Главные вкладки

    Фронтальное логопедическое занятие по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей с речевыми нарушениями 6-7 лет с использованием метода моделирования. Звуки [С,С’].
    план-конспект занятия на тему

    Ионова Оксана Анатольевна

    Фронтальное логопедическое занятие по развитию фонематической стороны речи и  обучению грамоте детей с речевыми нарушениями 6-7 лет с использованием метода моделирования. Звуки [С,С’]. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ss.docx179.52 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБДОУ «Детский сад № 87»

    Тема: Фронтальное логопедическое занятие с использованием метода моделирования  по развитию фонематической стороны речи и  обучению грамоте детей с речевыми нарушениями 6-7 лет. Звуки [С,С’].

    Учитель-логопед

    О.А. Ионова

    2014


    Задачи:

    Коррекционные:

    • Развивать фонематический слух;
    • Развивать лексико-грамматический строй речи;
    • развитие общей моторики;
    • развитие мышления, зрительного внимания и восприятия, памяти;

    Предметная познавательно-исследовательская:

    • формирование предпосылок  поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
    • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

    Метапредметные:

    Коммуникативные УУД:

    • Учить строить высказывание в соответствии с нормами родного языка;
    • Развивать умение отстаивать свою позицию;
    • Воспитывать навыки сотрудничества;

    Регулятивные УУД:

    • Формирование целеполагания, прогнозирования;

    Познавательные УУД:

    • учить выделять  звуки [С,С’], из состава слова;

    обучать звуковому анализу слогов су, си, са, со, сэ, сы;

    • обучать чтению слогов, слов.

    Личностные:

    • Воспитывать адекватно и критично оценивать свои достижения и личностные качества;
    • формировать эмоциональную готовность к обучению в школе. 

    Образовательные:

    Приорететная:

    • Закрепление знаний о структурных единицах речи (звук, буква, слог, слово)
    • уточнить произношение звуков [С,С’];
    • учить детей давать характеристику [С,С’];
    • учить детей дифференцировать звуки [С-С’];
    • познакомить с их графическим изображением;
    • упражнять в подборе родственных слов.

    В интеграции:

    • Закрепление практических умений и навыков пользоваться исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.

    Оборудование:

    Для учителя:

    • демонстрационные карточки с моделями звуков; пиктограммы родственных слов, «волшебная» снежинка

    Для ребёнка:

    Зеркало на каждого ребенка,  карточки с моделями звуков,  кассы букв, альбомы С.П. Цукановой, Л.Л. Бетц «Я учусь говорить и читать» № 2, пеналы


    Орг. Момент. Сегодня по дороге в детский сад я нашла чудесные снежинки с посланием от Снегурочки. Если выполнить все задания на волшебных снежинках, то нас ожидает сюрприз. Вот задание первой снежинки.

    Ребята, давайте вспомним с вами, какие звуки мы называем гласными?

    Дети:

    Воздух свободно идёт через рот,

    Нет препятствий разных.

    Голос участвует, голос поёт.

    Звук получается гласный.

    Логопед: Сколько в русском языке гласных звуков?

    Дети: 6.

    Логопед: Назовите их.

    Дети: А, О, У, И, Ы, Э

    Сообщение темы занятия. Упражнение в подборе родственных слов.

    Логопед: На второй снежинке игра «доскажи словечко» Послушайте стихотворение. И найдите в нём слова, родственные слову снег.

    Тихо, тихо, как во сне,

    Падает на землю снег.

    В небе кружатся пушинки

    Серебристые снежинки.

    Каруселью снеговою

    На просёлки на лужок

    Всё снижается снежок.

    Землю белой чистой, нежной

    Застелил простынкой снежной

    Вот веселье для ребят –

    Всё сильнее снегопад.

    Всё бегут вперегонки,

    Все хотят играть в снежки.

    Снежный ком на снежный ком,

    Всё украсили снежком.

    Словно белый пуховик

    Вдруг надел наш снеговик.

    Рядом снежная фигурка-

    Это девочка – Снегурка.

    - На осинке – посмотри –

    С красной грудкой снегири.

     Дети: снежинки, снегири, Снегурка, снежная, снеговик, снежок, снегопад, снеговою

    Логопед: А теперь назовите мне машину, которая ходит по снегу.

    Дети: Снегоход

    Логопед:  С какого звука начинались все родственные слова?

    Дети: [С]

    Логопед: Ребята, а в какой части света вечно лежит снег?

    Дети: на севере.

    Логопед:  С какого звука начинается слово север?

    Дети: [С’]

    Логопед: Третья снежинка сообщает нам, что сегодня мы будем учиться различать эти звуки и познакомимся с буквой, которая их обозначает.

    Произнесите [C], [C’], понаблюдайте за артикуляцией в зеркале. Расскажите, какие это звуки.

    Дети: Произношение звуков

    Характеристика [C,С’]:

    Дети: [С] – Согласный, твёрдый, глухой.

    Логопед: Почему вы так думаете?

    Дети: Губы в улыбке, зубы сближены, кончик языка за нижними зубами. Воздушная струя встречает преграду. (согласный), уголки губ не напрягаются (твёрдый), голос не работает (глухой).

     Обозначаем синим цветом квадрат и чёрным треугольник.

    Дети: [С’] – Согласный, мягкий, глухой.

    Логопед: Почему вы так думаете?

    Дети:  Средняя часть спинки языка приподнята и придвинута к передним зубам. Воздушная струя встречает преграду (согласный), уголки губ слегка улыбаются (мягкий), голос не работает (глухой).

     Обозначаем зелёным  цветом квадрат и чёрным треугольник.

    Дифференциация звуков [С-С’]:

    Логопед:

    Словно в сказке, как во сне,

    Падает на землю снег.

    Намела зима сугробами белый снег. На сугробах виден чей-то след. Рассмотрите сугробы (с.7). Над сугробами кружатся необычные снежинки. На снежинках – картинки. Снежинки кружатся, выбирают: на какой сугроб упасть? Подумайте и скажите, на какой из сугробов опустится каждая снежинка?

    Логопед: Сейчас мы поиграем в игру «Добрый или злой». Я произнесу слог, а вы выложите мне его, используя модели, и в ответ произнесите первый звук мягко или твёрдо. са-ся; со-сё и т.д.

    Звуковой анализ:

    Логопед: Смотрите, а на этой большой снежинке начерчена  схема слова. Сколько в слове согов? Какой слог ударный? Сколько звуков в каждом слоге. Подберите к схеме слово по картинке «Сима на прогулке». Обозначьте звуки фишками.

    Физминутка.

    Лыжник едет по лыжне,

    В хоккей играют на катке.

    Во дворе в снежки сыграем,

    Бабу снежную скатаем.

    Только (это твёрдо знай)

    На дороге не играй.

    Знакомство с буквой.

    Логопед:

    Букву С писать мне просто.

    С как серп, кривой и острый.

    Логопед: из каких деталей составлена буква С?

    Дети: из полукруга

    Логопед: в какую сторону смотрит буква?

    Дети: Направо 

    Логопед: Ребята, на что ещё похожа буква С?

    Дети: на месяц, на сардельку, на сказочные сани.

    Сейчас наши волшебные сани отвезут нас в звуко-буквенный лес. Там мы будем учится читать и разгадывать ребусы.

    Звукобуквенный анализ и синтез.

    Логопед:

    На этой снежинке загадки про гласные буквы вам нужно будет составить слоги с гласной и буквой С.

    Алфавита голова – это будет буква (А) ас, са.

    В этой букве нет угла – оттого она кругла. (О) ос, со.

    Удобная буква! Удобно в ней то, сто можно на букву повесить пальто. (У) су, ус.

    Бродит с палочкой, увы! Хромоножка буква … (Ы) сы, сы

    Между двух прямых досок одна легла наискосок. (И) си, ис.

    Эта буква с открытым ртом и большущим языком. (Э) эс, сэ.

    Чтение слогов.

    Логопед:  И вот шестая снежинка. На ней написано, что мы должны превратить слово сук в слово сом, меняя при этом всего лишь один звук, который мы должны будем обозначить буквой. Сук- сок-сом

    Итог занятия

    Логопед:  Назовите звуки, с которыми вы сегодня познакомились? Какие они? Назовите букву которая их обозначает.

    Дети: [С] – Согласный, твёрдый, глухой. [С’] – Согласный, мягкий, глухой. С

    Логопед: Вы сегодня все просто молодцы. И можете называться созвездием умных и добрых волшебников. Давайте сотворим ещё одно чудо, построим силуэт буквы С из маленьких снежинок



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    1. Логопедическое занятие в специальной коррекционной группе V вида (для детей с тяжелыми нарушениями речи) I года обучения (5-6 лет). Тема: «Про воробья, который не умел чирикать». Автоматизация звука [Ч] во фразовой речи.

    Логопедическое занятие по формированию звука [Ч] во фразовой речи у дошкольников 5-6 лет с общим нарушением речи: «Про воробья, который не умел чирикать»,  было проведено 28.03.2012 для городског...

    "В горнице" Логопедическое занятие по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

    Логопедическое занятие по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста....

    логопедическое занятие с использованием метода моделирования по развитию фонематической стороны речи и подготовке к обучению грамоте детей с ОНР III уровня старшего дошкольного возраста. Звуки [А,У].

    логопедическое занятие с использованием метода моделирования  по развитию фонематической стороны речи и подготовке к обучению грамоте детей с ОНР III уровня старшего дошкольного возраста. Звуки [...

    Конспект фронтального занятия по развитию фонетической стороны речи для детей 6-7 лет с ФФНР Тема: «Звук и буква [Э]»

    Цель: закрепление правильного произношения звука Э.Задачи:коррекционно-образовательные:•закрепить навыки правильного произношения звука [Э] в слогах, словах, предложениях;  - формировать печатный...

    Конспект логопедического занятия по развитию просодической стороны речи

    Конспект  логопедического занятия по развитию просодических компонентов речи с молодыми инвалидами с актуальным уровнем развития, сниженным относительно возрастной нормы....

    Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка в разновозрастной группе для детей с нарушением зрения "Осень в гости к нам пришла"

    Занятие из серии занятий проводимых на улице с детьми разновозрастной группы с нарушением зрения. Цель занятия : учить детей наблюдать окружающую природу, обобщить и систематизировать знания детей об ...

    Конспект фронтального логопедического занятия по формированию фонематических представлений у детей подготовительной к школе группы «Путешествие в Страну Грамматики»

    Конспект фронтального логопедического занятия по формированию фонематических представлений у детей  подготовительной к школе группы«Путешествие в Страну  Грамматики»...