Обучение грамоте детей с нарушением речи
презентация к уроку
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Обучение грамоте в детском саду - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо, потому что: - требования начальной школы стали выше, и многие родители искренне заинтересованы в обучении детей чтению; - появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе; - не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой; физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не заканчивается в первом классе.
Подготовительный этап. Обучение грамоте осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом. Метод звуковой, поэтому сразу нужно разграничить понятия «звук» и «буква». Лучше это делать с помощью игры, поскольку игровая деятельность – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, и остаётся ей в начале школьного возраста. Работа начинается со знакомства с неречевыми звуками. Этим мы формируем тональное звукоразличение , или другими словами шумовое восприятие. На этом этапе даётся понятие "звук".
I этап. Знакомство с гласными звуками.
II этап. Знакомство с согласными звуками. Артикуляция очень резко отличается от артикуляции гласных звуков, воздух встречает препятствие (губы, зубы, язык). Можно сказать, что звук согласен с тем, что воздух встречает препятствие. Согласный звук обозначаем квадратом синего цвета.
III этап. Знакомство с буквами. На этом этапе начинаем знакомить детей с буквами. Произносим звук и говорим, что он живет в букве. (В одной букве могут жить два звука: твердый и мягкий). Помогаем её запомнить через ассоциации ребёнка. (Представьте, на что похожа буква). Все ответы принимаются, и предлагается свой вариант, в котором картинка похожа на букву и начинается на данный звук (с - сыр, т - труба, я - яблоко ).
Показывая детям буквы, называйте краткий вариант звука. Произносите кратко – «к», а не « кэ » или «ка». 2. Знакомьте ребенка с буквами в такой последовательности: гласные, затем длительные согласные – м, с, в, х … МММММ………А=МА, РРРРРРРР…….У=РУ
Как лучше запомнить букву? Необходимо рассмотреть букву, сравнить её с чем-либо, создать образ для запоминания с помощью зрительного соотнесения, ощущений, движений, т.е. использовать разные анализаторы: слух, зрение, тактильные ощущения, а так же двигательную память. (На что похожа буква? Найти в окружающих предметах: С-месяц, Р-топор, Т-молоток, П-турник, О-обруч, У-улитка и т.д. Слепить букву из пластилина, теста; написать букву на песке, в воздухе; выложить букву из палочек, спичек, камней, мозаики, пуговиц, сделать из шнурка и других подручных материалов; зачеркнуть букву в журнале или в старой детской книжке).
Итак, что можно делать со звуками? (говорить, слышать) А, что можно делать с буквами? (увидеть, написать) Ребёнок должен чётко представлять и различать, что такое звуки, а что такое буквы, соотносить звук с буквой.
IV этап. Предложение. На следующем этапе ребенок составляет предложения, затем сокращает и распространяет его, заменяет слова в предложении. Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности.
Играйте с детьми чаще, легко, с радостью. Воспитывайте у детей чуткость к звучанию слов, что непременно скажется в дальнейшем при обучении в школе. Желаю удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые приемы в подготовке к обучению грамоте детей с речевыми нарушениями
Особое значение при подготовке дошкольников с речевыми нарушениями к школьному обучению имеет освоение ими основ грамоты в условиях дошкольного учреждения.Использования игровых приемов помогает ...
Игровые приемы в подготовке к обучению грамоте детей с речевыми нарушениями
Особое значение при подготовке дошкольников с речевыми нарушениями к школьному обучению имеет освоение ими основ грамоты в условиях дошкольного учреждения.Использования игровых приемов помогает ...

Фронтальное логопедическое занятие по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей с речевыми нарушениями 6-7 лет с использованием метода моделирования. Звуки [С,С’].
Фронтальное логопедическое занятие по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей с речевыми нарушениями 6-7 лет с использованием метода моделирования. Звуки [С,С’]....
Обучение грамоте детей с различными речевыми нарушениями.
Одним из критериев подготовки ребёнка к школьному обучению является речевое развитие. Из опыта работы известно: речевые нарушения преодолеваются успешней, если ребёнок умеет читать....

Методическое пособие Подготовка к обучению грамоте детей с недостатками речи
методическое пособие для практических логопедов и воспитателей...

Психолого-педагогические основы методики обучения грамоте детей с нарушением интеллекта в первом классе
Овладение грамотой – первый этап школьного обучения детей, в течение которого у них должны быть сформированы начальные навыки чтения и письма....

Обучение грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи
Обучение грамоте детей с тяжелыми нарушениями речиПсихофизиологическая характеристика процессов письма и чтенияКлассификация тяжелых нарушений речиВключение детей с особыми образовательными потребност...