ПАМЯТКИ для родителей
методическая разработка

Милитенко Елена Сергеевна

Предварительный просмотр:

Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции?
Как научить ребенка владеть собой?

Картинки по запросу как помочь преодолеть ребенку негативные эмоции

Многие взрослые, не говоря уже о детях, не могут описать, что творится в их душе, чем они недовольны. А ведь если человек умеет оценить свое душевное состояние, будет легче и окружающим, и ему самому. 

Попробуйте следующие упражнения для развития умения понимать себя. 
(Вы тоже можете делать их вместе с ребенком).

  • Скажите ребенку: «Прислушайся к себе. Если бы твое настроение можно было покрасить, то какого бы цвета оно стало? На какое животное или растение похоже твое настроение? А какого цвета радость, грусть, тревога, страх?» Можно вести «Дневник настроений». В нем ребенок каждый день (можно и несколько раз в день) будет рисовать свое настроение. Это могут быть рожицы, пейзажи, человечки, что ему больше понравится.
  • Нарисуйте контур человечка. Теперь пусть ребенок представит, что человечек радуется, пусть он заштрихует карандашом то место, где, по его мнению, в теле находится это чувство. Затем также «прочувствуйте» обиду, гнев, страх, счастье, тревогу и т.д. Для каждой эмоции ребенок должен выбрать свой цвет. Зарисовывать можно и одного человечка, и разных (например, если счастье и радость ребенок захочет расположить в одном месте).
  • Обсудите с ребенком способы выражения гнева. Пусть он (и Вы сами) попробует ответить на вопросы:
    1. Что тебя может разозлить?
    2. Как ты себя ведешь, когда злишься?
    3. Что чувствуешь в состоянии гнева?
    4. Что ты сделаешь, чтобы избежать неприятностей в эти минуты?
    5. Назови слова, которые говорят люди, когда злятся.
    6. А если ты слышишь обидные для себя слова, что чувствуешь, что делаешь?
    7. Какие слова для тебя самые обидные?
    Желательно записывать ответы, чтобы потом обсудить с ребенком. Например, какие слова можно употреблять, разозлившись, а какие не стоит, т.к. они слишком резкие, неприятные.

 

Чтобы научиться справляться с гневом, существуют специальные методики и упражнения. 

1. Стройте вместе с ребенком «рожицы» перед зеркалом. Изображайте различные эмоции, особо обратите внимание на мимику гневного человека. 

2. Нарисуйте вместе запрещающий знак «СТОП» и договоритесь, что как только ребенок почувствует, что начинает сильно сердиться, то сразу достанет этот знак и скажет вслух или про себя «Стоп!» Вы сами тоже можете попробовать использовать такой знак для обуздания своего гнева. Использование данной методики требует тренировки в течение нескольких дней, чтобы закрепился навык. 

3. Чтобы научить ребенка спокойно общаться с людьми, поиграйте так: возьмите в руки какой-нибудь привлекательный предмет (игрушка, книга). Задача ребенка – уговорить Вас отдать этот предмет. Вы отдаете вещь, когда захотите. Игру потом можно усложнить: ребенок просит только с помощью мимики, жестов, но без слов. Можно поменяться местами – Вы просите у ребенка. После окончания игры обсудите, как легче просить, какие приемы и действия повлияли на Ваше решение отдать игрушку, обсудите чувства, которые испытывали игроки. 

4. Учите ребенка (и себя) выражать гнев в приемлемой форме.
Объясните, что обязательно надо проговаривать все негативные ситуации с родителями или с друзьями. Научите ребенка словесным формам выражения гнева, раздражения («Я расстроен, меня это обидело»).
Предложите воспользоваться «чудо-вещами» для выплескивания негативных эмоций:

– чашка (в нее можно кричать);

– тазик или ванна с водой (в них можно швырять резиновые игрушки);

– листы бумаги (их можно мять, рвать, с силой кидать в мишень на стене);

– карандаши (ими можно нарисовать неприятную ситуацию, а потом заштриховать или смять рисунок);

– пластилин (из него можно слепить фигурку обидчика, а потом смять ее или переделать);

– подушка (ее можно кидать, бить, пинать). Выделите отдельную подушку «для разрядки», можно пришить к ней глаза, рот; не стоит использовать для этой цели мягкие игрушки и кукол, а вот боксерская груша подойдет. 

Все эти «чудо-вещи» могут быть использовании и взрослыми!!! 

5. Средство «быстрой разрядки» Если видите, что ребенок перевозбужден, «на грани», то попросите его быстро побегать, попрыгать или спеть песенку (очень громко). 

6. Игра «Обзывалки».
Чтобы исключить из повседневного общения обидные слова, обзывайтесь! Кидая друг другу мяч или клубок, обзывайтесь необидными словами. Это могут быть названия фруктов, цветов, овощей. Например: «Ты –одуванчик!», «А ты тогда – дыня!» И так до тех пор, пока поток слов не иссякнет. 
Чем помогает такая игра? Если Вы разозлитесь на ребенка, захотите его «проучить», вспомните веселые «обзывалки», возможно даже назовите ребенка, ему не будет обидно, а Вы получите эмоциональную разрядку. Когда, имея навык такой игры, малыш назовет обидчика «огурцом» (а не ...), Вы, несомненно, почувствуете удовлетворение. 

Учите управлять ребенка своим эмоциями

  • Можно сильно сжать кулаки, напрячь мышцы рук, затем постепенно расслабляться, «отпуская» негатив.
  • Можно представить себя львом! «Он красив, спокоен, уверен в своих силах, голова гордо поднята, плечи расправлены. Его зовут как тебя (ребенка), у него твои глаза, тело. Ты – лев!»
  • Сильно-сильно надавить пятками на пол, все тело, руки, ноги напряжены; зубы крепко сцеплены. «Ты – могучее дерево, очень крепкое, у тебя сильные корни, которые уходят глубоко в землю, тебе никто не страшен. Это поза уверенного человека».
  • Если ребенок начинает злиться, попросите его сделать несколько медленных вдохов-выдохов или сосчитать до 5-10.

Вы уже поняли, что загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать, очень вредно? Следствие таких действий – заболевания сердца, неврозы, повышенное давление в старшем возрасте плюс непонимание окружающих, высокая раздражительность, агрессивность, проблемы общения. Поэтому учите ребенка и учитесь сами показывать эмоции, «выплескивать» их без вреда для окружающих. Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического), а умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя.



Предварительный просмотр:

http://psiholog-praktik20.ru/wp-content/uploads/2015/11/52e34ff75e79.jpg

Возрастные кризисы совершенно необходимы  для психического развития человека.

Один из таких  кризисов - переходный возраст – это переход от детства к взрослому состоянию.

 В этот период  у  ребенка стремительно растет, видоизменяется тело, становятся другими эмоциональные проявления,  изменяются мышление, потребности и поведение.

Очень важно для подростка в этот период  —  приобщение к миру взрослых, а  этого он может достичь только через противопоставление себя родителям.

Ему очень трудно, его буквально раздирают противоречия.

С одной стороны подросток  отстраняется от родителей, с другой стороны  отчаянно нуждается в их признании и поддержке.

 С одной стороны, невзирая на опасности и запреты  проверяет мир на прочность, испытывает собственные возможности, с  другой стороны пытается найти новую правильную  дистанцию  с  матерью и отцом  - стать более  автономным и равным с ними.

Избежать непонимания и конфронтации можно, если родители идут навстречу подростку,  меняя прежние семейные правила: ребенку разрешается слушать ту музыку, которую хочется, иногда запираться в своей комнате, переставлять там мебель, иметь карманные деньги, в некоторых случаях не ночевать дома.

 Это позволяет подростку чувствовать себя увереннее,  способствует его взрослению и постепенному отделению от родителей (сепарации).

Серьезные семейные конфликты в этот период  часто могут  говорить  о накопившихся между  супругами разногласиях, которые не имеют прямого отношения к переходному возрасту  ребенка.

Бывает, что подросток ничем не провоцирует родителей и вообще ведет себя очень тихо.

Это вполне естественно, если  причина — психофизиологическая незрелость, замедленное половое созревание.

Такое поведение обычно  возникает в тех семьях, когда ребенок  очень привязан к родителям  и избегает отделения от них, будто выход в «большой мир» представляет для него опасность.

Иногда подростку просто «не выгодно» расти, если он бессознательно чувствует, что у него есть особая роль в семье.

 Например, он ощущает себя связующим звеном между родителями: если он их оставит, то семья рухнет, родители разведутся.

Подростковая злость — это проявление тоски по любви и отсутствия свободы в проявлении своей любви.

Подростки могут испытывать страх: не отвергнут ли меня, если я доверюсь родителям?

 Вдруг они злоупотребят моим доверием, используют его против меня или моих друзей? Если такие опасения подтверждаются хотя бы однажды, подросток увеличивает дистанцию (часто непроизвольно), а родители, чувствуя, что «теряют» ребенка, усиливают контроль, провоцируя его на дальнейшее отдаление, вместо того чтобы искать компромиссы.

Переходный возраст — это в каком-то смысле проверка на любовь.

Со стороны подростка — часто    провокативная:

«А если я так поступлю, вы меня примете? А если я вот так теперь сделаю, вы еще будете меня любить?..»

Иногда  детям приходится идти на многое, чтобы на них обратили внимание.

Это период противоречивых желаний: хочется одновременно ничего не делать и достигнуть успеха, хочется избавиться от родителей, и одновременно существует потребность в них.

Поведение ребенка должно вызвать беспокойство, если он на протяжении многих месяцев не развивается интеллектуально, физически или социально.

 Мягкие формы  протеста — это демонстрация новых черт своей личности, нового стиля поведения: избыток косметики,  длинные или очень короткие волосы, рваные джинсы, громкая музыка, курение, нецензурная лексика, грубость, хамство.

 Крайние, порой опасные формы поведения: уходы из дома, отказ от учебы, разного рода зависимости (от игромании до наркомании), попытки суицида.

Суицид — это символическая форма ухода, попытка вырваться из семейной системы, одна из форм сепарации.

 Этим шагом ребенок говорит: раз вы не дали мне больше любви, не услышали мой крик о помощи (не обратили внимания на мой уход из дома, не изменили правила в семье, не заметили, что я стал другим), тогда я уйду из жизни.

 И нередко лишь после демонстративной попытки суицида  родители, наконец,  обращаются к ребенку: давай сядем и поговорим, мы хотим знать, как ты хочешь жить, как хочешь, чтобы мы жили.

Иногда, боясь потерять контакт с ребенком, родители начинают многое ему позволять.

 И тогда  им становится еще сложнее добиться понимания и послушания, так как молодые люди все охотнее дерзят, идут на провокации. Однако терпеть  хамство, и грубость — значит оставить подростка пленником своих эмоций, часто жестоких и противоречивых.

Когда не существует рамок, он становится заложником сиюминутных желаний, вместо того чтобы учиться планировать свою жизнь.

 Родители духовно, телесно, финансово отвечают за ребенка, и они обязаны ставить ограничения — это вопрос безопасности и ответственности.

 Ребенок должен ночевать дома, или родители должны знать точно, где он находится, чтобы в любой момент с ним связаться.

 Если ребенка просто ставить перед фактом, он, скорее всего, взбунтуется, поэтому правила и санкции лучше с ним согласовывать, стараясь прийти к компромиссу.

Каждый держит слово и отвечает за свои поступки.

Для родителей поиск компромиссов — это вопрос доверия к ребенку, для подростка — сигнал о том, что у него есть тыл, где его всегда примут.

 Что бы ни случилось, он должен чувствовать, что дома его любят — любого.

Родителям легче пережить сепарацию  ребенка, поддерживая и успокаивая друг друга: не волнуйся так, посмотри, какой он (она) уже взрослый(ая). Если семья неполная, можно опереться на родных и друзей.

Идеально, если дети, когда вырастут, живут отдельно от родителей, но с удовольствием с ними общаются тогда, когда чувствуют в этом потребность.



Предварительный просмотр:

Тревожные дети

 

В психологии под тревожностью понимается «устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении длительного времени», эмоциональный дискомфорт.

Виды тревожности

Тревожность как качество личности. Присуща ребенку-астенику, который склонен к пессимизму. Чаще всего такой подход к жизни перенимается от близких. Такой ребенок очень похож на своих родителей.

Пример. Мама 7-летней девочки жаловалась, что дочь не может подойти к учительнице что-то спросить, плачет при расставании. Во время разговора речь женщины была тихой и прерывистой, на глазах – слезы.

В подобных случаях трудно понять до конца, что в поведении ребенка является результатом воспитания, а что передалось по наследству. Многое зависит от врожденных особенностей характера, например, такая тревожность свойственна детям с темпераментом меланхолика. Такой ребенок всегда будет испытывать некий эмоциональный дискомфорт, он медленно адаптируется к тем или иным ситуациям, а любое изменение в привычной жизни надолго лишает его душевного равновесия.

Тревожность ситуативная связана с конкретной ситуацией, является результатом каких-то событий. Например, после болезненной процедуры у врача ребенок начинает бояться всех врачей. Часто дети, независимо от возраста, боятся самостоятельно делать покупки в магазине. Зная о предстоящем походе в магазин, ребенок заранее расстраивается, у него портится настроение, он предпочитает остаться без конфеты, чем покупать ее самостоятельно.

Ситуативную тревожность можно свести к минимуму, но совсем избавиться от нее получается не у всех – у многих взрослых осталась тревога перед посещением врача, или контрольной работой.

Школьная тревожность – разновидность ситуативной тревожности. Ребенка волнует и беспокоит все, что связано со школой. Он боится контрольных работ, отвечать у доски, получить двойку, ошибиться. Такая тревожность часто проявляется у детей, родители которых предъявляют завышенные требования и ожидания, у детей, которых сравнивают с более успешными сверстниками. Такая тревожность часто встречается в классах шестилеток – такие маленькие дети могут плакать из-за незначительных затруднений (забыл линейку, не понял, что делать, родители пришли на пять минут позже и т.д.). Становясь старше, ребенок менее эмоционально реагирует на трудности, чувствуя себя более компетентным, он меньше боится перемен и быстрее адаптируется к изменениям.

Типы тревожных детей

Картинки по запросу тревожные дети

Невротики. Дети с соматическими проявлениями (тики, заикания, энурез и т.д.). Проблема таких детей выходит за рамки компетенции психолога, необходима помощь невропатолога, психиатра.

Таким детям необходимо давать выговориться, просить родителей не заострять внимание на соматических проявлениях. Необходимо создать для ребенка ситуацию комфорта, принятия и свести к минимуму травмирующий фактор. Таким детям полезно рисовать страхи, разыгрывать их. Им поможет всякое проявление активности, например, лупить подушку, обниматься с мягкими игрушками.

Расторможенные. Очень активные, эмоциональные дети с глубоко спрятанными страхами. Поначалу стараются хорошо учиться, но если это не получается, то они становятся нарушителями дисциплины. Могут специально выставлять себя на посмешище перед классом. На критику реагируют подчеркнуто равнодушно. Своей повышенной активностью пытается заглушить страх. Возможны легкие органические нарушения, которые мешают успешной учебе (проблемы с памятью, вниманием, мелкой моторикой).

Таким детям необходимо доброжелательное отношение окружающих, поддержка со стороны учителя и одноклассников. Надо создать у них ощущение успеха, помочь им поверить в собственные силы. На занятиях надо давать выход их активности.

Застенчивые. Обычно это тихие, обаятельные дети, они боятся отвечать у доски, не поднимают руку, безынициативны, очень старательны в учебе, имеют проблемы в установлении контакта со сверстниками. Боятся о чет-то спросить учителя, очень пугаются, если он повышает голос (даже на другого), часто плачут из-за мелочей, переживают, если чего-то не сделали. Охотно общаются с психологом или педагогом лично (индивидуально).

Таким детям поможет группа сверстников, подобранная по интересам. Взрослые должны оказывать поддержку, в случае затруднения спокойно предлагать выходы из ситуаций, больше хвалить, признавать за ребенком право на ошибку.

Замкнутые. Мрачные, неприветливые дети. Никак не реагируют на критику, в контакт со взрослыми стараются не вступать, избегают шумных игр, сидят сами по себе. Могут быть проблемы в учебе из-за отсутствия заинтересованности и включенности в процесс. Ведут себя так, как будто ото всех ждут подвоха. Важно найти для таких детей область, которая им интересна (динозавры, компьютер и т.д.) и через обсуждение, беседы на эту тему налаживать общение.

 

Характерные черты тревожных детей

  • После нескольких недель болезни ребенок не хочет идти в школу.
  • Ребенок по несколько раз перечитывает одни и те же книги, смотрит одни и те же фильмы, мультфильмы, отказываясь от всего нового.
  • Ребенок стремится поддерживать идеальный порядок, например, с маниакальным упорством раскладывает ручки в пенале в определенной последовательности.
  • Если ребенок легко возбудимый и эмоциональный, он может «заразиться» тревожностью от близких.
  • Ребенок сильно нервничает во время контрольных, на уроках постоянно переспрашивает, требует подробного объяснения.
  • Быстро устает, утомляется, тяжело переключается на другую деятельность.
  • Если не удается сразу выполнить задание, отказывается от его дальнейшего выполнения.
  • Склонен винить себя во всех неприятностях, случающихся с близкими

 

Как помочь ребенку преодолеть тревожность
(рекомендации для родителей тревожных детей)

 

  • Необходимо понять и принять тревогу ребенка – он имеет на нее полное право. Интересуйтесь его жизнью, мыслями, чувствами, страхами. Научите его говорить об этом, вместе обсуждайте ситуации из школьной жизни, вместе ищите выход. Учите делать полезный вывод из пережитых неприятных ситуаций – приобретается опыт, есть возможность избежать еще больших неприятностей и т.д. Ребенок должен быть уверен, что всегда может обратиться к Вам за помощью и советом. Даже если детские проблемы не кажутся Вам серьезными, признавайте его право на переживания, обязательно посочувствуйте («Да, это неприятно, обидно…»). И только после выражения понимания и сочувствия помогите найти решение выход, увидеть положительные стороны.
  • Помогайте ребенку преодолеть тревогу – создавайте условия, в которых ему будет менее страшно. Если ребенок боится спросить дорогу у прохожих, купить что-то в магазине, то сделайте это вместе с ним. Т.о. вы покажете, как можно решить тревожащую ситуацию.
  • Если в школе ребенок пропустил из-за болезни много дней, попробуйте сделать его возвращение постепенным – например, придите вместе после уроков, узнайте домашнее задание, пусть разговаривает с одноклассниками по телефону; ограничьте время пребывания в школе – не оставляйте первое время на продленку, избегайте перегрузок.
  • В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребенка – предложите подумать и справиться с проблемой вместе, иногда достаточно просто Вашего присутствия.
  • Если ребенок не говорит открыто о трудностях, но у него наблюдаются симптомы тревожности, поиграйте вместе, обыгрывая через игру с солдатиками, куклами возможные трудные ситуации, может быть ребенок сам предложит сюжет, развитие событий. Через игру можно показать возможные решения той или иной проблемы.
  • Заранее готовьте тревожного ребенка к жизненным переменам и важным событиям – оговаривайте то, что будет происходить.
  • Не пытайтесь повысить работоспособность такого ребенка, описывая предстоящие трудности в черных красках. Например, подчеркивая, какая серьезная контрольная его ждет.
  • Делиться своей тревогой с ребенком лучше в прошедшем времени: «Сначала я боялась того-то ..., но потом произошло то-то и мне удалось ...»
  • Старайтесь в любой ситуации искать плюсы («нет худа без добра»): ошибки в контрольной – это важный опыт, ты понял, что нужно повторить, на что обратить внимание...
  • Важно научить ребенка ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их.
  • Сравнивайте результаты ребенка только с его же предыдущими достижениями/неудачами.
  • Учите ребенка (и учитесь сами) расслабляться (дыхательные упражнения, мысли о хорошем, счет и т.д.) и адекватно выражать негативные эмоции.
  • Помочь ребенку преодолеть чувство тревоги можно с помощью объятий, поцелуев, поглаживания по голове, т.е. телесного контакта.
  • У оптимистичных родителей – оптимистичные дети, а оптимизм – защита от тревожности.  



Предварительный просмотр:

 РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ.

Поверьте в уникальность своего ребенка, в то, что Ваш ребенок единственный в своем роде, не похож ни на одного соседского ребенка и не является точной копией вас самих. Поэтому не следует требовать от ребенка реализации заданной Вами жизненной программы и достижения поставленных Вами целей. Представьте ему право прожить жизнь самому. Позвольте ребенку быть самим собой, со своими недостатками, слабостями и достоинствами. Принимайте его таким, какой он есть. Опирайтесь на сильные стороны ребенка.

Картинки по запросу воспитание детей в школе

  • Не стесняйтесь демонстрировать ему свою любовь, дайте ему понять, что будете любить его всегда и при любых обстоятельствах.

  • Не бойтесь залюбить ребенка, берите его на колени, смотрите ему в глаза, обнимайте и целуйте его тогда, когда ему это хочется. В качестве поощрения чаще используйте ласку.

  • Постараетесь, чтобы ваша любовь не обернулась вседозволенностью и безнадзорностью. Установите четкие рамки и запреты /желательно, чтобы их было немного/. Строго придерживайтесь установленных запретов и разрешений.

  • Не спешите прибегать к наказаниям. Постарайтесь воздействовать на ребенка просьбами. В случае неповиновения родителям нужно убедиться, что просьба соответствует возрасту и возможностям ребенка.

  • Если ребенок демонстрирует открыто неповиновение, родитель может подумать о наказании. Наказание должно соответствовать проступку, ребенок должен четко понимать за что наказан.

  • Не забываете, что ключ к сердцу ребенка лежит через игру. Именно в игре можете передать те навыки и знания, понятия о жизненных ценностях, лучше понять друг друга.

  • Чаще разговариваете с ребенком, объясняете ему суть запретов и ограничений. Помогите ребенку вербально выражать свои чувства и переживания, научиться понимать свое поведение и поведение других людей.

  • Психическое здоровье ваших детей в ваших руках. Чаще полагайтесь на свою любовь и интуицию.

  • Диалогу с обществом ребенок учится у нас, взрослых. Мы его мера, его масштаб, его критерии оценки других, отношения к другим и к себе. Первый шаг в мире взрослых и сверстников он начинает с того, что оглядывается на нас и судит этот мир по законам, преподанным ему нами.

  • Очень важно осознать, что стиль отношения взрослых к ребенку влияет не только на детское поведение, но и на психическое здоровье детей; так неуверенность ребенка в положительном отношении к себе взрослого или, наоборот, уверенность в негативной оценке его как личности провоцирует подавленную агрессивность.

Нам, взрослым, необходимо помнить, что под влиянием опыта общения с нами, у ребенка не только формируются оценки себя и других, но и зарождается очень важная особенность - сочувствовать другим людям, переживать чужие горести и радости как собственные. В общении со взрослыми и сверстниками он впервые осознает, что нужно учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Педагогическая авторитарность в неформальном общении с детый порождает у них дефицит самостоятельности, неумение выразить и отстоять свое мнение. Общаясь с ребенком, очень важно отрешиться от позиции, что наше слово – истина, ибо процесс общения требует понимания другого и отождествления себя с другими.



Предварительный просмотр:

Как уберечь ребенка от компьютерной или телевизионной зависимости практические рекомендации

Одна из главных проблем с компьютерными играми и мультфильмами в том, что сами дети не могут контролировать себя во времени просмотра или игры, поэтому контроль ложится полностью на плечи родителей.

Если вы с полной серьезностью и ответственностью решили ограничить просмотр телевизора или игры в гаджете, то первое, к чему стоит готовиться – к негативной реакции ребенка при введении запрета. Поэтому я всегда советую сделать этот процесс максимально мягким и плавным: уменьшать время игры с гаджетами каждый день на 5 минут, постепенно сводя к тому минимуму, который не будет вреден для ребенка. Негативной реакции, а может быть откровенного протеста и конфликта, возможно, избежать все же не удастся, поэтому важно быть готовым выдержать ответную негативную реакцию ребенка. Напомню, что нужно быть готовым разделить с ребенком его чувства («Да, я понимаю, что ты разозлился, потому что я тебе не разрешаю сидеть за компьютером все свободное время», «Я вижу, что ты обился на меня из-за этого»). Когда чувства ребенка принимаются и разделяются, тогда ему легче принять запрет.

Будьте последовательны в ограничениях! Пожалуй, самая большая ошибка родителей - это отказ от уже введенных правил и ограничений, когда ребенок начинает продавливать запрет, затягивать время, просить, проявлять агрессию, и родитель сдается, разрешает или «смотрит спустя рукава» один день, потом снова и снова. С такой позицией сложно решить не только проблемы с гаджетами, но и другие сложности, возникающие в воспитании.


Очень полезно в этом плане упражнение, которое выполняется родителем совместно с ребенком «
Светофор запретов». Оно помогает родителю ввести и поддерживать четкие правила в вашей семье, запреты и ограничения, а кроме этого – это прекрасный способ поддержать отношения с ребенком, проявить уважение к ребенку и при этом показать свой авторитет. На примере своей работы с родителями могу со стопроцентной уверенностью сказать, что это упражнение значительно упрощает введение и поддержание ограничений в семье, и  нравится детям, ведь им объясняют, с ними советуются, им дают самим выбирать желтую и оранжевую зону. В этом упражнении компьютеры и мультики следует поместить в желтую зону: с одной стороны, вы покажете ребенку, что он может выбирать, что ему делать, но в определенных границах. Например, ему разрешается каждый день смотреть телевизор, но не более 40 минут и не позднее 9 часов вечера.

Сначала контроль за временем, проведенным за гаджетами, будет полностью лежать на ваших плечах. И здесь важен ваш позитивный настрой и отсутствие обвинений в сторону ребенка («Опять ты ничего не понял!», «Сколько раз можно тебе повторять одно и то же!»). По мере взросления ребенка ответственность постепенно нужно передавать ему самому, например, чтобы он сам следил по часам, когда заканчивается время на игру, или ставил таймер на телефоне, или заводил будильник.

https://www.b17.ru/foto/uploaded/94f1267f7868d5afca1899480609ca5d.pngСледующий важный момент - у ребенка должна быть замена: родители часто говорят детям о том, чего делать нельзя, и забывают говорить, а что же можно, или предлагать замену. Помимо обычных игр и развивающих занятий можно заменять планшеты, мультики и телефоны аудиосказками. Во время прослушивания аудиосказок тренируется внимание, память, воображение, расширяется словарный запас. В выборе сказок предоставляйте ребенку свободу выбора, сейчас очень много разных сказок, фантастических историй, детективов и приключенческих книг в аудиоформате.

Очень важный момент! Не практикуйте запрет играть в гаджеты и смотреть мультики как наказание. В этом случае наказание – это лишение чего-то, что очень важно и дорого ребенку, запрещая гаджеты в результате плохого поведения или плохой успеваемости в школе, вы тем самым закрепляете в сознании ребенка, что гаджет – очень ценная для него вещь. Вспомните русских классиков, которые в автобиографии описывали, как им запрещали читать книги, потому что так они портили время, и поэтому они читали поздно ночью, с фонариком под одеялом, или тайком пробирались в домашнюю библиотеку. В современном мире родители хотят, чтобы дети читали, а не играли в планшете, я предлагаю вам запрещать в качестве наказания не только мультики и планшеты, но так же и книги. Да, это может быть смешно для ребенка, но подсознание уловит посыл, что книги – такая же важная вещь, как и гаджеты. И лучше в наказании вообще не делать акцент на гаджетах.

Что делать, если ваш ребенок уже плотно «подсел» на какой-нибудь гаджет?


1) Первое, с чего надо начать – сокращать время по 5 минут каждый день.

2) Далее – обсудите с ребенком новые правила и ограничения.

3) Поддерживайте их и будьте последовательны.

4) Обеспечьте ребенку условия и возможность в реальной жизни получать то, что ему может дать виртуальный мир. Для детей компьютерные игры и мультики - это яркая, насыщенная, интересная жизнь, возможность испытывать азарт, риск, возможность испытывать агрессию приемлемым способом, возможность играть, реализовывать любопытство, и быть успешным. Подумайте, как вы можете помочь ребенку выражать агрессию приемлемым способом и как вы можете создать условия, чтобы он чувствовал себя успешным.

5) Ломайте стереотипы ребенка, развивайте его гибкость: проанализируйте, в каких ситуациях обычно ребенок играет в планшет (или ситуации, предшествующие играм: придя домой после школы, после садика, за едой, перед сном), в какое время суток играет – вводите правила и предоставляйте замену. Переключайте внимание ребенка на что-то другое именно в это время, или просите его вам помочь в это время, уходите куда-нибудь вместе (погулять или в гости) и так далее.


И последнее, родители иногда спрашивают, 
как ответить ребенку, если он начинает говорить, что «У нас все в классе играют в это игру, почему мне нельзя?!» или «Все мальчишки в группе смотрят это мультик, почему ты мне не разрешаешь?». Специально для таких случаев я подготовила примерный ответ для родителей: 
"Смотри, у тебя в классе (в группе) 25-30 человек. Из них прямо все играют? (как правило, нет, человек 5-7). Я знаю, что некоторым детям родители разрешают, может быть им все равно, как ребенок развивается, как он себя чувствует, может быть, они не знают, что долго смотреть мультфильмы вредно. Или: может быть, они не знают, сколько насилия в этих играх. А мне не все равно на тебя, в этих играх много насилия и это плохо влияет на тебя, когда ты будешь взрослым, ты сам будешь решать за себя – играть тебе или нет. А пока я еще в ответе за тебя, за твое состояние и самочувствие, я хочу тебя от этого уберечь. Давай подумаем, на что это можно заменить?"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей "Черты родителей, усугубляющие трудности ребенка"

Часто трудности  адаптации ребенка в школе, особенности его поведения связаны с негативными проявлениями семейного воспитания.Данная памятка знакомит родителей с особенностями характера род...

Памятка для родителей "Принципы отношений родителей с детьми"

Памятку для родителей классные руководители могут использовать при проведении родительских собраний....

Памятка для родителей. Рекомендации родителям от учителя - логопеда

Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях....

Памятка для родителей "Родителям, которые хотят научить ребенка петь"

Памятка для родителей "Родителям, которые хотят научить ребенка петь"...

Наши родители. Памятки для родителей.

Советы родителям: как помочь детям подготовиться к ЕГЭØ     Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Окажите...

«ЭТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ РОДИТЕЛЬ! » ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Материал предназначен родителям, содержит логопедические упражнения и рекомендации....

Памятка родителям- Памятка для родителей по предупреждению детской агрессивности

Памятка родителям- Памятка для родителей по предупреждению детской агрессивности...