Развитие речи у будущих первоклассников
консультация

Родина Лариса Станиславовна

Материалы для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_u_budushchih_pervoklassnikov.docx28.85 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие речи у будущих первоклассников»

Уважаемые родители, скоро Ваш ребенок станет первоклассником. Как определить его готовность к школе? Какими знаниями он должен владеть? Об этих и других вопросах мы поговорим сегодня.

Различается 4 этапа развития речи в норме:

Этапы развития речи в норме:

I. Подготовительный (от 0 до 1 года).

II. Преддошкольный (от 1 до 3 лет).

III. Дошкольный (3 – 7 лет).

IV.  Школьный (от 7 до 17 лет).

I этап.  Подготовительный (от 0 до 1 года).

Первой голосовой реакцией ребенка является крик.

В возрасте 2-х – 3-х месяцев у ребенка появляется гуление. Гуление – это воспроизведение отдельных звукоподражаний. Гуление у всех народов мира одинаковое.

В 5-ть – 6-ть месяцев гуление переходит в лепет. Если гуление затухает и не переходит в лепет – значит ребенок слабослышащий или глухой.

Лепет – начало собственной речи.

Ребенок не просто воспроизводит слоговые сочетания, а соотносит их с определенными предметами, признаками,  действиями. Например,  ба-ба-ба – бабушка; би-би - машина.

К концу 1-го года по данным доктора педагогических наук, профессора Аркина Ефима Ароновича ребенок понимает до 30-ти - 50-ти лепетных слов.

II этап. Преддошкольный (от 1 до 3 лет).

Для этого периода характерно появление предложений из отдельных  аморфных слов-корней (1г. 3м.  – 1г.8 м.) - однословная фраза. (бах)

1г.8м.  - 1г. 10 м. – двухсловная фраза

Баба - ди (Бабушка, иди!).

Кука - бух (Кукла упала!).

К 2 годам ребенок говорит фразы и короткие предложения из 2 слов, используя прилагательные и местоимения. Активный словарный запас примерно 50-100 слов.

          В 3 года ребенок должен говорить предложениями, объединенными по смыслу, употреблять правильно местоимения, активно использовать прилагательные и наречия. Его речь должна изменяться по родам и числам.

Словарный запас составляет 1000-1500слов. В это время постепенно формируется звукопроизношение и слоговая структура.

III этап.  Дошкoльный (3 – 7 лет) -   период наиболее интенсивного развития речи.

Расширяется активный словарный запас, формируются навыки словообразования и словоизменения, продолжают формироваться навыки звукопроизношения.

Возраст 3-х – 4-х лет – период физиологических недостатков звукопроизношения. Эти недостатки носят возрастной временной характер. Они обусловлены физиологическими особенностями строения речевого аппарата и исчезают самостоятельно.

Словарный запас 3-х летнего ребенка – от 400 до 800 слов.

К 4-м годам активный словарь составляет от 1300 до 2000 слов.

К 5-ти годам достигает 5000 слов.

К 6-ти летнему возрасту до 7000 слов.

Активный словарь 7-ми летнего ребенка не поддается точному учету.

К концу дошкольного возраста, к 7-ми годам у детей формируется речь, как полноценное средство общения.

Как отмечает Т.Б.Филичева, «…Если в этом возрасте ребенок допускает стойкий аграмматизм (гуляю с папой -  гуляю папой; с мамой были в магазине - мамой были газине)– это является важным и убедительным симптомом, свидетельствующим о выраженном недоразвитии речевой функции.

Такие дети нуждаются в систематических логопедических занятиях до поступления их в школу».

IV этап.  Школьный (от 7 до 17 лет).

 В этот период совершенствуется связная речь и формируется письменная речь.

А мы возвращаемся к дошкольному этапу.

Для того,  чтобы быть готовым к обучению чтения и письма необходимо  развивать устную речь ребенка. 

Во-первых, четкое звукопроизношение, сформировавшееся в норме к 4—5 годам. Однако, у большинства детей отмечаются определенные недостатки в произношении звуков. Это свистящие звуки: [с]—[с'], [з]—[з'], [ц], шипящие: [ш], [ж], [щ], [ч] и сонорные звуки [л]-[л'], [р]-[р'].

Согласно статистике речевых нарушений:

в 50-е годы отмечалось 17% детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями,

в 2010 году 52,5 %,

в настоящее время – 58%.

Если у ребенка имеются дефекты речи, их необходимо устранить до поступления в 1 класс, так как эти недостатки могут отразиться на письменной речи.

        Во-вторых, сформированность слоговой структуры. До 3-х лет ребенок имеет право вместо слова велосипед сказать «весипед» или вместо сковорода – «скавада». Но после 3-х лет слоговая структура должна быть сформирована.

В-третьих, по данным исследователя детской речи Н.Х. Швачкина фонематический слух должен быть развит к 1 году 7 месяцам.

Напомню, что человек имеет 3 вида слуха: физический, музыкальный и фонематический.

Фонематический слух – это способность различать звуки родного языка в потоке речи.

Фонематический слух проверяется с парными согласными  (Б//П, Д//Т, В//Ф, Г// К, Ж//Ш).

Например, ребенка просят повторить слоги: па-ба-па, да-та-та, и т.д.

При нарушенном фонематическом слухе ошибки отразятся на письме (бабушка - «папушка», туман – «думан», ветка – «фетка»).

В-четвёртых, сформированность фонематического восприятия к 5 годам:

  • умение определять наличие или отсутствие звука в слове. Например, в слове РАК есть звук О?
  • умение определять местоположение звуков в слове и их количество. Например, назови в слове РАК 1-ый звук, последний. Сколько всего звуков?

В-пятых, должна быть достаточно развита мелкая моторика. 

Развивают мелкую моторику:

  • пальчиковая гимнастика,
  • рисование,
  • конструирование,
  • шнуровка,
  • мозаика,
  • работа с пластилином,
  • кинезиологические упражнения.

В-шестых, владение связной речью:

  • рассказ о себе:
  • фамилия и имя (ребенок должен дифференцировать фамилию от имени и наоборот), дата рождения, домашний адрес, имя и отчество родителей, кем и где работают родители;
  • описать игру, в которую играл(а);
  • пересказать сказку …

В-седьмых, достаточно большой словарный запас: 

  • Ребенок должен дифференцировать вопросы: «что? кто?»,
  • образовывать множественное число существительных: «дом-дома»; «звезда-звезды», «пень-пни», «ухо-уши»;
  • обобщающие понятия: «белка, лиса, волк, медведь – это дикие животные»;
  • образование новых слов при помощи уменьшительных –ласкательных суффиксов: «стол-столик», «стул-стульчик»;
  • образование новых слов при помощи увеличительных суффиксов: «рука-ручища», «волк-волчище»;
  • название детенышей животных;
  • образование родственных слов: «зелень-зеленка-зеленый-зеленеть»;
  • соотношение целого и его частей: «чайник: носик, ручка, крышка, дно»;
  • знание предлогов (простые и сложные);
  • глаголы, образованные звукоподражательным путем: «собака- лает, корова – мычит, комар – пищит, петух – кукарекает»;
  • образование относительных прилагательных: «горка изо льда–ледяная, салат из моркови – морковный»;
  • форма предмета: «арбуз круглый, а яйцо овальное, кубик квадратный, а крыша треугольная»;
  • вкус предмета: «лимон кислый, а торт сладкий»;
  • размер предмета: «дерево высокое, а куст низкий;
  • образование притяжательных прилагательных: «у кошки хвост кошачий, у козы шерсть козья»;
  • подбор слов с противоположным значением (антонимы): «грусть – радость, верх - низ»;
  • подбор слов близких по значению (синонимы): «метель, пурга, вьюга, буран, метелица»;
  • многозначность слов: «иголка может быть швейной, у ежика, у ели, у шприца»;
  • переносное значение слов: «золотые руки – умелый, работящий человек», «болтлива, как сорока – болтливая женщина, многоговорящая»;
  • происхождение слов: «подберезовик – гриб, растущий под березой».

Для того, чтобы ребёнок владел этими знаниями, я бы хотела порекомендовать следующие книги, в которых подобраны интересные игры и задания:

  1. Ирина Викторовна Скворцова «Логопедические игры»
  2. Виктория Семеновна Володина «Альбом по развитию речи».
  3. Татьяна Семеновна Резниченко «Занимательный букварь».

Уважаемые родители! Успешность Вашего ребенка зависит только от Вас. Помогите ему, и в будущем Вы увидите высокий результат знаний и благодарности!

Учитель-логопед Родина Л.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка будущих первоклассников к овладению письменной речью

советы родителям будущих первоклассников...

"Будущие первоклассники" мероприятие для проведения на летней досуговой площадке для будущих первоклассников.

"Будущие первоклассники" мероприятие для проведения на летней досуговой площадке для будущих первоклассников. Ступени - испытания психологически подготовят первоклассников к новому этапу их жизни....

Статья на тему: "Речь будущего первоклассника. Профилактика нарушений письма и чтения."

Актуальность данной статьи заключается в том, что по данным научных исследовний ВОЗ примерно 40% современных дошкольников имеют то или иное нарушение речи. Важно вовремя распознать наличие проблемы у ...

Особенности развития речи у современных первоклассников.

В статье изложены особенности речевого развития современных детей, идущих "первый раз в первый класс", возникающие у них трудности при обучении и основные направления логопедической коррекции, позволя...

Подготовка будущих первоклассников к овладению письменной речью

Если в Вашей семье подрастает ребёнок и где-то через год пора в школу, то возникает много вопросов. Один из них – какой литературой следует пользоваться, чтобы подготовить сына или дочь к школе.Многие...

Требования к устной речи будущего первоклассника

Знания и умения, необходимые для успешного обучения в школе...

Квест для родителей будущих первоклассников "Психологическая готовность школе. В семье - будущий первоклассник"

Что такое квест?  (англ. «guest» - поиск). Это разновидность игр, в которых герой проходит по запланированному сюжету, стремясь выполнить какое-то задание. Так и мы сегодня, постепенн...