Зачем школе нужен психолог?
консультация

Залилова Галина Александровна

Выступление психолога на родительском собрании. Тема: "Зачем школе нужен психолог"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zachem_shkole_nuzhen_psiholog.docx17 КБ

Предварительный просмотр:

Зачем школе нужен психолог?

Должность психолога-педагога появилась в общеобразовательных школах примерно 10 лет назад, но сейчас это уже обычное явление. В некоторых школах созданы психологические службы, где работают несколько психологов для разного возраста.

 
Основной целью психологической службы образования является обеспечение психического и психологического здоровья детей школьного возраста. 

Психолог это «помогающая» профессия, школьный психолог помогает детям разобраться в сложных межличностных взаимодействиях со сверстниками, учителями. Разобраться в своем поведении. Психолог защищает интересы ребенка, поддерживает его в тяжелых жизненных ситуациях.

Эффективное и положительное воздействие психолога возможна на детскую личность, если существует СОТРУДНИЧЕСТВО с учителем и родителем школьника. Только такое сотрудничество приведет к качественным изменениям в поведении ребенка.

Уважаемые родители хочу подчеркнуть, что психологи работают только со здоровой личностью. С больным человеком работает психиатр и именно он ставит диагнозы и определяет медикаментозное лечение, если в этом есть необходимость. Либо невролог. Но психолог может направить ребёнка к этим специалистам.

Обращаться к психологу, это прежде всего проявление заботы о психологическом состоянии и самочувствии вашего ребенка. И это, можно сказать, ваш уровень образованности и понимание важности грамотного психологического сопровождения на разных этапах личностного развития ребенка.

В функции школьного психолога входит: психологическая диагностика; коррекционная работа; консультирование родителей и учителей; психологическое просвещение; участие в педсоветах и родительских собраниях; участие в наборе первоклассников; психологическая профилактика.

 

Психологическая диагностика включает в себя проведение групповых и индивидуальных обследований учащихся с помощью специальных методик.    Диагностика проводится попредварительному запросу  учителей,  родителей( а теперь уже и Министерство по образованию), а также по инициативе психолога с исследовательской или профилактической целью. 

Данные диагностики строго конфиденциальны.

 Психолог помогает и в профессиональном определении школьника.

В 9 и 11 классах  данные позволяют определиться с выбором направления дальнейшей профессиональной деятельности.

Как стресс влияет на ребёнка?

Во время стресса из надпочечников выделяется кортизол. Кортизол-биологически активный гормон, производимый корой надпочечников. Эти парные эндокринные железы, прилегающие к почкам и проецирующиеся на уровне 6-7 позвонка, вырабатывают кортизол при содействии адренокортикотропного гормона (АКТГ). В свою очередь сигнал к выработке АКТГ идёт из гипоталамуса –центра управления нейроэндокринной деятельностью, расположенного в головном мозге.

Повышенный уровень кортизола напрямую формирует патологические процессы в мозге.

В первую очередь от кортизола страдают лобные доли, которые ответственны за кратковременную память, внимание, контроль эмоций, планирование, принятие решений.

В результате - при стрессе внимание рассеивается, мы не можем принимать решения, с трудом сдерживаем эмоции, и не способны запомнить, куда только что положили ключи.

Дети на которых родители кричат, позорят, запугивают, игнорируют, обзывают, а ещё хуже бьют, растут в постоянном стрессе и это влияет на лобные доли мозга. Даже если просто постоянно во всём контролируют и лишают самостоятельности, лобные доли у них постоянно уменьшаются, перестают активно работать  и могут вообще в принципе не развиваться до нормальных размеров. Это значит, что академическая успеваемость детей будет низкой, они будут не способны принимать правильные решения, контролировать эмоции, мотивировать себя на учёбу, а будут ленивы, расхлябаны и подвержены влиянию дурных компаний.

Для многих авторитарных родителей это становится откровением: то, что они стараются развить в детях посредством доминантного поведения , они, наоборот,  разрушают, а именно – самостоятельность, ответственность, дисциплину, мотивацию к учёбе, контроль эмоций.

Взрослые люди, у которых проблемы с ответственностью, планированием и самоконтролем, которые ленивы и легко впадают в раздражение и тревогу, скорее всего пережили в детстве насилие или находились в постоянном стрессе. Им в детстве лобные доли изрядно подсократили любящие и заботливые родители, которые, конечно же, хотели для детей только самого лучшего.

При хроническом стрессе также начинают уменьшаться в объёме гиппокампус и амигдала, части лимбической системы мозга, расположенной в подкорке. Гиппокампус стимулирует рост новых нейронов в мозгу, новых нейронных сетей, принимает участие в формировании долговременной памяти. Когда гиппокампус повреждён, то может наступить амнезия, неспособность запоминать, хотя старые воспоминания могут быть по-прежнему прочными.

Дети, переживающие домашнее насилие, становятся неспособными запоминать новый материал в школе, потому что их гиппокампус уменьшился. Именно поэтому они получают двойки за невыученные уроки. Родители, которые кричат на своих детей за их неспособность выучить уроки, обзывают тупицами и лентяями, с каждым криком уменьшают гиппокампус.

Амигдала- это хранилище эмоциональной памяти, здесь наше счастье и наша радость, но здесь же и наши триггеры, кнопки, на которые изо всех сил нажимают окружающие. Триггеры- это стимулы, которые вызывают неприятные воспоминания. Когда триггер срабатывает мы реагируем очень быстро и подчас болезненно. Амигдала обладает огромной властью. Амигдала предназначена для выживания и реагирует на триггеры, не вовлекая кору головного мозга. Просто когда мы видим что-то, что когда-то испугало нас в прошлом, амигдала считает, что это угроза нашей жизни и запускает симпатическую нервную систему без всяких рассуждений, и мы мгновенно чувствуем страх или гнев, «убегаем или защищаемся».

При хроническом стрессе амигдала уменьшается в размерах, при помощи всё того же повышенного кортизола. К чему это приводит?

Мы очень легко раздражаемся, быстро впадаем в панику и депрессию. Люди с уменьшенной амигдалой часто не способны к эмпатии, сочувствию, что в сочетании с агресивностью, является базой для антисоциального развития личности.
Психологические проблемы, не разрешимые самостоятельно, могут возникнуть у любого, абсолютно нормального человека, тем более у ребенка. Разница лишь в том, что у одного ребенка их больше, у другого – меньше, один может поделиться своими сомнениями с посторонними людьми, другой остается со своими проблемами наедине, наконец,  иногда последствия   неразрешенных личностных проблем  могут привести к трагедии.
Во всех этих случаях Вы можете обратиться к профессионалу - школьному психологу, который поможет Вашему ребенку, сделает его жизнь более понятной , комфортной, разработать стратегию поведения в определенных ситуациях.

Уважаемые родители, если вы понимаете, что с ребенком что-то происходит не благоприятное, не можете понять причины и объяснить изменившееся поведение своего чада. Вы можете подойти ко мне на консультацию, и мы с вами вместе постараемся разобраться  и облегчить ситуацию стресса, конфликта или сильного эмоционального напряжения.

 Спасибо за понимание и внимание!

 Надеюсь на плодотворное сотрудничество! Берегите своих детей-это самое ценное, что есть в нашей жизни.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронный учебник: кому и зачем он нужен?

В данной презентации говорится о создании электронного учебника,его преимуществе перед бумажным!...

Математический кружок в основной школе. Кому и зачем он нужен?

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Основная общеобразовательная школа села Березовка Петровского района Саратовской области"         ДОКЛАД   " Ма...

Зачем человеку нужен язык?

Данный материал разработан к учебнику русского языка под редакцией Разумовской М.М. для 5 класса....

Журналистский эксперимент: зачем он нужен и кому может навредить?

Презентация для занятия с юнкорами второго года обучения...

Зачем нам нужен иностранный язык или роль иностранного языка в будущей жизни учащихся.

Материал представляет собой выступление на педагогическом совете ГБОУ города Москвы школа 1929 и является краткой демонстрацией практического применения полученных знаний по иностранному языку в школе...

Зачем в школе нужен психолог?

Уважаемые родители, для понимания необходимости роли психолога в процессе образования, я хочу ознакомить вас с моей деятельностью в школе....

Зачем школе нужен психолог

Беседа зачем школе нужен психолог...