«Роль художественного образования в воспитании личности школьника»
материал (10 класс)

Джамирзе Азида Гиссовна

«Школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают интересные и по содержанию и по форме уроки... Но замечательные блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков, где имеются и применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков»                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Василий Александрович Сухомлинский                                Нужно ли художественное образование обычному человеку. И оправдана ли его непрерывность. Предлагаю рассмотреть само понятие: «Художественное образование – это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства». Так же существует «Концепция художественного образования» – это своевременный и необходимый основополагающий государственный документ, опирающийся «на национальную доктрину образования в Российской Федерации, решающий многие насущные проблемы в области художественного образования».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:

«Роль художественного образования в воспитании личности школьника»

«Школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают интересные и по содержанию и по форме уроки... Но замечательные блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков, где имеются и применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков»

                                        Василий Александрович Сухомлинский 

        Художественное образование является важным элементом в гармоничном развитии личности. Процесс такого образования имеет ступенчатую систему. С самого раннего возраста человек сталкивается с искусством познает его бессознательно, пытаясь изучить этот мир и осознать свое место в нем. Со временем человек вырастает и многие так и не получив ответа, разочаровавшись теряют интерес к искусству. Судорожно пытаясь избежать всякой встречи с ним. Но так как система художественного образования в России имеет непрерывность в обучении, то человеку невольно приходиться вновь и вновь приходиться сталкиваться с искусством.

        Итак, нужно ли художественное образование обычному человеку. И оправдана ли его непрерывность. Предлагаю рассмотреть само понятие: «Художественное образование – это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства». Так же существует «Концепция художественного образования» – это своевременный и необходимый основополагающий государственный документ, опирающийся «на национальную доктрину образования в Российской Федерации, решающий многие насущные проблемы в области художественного образования».

        Термин «эстетическое воспитание» связан с понятием «эстетика», обозначающим философскую науку о прекрасном.

        Сущность художественного образования состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способности полноценно воспринимать и правильно понимать прекрасное в искусстве и в жизни, на выработку эстетических представлений, понятий, вкусов и убеждений, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства.

Цели художественного образования:

1. Повышение общего уровня значимости духовной культуры и искусства в области образования;

2. Сохранение, развитие и дальнейшее совершенствование уникальной системы учреждений художественного образования как носителей духовной культуры и искусства в многонациональной России.

Цель художественного образования - формировать культурно-развитую личность, которая включает в себя такие компоненты: Эстетическое восприятие — способность выделять в искусстве и жизни эстетические свойства, образы и испытывать эстетические чувства.

Эстетические чувства — эмоциональные состояния, вызванные оценочным отношением человека к явлениям действительности и искусства.

Эстетические потребности — необходимость в общении с художественно-эстетическими ценностями, в эстетических переживаниях.

        Исходя из целей художественного образования, можно выделить задачи, осуществление которых оно призвано обеспечить:

1. формирование и развитие эстетических потребностей и вкусов у всех социальных и возрастных групп населения;

2. подготовка творческих кадров к профессиональной деятельности в сфере искусства и культуры, а также педагогических кадров для системы художественного образования;

3. приобщение граждан России к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;

4. сохранение и передача новым поколениям лучших традиций отечественного профессионального образования в области искусства;

5. широкое внедрение художественного образования как важного фактора интеллектуального совершенствования, способствующего раскрытию творческого потенциала детей и юношества.

Задачи художественного образования:

- эстетические потребности знаний по основам эстетики, мировой и отечественной культуры;

- развитие способности понимать и отличать прекрасное в искусстве;

- формирование эстетических чувств, вкусов;

- развитие интереса к художественно-творческой деятельности;

- поддержка одаренных детей.

        В процессе формирования гармоничного духовного мира  человека значительное влияние оказывают предметы имеющие эстетическую направленность. Эта область определена понятием «Искусство», которое представлено тремя учебными предметами: изобразительное искусство, музыка и мировая художественная культура (к сожалению...). Каждый из этих предметов имеет самостоятельный характер, выделен в отдельный образовательный блок. Такого рода предметы имеют возможность развивать эмоционально- нравственную культуру школьника, побуждают способность воспринимать и создавать действительность по законам прекрасного в жизни. Понимание картины мира лежит в основе формирования личности школьника, освоение опыта поколений, приобщение к духовному наследию и познанию настоящего.

        Сохранение и перспектива на развитие национальной культуры лежит в основе художественного образования. Получение эмоционально- ценностного опыта возможно лишь при условии, что этот опыт обусловлен собственными прожитыми переживаниями. В этом состоит суть и своеобразие художественного образования. «Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу. Познавая ценности искусства, человек познает человеческое в человеке, поднимет себя до светлого и прекрасного…» – эти замечательные слова принадлежат известному педагогу В. А. Сухомлинскому. Они не потеряли своей актуальности и на современном этапе развития новой России.

        Человечность, доброта и полноценное восприятие реальности - это те качества, которые стоят во главе художественного образования.

        Художественное образование школьников осуществляется в основном в трех формах:

1. Школа общего среднего образования, где художественное образование представлено уроками «Музыка» «Изобразительное искусство» и МХК и являются обязательным для каждого обучающегося.

2. Кружки, студии –необязательное обучения, имеющее место быть в школе, и вне ее стен, охватывая лишь заинтересованных или мотивируемых.

3. Профильные образовательные учреждения с художественным уклоном.

Проблема развития всесторонне развитой личности на основе высокого гуманизма, нравственности и творческой активности через художественное образование как непрерывный процесс познания объективной реальности, можно выразить замечательными словами классика русской литературы Ф.М. Достоевского. «Красота спасет мир» – сказал один из мудрейших писателей России, спасет от духовной нищеты и невежества …». Но искусство способствует не только духовному прогрессу общества, оно оказывает большое влияние на личностное развитие человека и его деятельность.

        Как учитель-практик могу с уверенностью сказать, что сегодня каждому педагогу становится ясно, что только пробуждение творческих сил и способностей человека является важнейшим условием развития, как каждого человека, так и общества в целом. Эстетическое воспитание во всем многообразии своих возможностей является на этом пути одним из факторов такого развития. Духовно-нравственные основы бытия в современном обществе подвергаются переосмыслению с позиций изменения социально-экономических и политических условий. Я убеждена, что Общество обратило внимание на искусство, поняв необходимость гуманизации и актуальность проблем воспитания подрастающего поколения ни у кого не вызывает сомнений. 

        Художественное образование в современной культуре рассматривается как важное средство развития современных культурных и творческих индустрий. В Российской Федерации существует действенная система художественного образования, включающая общее, дополнительное профессиональное художественное образование. Особое внимание уделяется наработкам в области образования через искусство, которое рассматривается как один из методов преподавания и обучения, предусматривающий включение художественных и культурных аспектов во все предметы учебной программы. Подчеркивается важная роль образования в сфере искусства для развития творческого потенциала личности, успешной социализации и сохранения многообразия российской культуры.                         Художественное образование и эстетическое воспитание, на сегодня, остается важным и актуальным звеном в становлении личности. Художественное творчество и изобразительная деятельность являются универсальным средством познания мира и себя в нем. Стремление к познанию окружающего мира, расширение своих физических, творческих и духовных возможностей, ощущение себя самодостаточной личностью присущи человеку с самого раннего детства. Уже на ранних стадиях социализации в процессе познания вырабатываются наиболее важные качества - самостоятельность мышления, развивается психический строй личности, индивидуализируется образное мышление, формируются нравственные принципы. Процесс освоения художественно-эстетических ценностей может происходить естественно-стихийно (в семье) или в системе образования по программам Образовательных Учреждений разного уровня (от дошкольного до вузовского) и разной степени профессиональной ориентации. Это, в свою очередь, предполагает многообразие целевых и разновариантных программных установок ОУ (факультативные занятия, кружки и студии в общеобразовательной школе). Особенно очевидна необходимость совершенствования художественно-эстетического воспитания учащихся в общеобразовательных, детских художественных школах и школах искусств не только в крупных, но в средних и малых городах, поселках и т. д.                                 

        Очень важным моментом является вовлечение учащихся в культурную жизнь своего города, привлечение их к практической деятельности, участие в художественных выставках и творческих конкурсах разного уровня. В каждом ребенке с самого рождения заложены творческие способности и как они будут реализованы, зависит от условий, в которых ребенок живет и воспитывается.         Есть ли достаточное количество учебных заведений художественной направленности в малых городах и поселках? А достаточно ли на сегодня подобных учреждений в крупных городах? А если и достаточно, то в каких условиях они здравствуют или только выживают?                                                                 Перед образовательными учреждениями, где бы они ни находились, должно быть открыто широкое пространство деятельности для духовного и материального преобразования общества художественно-эстетическими средствами. Ведь благополучие детства, самореализация юности, самодостаточность зрелости и благородство старости - есть бесценный дар человеческой жизни. Но кто ее сделает таковой?  Мы с вами!…

        В школах господствует отчуждение не только учащихся, но и педагогического коллектива от искусства, которому отводится развлекательная роль. Общественное сознание еще не прониклось идеей Э.Канта, что «научный человек есть продолжение художественного», что искусство зачастую идет впереди науки и философии в поисках новых форм познания действительности. Не сформировав художественного мышления, человек не может встать и на путь науки. Разве инженеру, ученому не нужны фантазия, интуиция, воображение, вдохновение, пространственное мышление? Выше, я говорила слова Ф. М. Достоевского, что «Красота спасет мир». Говоря о красоте, он имел в виду вовсе не эстетическую категорию, а нравственную, моральную. Он говорил, прежде всего, о сострадании человеческом, и ни о чем другом. Помочь человеку стать социально-значимым, сделать моральный выбор, обосновать его – вот одна из центральных задач научной методологии воспитания. Достоевский солидарен и с Эммануилом Кантом, сказавшим: «Прекрасное – это символ морального добра», и с немецким философом и педагогом О. Ф. Больновым, говорившем о трех фундаментальных добродетелях – доброте, надежде, благодарности, «которые во всех этических и политических системах составляют необходимое основание человеческой жизни» и должны формироваться эстетическим воспитанием.                                                                                 Можно процитировать и современных ученых: Выготский Л. С. говорил об исключительной роли искусства: «искусство систематизирует совсем особенную сферу психики общественного человека – именно сферу его чувства», которая социально обусловлена; В. Д. Шадриков: «истоки духовности необходимо искать в факте социальной сущности человека», а духовное обусловливается внутренней, эмоционально окрашенной «борьбой добра или зла, и разума». Т. е. духовность объединяет, по мнению ученого, сознание и подсознание, что и «дает интеллектуальный порыв, позволяет…личности…выйти на вершину творчества.

        Так в какой предметной области эти качества тренируются наилучшим образом? Конечно же — в художественном творчестве, но только в том случае, если мы изменим методы обучения на соответствующие природе искусства.

        Психолог и педагог Моисей Матвеевич Рубинштейн писал: «Без веры во внутреннюю гармонию нашего мира, не могло быть никакой науки. Эта вера есть, и всегда останется основным мотивом всякого научного творчества».

Веря в гармоничное и позитивное воздействие музыки на человека, изучив психологию творчества, целью своей педагогической деятельности я, как учитель музыки, ставлю формирование Духовности и творческое развитие личности.

        Процесс развития ребенка, становление его как творческой личности – это таинство, в которое учитель должен вмешиваться очень осторожно. Нельзя забывать о том, что ребенок творит себя сам, а мы педагоги, лишь призваны умело направить его. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, — это умелое руководство со стороны взрослых. У каждого ребенка есть способности и таланты. Просто кого-то из них не растормошили, недоучили. Общепризнанно, что творчество скорее процесс, поиск, нежели результат. Не всегда этот поиск заканчивается созданием высококачественного продукта деятельности. Скорее это некое умение задаваться вопросом, ставить перед собой проблему и попытка ее решения.

        Для реализации цели: формирование духовной и креативной личности, на мой взгляд, наиболее подходят идеи Научной школы человекосообразного образования А.Хуторского. В его основе - идея о неисчерпаемых скрытых возможностях человека и образовании как средстве реализации этих возможностей. Основоположниками данной идеи выступают античные учёные, Сократ, педагоги-гуманисты Ж.-Ж.Руссо, Л.Н.Толстой, П.Ф.Каптерев, философы русского космизма Н.Ф.Фёдоров, К.Э.Циолковский и др. Исходя из этой теории, основными задачами учителя являются:

1. Выявить потенциал человека, который может быть реализован с помощью образования.

2. Определить особенности жизни человека в современном обществе и обеспечить адекватную реализацию этих особенностей с помощью образования.

3. Определить миссию человека в мире, во времени и пространстве, в культуре, а также выявить роль образования для осуществления этой миссии.

        Нельзя упускать такой благодатный, с точки зрения развития разнообразных способностей, детский возраст. Следуя принципам инновационной педагогики: увидеть в ребенке его безграничность и принять таким, каков он есть, создавая условия для его личностного развития, уже на первых уроках, знакомясь с детьми, я разучиваю с ними песню и прослушиваю каждого ребенка в классе. Правильная диагностика - основа основ. Выявить способности ребенка, а впоследствии создать условия для их развития - моя первоначальная задача. Если второклассник чисто интонирует 2 ноты, при правильном подходе и соответствующих упражнениях, запоет чисто уже к концу года. Запоет чисто, значит, сможет проявить свою индивидуальность на сцене, и, испытав ситуацию успеха, в дальнейшем будет стремиться совершенствовать свои способности. Чтобы осуществить задуманное, необходимо заинтересовать. Этот психологический закон вывел еще Лев Семенович Выготский. Урок должен быть интересным. Одним из путей решения я вижу широкое применение информационно- коммуникационных технологий. Я активно использую в работе мультимедийные презентации, в которые вставляю звуковые и видео фрагменты, создаю видеоролики не только к урокам, но и к внеклассным мероприятиям. Некоторые из них являются результатом проектной деятельности учащихся по теме урока. Например, слайдшоу, созданное из детских иллюстраций к «Детскому альбому» П.И. Чайковского или « Три чуда» Н. А. Римского- Корсакова». Школьники очень увлечены компьютером, поэтому эти технологии воспринимаются ими прогрессивно, они сами ищут информацию в интернете по интересующей их теме. Учитель, шагающий в ногу с прогрессом, безусловно, уважаем ими.

        Чтобы познавательный интерес постоянно подкреплялся, получал импульсы для развития, в своей работе использую средства, вызывающие у ученика осознание собственного роста: «Задай товарищу вопрос», «Проанализируй ответ и оцени его», - эти и многие другие приемы, которые я использую в работе, начиная с 3 класса, побуждают ученика осмыслить свою деятельность, развивают его познавательную активность, ведут к формированию его стойкого познавательного интереса. Необходимость его развития, заставляет меня искать средства активизации и управления учебно-познавательной деятельностью. Я считаю, что важным фактором развития познавательного интереса является поощрение. В первые годы учебы у ребенка еще мал опыт познавательной деятельности, недостаточно развиты учебные умения, не сформировано самосознание. Положительные эмоции сопутствуют формированию познавательных действий, поэтому дети младшего школьного возраста постоянно нуждаются в одобрении и признании.

        Творческое развитие детей предъявляет высокие требования к педагогу. Его задача не быть экскурсоводом, представляя детям великие шедевры, а быть самому музыкантом-практиком, показывать детям образец музыкальной деятельности, ежесекундно подтверждать право называться человеком искусства. В начале своего жизненного пути ребенок подражает всему, что происходит вокруг него, но при этом он остается самим собой. Известно, что подражание – начало начал любого творчества, в котором присутствует и собственное видение, и восприятие окружающих вещей. Спетый мной фрагмент арии, или эстрадной песни, сыгранная вживую музыка, воздействует на ребенка куда сильнее, чем исполнение самой именитой оперной Дивы - в записи. А если сыграть пьесу, используя тембр того инструмента, для которого она писалась, то интерес детей усиливается и они желают научиться играть так же, имитируя игру на парте. Вот тут то и уместно применять совместное музицирование, когда дети исполняют несложные фрагменты на металлофонах, шумовых инструментах, некоторые, на клавишных вместе с учителем. Результатами реализации музыкальной деятельности на данном уровне являются потребности в эмоциональном насыщении, что выражается в том, что ребенок хочет приходить в класс «где музыка живет», хочет общаться с педагогом, т.к. он помогает ориентироваться в звуковом пространстве. Педагог является движущей силой, определяющей изменения в музыкальной деятельности ребенка. Созревание деятельной активности формирует у ребенка позитивный настрой на взаимодействие с музыкой.

        Самое основное в учебном процессе, развивая личностные качества и стимулируя познавательную активность, не только сберечь, но и преумножить здоровье ребенка. В.М.Бехтерев считал, что: «Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка – целитель здоровья».

        Во втором классе, я положила на музыку комплекс упражнений пальчиковой гимнастики. Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движения рук. Пальчиковые игры в сопровождении попевок не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок, научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.

        Помимо этого, ежеурочно выполняются комплексы дыхательной гимнастики Александры Николаевны Стрельниковой, артикуляционная гимнастика, элементы фонопедического метода развития голоса Виктора Вадимовича Емельянова. Данный комплекс не только способствует вокальному развитию ребенка, но и оздоравливает организм, так как при систематическом исполнении этих упражнений, повышается устойчивость детей к заболеваниям органов дыхания.

        Для детей 7-8 лет характерна чрезвычайная подвижность. Они нуждаются в частой смене видов работы, так как внимание их крайне неустойчиво, они легко отвлекаются, трудно сосредотачиваются на одном задании. Легче воспринимается конкретный материал, живой образ, нежели отвлеченные понятия. Поэтому важнейшим средством воспитания и обучения, в том числе на уроках музыки, остается игра и элементы занимательности. Они стимулируют фантазию ребенка, живость воображения, надолго сохраняют сформированные музыкой образы, что важно как средство и способ познания. Как следствие, в практике проведения уроков музыки и пения получило распространение применение самых различных игр, занимательных заданий. Это и творческие игры самих детей, игры с определенными правилами (предлагаемыми педагогом), подвижные игры (инсценировки, хороводы, ритмические задания), дидактические игры, которые уточняют и расширяют знания, кругозор детей, являются эффективным образовательным средством.

        Д.А.Медведев в Ежегодном послании Федеральному Собранию подчеркнул, что школа должна делать человека цивилизованным. Понимая это, можно выстраивать уроки искусства как Человековедческие.Если сравнить два понятия: содержание образования и художественный образ (его сущностное ядро) - можно увидеть их тождественную сущность, и там и там «спрятан человек ». В художественном образе автор является главным «содержимым», в образовании - ребенок. Моя Задача, как учителя, помочь ребенку раскрыть и познать художественную картину мира, воссоздающую окружающую среду, со всеми ее красками, в отличие от науки, не идентичную реальному миру. Подвести к мысли, что каждое произведение несет в себе отпечаток личности творца, принадлежащего своей эпохе, социальной среде и т.д. Крупицы фантазии, воображения, интуиции, философского освоения реальности складывались в копилку памяти народной: в музыку, песни, в предания, легенды. Таким образом, создавался наряду с реальным миром — иной, Художественный мир. Из нестереотипных видений мира сложилась художественная картина мира как панорамное представление о конкретной деятельности, как оценка существующих и выработка новых нормативов мышления и восприятия, обогащающих наше видение мира. Наиболее эффективным на таких уроках применение метода символического видения. Метод символического видения заключается в отыскании или построении связи между объектом и его символом. После выяснения характера отношения символа и его объекта (например свет – символ добра, спираль – бесконечности, блин – Масленицы и т. д.)  учащимся предлагается прослушать музыкальное произведение и нарисовать в графической, знаковой, словесной или иной форме его символ. Важное место занимает объяснение и толкование детьми созданных символов.

        Нельзя познавать произведения искусства как вещь, надо диалогически общаться с художником. (Художник - Зритель, Композитор - Слушатель, Писатель - Читатель).  Объединяет все виды искусств ДИАЛОГ. Значимость эвристического диалога (диалог, в котором инициатива в задавании учителю вопросов с целью познания нового принадлежит ученику, а не учителю) в том, что он позволяет наряду с развитием логики ученика сформировать его наглядно-образного мышление. Подобный синтез двух взаимодополняющих друг друга частей мышления человека формирует творчество и нравственные устои личности. В условиях классно-урочной системы коллективную работу лучше всего организовывать в форме групповой деятельности школьников. В настоящее время, на мой взгляд, актуальна разработка методики проведения уроков - диспутов.

        Следует помнить что организация, подготовка и проведение урока-диспута требует от преподавателя резкого увеличения затрат времени на предварительную подготовку материалов и неизмеримо усиливает нагрузку в процессе самого урока. Учеников же такой урок побуждает к максимальному раскрытию своих способностей и большей требовательности к себе и своим товарищам. Об этом хорошо сказал итальянский педагог М. Монтессори: "Единственный, кто понимает ребенка, - это другой ребенок". Учитель на уроке-диспуте ведет учеников по пути открытия, заставляет следить за дидактическим движением мысли к истине, делает их соучастниками научного поиска. Это соответствует природе мышления как процесса, направленного на открытие новых для ребенка закономерностей, путей решения познавательных и практических проблем, а также развитию демократических отношений. Здесь уместными могут быть слова А. Петровского: "Обучение - это общение человека с человечеством".

        Роль же учителя в нем быть посредником между ребенком и автором художественного произведения, наладить общение между людьми разного возраста и с разным опытом, порой разделенными веками. Беседа произойдет лишь тогда, когда будет понята точка зрения мастера, когда ребенок выскажет Свою оценку (не на произведение, а на явление), когда эти взгляды будут сопоставлены.

Чаще после такого «разговора» в душе ребенка происходит новое духовное приобретение, он «впитывает» в себя опыт мудрых, взрослеет и становится богаче. Ведь каждая встреча с новым человеком наполняет, только надо научиться брать у других новое знание о жизни. Сухомлинский писал:«Ты человеком родился, но ЧЕЛОВЕКОМ должен стать!».

 В каждом из нас живут десятки характеров, меняются сотни настроений. Ты - маленькая Вселенная, где борются тысячи людей, сотни лиц. Узнавай их в других людях, поскольку любое художественное про изведение — это всегда чувства автора, его мироощущение, философия.

Б.Окуджава очень веско выразил суть творческого процесса:

Каждый пишет, что он слышит,

Каждый слышит, как он дышит.

Как он дышит, так и пишет,

Не стараясь угодить...

Автор как бы вскрывает понятие «внутреннего слуха» и его связи с творческим началом.

        Чтобы организовать сегодня процесс обучения ребенка как человекосообразный, необходимо иметь ясные представления о развивающем потенциале музыкальной деятельности.

Начиная с начальной школы, в моей практике активно используются приемы, для развития креативности детей. Исходя из 10 психофизиологических составляющих креативности, которые располагаются в порядке возрастания, я применяю следующие виды упражнений:

1. Цельность восприятия - «Творческая мастерская», «Художники-декораторы»

2. Ассоциативность, вариативность (гибкость) мышления - «Литературно-музыкальная палитра», Ситуация: «Я — сочинитель».

3. Оригинальность мышления - Перевод музыки на язык другого вида искусства. Экспрессивное выражение собственного эмоционального состояния, возникшего в процессе прослушивания музыкального произведения, в мимике и жестах,  дирижирование.

4. Готовность памяти: объем памяти, надежность памяти - «Ассоциативные сети»

5. Легкость генерирования мысли - « Мозговой штурм»

6. Сближение понятий, установление логических (причинно-следственных) связей –«Найди пропущенное слово», «Найти ненужное слово», «Ассоциативные гроздья», «Логико-ассоциативная цепочка»

7. Способность к предвидению или интуиция - « Творческое комбинирование: восстановление целого и частей», «определение недостающего звена для воссоздания целого»

8. Способность к открытию. Парадоксальность мышления – «Поиск художественной ассоциации», « Выявления парадокса»

9. Способность к рефлексии - Самооценка. Взаимооценка. Экспертная оценка

10. Воображение или фантазия - Импровизация путем комбинирования отдельных средств музыкальной выразительности: а) формы; б) ритмического рисунка; в) лада;

г)звуковысотности; д) темпа; е) динамики, моделирование заключительного звена.

Общение с музыкальным искусством через подобного рода приемы, дает возможность каждому занять индивидуальную позицию, выделить собственные смысловые и ценностные ориентации.

        Хочу отметить, что развивающая творческие способности методика способствует развитию именно высокого уровня творческого мышления. Вышеуказанные изменения затрагивают не только собственно творческую деятельность на уроке, но и многие сферы жизнедеятельности школьников. Эта творческость, которая привносится детьми в различные сферы жизнедеятельности (например, отношения друг с другом, со взрослыми, общее отношение к жизни), не отражается показателями тестов, базирующихся на достаточно традиционных представлениях о творческом потенциале. В результате применения методики у школьников повышается коммуникативная компетентность, развиваются средства эмоционального самовыражения и проблемность мышления, повышаются процент адекватности самооценки, показатели уровня интеллектуального развития. Кроме того, дети становятся более доброжелательными, быстрее и легче находят выход из конфликтных ситуаций, решаются сами собой проблемы дисциплины. Заинтересовавшись на уроке, они с удовольствием занимаются музыкой на кружках. Дети бегут на занятия, так как чувствуют себя артистами. Испытав ситуацию успеха единожды, они будут стремиться к личностному росту: из участников хора - стать солистами.

Исследования показывают, что занятия разными видами художественного творчества активизируют интеллектуальную деятельность детей и юношей; положительно влияют на успеваемость по так называемым основным предметам (а не «отвлекают» от них); развивают воображение, без чего не может быть речи о творчестве ни в какой области человеческой деятельности. Поэтому не должны удивлять данные зарубежных исследований о том, что расходы на культуру являются условием экономического роста. Это можно в полной мере отнести и к художественному образованию.

        Усиленные занятия художественным творчеством, даже предпринятые не в младшем, а в подростковом возрасте и со слабым контингентом учащихся, приводят к личностному росту детей: эмоциональная сфера обогащается, эгоистические и потребительские мотивы уступают место стремлению к саморазвитию и заботе о других; растут самостоятельность и ответственность ребенка – признаки психологического здоровья. Данные социально-психологических исследований показывают, что среди взрослых, обладающих богатым опытом общения с искусством, больше личностно развитых и социально ответственных людей.

        Художественное творчество, тактично организуемое педагогом, положительно влияет на так называемых трудных подростков, помогает им преодолеть чувство отчуждения, наполнить «ценностный вакуум» (заполняемый в других условиях «антиценностями»), избавиться от тяги к самоутверждению в асоциальном поведении.

         А.Мелик-Пашаев в аналитической  записке, представленной в Министерство образования и науки подчеркнул, что «всеобщее творчески ориентированное, полноценное художественное образование создает оптимальные условия и для того, чтобы нашли и проявили себя дети, особо одаренные в области искусства. И это будет естественный отбор в лучшем смысле слова: не на основании чьих-то шатких прогнозов и тщеславных надежд, а в силу свободного проявления внутреннего творческого потенциала, действительно присущего ребенку. Именно такое образование способно сохранить креативный потенциал нации.»

        В.С. Сухомлинский обращаясь к учителю советует: «Воспитывайте у детей чуткость к эмоциональной окраске слова. Добивайтесь, чтобы слово звучало для ученика, как музыка! Образно говоря, ученик должен быть музыкантом слова, дорожить его правильностью, чистотой, красотой».

        Хочу завершить своё выступление словами Бориса Михайловича Неменского (советский и российский живописец, педагог, профессор)  определяет конечную цель эстетического воспитания следующим образом: «Успех деятельности личности в той или иной области определяется широтой и глубиной способностей. Вот почему всестороннее развитие всех дарований и способностей личности есть конечная цель и одна из основных задач эстетического воспитания».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА

В статье рассказывается о роли метода проекта в образовании и воспитании современного школьника....

Музыка в системе художественного образования и воспитания школьников.

Исследовательская работа по проблеме художественного воспитания и образования....

Роль олимпийского образования в воспитании духовной личности обучающегося

Статья посвящена изучению роли олимпийского образования в воспитании  духовной личности обучающегося. Содержание учебно-воспитательного процесса сориентиро­вано на усиление изначальной роли к...

Выступление на МО учителей-предметников Роль географии в воспитании личности школьника

Выступление на МО учителей-предметников Роль географии в воспитании личности школьника...

Роль музеев как социокультурного института общества в патриотическом и гражданском воспитании личности школьника

Современное школьное образование многогранно и включает в себя не только образовательную, но и обширную воспитательную работу по развитию личности. Одной из основных задач школы — формирование г...

Доклад на тему: "Роль географии в воспитании личности школьника"

В нашей жизни существует противоречие между знаниями и их использованием, умениями и поведением человека, приобретенными им навыками и совершаемыми поступками. Почему знающий не поступает согласно сво...