МИФЫ РОДИТЕЛЕЙ МАЛЫШЕЙ
консультация

Каримова Римма Фагимовна

 РЕБЕНОК НИКОМУ НИЧЕГО НЕ ДОЛЖЕН,                                      
                                 ИЛИ МИФЫ РОДИТЕЛЕЙ МАЛЫШЕЙ

Миф №1. СЕЙЧАС ВСЕ ДЕТИ ПОЗДНОГОВОРЯЩИЕ.
Когда приводите такие высказывания, называйте фамилии известных ученых, врачей, психологов, педагогов, которые провели исследования и доказали это. Нет таких ученых! Нет таких исследований!

Развитие речи в онтогенезе (в норме) изучалось многими отечественными учеными (Д.Б. Эльконин, Н.Х. Швачкин, В.И. Бельтюкова, А.Н. Гвоздев, А.А. Леонтьев, С.Н. Цейтлин. ) и опирается на серьезные научные труды. Оно не изменилось ни за последние десятилетия, ни за последние годы и не может измениться, потому что возникновение и развитие речи, прежде всего, зависит от определенной степени зрелости коры головного мозга и определенного уровня развития органов чувств (слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса, речедвигательного и речеслухового анализаторов). И с тем, и с другим у большей части малышей сейчас возникают серьезные проблемы. И вот это как раз подтверждают исследования.

Вот данные из статьи современного ученого И. Б.Карелиной:
"От года к году число детей, имеющих различные речевые нарушения, значительно увеличивается. За последние 20 лет нами было обследовано 23963 ребенка в возрасте от 1,5 до 7 лет. Из них лишь 31 % имели нормальное речевое развитие и 63 % – различные речевые нарушения, в том числе такие, как дизартрия и алалия, а также 6 % детей имели различные психические и сенсорные нарушения, такие как аутизм, нарушения интеллектуального развития и тугоухость".

К сожалению, за последние несколько лет ситуация ухудшилась. И по данным Министерства просвещения уже 87 % малышей имеют задержки речевого развития. И только у полутора процентов это обыкновенная темповая задержка, когда ребенок может неожиданно "разговориться" сам. В остальных случаях речь идет о серьезной, как правило органической патологии.

Миф № 2. НАШ СОСЕД НЕ ГОВОРИЛ ДО ПЯТИ ЛЕТ, А ПОТОМ КАК РАЗГОВОРИЛСЯ.
Профессор Е. П. Харченко пишет по этому поводу: "Дети, которые самостоятельно, без коррекции, начинают говорить с 3-х лет и позже, которых в пример ставят некоторые обыватели "а вот наш сосед в 3,5 заговорил, и у него все хорошо" - это КОМПЕНСИРОВАННЫЕ ДЕТИ. Значит, либо мозговая дисфункция была небольшая, и мозг смог сам наладить функцию речевой зоны, либо причина была в дефицитарном развитии - педагогической запущенности, или неврозе (психологической проблеме). В любом случае, когда эти дети приходят в школу, в большинстве они приобретают диагнозы СДВГ (синдром гиперактивности и дефицита внимания), дисграфию, дислексию - нарушение процессов восприятия чтения и письма". Помните, что сейчас таких детей не более полутора процентов! Кроме того, при обучении в школе эти дети редко бывают успешными.

Не стоит верить мамам, которые говорят: "А вот мой...", "А вот мои ...". Это смешно! Ученые делают выводы, проведя исследования на тысячах и десятках тысяч детей. Верьте только специалистам.

Миф № 3. РЕБЕНОК НИКОМУ НИЧЕГО НЕ ДОЛЖЕН.
Не должен. Конечно же! Но если ребенок развивается нормально, и его мозг развивается нормально, и все его органы чувств развиваются нормально, то в период с 1 года до 1 года и 2 месяцев у него появится два десятка первых слов, а в период с 1,5 лет до 1года и 9месяцев у него появятся первые предложения из двух слов: "Дай биби!", "Сиди тут", "Хочу пить" (может звучать так: "Атю пить" и "Хатю пить").
Профессор Харченко говорит о том, что "если у ребенка в 2 года нет фразовой речи – значит у него дисфункция речевых зон мозга или более серьезная причина задержки развития, поэтому бездействие и неправильная реабилитация приводят к последствиям, которые после 6 лет уже невозможно компенсировать. Пластичность мозга наиболее активна именно до 6 лет. Если ребенка привели в 2-2,5 года, то шанс того, что он выйдет в норму, очень высокий, а если привели в 4-5 лет, то уже осталось год-два, и за это время можно только улучшить его состояние, а не максимально восстановить, реабилитировать, как при раннем обращении".

Миф № 4. РЕБЕНОК НЕ ХОЧЕТ ГОВОРИТЬ.
Если ребенок не говорит, он НЕ МОЖЕТ ГОВОРИТЬ, и для этого есть серьезные причины, которые необходимо выявить и устранить как можно быстрее. Чем дольше ребенок остается безречевым, тем сложнее ему помочь.

Если вы видите, что ребенок не говорит полтора-два десятка слов к полутора годам, если у него нет предложений в речи в два года, ищите хороших специалистов, которые работают с малышами. Не теряйте времени, чтобы не лишить ребенка будущего! Не говорите, что логопеды работают с детьми только с пяти лет. Есть детские сады, в которые набирают детей с пяти лет. Но есть логопеды работают с малышами, начиная с года и даже раньше, есть центры помощи родителям с детьми раннего дошкольного возраста во всех регионах.

Вот дорожная карта для вас:
Если ребенок не говорит в два года, необходимо обратиться к следующим врачам-специалистам:
• неврологу;
• оториноларингологу, сурдологу (потому что иногда причина задержки речевого развития – это нарушение слуха);
• психиатру.
Если участковый педиатр сочтет нужным, он направит ребенка еще и к гастроэнтерологу, аллергологу, мануальному терапевту и другим специалистам.

По назначению специалистов необходимо пройти все функциональные исследования, которые будут назначены. А это могут быть следующие исследования:
• нейросонография головного мозга(НСГ);
• компьютерная томография (КТ) или магниторезонансная томография головного мозга (МРТ);
• ультразвуковое исследование головного мозга (УЗИ);
• электроэнцефалография (ЭЭГ);
• ультразвуковая диагностика сосудов шеи и головы (УД);
• спондилография шейного отдела позвоночника в трех проекциях;
• исследования слуха (КСВП, АСВП).

Проводить лечение, назначенное специалистами в полном объеме.

Сочетать лечение с коррекционными занятиями у логопеда. Если логопедом будет рекомендовано обращение к нейропсихологу или дефектологу, выполнить эту рекомендацию и начать занятия с нейропсихологом или дефектологом.

В соответствии с рекомендациями логопеда организовать домашние развивающие занятия с крохой, сопровождать весь процесс ухода за ребенком потешками и пестушками, петь ребенку колыбельные, читать русские народные сказки, играть в игры с пальчиками, подвижные игры, игры для развития сенсорики.

Абсолютно исключить пребывание ребенка у гаджетов                                                      

И не говорите что ребенок привык. Это вы его приучили! Ограничить время пребывания ребенка у экрана телевизора до 10 минут при условии, что это будет просмотр соответствующих возрасту ребенка мультфильмов.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Малыш подрос.

Консультация для родителей Малыш подрос....

СПОРТИВНЫЙ ПРАЗДНИК С РОДИТЕЛЯМИ «МАЛЫШ И КАРЛСОН»

Формирование представлений о здоровом образе жизни об охране здоровья. Воспитание дружеских взаимоотношений между детми и родителями...

Родителям малышей о диагностике речевого развития.

Тест речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста: слова и жесты ( от 8 месяцев до 1,5 лет)....

Консультация для родителей "Что нужно знать родителям о развитии речи малыша"

Консультация о нормах и этапах развития речи ребенка раннего возраста...

Буклет для родителей малышей от 2 месяцев до 1 года

В буклете кратко представлена информация о том, как развивать ребенка  от рождеия до 1 года...