Памятка "Когда обратиться за помощью к логопеду?"
учебно-методический материал

Беляева Евгения Сергеевна

Памятка "Когда обратиться за помощью к логопеду?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 15.05_pamyatka_kogda_obratitsya_za_pomoshchyu_k_logopedu.docx170.52 КБ

Предварительный просмотр:

до начала школьного обучения.

Подводя итоги, можно сказать, что динамическое наблюдение за состоянием речи ребёнка является важным направлением профилактики речевых нарушений в дошкольном возрасте. От своевременной диагностики и коррекции речевых нарушений зависят не только успешность овладения ребёнком школьной программой, но даже – в случае тяжёлых нарушений – вся жизнь ребёнка.

Нормы появления звуков речи:

На 1м году жизни: м, мь, н, нь, п, пь, б, бь, к, кь, г, гь, х, хь

До 2х лет: д, дь, т, ть, в, вь, ф, фь

До 3х лет: ль, й

До 3,5 лет: с, сь, з, зь, ц

До 4,5 лет: ш, ж, ч, щ

До 5, 5 лет: л, р

До 6 лет: рь

МАДОУ д/с №1 города Тюмени

Корпус №1 – ул. Садовая 115а

Корпус №2 – ул. Ямская 94а

Заведующий – Шварц Лариса Павловна

Телефон: 43-07-59, 64-77-59

Заместитель заведующего - Шевелева Ольга Петровна

Старший воспитатель - Попова Любовь Васильевна

Сайт: 1мадоу.рф

Электронная почта: detsad1t@yandex.ru 

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение

детский сад № 1 города Тюмени

 Когда следует обратиться за помощью к логопеду

Кто такой логопед-дефектолог? — Семейная Клиника

Памятка для педагогов

Подготовила: Беляева Евгения Сергеевна, учитель-логопед

У родителей часто возникают вопросы: когда нужно обращаться к логопеду и в каком возрасте лучше планировать первое посещение этого специалиста? Как правило, ответственные родители начинают рано проявлять беспокойство, отмечая все недостатки речи ребенка. Однако некоторые родители, напротив, демонстрируют излишнее спокойствие и не спешат обращаться за логопедической помощью, даже если к этому есть серьезные показания. Как воспитателю помочь родителям разобраться, нужна ли ребёнку консультация логопеда или стоит подождать?

3-5 лет

Но вот ребенку исполнилось 3-3,5 года, и родители обращают внимание на то, что его речь обильна, но непонятна окружающим. Он неправильно произносит звуки, искажает слоговую структуру слов, делает нелепые ошибки при словообразовании и словоизменении. Как быть в таком случае?

Возраст от двух до пяти лет является временем активного овладения лексикой, фонетическими и грамматическими закономерностями языка, поэтому наличие грамматических ошибок, неологизмов является непременным атрибутом этого периода речевого развития. Самая сложная задача для неспециалиста – отличить эти возрастные особенности от симптоматики ОНР.

Грамматические ошибки при ОНР носят стойкий характер, не соответствуют возрастному этапу овладения той или иной языковой моделью, часто отличаются специфическими особенностями. При наличии фразовой речи ребёнок часто использует те окончания, которые нехарактерны для более ранних ступеней речевого развития. Например, заменяет окончания не только внутри какого-либо падежа, как это делают дети более раннего возраста, но и использует для замены окончания разных падежей или не подходящие для этой части речи окончания – “даёт козом” (даёт козе), “поливает водим” (поливает водой). В речи ребёнка обнаруживаются замены слов и непонятные (бессмысленные) слова.

Чтобы не пропустить нарушения речевого развития в этом возрасте, рекомендуется один раз в год посещать логопеда.

4 -5 лет

 К пяти годам завершается период становления звуковой стороны речи. Следовательно, наличие дефектов звукопроизношения свидетельствует об имеющемся у ребенка речевом нарушении. При этом необходимо помнить, что период овладения шипящими звуками завершается в 4,5 года, а звуками Р и Л – в 5 лет. Поэтому если у ребенка в 4,5 года есть дефекты произношения свистящих и шипящих, консультация логопеда необходима. Можно начинать работу по постановке звуков Р и Л, если в 4,5 года ребёнок их искажает. Например, звук Л произносит, сближая губы ([w]), а Р – с помощью вибрации мягкого нёба. По своим акустическим характеристикам такие звуки приближены к нормальным образцам, поэтому ребёнок воспринимает их как неискажённые и не пытается воспроизвести правильную артикуляцию, как это бывает при полном отсутствии этих звуков в речи или в случае их замены. С большой долей вероятности при наличии искажений эти звуки не будут произноситься правильно и в 6 лет.

6-7 лет 

Важным моментом является диагностика речевой готовности к школьному обучению. Часто бывает, что речевые проблемы ребёнка не видны без специального логопедического обследования. Продолжая оставаться незамеченными, в школе они превращаются в дисграфию. Например, ребёнок, правильно произносящий звуки речи, может испытывать трудности различения некоторых пар звуков на слух. На письме в этом случае появляются буквенные замены (например, “часе” – чаще, “картовель” – картофель, “пчички” – птички). При несформированном языковом анализе и синтезе ребёнок затрудняется в определении границ предложений, пропускает/переставляет буквы, не дописывает слова, объединяет два слова в одно. Наличие грамматических ошибок в окончаниях и не до конца усвоенные закономерности словообразования свидетельствуют о несформированном "чувстве языка". Нарушения письма легче предупредить в дошкольном возрасте, чем потом корректировать в школе, догоняя школьную программу. Поэтому диагностика сформированности предпосылок обучения грамоте очень важна за год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК по теме: "Тебе следует обратиться к врачу" 6 класс УМК В,,Кузовлев "English 6"

Данная презентация предназначена для проведения урока рефлексии по теме "You should go to the doctor" в 6  классе на базе УМК В.П.Кузовлева "ENGLISH 6"...

«Обрати свое сердце к книгам».

Мероприятие призвано способствовать расширению кругозора, воспитанию любви и бережного отношения к книгам....

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: новая версия PascalABC.NET

Сделайте 3 шага навстречу PascalABC.NET: A. Скачайте последнюю версию системы программирования PascalABC.NET с интегрированным дизайнером формB. Откройте Web-среду разработкиProgra...

Когда следует обратиться за помощью к детскому логопеду

Когда следует обратиться за помощью к детскому логопедуПроблема обращения к такому специалисту, как детский логопед, встает перед каждой мамой с малышом 2-6 лет – в период активного становления его ре...

Информационный лист для подростков "Куда обратиться за помощью"

В этой памятке даны краткие рекомендации, что делать в сложной ситуации и номер детского телефона доверия....

Памятка "Когда следует обратиться за помощью к логопеду"

У родителей часто возникают вопросы: когда нужно обращаться к логопеду и в каком возрасте лучше планировать первое посещение этого специалиста?...