Тема "Осень"
учебно-методический материал

Попова Надежда Анатольевна

Тема "Осень"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon тема "Осень"90.5 КБ
Microsoft Office document icon Тема "Деревья"506 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая ТЕМА «ОСЕНЬ

Внимательно рассмотри картинки. Догадайся, какие времена года изображены    на них.  Раскрась картинки.

Как ты догадался, на какой картинке лето, а на какой — осень? Назови признаки  лета и осени.

Загадки        

По небесам оравою                                                            Краснеют и желтеют,

Бредут мешки дырявые,                                                     С деревьев опадают,

И бывает иногда                                                        —         В воздухе кружатся

Из мешков течет вода.                                                            И на землю ложатся. (Листья, листопад

Спрячемся получше

От дырявой... (тучи)

        Я березку качну,

Я тебя подтолкну,

Налечу, засвищу,

Даже шапку утащу.

А меня не видать!

Кто я? Можешь угадать? (Ветер)

Игры с листьями

Для выполнения заданий необходимо собрать разные осенние листья.

  1. Ребенок считает осиновые, березовые, рябиновые и другие листочки (до пяти). При этом обращается внимание на согласование числительных с прилагательными и существительными. Один березовый листочек, два березовых листочка, три и т. д.
  2. Взрослый выкладывает перед ребенком в ряд 3-5 разных листочков, закрывает образец и просит по памяти выложить такой же ряд осенних листьев.
  3. Взрослый выкладывает 3-5 листочков перед ребенком и просит его ответить на вопросы, например:  Какой листок лежит справа от березового? А какой слева?  Между?

Сосчитай до пяти

Один осенний день – два осенних дня,...              Одна черная туча – ...

Одна маленькая лужа –...                                  Один красивый зонт –...

Что лишнее?

Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

Зима, весна, осень, февраль. - февраль это название месяца, а остальное - времена года

Ранняя, золотая, поздняя, летняя.

Что не так? (внимание)

Сентябрь, октябрь, ноябрь – это летние месяцы.

Если начинают опадать листья – наступает весна.

Дети идут в школу первого октября.

Какое слово отличается от других? (развитие фонематического слуха)

Осень, осень, восемь, осень.

Сентябрь, сентябрь, октябрь, сентябрь.

Ненастье, ненастье, Настя, ненастье.

Хмуриться, хмуриться, жмуриться, хмуриться.

Угадай по признаку / действию (мышление)

Льет, моросит, крапает –...

Краснеют, желтеют, опадают –...

Дубовые, кленовые, липовые – ...

Сильный, пронизывающий, холодный –...

Дуб, липа, ива, береза – это...

Сентябрь, октябрь, ноябрь – это».

Как можно закончить предложение? (развитие связной речи)

Пошел дождь, и...

Наступила осень, поэтому...

Деревья качаются потому, что…

Раскрась зонтики так, чтобы маленький зонт был между синим и розовым, а розовый рядом с зеленым.

        

Какой картинки не хватает? Выбери и соедини стрелочкой. (внимание)

Рассказ по опорным картинкам «Осень»

После лета наступает осень.

Листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают.

Солнечных дней становится мало, часто идут дожди.

Становится холодно, поэтому перелётные птицы улетают на юг.

Животные тоже готовятся к зиме: меняют шубку на более тёплую (заяц, белка),запасают корм(белки, ежи).

Насекомые прячутся под кору деревьев, под старые пни.

Осенью на полях убирают урожай: овощи в огороде, а фрукты в саду.

Люди одеваются теплее: надевают куртки, шапки, обувают

Лексическая тема «Осень»

1. Выясните, знает ли ваш ребенок, какое время года наступило. Задайте ему вопросы и предложите отвечать на них полными ответами. Объясните, как нужно отвечать на вопросы; подскажите, с какого слова нужно начать ответ. Например:

— Какое сейчас время года?

— Сейчас осень.

— Почему ты так думаешь? Начни ответ со слов на улице.

На улице стало холодно, часто идут дожди, листья на деревьях стали красными и желтыми, трава засыхает. Дети пошли в школу. Люди надели более теплую одежду.

2. Помогите ребенку запомнить, что в осени можно выделить два периода: ранняя осень и поздняя осень. Расскажите ребенку о том, чем эти периоды характеризуются.

Ранней осенью еще тепло, часто светит солнце, дожди идут редко. На деревьях начинают краснеть и желтеть листья, поэтому раннюю осень называют золотой. В парках и садах еще цветут астры, георгины, бархатцы и другие осенние цветы. На полях и в садах убирают урожай овощей и фруктов. В лесах собирают бруснику, клюкву, грибы. Перелетные птицы собираются в стаи и готовятся к отлету на юг. Поздней осенью становится холодно, солнце светит все реже и уже совсем не греет, часто идут холодные моросящие

дожди. Деревья сбрасывают последние листья. Засыхают трава

и цветы. Заканчивается отлет птиц.

3. Гуляя с ребенком в парке, понаблюдайте за приметами осени и предложите ребенку ответить на ваши вопросы — организуйте беседу.

— Какое сегодня небо?

— Небо чистое и голубое.

— А каким чаще бывает небо поздней осенью?

— Поздней осенью чаще небо затянуто тучами.

— Какие листья ты видишь на деревьях?

— Листья красные, желтые, оранжевые.

— А какими бывают деревья поздней осенью?

Поздней осенью деревья голые.

-Обрати внимание на траву под деревьями. Какая она?

- Трава ещё зелёная, в ней цветут цветы.

- Что произойдёт с травой поздней осенью?

- Поздней осенью трава пожелтеет и засохнет.

— Что происходит с насекомыми поздней осенью?

Поздней осенью насекомые исчезают.

Посмотри на небо. Кого ты видишь?

— Перелетные птицы летят в теплые края.

4. Предложите ребенку разделить названия осенних месяцев на слоги: сен-тябрь, ок-тябрь, но-ябрь.

5. Потренируйте ребенка в узнавании клена, дуба, березы, рябины, тополя, осины, ясеня по характерным особенностям ствола, ветвей, коры, листьев. Поговорите с ребенком о цвете осенних листьев, используя прилагательные золотые, алые, коричневые, жёлтые,бордовые.

Например: алые листья клена, золотые листья березы,

6. Поиграйте с ребенком в игру «Осенние листья». Вы бросаете ребенку мяч и называете дерево; ребенок возвращает вам мяч, образуя словосочетание с двумя прилагательными. Например:

Береза. —Березовые листья.

Клён.- Кленовые листья.

Рябина.-Рябиновые листья.



Предварительный просмотр:

Лексическая тема «ДЕРЕВЬЯ. КУСТАРНИКИ»

Задание 1. Дидактическая игра «Какие деревья ты знаешь? Назови их».  - пусть ребенок расскажет.

 Родителям рекомендуется:   - во время совместной прогулки в в лесу показать ребенку лиственные и    хвойные деревья: березу, тополь, осину, рябину, сосну, ель и внимательно   рассмотреть, какие у этих деревьев стволы, ветки, листья (иголки);

- научить различать их, показать плоды этих деревьев;

Задание 2. Игра: «Чего много»

Дерево - деревья - много деревьев               куст- кусты – много кустов

Лист - листья- много листьев                       ветка- ветки – много веток

Ствол- стволы- много стволов

Задание 3.        Игра «Большой - маленький»                            

Дерево- деревце     Туча - тучка               куст- кустик    береза - березка

Лист- листочек        Зонт - зонтик             птица- птичка   дуб - дубок

Цветок- цветочек      Дождь - дождик      ветка- веточка.

Задание 4. Игра «Какой, какая»

     Лист березы — березовый,                           лист клена — ...,

     лист осины — ...,                                            лист липы — ...,

     лист рябины — ...,                                          лист дуба — ....

Задание 5. Игра: «1,2,5»

    Один дуб, два дуба, пять дубов                        Один клен, два клена, пять кленов  

    Одна сосна, две сосны, пять сосен

    Одна береза, две березы, пять берез

    Одна рябина, две рябины, пять рябин.

Загадки

Его весной и летом мы видели одетым, А осенью с бедняжки сорвали все рубашки. (Дерево)

Никто её  не пугает, а она  дрожит  (осина)

Что лишнее? (мышление)

Березовый, рябиновый, кленовый, морковный.      Клен, рябина, ель, осина;

Жаркая, пасмурная, дождливая, ненастная.        Береза, дуб, клен, смородина 

Осина, береза , шиповник, тополь.              Яблоня, груша, слива, рябина.

Закончи предложения

В березняке растут ...       В ельнике растут ...      В дубраве растут...

В сосняке растут...          Осень наступает после...

За сентябрем идет...          Перед ноябрем идет...           Октябрь идет после...

Скажи наоборот

Высокая ель – низкая ель                 Старый дуб –...

Тонкая сосна –...                                  Прямой ствол –...

Назови части целого

У дерева есть ... (ствол, ветки, крона, корни, листья, плоды)

Помогите ребёнку составить описательный рассказ про любое дерево по плану: 

  • как называется дерево;
  • хвойное или лиственное;
  • в каком лесу растет (в хвойном или лиственном; в роще, в бору);
  • как выглядит дерево (ствол, листья, плоды);
  • какую пользу приносит.

Что общего и чем отличаются друг от друга?       ЕЛЬ и БЕРЕЗА - СРАВНИТЬ

Деревья осенью

Что происходит с деревьями осенью? Что такое листопад?

Сосчитай листочки.

Один березовый листочек, два березовых листочка - пять березовых листочков. Точно так же ребенок считает тополиные, ивовые, дубовые и другие листочки.

Послушай рассказ, ответь на вопросы и перескажи.

Лес осенью.

Летом лес был зеленый. Теперь березки и клены желтые. Осины красные. Между ними елочки зеленеют. Налетит ветер. Закружатся листья в воздухе, словно бабочки. Потом тихо-тихо на землю опускаются. Травы и цветы вянут. Семена их на землю осыпаются. На следующий год из семян вырастут новые растения.

- О каком времени года говорится в рассказе?

- Какого цвета лес был летом?

- Какого цвета стали березки и клены осенью?

- Какого цвета стали осины осенью?

- Какие деревья не изменили своего цвета?

- Как кружатся листья в воздухе?

        

ДЕРЕВЬЯ

Образование существительных множественного числа

в именительном и родительном падежах «Один — много»

Клен — клены — кленов;

тополь — тополя — тополей;

осина — осины — осин;

береза — березы — берез;

ива — ивы — ив;

рябина — рябины — рябин;

дуб — дубы — дубов;

липа — липы — лип;

ель — ели — елей;

елка — елки — елок;

сосна — сосны — сосен;

яблоня — яблони — яблонь;

шишка — шишки — шишек;

желудь — желуди — желудей;

корень — корни — корней;

ствол — стволы — стволов;

ветка — ветки — веток;

Образование относительных прилагательных «Назови, какой, какая?»

Лист березы — березовый; ветка сосны — сосновая;

... рябины — рябиновый; ... ели — еловая;

... дуба — дубовый; ... тополя — тополиная;

... сосны — сосновый; ... осины — осиновая;

... клена — кленовый; ... липы — липовая.

Поиск соответствующего понятия «Чьи плоды (семена)?»

Желуди растут на — дубе;           яблоки растут на — яблоне;

круглая шишка на — сосне;                 длинная шишка у — ели;

грозди рябины растут на — рябине;

сережки растут — на березе, ольхе, иве.

Поиск соответствующего понятия «Какие бывают леса?»

Если в лесу растут дубы и осины, то этот лес — лиственный;

если в лесу растут сосны и елки — хвойный;

если в лесу растут ели, березы и дубы, то этот лес — смешанный.

Классификация понятий «Четвертый лишний»

Клен, рябина, ель, осина (ель);

липа, тополь, ива, яблоня (ива);

береза, дуб, клен, смородина (смородина);

яблоня, груша, слива, рябина (рябина).