Кризис 7 лет.
консультация
Предварительный просмотр:
Кризис семи лет
Развитие ребенка происходит неравномерно и представляет собой чередование кризисных и спокойных периодов, которые поочередно сменяют друг друга. Кризис 7 лет не первый: в своем развитии ребенок уже прошел несколько подобных кризисов – кризис новорожденности, кризис первого года и трех лет.
Кризис конца дошкольного возраста и перехода к возрасту школьному, или кризис 7 лет, наиболее вариативен по своим проявлениям. Основной его причиной является то, что дети исчерпали развивающие возможности игр. На всем протяжении дошкольного детства игра была не просто любимым занятием мальчиков и девочек, она являлась стимулом к их развитию. Через игру дети осваивали различные социальные роли и отношения, совершенствовали, свои умения, оттачивали интеллект, учились управлять своими эмоциями и поведением, они познавали окружающий мир. Но рано или поздно наступает момент, когда воображаемые игровые обстоятельства, игрушки, уже не могут заполнить разрыв между простейшими знаниями и умениями дошкольников, и их потребностью познать мир. Дети стремятся стать равными взрослым, которые обладают, по их мнению уникальными качествами всезнания. Ведь именно взрослые знают ответы на все вопросы, именно им все позволено, именно они решают, как будет протекать жизнь окружающих их людей.
Ситуация «хочу и не могу» старших дошкольников уже не устраивает. Они выбирают самые разнообразные формы протеста для выражения своего недовольства, ведь чем старше становятся дети, тем обширнее репертуар их действий. Например, ребенок начинает проявлять ревность и подозрительность в отношении родителей и других членов своей семьи.
Другой распространенной формой протеста является негативизм (отрицание). Он действует в отношении прошлого ребенка. Девчонки и мальчишки с недоверием относятся к тому факту, что когда-то они были малы, глупы и беспомощны.
Часто дошкольники доходят до актов непреднамеренного вандализма. Так они пытаются переделать усовершенствовать то, что имеют. Взрослые же воспринимают их действия как поломку, коверканье хороших вещей. Например, попытки изменить кукле прическу приводят к тому, что та лишается половины волос. Мальчики подвергают переделке свои старые машины, пытаясь создать из нескольких моделей одну супер конструкцию. Все это не вызывает восторга у взрослых и родителей.
Дети выходят за рамки обычного послушания. Их не устраивают родительские указания - поиграл и убери, посмотрел и постав на место.
Кризис конца дошкольного детства может начинаться даже в 5-5,5 лет. Тогда он протекает более очевидно и болезненно. Если же время приближено к началу занятий в школе, то он может пройти сглажено, почти не заметно для окружающих.
Средством преодоления негативных проявлений кризиса является создание условий для начала освоения ребенком учебной деятельности, где он может овладеть теоретическими знаниями, прежде всего азбукой, письменностью и счетом. Ведь в период кризиса формируется готовность к школьному обучению. И в этом состоит его положительное значение. Попытки многих родителей приобщить своих детей к теоретическому знанию (как можно раньше научить читать, составлять слоги и слова, писать) заканчиваются неудачей именно потому, что по срокам не совпадают с кризисом конца дошкольного детства. Дети охотно играют буквами и цифрами, с огромным любопытством рассматривают красочно оформленные азбуки, но очень скоро они охладевают к этим занятиям, поскольку еще не миновали период игр. Их воображение пока господствует над разумом. Попытки же взрослых закрепить, отработать, казалось бы, сформированные умения ведут к упрямству и капризам.
И только совпадение по срокам систематического обучения в школе с кризисом 6-7 лет, то есть моментом, когда игра исчерпала свои развивающие возможности и на смену игровой мотивации пришла глубокая познавательная мотивация, а вместе с ней и готовность к обучению, дает стойкие положительные результаты. Ребята вновь обретут желание подчиняться взрослым, слушаться их, но лишь в ситуациях учебной деятельности. Непререкаемым авторитетом не всегда уже будут родители, на это место встанет учитель, педагог, ведущий детей к новому знанию.
Кризисы занимают относительно короткое время: несколько месяцев, год. В это время происходят резкие изменения в психике ребенка. Развитие в кризисные периоды носят стремительный характер. Кризис возникает на стыке двух возрастов и является завершением предыдущего этапа (дошкольного) и начала следующего (школьного).
Старший дошкольный возраст - это переходная ступень в развитии, когда ребенок уже не дошкольник, но еще и не школьник. При переходе от дошкольного к школьному возрасту, ребенок резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении. Негативная симптоматика кризиса, свойственна всем переходным периодам, в полной мере проявляется и в этом возрасте (негативизм, упрямство, строптивость и др.). Проявляются специфические для данного возраста особенности: нарочитость, нелепость, искусственность поведения, паясничанье, вертлявость, клоунада. Причиной таких изменений является дифференциация (разделение) в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни.
Утрата непосредственности и наивности в поведении дошкольника означает включение в его поступки некоторого интеллектуального момента, который как бы вливается между переживанием и действием ребенка. Его поведение становится осознанным.
Осознание включается во все сферы жизни семилетнего ребенка: он начинает осознавать отношение к себе окружающих и свое отношение к ним и к самому себе, свой индивидуальный опыт, результаты собственной деятельности. Возможности осознания у ребенка семилетнего возраста еще очень ограничены. Это только начало формирования способности к анализу своих переживаний и отношений, в этом старший дошкольник отличается от взрослого человека. Одним из достижений семилетнего возраста является осознание своего социального «Я», формирование внутренней социальной позиции. Ребенок теряет интерес к дошкольным видам деятельности, появляется стремление детей к социальному положению школьника и к учению, как к новой социально значимой деятельности (в школе - большие, а в детском саду только маленькие), а также в желании выполнять те или иные поручения взрослых.
Если вы стали замечать, что ваш 6-7-летний ребенок все чаще привлекает к себе внимание, становится капризен и раздражителен, при этом стремится участвовать во всех ваших делах и разговорах, можно предположить, что ребенок вступает в очередной кризисный период своего развития.
Несколько несложных рекомендаций, как общаться с ребенком в этот непростой для него период, и они, мы надеемся, помогут вам наиболее быстро и безболезненно преодолеть возникающие трудности.
- Поощряйтесь самостоятельность и активность ребенка.
- Постарайтесь взять на себя роль консультанта, а не запретителя. Помогайте ребенку в сложных ситуациях.
- Поинтересуйтесь мнением ребенка по обсуждаемому вопросу, внимательно выслушайте его, прежде чем критиковать.
- Будьте готовы принять точку зрения ребенка и согласиться с ним. Это укрепит в ребенке чувство самоуважения.
- Будьте рядом с ребенком, покажите, что вы понимаете и цените его, уважаете его достижения и можете помочь в случае неудачи.
- Покажите ребенку способ достижения желаемого и не забудьте похвалить его в случае успеха. Это поможет ему укрепить веру в себя, почувствовать себя сильным и самостоятельным.
- Отвечайте на вопросы ребенка. Возможность получить ответы на все возникающие вопросы дает сильный толчок для интеллектуального и социального развития малыша.
- Будьте последовательны в своих требованиях. Если вы что-то не разрешаете ребенку, то стойте на своем до конца. Иначе слезы и истерики станут для него удобным способом настоять на своем мнении. Следите за тем, чтобы все окружающие предъявляли к ребенку одинаковые требования. Иначе то, что не разрешают папа с мамой, будет очень легко выпросить у бабушки - и тогда все усилия пойдут на смарку.
- Подавайте ребенку пример «взрослого» поведения. Не демонстрируйте при нем обиду и раздражение, недовольство другим человеком. Соблюдайте культуру диалога. Помните, что ваш малыш в общении во всем вам подражает, и в его поведении вы можете увидеть зеркальное отношение своих привычек и способов общения.



