Лекция-концерт "В каждом ребенке свет, только дайте ему светить"
учебно-методический материал

Киселева Елена Александровна

Основная цель:

- Создание организационно-педагогических условий для творческой самореализации с перспективой дальнейшего профессионального самоопределения музыкально-одаренных детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektsiya_semitsvet_kursy_0.docx99.78 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию г. Улан-Удэ

МБОУ Музыкально-гуманитарный лицей им. Д. Аюшеева г.Улан-Удэ

Отделение русских народных инструментов

ЛЕКЦИЯ-КОНЦЕРТ

«В каждом ребенке свет, только дайте ему светить!»

Автор: Елена Александровна Киселева,

преподаватель по классу аккордеона,

заведующий отделением

русских народных инструментов

 Музыкально-гуманитарного лицея

им. Д. Аюшеева г. Улан-Удэ,

Республики Бурятия

Улан-Удэ, 2021


 «В каждом ребенке свет, только дайте ему светить!»

Основная цель:

- Создание организационно-педагогических условий для творческой самореализации с перспективой дальнейшего профессионального самоопределения музыкально-одаренных детей.

Задачи:

– представить народные инструменты  как одно из средств всестороннего  развития личности.

– воспитание эстетических чувств и формирование художественного вкуса;

– формирование у учащихся потребности и готовности к творческому взаимодействию с социальным окружением;

– развитие творческих способностей с перспективой возможного выбора профессии и успешной профессиональной самореализации;

Форма проведения:

Лекция - концерт

Участники: учащиеся 1-8 классов, преподаватели МГЛ.

Место проведения: концертный зал Музыкально- гуманитарного  

лицея имени Дандара Аюшеева г. Улан-Удэ.

Время проведения: 40 минут.

        Оборудование:

1. Микрофон для ведущей– 1 шт,  микрофонна стойке – 6шт

2. Стулья на сцене– 30 шт

3. Пюпитр– 7 шт

4.Музыкальные инструменты оркестра русских народных

инструментов -домры альт– 4 шт

5. Рояль

Предварительная подготовка:

1. Репетиции концертных номеров

2. Разработка, согласование сценария

3. Оформление концертного зала

Методы и формы работы:

1. групповая

2. индивидуальная

3. вариативная

4. творческая деятельность

5. разноуровневое обучение

6. игровые технологии

7. рефлексивные техники

Ход мероприятия:

Ведущий: Добрый вечер, уважаемые родители! Вас приветствует отделение русских народных инструментов Музыкально-гуманитарного лицея имени Дандара Аюшеева.

Сегодня мы поговорим о развитии способностей детей посредством  занятий на музыкальных инструментах и раскроем секрет чарующей власти музыки.

Любовь к музыке имеет глубокие корни: люди сочиняют и слушают ее с тех пор, как зародилась культура. Более 30 тысяч лет назад наши предки уже играли на каменных флейтах и костяных арфах. Похоже, это увлечение имеет врожденную природу. Младенцы поворачиваются к источнику приятных звуков (консонансов) и отворачиваются от неприятных (диссонансов). Учеными доказано, что при прослушивании финальных звуков симфонии мы испытываем благоговейный трепет, а в головном мозге активизируются те же центры удовольствия, что и во время вкусной трапезы.[3]

И мы предлагаем вам здесь, и сейчас получить удовольствие от встречи с нашими юными музыкантами. Встречайте, на сцене ансамбль домристов «Звонкие струны»:

1. Русская народная песня «Тонкая рябина», исполняет Лауреат Международных конкурсов Ансамбль домристов «Звонкие струны».

Ведущий: Согласно опроса пользователей сервиса «Яндекс.Музыка», большинство слушателей унаследовали любовь к музыке от родителей. Матери с рождения тихо напевают младенцам убаюкивающие колыбельные песни. И, казалось бы, такая мелочь, как музыка, оказывает заметное влияние на чувства и образ мышления ребенка.

Отличительной особенностью детей является способность впитывать новые знания и навыки, как губка. Формирование их характера, личности, жизненных приоритетов и талантов, во многом, определяется окружающей средой.

В Университете Техаса провели исследование, в рамках которого попытались найти корреляцию между любимыми музыкальными жанрами и чертами характера респондентов. Студенты прошли несколько тестов — на музыкальные предпочтения, тип личности и уровень IQ. И получили такие результаты:

1. Блюз, классическую музыку, фолк, джаз — любят «сложные» люди, которые склонны к рефлексии: либералы, интеллигенты, не очень спортивные, но открытые новому опыту.

2. Вторую группу: альтернатива, хеви-метал, рок — предпочитают «напористые и бунтующие» натуры. У них много общего с предыдущей группой, но они более спортивны и не любят казаться умнее всех.

3. Кантри, поп, религиозную музыку, саундтреки — слушают  оптимистичные натуры, экстраверты, они более добросовестные и склонные соглашаться с другими, видят себя спортивными, богатыми, красивыми и политически консервативными. Эта группа менее всего склонна к депрессии, но и результаты теста IQ у неё ниже, чем у всех остальных.[7]

Вот почему родителям так важно уделить вопросу музыкального воспитания больше внимания. Один из музыкальных примеров, как можно расширить кругозор детей и познакомить с культурой разных народов мира, это произведение:

2. А.Цыганкова «Путешествие по миру», исполняет  Ансамбль домристов «Звонкие струны».

Ведущий: Музыка — это вид искусства, с помощью которого мы можем передавать свои эмоциональные настроения, чувства. Она таит в себе огромные возможности воздействия на человека и этим воздействием можно управлять. Музыка влияет на психику, физиологию, настроение, волю слушателя, может вызвать как положительные, так и отрицательные эмоции.

Игра на музыкальном инструменте одновременно задействует практически все мозговые ресурсы человека. Она задействует все части, ответственные за движения, слух и зрение. В это время левое и правое полушария работают в полной гармонии. Музыкант развивает способность одновременно задействовать целый комплекс функций: социальную, исполнительную и аналитическую. [2]

Поэтому вопрос музыкально-эстетического воспитания, которое направлено на развитие способностей ребёнка чувствовать и понимать прекрасное, отличать хорошее и плохое, является едва ли не самым важным в формировании личности ребёнка.

Музыка прививает ребёнку эмоциональную отзывчивость, воспитывает в нём дисциплинированную и ответственную личность, отвлекает познавательный мозг от опасных увлечений и дает ему позитивное правильное направление в жизни.

Сегодня мы на практике покажем вам, как музыка влияет на развитие детей, и как из неопытного маленького музыканта вырастают настоящие музыканты, победители различных фестивалей и конкурсов.

На сцене самые маленькие наши ученики отделения Русских народных инструментов, встречайте - Гуруева Дарья 1 класс (домра)

3. В.Ианников «Паучок»

Ведущий: На сцене - Настя Грязнова 1 класс (чанза)

4. А.Филлипенко «Цыплятки»

Ведущий: Вот такие маленькие музыкальные шажки начинают дети делать на своих инструментах. Вслед за эмоциями, которые ребёнок переживает, слушая и исполняя музыку, почти всегда возникают зрительные образы. Ребёнок представляет героев музыкального произведения, в его воображении встают картинки, ассоциирующиеся с мелодией. Чем старше ребенок, тем ярче возникающие образы. Очень хорошо музыка влияет на развитие фантазии и воображения. Для детей старше 5-6 лет «музыкальные фантазии» настолько характерны, что они способны выразить их художественно – нарисовать рисунок по любимой песенке.

Халимов Костя (аккордеон), ученик 1 класса, подготовил для вас иллюстрации к пьесам «Я играть всегда готов!» и  «Маленькая плясовая» А.Белоусова. А мы с удовольствием послушаем пьесы в Костином исполнении и  рассмотрим его рисунки.

5. А.Белоусов. «Я играть всегда готов!», «Маленькая плясовая»

Ведущий: Мы благодарим наших самых юных исполнителей. А сейчас я предлагаю вам, уважаемые родители, попробовать так же, как Костя, играя на аккордеоне, поработать обеими руками, но выполнять различные действия. Тем самым задействовав работу сразу двух полушарий головного мозга. Так называемое межполушарное взаимодействие, которое влияет и  на скорость чтения у детей. Существует такая наука — кинезиология, которая изучает  развитие способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

Упражнение: правой рукой мы с вами будем отбивать длинные ритмичные удары по правой ноге(четвертными длительностями), а левой рукой — отбиваем два коротких ритмичных удара (восьмыми длительностями), начиная первый удар одновременно с правой рукой:

Ведущий: А теперь поменяйте руки. Правой стучим — восьмые длительности, левой — четверти. У всех получилось? Теперь вы понимаете, насколько трудно научиться играть на музыкальных инструментах.

При игре на музыкальных инструментах каждое прикосновение пальцев к предметам вызывает раздражение тактильных рецепторов и возбуждение в коре головного мозга. Прикосновение же в различных аппликатурных комбинациях к клавишам, струнам, при котором рождается большое разнообразие звуков, гармоний, вызывает значительно большее эмоциональное возбуждение за счет комплексности сенсорных притоков.[5]

С разнообразием звуков и аппликатурных комбинаций вас познакомит Гундерин Вадим 2 класс (гитара).

6. О.Киселев. «Игра в снежинки».

Ведущий: Учеными доказано, что чувство ритма играет большую роль в развитии памяти и интеллекта. Получены данные о положительной корреляции между успеваемостью младших школьников и успешностью выполнения ими задания на воспроизведение ритмов по образцу.[5]  

У учащихся класса ударных инструментов отличное чувство ритма. И в этом мы сейчас убедимся. Встречайте, Антон Богданович, 5 класс (ксилофон).

7. О.Зееле. «Концертная Полька».

Ведущий: Антон с успехом осваивает ударные инструменты и готовится в этом году к поступлению в музыкальный колледж. Пожелаем ему успеха!

Музыкальное исполнительство требует от ученика большой физической выносливости, хорошего здоровья и работоспособности. Специфика творческой обстановки в коллективах музыкальных школ требует также и моральной выносливости, способности «отстаивать себя» в борьбе за лидерство, за приоритетность собственных творческих ролей и позиций. Талантливый, грамотный, но «слабый» в волевом отношении ученик нередко оказывается отброшенным на задний план.

Но, наш ученик Плешков Егор прекрасно справляется с лидерскими позициями, и недавно завоевал звание Лауреата 3 степени I Международного конкурса-фестиваля «Кубок Сибири» в городе  Красноярск. Встречайте — Плешков Егор (баян) 4 класс.

8. А.Прибылов. «Соната №1»

Ведущий: Максимально благоприятные условия для кристаллизации музыкально-интеллектуальных качеств учащегося создает коллективное музицирование. Почему же, в силу, каких обстоятельств? Как вы считаете? Конечно, прежде всего, это поддержка, вера в свои силы. На гребне эмоциональной волны происходит общий подъем музыкально интеллектуальных действий.

Поэтому, занятия ансамблевой игрой важны не только как способ расширения репертуарного кругозора или накопления музыкально-теоретических и музыкально-исторических сведений — эти занятия способствуют качественному улучшению процессов мышления. Потому-то и особый психологический настрой присутствует при занятиях в ансамбле.

Встречайте, Лауреаты и дипломанты  Международных конкурсов и фестивалей —ансамбль аккордеонистов: Базарсадаев Архип, Козинец Михаил. Солистка Колобкова Маргарита (сопрано).

9. А.Пономаренко. «Плачут вербы».

 Вариантов ансамблевого музицирования множество, один из них: ученик и учитель. Предлагаем вашему вниманию дуэт аккордеонистов: Никитчук Алена (7 класс)  и преподаватель Янькова Анна Николаевна.

10. Ф. Бушуев. «Падают листья»

Ведущий: Сейчас мы с вами, уважаемые родители, попробуем тоже сыграть в ансамбле. Вы научились исполнять четверти и восьмые длительности. Предлагаем вам исполнить эти простые ритмы на  инструментах оркестра русских народных инструментов —  домре альт. Кто желает попробовать?

В зал выносятся инструменты, раздаются желающим родителям, детям.

Концертмейстер на сцене исполняет на рояле «Во саду ли в огороде» в тональности «e-moll».

Зрители: играют нажимом большим пальцем правой руки ноту на открытой струне «Ля» — на первую  долю, первую фразу. Вторую фразу — играют на открытой струне  «Ми», так же — на первую долю.

D:\Мои документы\МГЛ\сценарии\во саду набор.JPG

Ведущий: Молодцы. Сложно было? Спасибо вам за участие в нашем ансамбле.

Слух для когнитивного развития ребенка играет более важную роль, чем зрение. Музыкальный слух включает в себя ряд компонентов: звуковысотный слух, мелодический, полифонический и др. Большинство из этих компонентов развиваются только в процессе музыкального обучения. Овладение устной и письменной речью у ребенка с музыкальным слухом происходит легче и быстрее, а восприятие окружающего мира гораздо тоньше, богаче оттенками.[3,4]

Я приглашаю на сцену Савушкину Софию, 4 класс. София не только учится в МГЛ, но и  с успехом выступает на спортивных соревнованиях. А так же,  показывает отличные результаты на предметных олимпиадах.

11. О.Киселев. «Осенний пейзаж»

Ведущий: Музыка тесно связана с математикой. Понимая ритм, такт и длительность нот, дети учатся делению, составлению дробей и распознаванию повторяющихся элементов. Так музыка помогает ребенку лучше понимать различные области математики. Становясь старше, дети могут воспроизводить мелодии из краткосрочной и отчасти из долгосрочной памяти. Если использовать при этом различные техники запоминания, память ребенка можно использовать и в учебных целях.

Учащиеся отделения Чжан-Ден-Шин Ефим и Новокщенов Матвей демонстрируют отличные знания по всем предметам. В сентябре посетили лагерь Артек, получив путевку в качестве приза за инновационный проект по экологии, они так же являются участниками многочисленных концертов на различных площадках города, победителями конкурсов и предметных олимпиад. Встречайте, Лауреат  Международных конкурсов ЧжанДен Шин Ефим (аккордеон) 8 класс.

12. П.Дранга. «Черноглазая казачка»

Ведущий: Существует много веселых и полезных занятий, которым ребенок может посвятить свое внеурочное время. Если же вы размышляете о том, чтобы отдать ребенка в музыкальную школу — вам стоит знать о преимуществах занятий музыкой. О них мы вам сегодня и рассказали.

У экспертов нет однозначного мнения по поводу того, какие музыкальные инструменты лучше всего подходят для детей, а сегодня мы предложили вашему вниманию инструменты, представлены на нашем отделении русских народных инструментов.

Возможно, ваш ребенок и не станет вторым Моцартом, но ему будет лучше даваться математика в школе, он приобретет много полезных навыков, в том числе усидчивость, и научится более тонко чувствовать мир.

А наша встреча подошла к концу. Мы говорим вам: «До новых встреч!»


Литература:

1. Википедия. «Музыкальный слух». Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D0%BB%D1%83%D1%85.

2. Музторг. «Как работает мозг музыканта». Режим доступа: https://www.muztorg.ru/news/11214.

3. Норман Уэйнбергер. «Музыка и мозг». Аутизм и нарушения развития. № 2(29). – М.,2010 – 8с. Режимдоступа: https://psyjournals.ru/files/74563/autism_2010_2_weinberger.pdf.

4. Пермякова М.Е. «Влияние занятий музыкой на психическое развитие ребенка». Образование и наука.2016;(4): с.228-229. Режим доступа: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/25234/1/pv-2013-10-28.pdf.

5. Развитие ребенка. «Значение занятий музыкой для развития детей» Режим доступа: https://childdevelop.ru/articles/develop/4048/.

6. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. / отв.ред. Э.А. Голубева и  др.– М., 2003 – 377 с.

7. Хабр. Сообщество IT специалистов. «Как связаны интеллект и музыкальные предпочтения: теории и исследования».  Режим доступа: https://habr.com/ru/company/audiomania/blog/374443/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для внеклассной работы старших школьников "В каждом человеке солнце, только дай ему светить"солнечная методика воспитания

Мастерская о ценности индивидуальности человека.Для педагогов и школьников.Творческий потенциал данной мастерской вдохновляет и удивляет. В каждой новой аудитории рождаются новые резонансы, прои...

«В каждом есть солнце, только дайте ему светить!»

В преддверии нового 2012- 2013 учебного года августовская конференция работников образования  прошла по теме «Задачи педагогических коллективов  по развитию  си...

«В каждом человеке солнце, только дайте ему светить!»

Конспект занятия элективного курса «Психология общения» с элементами арт - терапии...

В каждом ребенке солнце – только дайте ему светить.

В нашем детском доме – школе есть категория детей, которой нужно особенное внимание так как эти дети социальные сироты при живых родителях, из неблагополучных семей.....

Мастер-класс «В каждом ребёнке солнце. Дайте ему светить!»

Цель выступления:трансляция опыта работы  на уровне школы для создания условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей и обеспечение их личностной, социальной самореализации и професс...

Мастер-класс «В каждом ребёнке солнце. Дайте ему светить!» Ссылка на презентацию https://yadi.sk/i/DQFIGQFa3K2sJ4

Мастер-класс «В каждом ребёнке солнце. Дайте ему светить!»Ссылка на презентацию https://yadi.sk/i/DQFIGQFa3K2sJ4Цель выступления:трансляция опыта работы  на уровне школы для создания условий для ...