Развитие речи у будущих первоклассников
консультация
Материалы для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.85 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие речи у будущих первоклассников»
Уважаемые родители, скоро Ваш ребенок станет первоклассником. Как определить его готовность к школе? Какими знаниями он должен владеть? Об этих и других вопросах мы поговорим сегодня.
Различается 4 этапа развития речи в норме:
Этапы развития речи в норме:
I. Подготовительный (от 0 до 1 года).
II. Преддошкольный (от 1 до 3 лет).
III. Дошкольный (3 – 7 лет).
IV. Школьный (от 7 до 17 лет).
I этап. Подготовительный (от 0 до 1 года).
Первой голосовой реакцией ребенка является крик.
В возрасте 2-х – 3-х месяцев у ребенка появляется гуление. Гуление – это воспроизведение отдельных звукоподражаний. Гуление у всех народов мира одинаковое.
В 5-ть – 6-ть месяцев гуление переходит в лепет. Если гуление затухает и не переходит в лепет – значит ребенок слабослышащий или глухой.
Лепет – начало собственной речи.
Ребенок не просто воспроизводит слоговые сочетания, а соотносит их с определенными предметами, признаками, действиями. Например, ба-ба-ба – бабушка; би-би - машина.
К концу 1-го года по данным доктора педагогических наук, профессора Аркина Ефима Ароновича ребенок понимает до 30-ти - 50-ти лепетных слов.
II этап. Преддошкольный (от 1 до 3 лет).
Для этого периода характерно появление предложений из отдельных аморфных слов-корней (1г. 3м. – 1г.8 м.) - однословная фраза. (бах)
1г.8м. - 1г. 10 м. – двухсловная фраза
Баба - ди (Бабушка, иди!).
Кука - бух (Кукла упала!).
К 2 годам ребенок говорит фразы и короткие предложения из 2 слов, используя прилагательные и местоимения. Активный словарный запас примерно 50-100 слов.
В 3 года ребенок должен говорить предложениями, объединенными по смыслу, употреблять правильно местоимения, активно использовать прилагательные и наречия. Его речь должна изменяться по родам и числам.
Словарный запас составляет 1000-1500слов. В это время постепенно формируется звукопроизношение и слоговая структура.
III этап. Дошкoльный (3 – 7 лет) - период наиболее интенсивного развития речи.
Расширяется активный словарный запас, формируются навыки словообразования и словоизменения, продолжают формироваться навыки звукопроизношения.
Возраст 3-х – 4-х лет – период физиологических недостатков звукопроизношения. Эти недостатки носят возрастной временной характер. Они обусловлены физиологическими особенностями строения речевого аппарата и исчезают самостоятельно.
Словарный запас 3-х летнего ребенка – от 400 до 800 слов.
К 4-м годам активный словарь составляет от 1300 до 2000 слов.
К 5-ти годам достигает 5000 слов.
К 6-ти летнему возрасту до 7000 слов.
Активный словарь 7-ми летнего ребенка не поддается точному учету.
К концу дошкольного возраста, к 7-ми годам у детей формируется речь, как полноценное средство общения.
Как отмечает Т.Б.Филичева, «…Если в этом возрасте ребенок допускает стойкий аграмматизм (гуляю с папой - гуляю папой; с мамой были в магазине - мамой были газине)– это является важным и убедительным симптомом, свидетельствующим о выраженном недоразвитии речевой функции.
Такие дети нуждаются в систематических логопедических занятиях до поступления их в школу».
IV этап. Школьный (от 7 до 17 лет).
В этот период совершенствуется связная речь и формируется письменная речь.
А мы возвращаемся к дошкольному этапу.
Для того, чтобы быть готовым к обучению чтения и письма необходимо развивать устную речь ребенка.
Во-первых, четкое звукопроизношение, сформировавшееся в норме к 4—5 годам. Однако, у большинства детей отмечаются определенные недостатки в произношении звуков. Это свистящие звуки: [с]—[с'], [з]—[з'], [ц], шипящие: [ш], [ж], [щ], [ч] и сонорные звуки [л]-[л'], [р]-[р'].
Согласно статистике речевых нарушений:
в 50-е годы отмечалось 17% детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями,
в 2010 году 52,5 %,
в настоящее время – 58%.
Если у ребенка имеются дефекты речи, их необходимо устранить до поступления в 1 класс, так как эти недостатки могут отразиться на письменной речи.
Во-вторых, сформированность слоговой структуры. До 3-х лет ребенок имеет право вместо слова велосипед сказать «весипед» или вместо сковорода – «скавада». Но после 3-х лет слоговая структура должна быть сформирована.
В-третьих, по данным исследователя детской речи Н.Х. Швачкина фонематический слух должен быть развит к 1 году 7 месяцам.
Напомню, что человек имеет 3 вида слуха: физический, музыкальный и фонематический.
Фонематический слух – это способность различать звуки родного языка в потоке речи.
Фонематический слух проверяется с парными согласными (Б//П, Д//Т, В//Ф, Г// К, Ж//Ш).
Например, ребенка просят повторить слоги: па-ба-па, да-та-та, и т.д.
При нарушенном фонематическом слухе ошибки отразятся на письме (бабушка - «папушка», туман – «думан», ветка – «фетка»).
В-четвёртых, сформированность фонематического восприятия к 5 годам:
- умение определять наличие или отсутствие звука в слове. Например, в слове РАК есть звук О?
- умение определять местоположение звуков в слове и их количество. Например, назови в слове РАК 1-ый звук, последний. Сколько всего звуков?
В-пятых, должна быть достаточно развита мелкая моторика.
Развивают мелкую моторику:
- пальчиковая гимнастика,
- рисование,
- конструирование,
- шнуровка,
- мозаика,
- работа с пластилином,
- кинезиологические упражнения.
В-шестых, владение связной речью:
- рассказ о себе:
- фамилия и имя (ребенок должен дифференцировать фамилию от имени и наоборот), дата рождения, домашний адрес, имя и отчество родителей, кем и где работают родители;
- описать игру, в которую играл(а);
- пересказать сказку …
В-седьмых, достаточно большой словарный запас:
- Ребенок должен дифференцировать вопросы: «что? кто?»,
- образовывать множественное число существительных: «дом-дома»; «звезда-звезды», «пень-пни», «ухо-уши»;
- обобщающие понятия: «белка, лиса, волк, медведь – это дикие животные»;
- образование новых слов при помощи уменьшительных –ласкательных суффиксов: «стол-столик», «стул-стульчик»;
- образование новых слов при помощи увеличительных суффиксов: «рука-ручища», «волк-волчище»;
- название детенышей животных;
- образование родственных слов: «зелень-зеленка-зеленый-зеленеть»;
- соотношение целого и его частей: «чайник: носик, ручка, крышка, дно»;
- знание предлогов (простые и сложные);
- глаголы, образованные звукоподражательным путем: «собака- лает, корова – мычит, комар – пищит, петух – кукарекает»;
- образование относительных прилагательных: «горка изо льда–ледяная, салат из моркови – морковный»;
- форма предмета: «арбуз круглый, а яйцо овальное, кубик квадратный, а крыша треугольная»;
- вкус предмета: «лимон кислый, а торт сладкий»;
- размер предмета: «дерево высокое, а куст низкий;
- образование притяжательных прилагательных: «у кошки хвост кошачий, у козы шерсть козья»;
- подбор слов с противоположным значением (антонимы): «грусть – радость, верх - низ»;
- подбор слов близких по значению (синонимы): «метель, пурга, вьюга, буран, метелица»;
- многозначность слов: «иголка может быть швейной, у ежика, у ели, у шприца»;
- переносное значение слов: «золотые руки – умелый, работящий человек», «болтлива, как сорока – болтливая женщина, многоговорящая»;
- происхождение слов: «подберезовик – гриб, растущий под березой».
Для того, чтобы ребёнок владел этими знаниями, я бы хотела порекомендовать следующие книги, в которых подобраны интересные игры и задания:
- Ирина Викторовна Скворцова «Логопедические игры»
- Виктория Семеновна Володина «Альбом по развитию речи».
- Татьяна Семеновна Резниченко «Занимательный букварь».
Уважаемые родители! Успешность Вашего ребенка зависит только от Вас. Помогите ему, и в будущем Вы увидите высокий результат знаний и благодарности!
Учитель-логопед Родина Л.С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка будущих первоклассников к овладению письменной речью
советы родителям будущих первоклассников...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/05/picture-113615-1357396010.jpg)
"Будущие первоклассники" мероприятие для проведения на летней досуговой площадке для будущих первоклассников.
"Будущие первоклассники" мероприятие для проведения на летней досуговой площадке для будущих первоклассников. Ступени - испытания психологически подготовят первоклассников к новому этапу их жизни....
Статья на тему: "Речь будущего первоклассника. Профилактика нарушений письма и чтения."
Актуальность данной статьи заключается в том, что по данным научных исследовний ВОЗ примерно 40% современных дошкольников имеют то или иное нарушение речи. Важно вовремя распознать наличие проблемы у ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/14/picture-164299-1355499091.jpg)
Особенности развития речи у современных первоклассников.
В статье изложены особенности речевого развития современных детей, идущих "первый раз в первый класс", возникающие у них трудности при обучении и основные направления логопедической коррекции, позволя...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/29/picture-531241-1427625271.jpg)
Подготовка будущих первоклассников к овладению письменной речью
Если в Вашей семье подрастает ребёнок и где-то через год пора в школу, то возникает много вопросов. Один из них – какой литературой следует пользоваться, чтобы подготовить сына или дочь к школе.Многие...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/24/picture-646257-1643011608.jpg)
Требования к устной речи будущего первоклассника
Знания и умения, необходимые для успешного обучения в школе...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/20/picture-940572-1505901323.jpg)
Квест для родителей будущих первоклассников "Психологическая готовность школе. В семье - будущий первоклассник"
Что такое квест? (англ. «guest» - поиск). Это разновидность игр, в которых герой проходит по запланированному сюжету, стремясь выполнить какое-то задание. Так и мы сегодня, постепенн...