Зачем школе нужен психолог
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Беседа зачем школе нужен психолог

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zachem_shkole_nuzhen_psihol.docx37.74 КБ

Предварительный просмотр:

Информация для родителей "Для чего психолог в школе?"

Для чего психолог в школе? А действительно, зачем? Ведь некоторые школы обходятся и без психолога. Наша школа поняла, что он ей необходим. Попробуем разобраться. Французский писатель Анатоль Франс сказал: «Создать мир легче, чем понять его», а мне хотелось бы добавить: «… труднее всего понять в этом мире самого себя…» Почему так? Да потому что, придя в этот мир, Ребёнок ощущает себя в неразрывном единстве с миром, и пока он видит и ощущает мир хорошим, он ощущает таким и самого себя. Но столкнувшись с первыми трудностями, Ребёнок начинает по-другому воспринимать этот мир, а в нём и по-другому воспринимать себя. А мир многогранен: он не всегда хорош и не всегда справедлив, а порой и жесток. Меняя своё представление о мире, Ребёнок меняет своё отношение к миру и отношение к себе самому, это выражается в том, что он начинает вести себя соответственно своему представлению мире и о себе. Итог чаще всего такой - даже самый маленький ребёнок ведёт себя соответственно формуле: «Если я плохой, значит, я должен себя плохо вести». Но на самом деле Ребёнок не стал плохим, просто он где-то услышал о себе что-то негативное и сразу сделал вывод не в свою пользу. Вот тут бы и подсказать Ребёнку, что и как нужно исправить, но получается это не всегда, ведь у детей есть такая особенность – не озвучивать свои истинные чувства, потому даже самые внимательные родители не всегда понимают, что же на самом деле чувствует ребёнок. А Ребёнок - максималист, у него всё в бело-чёрном цвете, а чаще в чёрно-белом, где белая краска олицетворяет пустоту, а чёрная, как ни странно, – цвет. Поэтому вывод о себе самом он делает раз и навсегда. Взрослея, Ребёнок начинает приспосабливать своё поведение, отношение к людям, даже свои психические процессы (неосознанно, конечно) к самооценке. Что-то заостряет, что-то маскирует, а что-то спускает на тормоза. Так формируется защитное поведение, которое становится стереотипом. Оно, как заколдованный круг, сводит на нет все старания взрослых что-либо изменить. И чем старше становится Ребёнок, тем больше накапливается обид, разочарований, боли, а иногда и невыраженной тоски по тому, что так глубоко спрятано там, в глубине Души. Последствия такого искажённого представления о себе сказываются и на поведении, и на учёбе, и в отношениях с людьми: агрессия, обидчивость, тревожность, неуверенность, невнимательность, плохое запоминание, низкая мотивация, потеря интереса к деятельности… И всё это – следствия. А причина - неправильное представление ребёнка о себе. Самое страшное, когда ребёнок считает себя плохим (плохим учеником, плохим сыном, плохим внуком, плохим другом – но это ещё полбеды: всего лишь нарушение ролевых отношений; а вот если – плохим человеком?) Люди верующие, люди-романтики и психологи уверены в том, что плохих детей не бывает… Бывает неправильная самооценка, которую взрослые не сумели вовремя понять и помочь Ребёнку изменить искажённое оценивание мира и себя… Задумывались ли вы, что такое самооценка, о которой так легко иногда рассуждают люди, далёкие от психологии? А ведь это не что иное, как знак между тем, какой я есть, и тем, каким я себе кажусь. И если этот знак не знак равенства, то и вся система под названием ЧЕЛОВЕК находится в состоянии неравновесия, которое в любой момент готово дать сбой. Но состояние неравновесия испытывают не только дети, но и взрослые. Поэтому родители не всегда могут помочь своему ребёнку выровнять свою самооценку, а иногда и просто не знают, как это сделать. Ведь всех нас когда-то учили чему-то, но не учили быть родителями. Психолог тоже этому не учит. Он просто напоминает Ребёнку о том, что он хороший, такой же, как и все остальные и в то же время совершенно уникальный, как, впрочем, и все остальные. Но сказать это Ребёнку один раз иногда бывает мало, нужно, чтобы это подтвердил кто-то ещё. Те, кто всегда рядом: родители и учителя. А им психолог расскажет, как это сделать (точнее попытается сделать всё, чтобы родители поняли сами, что и как нужно менять в отношении к ребёнку). Вот этим психолог и занимается, да и ещё много чем, чтобы ученик почувствовал уникальность своего Я и научился соотносить его с уникальностью Я окружающего мира и окружающих его людей. А ради этого психолог проводит диагностику, развивающие и коррекционные занятия, тренинги, классные часы, консультации. Обратиться к психологу за консультацией может любой ученик, учитель и родитель. Обращение к психологу бесплатно. А вот результат не замедлит сказаться, если обратившийся поймёт, что психолог его надёжный союзник в решении различного рода проблем и вопросов.

Основные виды работы школьного психолога.

К основным видам деятельности школьного психолога относятся:

  1. психологическое просвещение как самое первое приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологическим знаниям;
  2. психологическая профилактика, состоящая в том, что психолог должен проводить постоянную работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии школьников;
  3. психологическое консультирование, состоящее в помощи в решении тех проблем, с которыми к нему приходят сами (или им рекомендуют прийти, или их об этом просит психолог) учителя, учащиеся, родители. Часто они осознают существование проблемы после просветительной и профилактической деятельности психолога;
  4. психодиагностика как углубленное проникновение психолога во внутренний мир школьника. Результаты психодиагностического обследования дают основания для заключения о дальнейшей коррекции или развитии ученика, об эффективности профилактической или консультативной работы, проведенной с ним;
  5. психокоррекция как устранение отклонений в психическом и личностном развитии школьника;

работа по развитию способностей ребенка, формированию его личности

Школьный психолог находится непосредственно внутри того социального организма, где зарождаются, существуют и развиваются как положительные, так и отрицательные стороны взаимоотношений учителей, учащихся и их родителей. Он видит каждого ребенка или учителя не самого по себе, а в сложной системе взаимодействия (см. рис.1).

Взаимоотношения учителей, учащихся и их родителей

Это своеобразное "поле" взаимодействия практического психолога с учащимися разного возраста, их учителями и родителями, в центре которого находятся интересы ребенка как формирующейся личности. Ясно, что на всех стадиях работы и с отдельными учащимися и с детским коллективом необходимо тесное сотрудничество психолога со всеми взрослыми, имеющими отношение к данным детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронный учебник: кому и зачем он нужен?

В данной презентации говорится о создании электронного учебника,его преимуществе перед бумажным!...

Математический кружок в основной школе. Кому и зачем он нужен?

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Основная общеобразовательная школа села Березовка Петровского района Саратовской области"         ДОКЛАД   " Ма...

Зачем человеку нужен язык?

Данный материал разработан к учебнику русского языка под редакцией Разумовской М.М. для 5 класса....

Журналистский эксперимент: зачем он нужен и кому может навредить?

Презентация для занятия с юнкорами второго года обучения...

Зачем в школе нужен психолог?

Уважаемые родители, для понимания необходимости роли психолога в процессе образования, я хочу ознакомить вас с моей деятельностью в школе....

Родителям нашей школы – «Для чего нужен психолог?»

Что происходит на консультации школьного психолога?...

Зачем школе нужен психолог?

Выступление психолога на родительском собрании. Тема: "Зачем школе нужен психолог"...