-Обобщение знаний  о теме занятия;

-Анализ основных символов;

-Предложение выполнить изделие;

-Анализ  технологической карты;

-Показ вариантов декорирования;

-Подведение итогов занятия с анализом детских работ.

 

 



Предварительный просмотр:

Учёт возрастных особенностей

в художественном образовании и воспитании детей  подросткового возраста

 

 Психологические  особенности  творческой деятельности подростков

          Изобразительная деятельность одно из первых и наиболее доступных средств самовыражение ребёнка,  в котором проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Детский рисунок является мощным средством познания  и отображения действительности, в рисунке раскрываются особенности мышления, воображения, эмоционально – волевой сферы. Также как игра, он позволяет более глубоко осмыслить интересующие ребёнка сюжеты.

          В. С. Мухина отмечает, что изобразительная деятельность, оказывая специфическое влияние на развитие восприятия и мышления, организует умение не только смотреть, но и видеть, позволяет ребёнку передавать предметный мир вначале  по – своему, и лишь позже – по принятым изобразительным законам.

          В возрастной и педагогической психологии  каждый возраст   занимает особое место. Так в младшем школьном возрасте осваивается учебная деятельность, формируется произвольность психических функций.  Достижения учащихся связаны с развитием психических процессов – особенно в интеллектуально - познавательной сфере.   «Встречи с искусством на каждом уроке, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого из учащегося, общая радость за сделанное на уроке – вот главные отличительные признаки учебно-воспитательного процесса на уроках изобразительного искусства».

          Характер художественно – творческой деятельности  подростков получил многостороннее освещение в трудах Л. С. Выготского, Г. В. Лабунской, Б. П. Юсова и др. Учёные доказали, что художественно – творческая деятельность ребёнка находится в зависимости от специфики возрастного развития и в полной мере определяется ею.

      В 10 – 11 лет развитие рисунка в общих чертах заканчивается, и в последующие годы происходит лишь его совершенствование. Изобразительная деятельность естественна для ребёнка, близка, приятна ему, не требует волевых и интеллектуальных усилий. Благодаря этому у ребёнка не появляются тревожные переживания, напряжение. Таким образом, занятия рисованием способствуют интенсивному развитию всех психических процессов и функций, приучают ребёнка думать, анализировать, сравнивать, сочинять и воображать.

 

  Занятия декоративно-прикладной деятельностью  

в эстетическом воспитании  подростков

           Эстетическое воспитание – целенаправленное, систематическое воздействие на личность с целью её эстетического развития, т.е. формирование творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, общественных отношениях, а также испытывать потребность в эстетической деятельности. Эстетическое воспитание развивает вкус, умение замечать прекрасное и безобразное; оно ещё важно потому, что связано со многими сторонами воспитания: нравственным, которое развивает в ребёнке чувство любви, гордости; с трудовым воспитанием, которое помогает ребёнку с уважением относиться к труду людей, видеть красоту сделанного.

        Эстетические чувства формируются в значительной мере  средствами искусства. Воспитательная сила искусства заключается в том, что оно заставляет ребёнка глубоко переживать самые разнообразные чувства: восторга и негодования, грусти и радости, тревоги и умиротворения, любви и ненависти и соответственным образом относиться к подобным явлениям в реальной жизни.  Это содействует умственному развитию, которое обеспечивает полноценное эстетическое воспитание ребёнка. Совершенствуются мыслительные операции: синтез, анализ, сравнение, умение планировать свою деятельность. Практическое мышление  также развивается через представления и образное мышление в таких видах деятельности, как рисование, конструирование.

           Шацкий С.Т. и его сотрудники одними из первых (в 1905 году) использовали  спектакль в педагогическом процессе, затем продолжили свою деятельность в советских образовательных учреждениях, стремясь разбудить творческую фантазию, воображение детей, предоставить им самостоятельность в выборе формы выражения своей личности через игру, импровизацию, драматургию. Они считали, что воспитание невозможно без использования искусства – ведь именно оно даёт возможность развивать эстетические вкусы детей, творческие качества личности».

          Соединение изобразительного искусства и  декоративно-прикладной деятельности  и цирка производит особое воспитательное воздействие на ребёнка. Выбирая циркового персонажа, выполняя эскизы и рисунки для неё, изготавливая маски, костюмы и декорации, дети общаются друг с другом в коллективном творчестве, вовлекаются в единый процесс, в котором развиваются их эстетические взгляды – чувство прекрасного и безобразного, комического и трагического, вера в добро и справедливость, дружбу. Создавая образы любимых героев, ребёнок выбирает тех, которые наиболее близки его внутреннему миру. Он соотносит героя со своим душевным состоянием, учится находить правильное решение – эта способность может помочь ему в дальнейшей жизни при поиске выхода из трудных ситуаций.

        Для ребёнка очень важен этап, когда в его руках оживает его изделие, поделка – маска, кукла, декорация. Именно игра должна помочь детям овладеть знаниями изобразительного, декоративного и циркового  искусства. Участвуя в играх-драматизациях, ребёнок как бы «вживается» в образ героя, перевоплощается в него, живёт его жизнью. Театрализованные игры всегда радуют детей, смешат их, пользуются неизменной любовью, так как видят окружающий мир через образы, краски, звуки.

       Таким образом, эстетическое воспитание очень важно для всестороннего развития ребёнка. Азы эстетического воспитания закладываются при участии взрослых уже сразу после рождения ребёнка, и продолжает своё становление долгие годы.

Огромную роль в формировании личности учащегося играет среда, в которой он родился и рос, в которой определился его талант. Среда – понятие емкое, в нем все: предки, семья, люди, нас окружающие, культура, природа и т.д. С этой целью, а также с учетом требований современной школы к повышению уровня образования необходимо расширение диапазона образовательных дисциплин, а конкретно – введение в преподавание всех видов искусств.

 Изучение искусств должно идти в соответствии с определенными принципами:

Принцип историзма, требующий рассмотрения художественной культуры в широком контексте общественных преобразований;

Принцип целостности, помогающий представить художественную культуру во всем многообразии её форм, способов сохранения, развития и преобразования;

Принцип художественно-эстетической самобытности, основанный на базе определения характерных черт и особенностей какой-либо художественной культуры, её специфической роли в мировом художественном процессе.

Дети от природы любознательны, творчески активны и изначально  талантливы. Многие родители и педагоги пытаются, как можно раньше разглядеть в ребенке его задатки наклонности, чтобы своевременно  помочь ему их развить.

Современная система художественного образования стремится сформировать в детях базовые способности саморазвивающейся личности, эстетическое отношение к окружающей действительности  и навыки художественной деятельности. Художественно - творческая деятельность детей дошкольного и школьного возраста должна быть организована так, чтобы каждый ребенок смог пройти свой «путь творца»: от художественного восприятия действительности, рождения художественного замысла, поиска средств и путей его воплощения к созданию художественного образа в материале, самооценке и оценке результатов другими людьми. Причем основными критериями успешности выполнения творческого задания должны  являться выразительность и самостоятельность художественного образа.

Развитие художественного восприятия, творчества и практическая деятельность в учебном процессе их содержательное взаимодействие являются  одними из главных задач образования детей.

В настоящее время, когда возрождается понимание преобразующей роли культурной среды в становлении личности и общества в целом, особую актуальность приобретает развитие художественного объемно- пространственного мышления. Этот тип мышления является специфической разновидностью умственной деятельности человека, без развития которых в дальнейшем,   многие профессиональные задачи не могут быть решены.

Художественное творчество, по мнению психологов и педагогов, имеет неоценимое значение для всестороннего развития ребенка. Изобразительное искусство и художественное конструирование как одни из самых ярких и интересных видов деятельности, позволяют детям передать то, что они видят в окружающей жизни, то, что их взволновало, вызвало положительное или отрицательное отношение.

Изобразительное искусство, как все виды искусств, находится во взаимоотношениях с человеком на трех уровнях: восприятия окружающей действительности и искусства, изучения искусства и создания произведения искусства.

Многие философы и педагоги прошлого высоко оценивали  значение рисования в воспитании и развитии детей. Аристотель отмечал, что предметы эстетического цикла (музыка, рисование), в частности рисование « изучают потому, что оно развивает глаз при определении физической красоты». Чешский педагог Я.А. Коменский первым предложил ввести рисование как обязательный предмет в материнские школы.

Известный искусствовед и педагог А.В. Бакушинский в работе, посвященной развитию художественного творчества детей, предлагал не ограничиваться только изображением на плоскости, но и заниматься различного вида конструированием из различных материалов. Выдающийся психолог Л.С. Выготский подчеркивал, что детское восприятие носит синкретичный характер, т.е. дети соединяют различные виды  искусств в единое целое художественное действие.

     Школьный возраст является самым продуктивным периодом становления ребенка как личности. Духовная жизнь школьников неразрывно связана с «миром вещей». Эстетически организованная среда оказывает огромное влияние на мировоззрение человека. Формотворчеству (процессу создания объемной вещи)  отводится особая роль в общеобразовательной школе.

Дети часто теряют жизненную уверенность из-за неумения выразить свои мысли, изобразительное искусство и художественное творчество играют решающую роль в восстановлении эмоционального равновесия в психике ребенка. Поэтому многие ученые считают, что задача учителя состоит в том, чтобы помочь ребенку осознать свои чувства, выбрать средства и способы их выражения.

Декоративно-прикладная деятельность предполагает аналитический характер деятельности, формирует способность нестандартного мышления. Занятия вырабатывают усидчивость, трудолюбие, умение анализировать, самостоятельно мыслить, развивают у детей пространственное  мышление. Использование  минимума средств при  максимальной выразительности приобщает к  целостному  видению, как конкретной формы, так и проблемы в целом.

 Художественно-творческая деятельность направлена не только на отражение впечатлений, но и на выражение своего отношения к создаваемому. Занимаясь художественным конструированием, дети узнают различные материалы, знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Расширяется запас знаний ребенка об орудиях деятельности – карандаш, кисть, ножницы.

На занятиях художественным творчеством заслуживает внимания    использование неожиданных, «бросовых» материалов: опилок, стружек, лоскутов ткани, проволоки, стекла  и пр., фактура которых  наталкивает детей на создание необычных поделок.

Одна из  важных задач  кружков и студий детского творчества – формирование у школьников навыков «пространственного видения», развитие способностей преобразовывать видимый мир по законам красоты.

Существующие на сегодняшний день типовые программы по изобразительному искусству  широко применяют различные материалы для детского художественного творчества и для конструирования.

Термин «конструирование» воспринимается привычно, когда речь идет о типовых программах по изобразительному искусству под  ред. Б. М. Неменского или Т.Я. Шпикаловой. Чаще всего он обозначает изготовление макетов  каких-либо сооружений: архитектурных, технических и т.д. Чаще всего  эти макеты создаются из готовых деталей репродуктивным способом, по подробной инструкции. Второе значение термина – деятельность по изготовлению чего-либо (чаще всего объемного) способом соединения отдельных деталей или частей из различных материалов.

 В наше время тема конструирования сувениров очень актуальна и своевременна. Дети сталкиваются с коллекционированием сувениров, а также дарят их своим близким. Изготовление сувениров на занятиях  ИЗО и ДПИ имеет не только обучающее и развивающее значение, но и в немало важной степени  имеет воспитательный потенциал. Изготовленный  сувенир, который максимально использован с прагматической точки зрения. Не только повышает интерес к занятиям, формирует уважение к творчеству  других людей, но и способствует самоутверждению личности детей и подростков, определению их места  в коллективе.

Минимум теоретических сведений, который дает основу для декоративно-прикладной деятельности и художественного конструирования:

Общее представление  о роли и значении ДПИ и художественного конструирования в современном мире.

Представление о выразительных средствах изобразительного языка ДПИ и художественного конструирования (ритм, симметрия, выделение главного, статика, динамика и т.д.).

Знание того, что любую форму можно расчленить на геометрические фигуры.

Знать, что все предметы окружающего мира выполнены из определенных материалов.

Взаимосвязь между формой и материалом предмета.

Наиболее существенным признаком конструкторской деятельности является целеполагание – то есть более или менее четкое осознание конечной цели  работы, того, что должно в результате получиться.

Виды учебного конструирования:

- Конструирование по образцу (по предмету);

- Конструирование по модели;

- Конструирование по заданным условиям  (проектирование).

Конструирование по образцу. Образец – это предмет, обладающий определенной конструкцией, все особенности которой ученики могут хорошо рассмотреть самостоятельно или под  руководством учителя. Образец может быть представлен на уроке в натуральном (вещественном) виде, в виде рисунка или фотографии. Он конкретно позволяет представить  все внешние особенности предмета и его устройство во всех необходимых подробностях.  Для демонстрации чаще всего используют разборные образцы.

Задача ученика на таком уроке как можно точнее  воспроизвести образец. Для того, что бы это сделать необходимо конструкцию внимательно рассмотреть, проанализировать, выделить основные  части и детали, определить их форму, размеры, взаиморасположение, способы соединения.

Конструирование по модели. Модель,  как и образец – это предмет, который имеет определенную конструкцию и является для учеников ориентиром в работе. Однако, в отличие от образца, она не дает такого же наглядного и подробного представления об устройстве изделия, а предполагает, что ребенок должен определить его самостоятельно. Например, игра-конструктор «пентамино» или китайский квадрат. Конструирование по модели – главным образом умственная работа, которая требует хорошо развитого пространственного мышления, умения сопоставлять, сравнивать, мысленно разъединять и соединять. Такие задания часто используют психологи для диагностики  умственных способностей (конструктивного праксиса, пространственного воображения).

Конструирование по заданным условиям. Это один из самых творческих видов конструирования. В данном случае ребенок должен спроектировать предмет в соответствии с некоторыми условиями: функциональное назначение,  размер, материал, оформление и т.д.

Многие занятия предусматривают соединение различных видов конструирования. Типовая схема  занятия следующая:

-Обобщение знаний  о теме занятия;

-Анализ основных символов;

-Предложение выполнить изделие;

-Анализ  технологической карты;

-Показ вариантов декорирования;

-Подведение итогов занятия с анализом детских работ.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыка в системе художественного образования и воспитания школьников.

Исследовательская работа по проблеме художественного воспитания и образования....

Методический доклад на сайте uchportal.ru "Работа над различными видами техники левой руки с учётом возрастных особенностей учащихся"

Развитие левой руки играет большую роль  как физиологический процесс. Дело в том, что за преобладающее развитие правой руки над левой отвечает левое полушарие гол.мозга. Особенность его в т...

Формирование нравственных ценностей в процессе работы над текстом на уроках русского языка с учётом возрастных особенностей учащихся

Формирование нравственных ценностей в процессе работы над текстом на уроках русского    языка с учётом возрастных особенностей учащихся...

Учёт возрастных особенностей обучающихся при исследовательской деятельности (презентация)

Учёт возрастных особенностей обучающихся при исследовательской деятельности (презентация)...

Учёт возрастных особенностей детей младшего школьного возраста в процессе обучения хореографии.

В данной работе представлены теоретические основы использования принципа "учёт возрастных особенностей" в обучении детей младшего школьного возраста, особенности и методика использования дан...

«Роль художественного образования в воспитании личности школьника»

laquo;Школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают интересные и по содержанию и по форме уроки... Но замечательные блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме у...