Леворукость
консультация
Многие родители проявляют беспокойство, когда заметят, что их дети пишут или рисуют левой рукой, а не правой. Стоит ли переучивать? Поговорим о том, что делать родителям, если ребёнок – левша и как это влияет на его речевое развитие.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 648.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Переучивание леворукого ребёнка
и подготовка его к школе
Вы выяснили, что Ваш ребёнок - левша. Невольно возникают вопросы: “Как он будет жить в праворуком мире? Надо его переучивать или нет?”
На вопрос о переучивании - однозначный ответ: “НЕТ”. Необходимо отказаться от идеи переучивания, так как произвольная смена ведущей руки приводит к грубому вмешательству в тончайшие механизмы мозга. Последствия такого вмешательства не возможно проконтролировать. Фактор переучивания (декстра-стресс) является по существу высокоспецифичным психогенным фактором для возникновения неврозов леворуких детей.
Виды и проявления неврозов разнообразны.
Можно выделить основные симптомы, на которые родителям следует обратить внимание:
- нарушение сна, аппетита
- головная боль, боль в животе, рвота
- страхи,
- энурез,
- заикание,
- навязчивые движения,
- повышенная возбудимость, раздражительность,
- укачивание в транспорте,
- повышенная чувствительность к жаре, духоте, запахам,
- двигательное беспокойство,
- вялость, заторможенность
Подготовка леворукого ребёнка к школе
Для детей-левшей необходимы занятия по развитию содружественного действия обеих рук. Желательно, чтобы ребёнок посещал бассейн, баскетбольные занятия, занятия большим теннисом.
Очень полезны будут занятия лепкой, выполнение плетения, вышивание. При занятии рисованием важно использовать элементы декоративного рисования, аппликации, основанные на чередовании и ряде элементов. Можно предложить составление узоров на обмазанной пластилином поверхности (картон, бутылка, банка), украшая их семенами овощей, фруктов.
Важным элементом занятий при подготовке левшей к школе являются зрительные диктанты, для которых используются геометрические фигуры, трафареты.
Уважаемые родители, важно помнить, что при пересчете предметов необходимо следить за лево - правосторонним направлением ряда.
Первое, чему учат в школе - это писать и читать. Если ваш ребёнок придет в 1-й класс, уже умея, это делать достаточно хорошо, то будет чувствовать себя уверенно среди сверстников. Следует уделить как можно больше внимания обучению ребёнка чтению и письму. Но при обучении ребёнка-левши нужно, прежде всего, опираться на образное мышление. Буквы, которые он видит впервые, могут стать для него живыми картинками, волнующими его воображение и легко запоминающимися. Так он без всякого труда усвоит алфавит, а затем будет быстро составлять из выученных букв целые предложения. Например, букву “Х” можно представить, как идущего человека, “Ф” - как очки и т.д.
Если во время занятий вы заметили, что ребёнок пишет зеркальными буквами, то для предупреждения такой проблемы, как оптическая дисграфия рекомендуются следующие упражнения:
- заполнить целую строчку какой-то буквой и несколько букв среди них прописать зеркально, потом попросить ребёнка найти правильно написанную букву;
- “забыть” дописать какой-нибудь элемент буквы и предложить ребёнку самостоятельно восстановить букву.
Когда малыш научиться писать, скорее всего, вы увидите, что написанные им буквы имеют левый наклон или не имеют наклона вообще. Не стоит пытаться заставлять ребёнка-левшу писать обязательно с наклоном. Ему это будет очень трудно сделать. Также не следует требовать от ребёнка безотрывного письма.
Дошкольники-левши имеют трудности при общении с книгой. Обычно трудности в формировании навыков чтения видят в нарушении зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти. Сочетание нарушений зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации провоцирует трудности овладения навыками чтения и письма.
Определить уровень зрительно-моторных координаций очень просто. Ребенок, у которого зрительно-моторные координации не нарушены, как правило, к 6 годам может точно скопировать круг, треугольник и другие геометрические фигуры.
Обнаружить нарушения зрительно-пространственного восприятия тоже нетрудно. Достаточно дать ребенку лист и карандаш и попросить его представить себя сидящим за рулем автомобиля. Малыш будет по вашей просьбе чертить маршрут, который Вы ему говорите. Листок с начерченными линиями подскажет, в чем ошибки его восприятия.
Помните: если вы занимаетесь с правшой, то свет должен падать слева. Левше всегда рекомендуется ставить настольную лампу справа от себя. А если вы с ребёнком не пишете, а читаете книгу, то в этом случае важно помнить об одной особенности левшей: они хуже воспринимают то, что расположено слева от них. Поэтому, показывая книжку с картинками, расположите её правее от ребенка.
Несколько советов по проведению занятий с ребёнком-левшой.
1. Форма занятий может быть разной: мини-уроки 10-20 минут в зависимости от возраста, игровые элементы.
2. Между занятиями нужен перерыв в 5 минут.
3. Начинать и заканчивать занятия нужно заданиями, с которыми дети справляются легко.
4. Не спешите переходить к следующему виду заданий, пока не выполнено предыдущее.
Но даже занимаясь с ребенком, вы должны быть готовы к тому, что у сына или дочери возникнут проблемы в школе. Обязательно поговорите с предполагаемым учителем (классным руководителем) ребенка, ведь от отношения к вашему ребёнку будет зависеть очень многое.
Общими правилами речевого поведения родителей являются следующее:
-речь должна быть достаточно плавной, эмоционально выразительной, умеренной по темпу, желательно, чтобы речь родителей была чёткой;
-нельзя говорить с детьми их лепетным языком или искажать звукопроизношение, не переходите на "детский язык" сами и не разрешайте делать это другим взрослым.
-речь взрослых не должна быть перегружена труднопроизносимыми для детей словами;
-взрослые не должны включать в речь при общении с ребёнком сложные лексико- грамматические обороты, фразы по конструкции должны быть достаточно простыми;
-при общении с ребёнком следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом;
-ребёнка нельзя наказывать за погрешности в речи, передразнивать его или раздражённо поправлять.
- Говорите с ребенком медленно, короткими фразами; пользуйтесь правильным русским языком.
- Каждый день читайте ребенку. Не показывайте своей досады и нежелания, если ребенок попросит вас в сотый раз прочитать книжку, которую особенно полюбил.
- Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый детский вопрос.
- Не сравнивайте ребенка ни с какими другими детьми!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы леворукого ребенка при обучении в школе
С какими проблемами сталкивается леворукий ребенок, попадая в общеобразовательную школу, по умолчанию ориентированную на правшей?......
Исследовательская работа "Леворукость - признак одаренности"
Каковы причины леворукости? Действительно ли леворукие – какие- то особенные люди? Правда ли, что они необыкновенно талантливы? Как определить ведущую руку? На эти вопросы в этой работе можно ...

Консультация для родителей и педагогов на тему: Обучение леворуких детей письму
Леворукий ребенок со своими индивидуальными особенностями трудно приспосабливаться к такому сложному и строгому миру школы. Помогите и объясните подробнее сущность его ошибки, а потом отработайте данн...
Доклад на тему:"Особенности обучения леворуких детей на уроках физической культуры".
Методические рекомендации по обучению леворуких детей на уроке физической культуры....

Для Вас - родители леворуких детей!
В статье представлена краткая информация о истории возникновения и причинах левшества, последствиях переучивания, дан перечень литературы по этой теме....

Рекомендации родителям леворукого ребенка.
Леворукость – это не привычка, не болезнь, не результат ошибок педагога, это один из вариантов нормального развития организма, который часто зависит от врожденных генетических особенностей строе...

Рекомендации для родителей по подготовке леворуких детей к письму
Рекомендации для родителей по подготовке леворуких детей к письму...



