Для Вас - родители леворуких детей!
статья по теме

Петрова Татьяна Васильевна

В статье представлена краткая информация о истории возникновения и причинах левшества, последствиях переучивания, дан перечень литературы по этой теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                        

ДЛЯ ВАС – РОДИТЕЛИ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ!

Вопрос о  левшестве возник в глубине веков в связи с выполнением крестьянами различных сельскохозяйственных операций: косьба угодий, пилка бревен и т.п. Левша мог ненароком поранить косой ноги или руки правши, сломать пилу. По этой причине левшей изолировали, над ними смеялись, их унижали. Поэтому  в семьях, где наблюдалось левшество, младенца с момента рождения начинали жестоко переучивать с левой руки на правую, не подозревая, насколько вредны такие действия.

        Долгое время главной причиной давления на левшей была тревога за их социальную адаптацию в мире правшей, сложность в приобретении профессии.

        К счастью, в последние годы отношение к леворуким людям существенно изменилось. Общество старается создать им условия для нормальной жизни. Многие родители и педагоги понимают: левшество – это не каприз и не упрямство ребенка. Оно объясняется особой организацией мозга. Естественно, такой ребенок требует особого подхода, большого труда и такта со стороны взрослых. Но его индивидуальность, его здоровье стоят таких забот.

        Точного объяснения природы леворукости ученые пока не выдвинули. Здесь и генетические, и социальные, и культурные факторы. По одним предположениям, человек в древности, закрывая щитом левую сторону тела как наиболее уязвимую, в правой руке держал оружие. Другие считают, что большую роль в развитии асимметрии сыграло то, что левая сторона утомляется быстрее из-за нагрузки на сердечно-сосудистую систему, в силу чего орудия производства при работах, требующих значительных усилий, находились именно в правой руке. Большинство ученых придерживаются версии, что рукость зависит от двух генов. Один ген определяет полушарие, контролирующее речь. Другой ген  ответственен за то, какой рукой будет управлять речевое полушарие – находящейся на одной и той же с полушарием стороне или на противоположной. Действия каждой руки регулирует, как правило, противоположное полушарие. Исходя из этой теории, большинство людей праворуки. Установлено, что не последнюю роль в выборе ведущей руки играет наследственность. Если есть в семье левши, то вероятность левшества у ребенка повышается.

        Левшество и правшество могут быть абсолютными, парциальными (частичными), а иногда и скрытыми, не выявляемыми в быту.

        Абсолютных правшей, у которых ведущими являются правые рука, нога, глаз, ухо – примерно 42%. У таких людей центр речи в 95% случаях находится в левом полушарии. Левое полушарие позволяет человеку понимать обращенную к нему речь, как устную, так и письменную, свободно оперировать цифрами и математическими формулами, помогает разложить информацию на составные элементы.

Правое же полушарие воспринимает информацию в целом и выполняет более глобальные функции: в его ведении – зрительное восприятие (узнавание) лиц, формы, цвета и других параметров окружающих нас предметов, восприятие выразительности звуков (музыки, звуков природы (пения птиц, криков животных, плеска воды и т.п., интонаций и тембра голоса), оно же ответственно и за навыки ходьбы, одевания, ощущения тела в пространстве, образную память, способность сохранять длительное время впечатления от увиденного и т.п. (рис. 1)(4)

        У абсолютных левшей (их в среднем 8-10%) – весь мозг левши в работе напоминает правую половину мозга правши и меньше – левую его половину.

        Остальные 48-50% людей являются либо правшами с признаками левшества, либо левшами с признаками правшества. Таких людей называют парциальными, или мозаичными (частичными), левшами.

Родителям следует знать, что существуют методические рекомендации, выпущенные Министерством здравоохранения в 1985 году.                 

В них говорится о запрещении переучивания левшей и о необходимости снизить требования к каллиграфической стороне почерка леворуких детей: допустимым является вертикальное написание букв или наклон букв влево. Леворукий ребенок может выбрать удобный для него тип написания букв и слов. Действия учителя, который снижает ребенку – левше отметку за почерк, неправомерны.

Необходимо подчеркнуть: обратная смена ведущей руки (с правой на левую) возможна только в дошкольном возрасте или в самом начале систематического обучения письму в первом классе.                                

Насильное переучивание может стать причиной не только школьной неуспеваемости, но и невроза или "писчего спазма". Этот спазм возникает в ответ на повторное переучивание левши с правой руки на левую, при трудности письма правой рукой.                                                        Повторное переучивание ведет к тому, что рука начинает дрожать, и ребенок не может писать ни правой, ни левой рукой. Порой насильственное переучивание левши ведет не только к неврозам или "писчим спазмам", но и к физическим изменениям в организме: замедление роста, возникающее как ответ на насильное обучение письму через неведущую (правую) руку.                

При переучивании леворукого ребенка угнетаются функции правого полушария, а это ведет к нарушению речевых и зрительно-пространственных способностей, к неустойчивости психической деятельности ребенка: ослабляется внимание, умение анализировать расположение объектов в пространстве, страдает зрительно-двигательная координация, а как результат – снижается темп  интеллектуальной деятельности.                                                 

        Кроме этого, у переученных левшей возможны различные проявления невротической симптоматики: нарушение аппетита и сна, страхи, энурез ночной и дневной, тики (мигание, облизывание губ, подергивание носом или шеей, наморщивание лба), заикание, нарушение пищеварения, раздражительность, неусидчивость, резкая смена настроения, чувствительность к жаре, духоте, запахам, укачивание в транспорте,  невроз.

        

И если вы хотите, чтобы ребенок был здоровым и счастливым, помогите ему раскрыть свои способности. Пусть он не такой, как другие дети, но за это вы его и любите.        

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

  1. Безруких М.М. Леворукий ребенок в школе и дома. – Екатеринбург: ЛИТУР, 2001. – 320 с.
  2. Безруких М.В. Леворукий ребенок: Тетрадь для занятий с детьми. Методические рекомендации. – М.: Вентана-Граф, 2001. – 64 с.: ил. – (Готовимся к школе).
  3. Безруких М.В. Леворукий ребенок в школе и дома. – Екатеринбург: "ЛИТУР", 2001. – 320 с.
  4. Дружинин Б.Л., Куминова И.И. Как помочь ребёнку подготовиться к школе, если он левша. – М.: УЦ Перспектива, 2005. – 24 с.
  5. Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Левши. – М.: Изд-во «Книга, лтд,», 1994. – 232 с., 25 рис.
  6. Петрова Т.В. «Элементы психолого-педагогической диагностики функциональной ассиметрии в условиях группы дополнительного образования» - сб. «Игра и праздник: современные проблемы» - М: МГДД(Ю)Т, 2003. – 190с.
  7. Петрова Т.В. «Особенности работы с левшами в программе «Игротерапия экологии развития» - сб. «Празднично-игровая культура современного мира детства» -  М: МГДД(Ю)Т, 2003. – 204с.
  8. Петрова Т.В. «Оптимизация личностного развития леворуких детей (возможности игротерапии)» // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2010. - № 8. – С. 24-42.
  9. Кутепова И. Помогите левше! (из опыта работы)/Ж. "Дошкольное воспитание" № 11, 1998. – с. 55-58.  
  10. Макарьев И.С. Если ваш ребенок – левша. 2-е изд., стер. – СПб.: Издательство "Лань", 2003. – 80 с., ил. – (Учебники для вузов. Специальная литература).
  11. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений. –  М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 232 с.: ил.
  12. Сиротюк А.Л. Психофизиологическая диагностика и коррекция готовности дошкольников к обучению без стресса. / Ж. "Управление дошкольным образовательным учреждением" № 5, 2002. – с. 69-81.
  13. Шелопухо О.А. Программа развития и обучения дошкольника. Если ребенок левша. Для детей 4-6 лет. – СПб.: Издательский Дом "Нева"; М.: "ОЛМА – ПРЕСС", 2002. – 64 с.
  14. Шохор-Троцкая М.К. Не переучивайте левшу! /Ж. "Наука и жизнь" № 8, 2002. – с.65-72.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и педагогов на тему: Обучение леворуких детей письму

Леворукий ребенок со своими индивидуальными особенностями трудно приспосабливаться к такому сложному и строгому миру школы. Помогите и объясните подробнее сущность его ошибки, а потом отработайте данн...

Рекомендации родителям леворукого ребенка.

Леворукость – это не привычка, не болезнь, не результат ошибок педагога, это один из вариантов нормального развития организма, который часто зависит от врожденных генетических особенностей строе...

Рекомендации для родителей по подготовке леворуких детей к письму

Рекомендации для родителей по подготовке леворуких детей к письму...

Рекомендации для родителей по подготовке леворуких детей к письму.

Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности.· Подготовка к письму—очень важный вид занятий  с леворуким ребёнком. Это особая система пошаговых занятий, где важно всё: как сидит...

Консультация для родителей "Леворукий ребенок"

Консультация для родителей "Леворукий ребенок"...

Памятка родителям леворуких детей.

Конспект обучающего семинара для родителей....