Доклад на тему: "Роль географии в воспитании личности школьника"
материал по географии

Зинаида Станиславовна Шабаева

В нашей жизни существует противоречие между знаниями и их использованием, умениями и поведением человека, приобретенными им навыками и совершаемыми поступками. Почему знающий не поступает согласно своему знанию, не использует его? Это означает, что знания не повлияли на саму личность, на ее качество, ничего не изменили в ее сущности. Как сделать так, чтобы педагогические усилия достигали своей цели и приводили к развитию личности?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_urokov_geografii_v_vospitanii_lichnosti.doc27 КБ

Предварительный просмотр:

Роль географии в воспитании личности школьника

В нашей жизни существует противоречие между знаниями и их использованием, умениями и поведением человека, приобретенными им навыками и совершаемыми поступками. Почему знающий не поступает согласно своему знанию, не использует его? Это означает, что знания не повлияли на саму личность, на ее качество, ничего не изменили в ее сущности. Как сделать так, чтобы педагогические усилия достигали своей цели и приводили к развитию личности?

В условиях преобразования всех сторон жизни общества, когда старые ценности и идеалы устарели, а новые еще не сформированы, особенно возрастает роль географии в воспитании личности школьника.

Географическое образование является надежной основой для воспитания рачительного хозяина своей страны и Земли как общего дома человечества. Оно может действенно участвовать в воспитании личности, в осознании современного мира и человечества в его многообразии и единстве.

Общая цель географического образования школьников – формирование всесторонне образованной и инициативной личности, для сознания которой доведена система взглядов, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят подрастающее поколение к активной деятельности и непрерывному образованию в быстро меняющемся мире.

Кроме научных знаний о земле, должны присутствовать исторически сложившиеся нормы и правила отношения человека к Земле, представления о ней. Соотношение этих компонентов может быть различным. Но во многом именно эти составляющие позволяют выполнять воспитательную функцию на уроках географии.

Обязательными условиями воспитания учащихся являются воздействие на их эмоционально-волевую сферу, включение их в практическую деятельность, поэтому необходимы средства эстетического воспитания и проведение самостоятельных работ, в ходе которых приобретаются не только новые знания и умения, но и применяются уже имеющиеся. Важную роль играет работа над развитием у учащихся умения рассуждать, доказывать правильность суждений, давать самостоятельную оценку современным явлениям природы, событиям экономической и политической жизни.

Сегодня актуальным является вопрос воспитания у школьников чувства патриотизма, потому что возрождение великой России возможно только тогда, когда каждый живущий в ней человек будет искренне любить свою Отчизну. Любовь к Родине – это гордость за свою страну, это стремление активно участвовать в ее развитии. Чтобы воспитать чувство любви к Родине, необходимо ее знать. А ведь известно, что любовь к большой Родине начинается с любви к малой. Через рассказ о красоте и прелести малой родины, рассказ о русских исследователях учащимся можно дать возможность почувствовать величие подвигов, зажечь в них огонек романтики и жажду познания, увлечь воображение, развить стремление больше узнать об удивительном мире природы и желание увидеть его.

Поэтому, с моей точки зрения, на уроках необходимо обращать внимание на красоту природы, развивать чувство прекрасного, формировать эстетический вкус, умение ценить красоту и богатство родной природы.
1. Географические знания и современные географические исследования изучается обзорно, но для воспитания патриотических чувств учащихся на уроках рассказываю о вкладе в развитие географической науки русских исследователей и ученых. В ряду первооткрывателей гордо стоят имена русских путешественников: А. Никитина, Н.М. Пржевальского, Ф.Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева, а вклад российских ученых в современные географические исследования Антарктиды, Мирового океана и космоса не знает себе равных в мире. Эти вопросы имеют глубокое воспитательное значение, вызывающее чувство гордости за отечественную науку.
2. На уроке по теме
«Горы» можно использовать иллюстрации, картины, фотографии, раскрывающие неповторимую красоту горных мест нашей страны.
3.На уроке по теме
«Равнины» знакомство школьников с разнообразием и неповторимой красотой наших равнин. Учащимся дается возможность понять, что равнинная форма рельефа наиболее характерна для России, почувствовать величие нашей Родины, разнообразие и красоту ее природы.
4.Урок о
реках используется для воспитания глубокой любви к Родине. Раскрывая сущность понятий «река», «речная система», «бассейн», «водораздел», говориться о том, что во все времена река была одним из самых удивительных, прекрасных и необходимых для жизни человека явлений природы. Многие человеческие поселения возникали на берегах рек. Река соединяла людей, была защитницей, кормилицей, служила транспортным путем. Жизнь человека была бы невозможной без речной воды. Сколько прекрасных картин, песен, стихов, книг посвящено рекам. Ребята рассказывают свои истории общения с рекой.

5. Значительный интерес с точки зрения, воспитательных задач представляет курс географии материков и океанов. При изучении частей света происходит знакомство с путешественниками, открывателями или людьми, изучавшими те или иные земли. Важно показать отношение путешественников к любимому делу, науке, их целеустремленность и мужество, чувство товарищества, гуманное отношение к народам вновь открываемых и изучаемых земель. Особо значимым является показ того, как материальные и духовные культурные ценности отражают опыт познания и существования человека в пространстве (живопись, музыка, скульптура, обычаи, обряды, нормы поведения, одежда, жилище, хозяйственная деятельность человека и т.д.)

 Воспитание на уроках географии может осуществляться посредством литературных произведений. Изобразительного искусства, декоративно- прикладного искусства, кино, музыки и других видов в различных сочетаниях, но в органическом единстве с географическим материалом. При этом важно не подменять географию искусством, а обогащать и оживлять ее. Только в таком случае будет развиваться творческое воображение, фантазия учащихся, без которых невозможно и научное мышление

Главной целью географического обучения школьников является постоянное формирование всесторонне развитых и образованных личностей. Обусловливает появление у школьников системы взглядов, формируют систему поведения, которая складывается в процессе обучения, готовят поколение к последующей активной деятельности.

Подводя итог, хочется сказать следующее: изучение географии направленно на создание у школьников ценностных ориентаций по отношению к природе, населению, животным, к человеку. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважая традиции своего народа. Таким образом, цели изучения географии реализуют формирование важнейших качеств личности, таких как патриотизм, гражданственность, ответственное отношение к окружающей среды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему «Роль учителя в формировании культуры поведения школьников».

Сегодня в центр школьной образовательно - воспитательной системы ставится развитие всей совокупности качества личности, которая будет формировать культуру поведения. Учитель несёт ответственность за д...

Доклад на тему "Роль школы в патриотическом воспитании молодежи"

Материал выступления на районном семинаре, посвящённом проблемам патриотического воспитания молодёжи...

Доклад на тему: «Роль гражданско-патриотического воспитания в формировании нравственно здоровой личности».

Доклад на тему: «Роль гражданско-патриотического воспитания в формировании нравственно здоровой личности»....

Доклад на тему « Роль классного руководителя в воспитании в современной школе от коллективизма к взаимодействию.»

В данном докладе говорится о роли классного руководителя в формировании классного коллектива....

Выступление на МО учителей-предметников Роль географии в воспитании личности школьника

Выступление на МО учителей-предметников Роль географии в воспитании личности школьника...

Доклад на тему: "Роль речевого развития в воспитании гармоничной личности ребенка»

Доклад на тему: "Роль речевого развития в воспитании гармоничной личности ребенка»...

Доклад по теме: «Роль ручного труда в воспитании обучающихся с ОВЗ»

Трудовому воспитанию принадлежит существенная роль в решении коррекционных, воспитательных и образовательных задач специальной (коррекционной) школы.Труд - важнейшее средство...