Главные вкладки

    логопедическое занятие с использованием метода моделирования по развитию фонематической стороны речи и подготовке к обучению грамоте детей с ОНР III уровня старшего дошкольного возраста. Звуки [А,У].
    план-конспект на тему

    Ионова Оксана Анатольевна

    логопедическое занятие с использованием метода моделирования  по развитию фонематической стороны речи и подготовке к обучению грамоте детей с ОНР III уровня старшего дошкольного возраста. Звуки [А,У]. «Приключения в сказочном царстве принца Алика и принцессы Ульяны»

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_word_3.docx22.87 КБ

    Предварительный просмотр:

    Звуки [а], [y]. Буквы А, У.

    ЦЕЛИ:

    I. Коррекционно - образовательная.

    Задачи:

    • закрепить звуки [а], [у];
    • учить выделять эти звуки, из состава слова;
    • обучать звуко-буквенному анализу слов ау, уа;
    • обучать чтению слов ау, уа .

    II. Коррекционно-развивающая цель. 

    • развивать просодическую сторону речи.
    • развитие мышления, зрительного внимания и восприятия, памяти;
    • развитие общей и артикуляционной моторики.

    III. Коррекционно-воспитательная цель. 

    Задачи:

    • Воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности, ответственности, коммуникабельности.
    • воспитание мотивации к учению

    Материал. Зеркало на каждого ребенка, кассы букв с моделями звуков, демонстрационные карточки с моделями звуков, ширма декорации.

    Ход занятия.

    Орг. Момент. Сообщение темы занятия.

    Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие, во время которого будем учиться различать звуки [а], [у] и буквы А, У. Я получила сообщение, что в сказочной стране поселился дракон Звукоед. Как Вы думаете, почему его так назвали? Какие два слова вы слышите в имени дракона? ( Его так назвали, потому что он любит проглатывать звуки в словах.) Если звук из слова исчезает, то теряется его смысл. Дракон заточил в крепость принца этой страны Алика и принцессу Ульяну. Теперь жителям этого царства живётся трудно. И у них одна надежда на вас дружных и умных детей. Поможем жителям?

     Психогимнастика.

    Логопед. Но сначала давайте встанем в круг дружбы, чтобы почувствовать плечо друг друга. Ведь, если тебя окружают друзья, то и жить легче и трудности в учении тоже легче преодолеть.

    Песенка-кричалка.

    На берегу

    Большой реки

    Пчела ужалила

    Медведя прямо в нос.

    Ой-ой-ой-ой!

    Кричал медведь.

    Сел на сосну

    И начал петь:

    Землю обмотали

    Тоненькие нити

    Нити-параллели

    Из глубоких рек.

    Совершите чудо-

    Руку протяните.

    Каждый день в сказочную страну отправляется поезд. Да вот же он приближается.

    Фонетические упражнения:

    Произнести вслед за взрослым с постепенным усилением силы голоса:

    поезд приближается: уууууУУУУ;

    Закрепление звуков [А], [У].

    Логопед: Пока мы мчимся на поезде, давайте вспомним, звуки с которыми мы уже познакомились на наших занятиях. Назовите их.

    Дети: [А], [У].

    Логопед: Какие это звуки?

    Дети: гласные.

    Логопед: что вы знаете о гласных звуках? Давайте вспомним правило:

    Дети: Воздух свободно идёт через рот,

    Нет препятствий разных.

    Голос участвует, голос поёт

    Звук получается гласный.

    Его обозначаем красным цветом.

    Развитие фонематического слуха. Игра «Зажги фонарик».

    Выделение звука [а] [у] из ряда гласных: у, а, у, а, о

    Выделение звука [а] [у] из ряда слогов: ап, уп, мо, хо, ах, ух..

    Артикуляционная гимнастика для губ:

    «заборчик» - «трубочка»,  «окошко» «покусать верхнюю губу», «покусать нижнюю губу»

    Логопед: Вот мы и приехали на поляну, надо только мостик перейти.

    Фонетические упражнения:

    Произнести вслед за взрослым с постепенным ослаблением силы голоса:

    поезд удаляется: УУУУУууууу;

    Дети идут друг за другом по коврикам с нашитыми пуговицами и т.п.

    Теперь давайте подкрепимся, чтобы быть сильными.

    Пальчиковая гимнастика.

    Мы делили апельсин,

    Много нас, а он один.

    Эта долька - для ежа,

    Эта долька - для стрижа,

    Эта долька - для утят,

    Эта долька - для котят,

    Эта долька - для бобра,

     Для дракона - кожура.

    Он сердит на нас - беда!!!

    Быстро прячьтесь  кто куда.

    Дети бегут к стульчикам, садятся и закрывают лицо руками до появления дракона.

    Закрепление звуков [А], [У].

    Дракон (Логопед): Пожаловали принца и принцессу выручать? И не боитесь меня? Смелые? Умные? Посмотри, посмотрим…

    Назовите первый звук в имени Алик? Какой моделью  этот звук надо отметить?

    Дети выбирают модель, отмечают место звука в слове.

    Назовите первый звук в имени Ульяна? Какой моделью его надо отметить? Дети выбирают модель, отмечают место звука в слове.

    Дракон открывает замок, но принца и принцессы в окне не появляется. Мало заданий выполнили. Теперь посмотрю, какие Вы выносливые и смелые.

    Физкультминутка.

    На одной ноге постой-ка,

     Если ты солдатик стойкий!

    Ногу левую к груди,

    Да смотри не упади!

     А теперь постой на левой,

    Если ты солдатик смелый!

    Дети выполняют соответствующие движения

    Дракон (Логопед):

     А теперь на луг ступайте, и цветочки собирайте волшебные. На цветочках нарисованы предметы, в названии которых спрятались звуки [А], [У]. Дети собирают цветы на заданный звук.

    Дракон (Логопед):

    Букет, из каких цветов мы подарим Алику? Почему?

    Какой для Ульяны? Почему?

    Дракон (Логопед): открывает замок. Появляется изображение принцессы и принца.

    Дракон убегает. Появляется лесник Лесовик.

     Звуко-буквенный анализ слов.

    Лесовик(Логопед):

     - Возвращаться нам придётся через лес. Эта дорога гораздо короче. Только надо вспомнить очень короткое, но нужное слово, которое произносят если заблудятся в лесу.

    Дети:

    - Слово Ау.

    Дети  протяжно произносят слово Ау хором и по рядам.

    Лесовик (Логопед):

    -Какой первый звук в слове. Обозначим его моделью. Какой второй звук в слове? Обозначьте его. Я веду указкой, а вы протяжно пропевайте каждый звук. Обозначьте звуки буквами. Прочитайте слово.

    Лесовик составляет слово неправильно, а дети должны его исправить.

    Лесовик даёт новое задание: меняет местами звуки [а] [у].

    Дети составляют слово в индивидуальных касса.

    Прочитайте, какое слово получилось. Назовите первый звук, второй. Кто произносит это слово. Обозначим звуки этого слова буквами.

    Фонетические упражнения:

    Произнести вслед за взрослым с постепенным усилением силы голоса:

    поезд приближается: уууууУУУУ;

    Итог занятия.

    Дети сидят в поезде.

    Какие звуки и буквы учились различать?

    Для чего нам нужно уметь различать звуки.

    Что больше всего понравилось на занятии? Что было трудно?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Фронтальное логопедическое занятие по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей с речевыми нарушениями 6-7 лет с использованием метода моделирования. Звуки [С,С’].

    Фронтальное логопедическое занятие по развитию фонематической стороны речи и  обучению грамоте детей с речевыми нарушениями 6-7 лет с использованием метода моделирования. Звуки [С,С’]....

    "В горнице" Логопедическое занятие по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

    Логопедическое занятие по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста....

    ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

    В данной статье кратко освящены основные направления в работе по подготовке обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ЗПР....

    ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАБОТЕ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

    В данной статье более подробно раскрыты основные направления в работе по подготовке к обучению грамоте дошкольников с ЗПР....

    Конспект непрерывной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ с использованием серии обучающих дощечек "Редакция журнала"

    Пошаговый конспект непрерывной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников с ОВЗ в интергации с другими образовательными областями с использованием серии обучающ...

    логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста "Звук и буква Р"

    Цель занятия  - познакомить дошкольников старшего возраста (6-7 лет) со звуком и буквой Р.  Формировать звуко-буквенный и звуко-слоговой анализ и синтез....

    Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

    Тема:    Гласные звуки и буквы: А,О,У,И,Э,Ы.Задачи:Познакомить с гласными звуками и буквами: А,О,У,И,Ы,Э.Учить читать сочетания гласных букв.Закреплять умение составлять предложения с п...