Доклад для родительского собрания " «Функциональная грамотность как образовательный результат»
учебно-методическое пособие

Надежда Васильевна Медведева

Доклад  для родительского собрания " Функциональная грамотность как образовательный результат". Раскрывается значение этой образовательной технологии, а так же практическое ее применение  не только в рамках урочной и внеурочной деятельности в школе, но и за пределами, в обычной жизни Ваших детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_rod_sobranie.docx26.03 КБ
Файл dlya_vystupleniya.pptx2.85 МБ

Предварительный просмотр:

Выступление на родительском собрании по теме:

«Функциональная грамотность  как образовательный результат»

Добрый вечер, уважаемые родители!

Не секрет, что в последнее время в школе уделяют большое количество времени разным инновационным продуктам. Вполне возможно, что термин «функциональная грамотность» знаком Вам и из средств массовой информации, и из уст Ваших детей.

Вот и хочется  раскрыть значение этой образовательной технологии, а так же практическое ее применение не только в рамках урочной и внеурочной деятельности в школе, но и за ее пределами, в обычной жизни Ваших детей.

Новый термин «функциональная грамотность», несомненно, вызывает большое количество вопросов со стороны родителей. Особую озабоченность вызывают следующие вопросы:

  • Что такое формирование функциональной грамотности?
  • Зачем это моему ребенку и как это применять в  жизни?
  • На каких уроках этому будут обучать?
  • Не приведет ли это к увеличению нагрузки на детей в виде дополнительных домашних заданий и контрольных работ?

Я постараюсь последовательно ответить на эти вопросы и показать, что этот образовательный феномен сможет только расширить возможности обучения для Ваших детей и принести огромную практическую пользу.

В далеком 1957 году ассоциация ЮНЕСКО впервые использовала это понятие, которое предполагало наличие базовых навыков чтения, счета и письма. Именно эти навыки позволяют человеку решать простейшие бытовые задачи.

Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:

«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Если Вы умеете применять знания, полученные в школе для эффективного решения собственных жизненных задач И/ИЛИ умеете находить нужные для этого знания, сведения, информацию, то Вы – ФУНКЦИОНАЛЬНО ГРАМОТНЫЙ ЧЕЛОВЕК.

- Вы спросите, для чего нужна функциональная грамотность?

 Функциональная грамотность ПОМОГАЕТ:

• адекватно выбрать будущую профессию;

• решать бытовые задачи,

• взаимодействовать с людьми,

• организовывать деловые контакты,

• выбирать программы досуга,

• ответственно относиться к обязанностям гражданина,

• ориентироваться в культурном пространстве,

• использовать имеющиеся навыки при организации разных видов путешествий,

• контактировать с различными социальными структурами и организациями,

• взаимодействовать с природной средой.

Функциональная Неграмотность заключается в том, что человек не может выбрать нужный товар  в магазине, ему трудно заполнить документы, квитанции, оплатить счета за электроснабжение, трудно разобраться с инструкцией к электроприборам, не может освоить компьютер, телефон и т.д.

В России международные эксперты обозначили уровень функциональной неграмотности в пределах от 25 до 40 % от общего количества населения страны

           С помощью исследования PISA выявлены проблемы российского образования, приведём примеры некоторых из них:

• около 30 % наших учащихся не приступали к выполнению заданий, предполагавших свободную форму ответа;

• только около трети школьников готовы высказывать свое мнение в связи с прочитанным текстом;

• отсутствие целенаправленной работы по формированию умений работать с различными источниками информации;

• низкий уровень работы с информацией, представленной в диаграммах, таблицах, графиках, рисунках и др.;

• большинство российских учащихся не умеют применять полученные знания в реальных ситуациях.

Делаем вывод, что  под функциональной грамотностью в современном мире подразумевается способность человека использовать свои знания и приобретенные навыки для решения самого широкого спектра жизненных задач. Такие задачи становятся все сложнее и сложнее. Поэтому так важно становится умение адаптироваться к постоянно меняющимся условиям и вызовам общества.

Современная школа (как средняя, так  и высшая) зачастую  дает огромный багаж знаний в различных сферах науки, но теоретические знания и практическое использование полученной информации, к сожалению, далеко не всегда идут рука об руку.

Вот вам пример Во время одной вечеринки для создания необычного эффекта «парения» устроителями праздника в бассейн с водой, был добавлен сухой лед. Однако организаторы не учли, что выделяющийся при химической реакции углекислый газ тяжелее воздуха, а значит, перекрывает доступ кислорода к людям, находящимся в бассейне. Участники этой вечеринки, находящиеся в бассейне получили травмы дыхательных путей .

 Самым жутким является тот факт, что одной из участниц была девушка, окончившая химико-фармацевтическую академию, но она не смогла применить свои знания по химии  и физиологии, чтобы предотвратить трагедию.

Случай этот трагичный, но, к сожалению, наши дети  достаточно часто сталкиваются с ситуациями, когда они не могут применить полученные знания и навыки как в быту, так и в профессиональной деятельности. Основной задачей формирования функциональной грамотности как раз и является  преодоление  той пропасти, которая  лежит между багажом накопленных знаний и способностью их применения в реальной жизни.

Необходимость учиться для жизни, а не для школы – вот что лежит в основе функциональной грамотности.

Функциональная грамотность делится на несколько составляющих:

  • Математическая грамотность
  • Читательская грамотность
  • Естественно-научная грамотность
  • Финансовая грамотность
  • Глобальные компетенции
  • Креативное мышление

Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.

Важнейшим направлением является читательская грамотность, в которой проявляется способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

Если раньше одним из главных показателей успешности ученика начальных классов была скорость его чтения, то сейчас учителя руководствуются такими параметрами, как качество чтения, его осмысленность и умение ориентироваться в тексте и продолжить рассуждения. Всё это имеет прямое отношение к функциональной грамотности.

Теперь поговорим о самих заданиях на формирование функциональной грамотности. Они отличаются от традиционных задач, так как это задачи вне предметных областей, но при этом опираются как на знания, так  и на жизненный опыт учащегося. Отличаются формулировками, часто носят проблемный характер, имеют множество решений.  Все задания составлены простым, понятным школьнику языком. В задании моделируется жизненная ситуация, сопровождаемая дополнительными средствами визуализации – графиком, схемой, рисунком или фото.

Задания такого вида постепенно вводятся в разные предметные области, учащиеся начинают встречать их на разных уроках.

В качестве примера могу привести задачи из экзамена по математике для 9-классников, где по рисунку-схеме приусадебного участка предлагается ответить на вопросы различного характера, от простейших:

- Где располагается сарай или теплица?

(Учащиеся по схеме и описанию участка находят номер объекта)

до более сложных, требующих математических вычислений:

- Сколько упаковок плитки требуется купить для мощения дорожки, при условии, что в упаковке находится 3 кв.м. плитки?

(Необходимо вычислить  площадь дорожки и произвести деление с остатком)

Какие сложности, могут возникнуть  у учащихся при выполнении задач такого вида?

Умение рассмотреть схему и соединить с ней текст. Умение выделить ключевую информацию и понять, как именно записать ответ.

К сожалению, зачастую именно неумение правильно прочитать задание ведет к неправильному выполнению задачи не только по математике, но и по другим предметам учебного цикла. Вне школьных рамок мы встречаемся с ситуациями, когда не только учащиеся, но и взрослые, успешные и образованные люди, испытывают затруднения при заполнении форм или заявлений. А отвечает за эти умения именно функциональная грамотность.

Когда же необходимо начинать формировать функциональную грамотность?

Безусловно, с первых шагов ребенка в школе – с первого класса, когда он сталкивается с первыми задачами по математике, с первыми схемами и рисунками по окружающему миру, таблицами или правилами по русскому языку…

Именно поэтому понятие формирования функциональной грамотности было включено в стандарты начального и основного общего образования  приказом Министерства Образования  от 31 мая 2021 года.

На данный момент самый большой банк заданий по функциональной грамотности находится на электронной платформе Российской Электронной Школы:

Современное общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы в быстроменяющихся условиях, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов.

Как известно, выделяют пять способов развития навыков функциональной грамотности современного человека.

Критично мыслить: ставить под сомнение факты, которые не проверены официальными данными или источниками, обращать внимание на конкретность цифр и суждений. Задавать себе вопросы: точна ли услышанная или увиденная информация, есть ли у нее обоснование, кто ее выдает и зачем, какой главный посыл.

Развивать коммуникативные навыки: формулировать главную мысль сообщения, создавать текст с учетом разных позиций – своей, слушателя (читателя), автора. Выступать перед публикой, делиться своими идеями и выносить их на обсуждение.

Участвовать в дискуссиях: обсуждать тему, крутить ее с разных сторон и точек зрения, учиться понятно для собеседников выражать свои мысли вслух, изучить стратегии убеждения собеседников и ведения переговоров. Участвовать в конференциях и форумах.

Расширять кругозор: разбираться в искусстве, экологии, здоровом образе жизни, влиянии науки и техники на развитие общества. Как можно больше читать книг, журналов, изучать экспертные точки зрения. Можно периодически проверять свои знания в викторинах, интеллектуальных играх, участвовать в географических диктантах или тотальных диктантах по русскому языку.

Организовывать процесс познания: ставить цели и задачи, разрабатывать поэтапный план, искать нестандартные решения, анализировать данные, делать выводы.

О функциональной грамотности сегодня говорят всё больше. И это логично: мир с каждым годом становится более наполненным информацией, и детей нужно учить ориентироваться в ней , что бы решать сложные жизненные задачи.

В нашем школе введен данный курс  в начальном общем образовании и  5-6 классах средней школы, но весь педагогический состав не остается в стороне и учителя стараются включать задания  на развитие функциональной грамотности на своих уроках.

Такие задания интегрированы в предметные курсы и не приводят к увеличению домашних заданий

Делая выводы можно сказать, что введенный новый учебный курс   Функциональная грамотность не дань моде,  а благо и необходимость  для  подрастающего поколения

Еще в IV веке до нашей эры древнегреческий философ Аристипп, ученик и друг Сократа, говорил о том, что «детей надо учить тому, что пригодиться им применять в жизни, когда они вырастут».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ». Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь!

Слайд 5

«Функциональная грамотность » Это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. А.А. Леонтьев

Слайд 6

Функциональная грамотность помогает: выбрать будущую профессию решать бытовые задачи взаимодействовать с людьми ориентироваться в культурном пространстве взаимодействовать с природной средой

Слайд 7

Функциональная Неграмотность Модель оценки функциональной грамотности PISA-201 9

Слайд 8

функциональная грамотность Общая грамотность Коммуникативная Информационная Компьютерная Грамотность при решении бытовых проблем Считать без калькулятора Отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов. Написать сочинение, рефераты Выбирать продукты, товары и услуги Использовать различные технические бытовые устройства пользуясь инструкциями Ориентироваться и незнакомом городе ,пользуясь справочником, картой Работать в группе, команде, умение договариваться, согласовывать действия Расположить к себе других людей Находить и отбирать информацию из книг, энциклопедий и др. Использовать информацию из СМИ( газеты, журналы, телевидение) Читать чертежи, схемы, графики Искать информацию в сети Интернет Пользоваться электронной почтой Создавать и распечатывать тексты

Слайд 9

Необходимость учиться для жизни, а не для школы – вот что лежит в основе функциональной гр амотности

Слайд 10

« Основные направления формирования функциональной грамотности » 1 Математическая грамотность 2 Читательская грамотность 3 Естественнонаучная грамотность 4 Финансовая грамотность 5 Глобальные компетенции 6 Креативное мышление

Слайд 11

Читательская грамотность способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни Естественнонаучная грамотность способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и ф ормулирования основанных научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой Математическая грамотность способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения присущие созидательному , заинтересованному и мыслящему гражданину Базовый навык функциональной грамотности

Слайд 12

Глобальные компетенции Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных) и эффективных (действенных, результативных, экономичных, оптимальных ) Решений. Креативное мышление Э то многогранная цель обучения на протяжении всей жизни. Глобально компетентная личность способна изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия. Финансовая грамотность Выработка целесообразных моделей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, связанных с финансами. Формирование представлений о возможных а льтернативных решениях личных и семейных финансовых проблем.

Слайд 13

Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 "Об утверждении федерального образовательного стандарта НОО и ООО» ФГОС НОО и ООО (новый) С 1 сентября 2022 года начнут действовать ФГОС в каждой школе, а обучающиеся, которые будут приняты на обучение в первые и пятые классы в 2022 году, будут учиться уже по обновленным ФГОС.

Слайд 15

Функциональная грамотность не дань моде , а благо и необходимость для подрастающего поколения.

Слайд 16

«Детей надо учить тому, что пригодиться им применять в жизни, когда они вырастут». ф илософ Аристипп


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад к родительскому собранию

Доклад на родительском собрании: « Повышение роли                 родителей в воспитательно-образовательном проц...

Доклад на родительском собрании "Сила родительского примера"

Материал данного доклада можно применять учителям на родительских собраниях....

Проблемный доклад для родительского собрания: "Родительский авторитет".

Доклад с которым я выступала на общешкольном родительском собрании: "Влияние родительского авторитета на фомирование личности ребенка"...

Доклад для родительского собрания (презентация к докладу в разделе видео)

Кондиционная физическая подготовленность, как основной показатель физического здоровья...

Доклад на родительское собрание "Родительский контроль "

Информация об организации родительского контроля за использованием ребёнкомкомпьютера....

Доклад на родительское собрание "Сила родительского приема"

Главную роль в воспитании ребенка играет воспитательная сила семьи, родительский пример.Семья становится коллективом, в котором ребенок получает первые уроки гуманизма, трудолюбия, гражданственности.М...