Рекомендации родителям по развитию ВПФ.
консультация

Харчук Татьяна Юрьевна

Рекомендации  родителям  по  развитию  ВПФ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_roditelyam_po_razvitiyu_vpf.docx22.51 КБ

Предварительный просмотр:

Игры   на   развитие   ВПФ   «Учимся   играя»   для   детей дошкольного   возраста

     Ребенок дошкольного возраста обладает  поистине  огромными   возможностями развития и способностями познавать. В нем заложен          инстинкт познания и исследования мира. Помогите ребенку развить и    реализовать  свои   возможности.   Память,   внимание,    мышление,      восприятие,   воображение   и   речь – это высшие   психические функции   человека.    Следует     отметить,   что   процесс   их   развития   начинается         задолго    до    прихода   ребёнка   в   школу,   ещё  в   младенческом       возрасте.   Маленькие   дети   учатся   постоянно:  в  игре,  на   прогулке,    наблюдая   за   родителями   и   т. д.

   Ниже   приведены   основные   упражнения,   игры   и   технология,   используемы   в  развитии   высших   психических   функций у  детей     дошкольного   возраста.

Как   развивать   произвольное   внимание?

     Развитие произвольного внимания происходит постепенно и тесно            связанно с развитием ответственности, что предполагает тщательное     выполнение   любого   задания - как интересного, так и неинтересного.                 Все   свойства   внимания  значительно   развиваются   в   результате   упражнений:

1. «Сравни  картинки,   назови   все  их   различия  (2 пары картинок, содержащие   10-15   различий)»

2. «Покажи  что перепутал художник? (демонстрация картинок нелепого содержания)»

3. «Раскрась вторую половинку картинки точно так же, как раскрашена первая половина»

Упражнение на развитие устойчивости внимания.

        Попросите ребёнка продолжить узор в тетради в клетку (или нарисовать      рядом   точно   такой   же   рисунок).   После   того,   как   узор   будет   закончен,    можно попросить ребёнка раскрасить каждую клеточку в рисунке разным            цветом   и   т. д.

      Будь   внимательным,   заштрихуй     красным  карандашом   третий,       седьмой,   девятый   треугольники (Дан бланк с 10-ю треугольниками). Инструкция   дается   только   один   раз.   Если   справился,   инструкцию можно   усложнить.

Как   развивать   восприятие?

   Восприятие цвета, формы у детей старшего дошкольного возраста на достаточном   уровне. Трудным   является   восприятие   времени – ориентация       во времени суток, в оценке разных промежутков   времени (неделя, часы,       времена    года   и   т. д.)

Упражнение  на   развитие   восприятия.

1. Узнай, кто это? (предлагается фрагмент рисунка, по которому необходимо определить   то   целое,   к   которому   эти   части   относятся).

2.«Узнай что нарисовано? (в рисунках не хватает существенных деталей, надо узнать, каких)»

3. «Залатой   коврик» (залатать на ковриках дырки таким образом, чтобы     рисунки   коврика   и    заплаты   не   отличались)

4. «Найти все одинаковые фигуры» (5 совершенно одинаковых и 5 немного отличающих   фигур)

5. «Что   ты   делаешь   утром,   днем,   вечером,   ночью?»

7. «Назови   приметы   осени,   зимы,   весны,   лета»  (по   картинкам   времена года).

     К   6-7   годам   формируется   словесно – логическое   мышление.

    Различные   игры,   конструирование, лепка, рисование, чтение,                общение   и    т. д., то есть все то, чем занимается ребенок до школы,          развивают у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимости, способность рассуждать. Ребенок может понять           главную мысль предложения, текста, картинки. Можно проводить игры «Четвертый  лишний» Цель: научить ребёнка исключать лишнее и объединять предметы по признаку.                                                                              

    Ребенка просят найти среди предложенных карточек изображение           лишнего предмета и объяснить свой выбор (к примеру, серия: «юбка,             сапоги, брюки, пальто»; лишнее – «сапоги», т. к., это обувь, а всё остальное – одежда). Следует подчеркнуть, что ответ ребёнка должен быть полным и развёрнутым. Ребёнок должен не угадать, а осмысленно сделать свой выбор и уметь его обосновать.

«Раздели на группы»   Цель: научить  малыша находить общие признаки предмета.

    Перед ребёнком раскладывается ряд карточек, на которых изображены предметы, ему необходимо выбрать те, которые объединённые по одному     общему   признаку   (к   примеру,   серия: «яблоко,   банан,   груша,   слива»).          Малыша   просят    назвать   все   эти   предметы    одним   словом   (в   данном              случае   это – «фрукты») и объяснить   свой   ответ. «Разложи картинки                 по      порядку»   (что   было сначала, а что  было   потом – необходимо       установить    причинно-следственные   связи).

Игры,   развивающие   мышление   и   сообразительность

Игра   «Как   это   можно   использовать».

Слово   «карандаш» - ребенок придумывает, как можно использовать этот предмет (рисовать,   писать,   как   градусник   для   куклы,   удочка,   скалка       и т. д.)

Игра   «Говори    наоборот»

Предложи   ребенку   игру: «Я буду   говорить ребенку   слово, ты   тоже             говори, но только наоборот, например: большой - маленький (веселый -    грустный,   быстрый -медленный)».

Как   развивать   память?

      Память    подразделяется   на   краткосрочную  и  долгосрочную.                         Для    тренировки   краткосрочной   памяти   перед   ребенком, к                   примеру,   предъявляется    устно    ряд   слов   (как    правило,  10   слов,            которые он должен запомнить и воспроизвести сразу после                    предъявления    в    произвольном    порядке.

   Для   тренировки   долгосрочной   памяти   можно,   к   примеру,   прочитать                ряд  слов несколько раз (так, чтобы ребёнок их запомнил   как   следует)                       и попросить его воспроизвести все слова через 15-40 минут.                             Задачу    можно   усложнить,   попросив   ребёнка    воспроизвести    все               слова   по   порядку.   Такое   же   упражнение   можно   проводить   с   набором               не связанных между собой по смыслу картинок (для развития зрительной     памяти).

    Норма для дошкольника – 7-8 слов.

Упражнение   на   развитие   зрительной   памяти.

    Разложите на столе перед ребенком палочки, из которых сделайте            простую фигуру (домик, квадрат) попросите посмотреть внимательно                     на эту фигуру в течении 2 секунд, затем закройте и попросите ее              повторить,   сложить   также.   Усложните   это   упражнение, складывая                    эту    фигуру   из    палочек   разного   цвета.

Игра   «Я- фотоаппарат».

   Предложите представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать    любой   предмет, ситуацию, человека. Внимательно рассмотрев,   что   находится   на   столе, ребенок   закрывает   глаза   и             перечисляет   все,   что   ему   удалось   запомнить.

   Так   можно   развивать   у   детей   не   только   зрительную   память,   но              и   внимание.

Помните:   всегда   лучше   запоминается   то,   что   интересно   ребенку.

Игры   на   развитие   речи

    К сожалению, на сегодняшний день всё больше и больше детей               приходят в школу, имея серьёзные нарушения речи и письма.                        Прежде    всего,    следует   понимать,   что   для   гармоничного  развития                     речи   с   ребёнком   необходимо   общаться.

Игра   «Потерянные   вещи»

    Необходимо дать полную характеристику каждому «утерянному           предмету»   (качественную: какой   он?   и   по   назначению: что им                 можно    делать,   а    остальные   дети   угадывают.

Игра   «Слово   заблудилось»

   Ведущий произносит рифмованные и нерифмованные фразы, в которых используется   не   подходящие   по   смыслу   слова. Надо  правильно           подсказать   слово.

*На   полу   из   плошки   молоко   пьет   ложка   (кошка)

*На   поляне   у   дубочка   собрала   кусочки   дочка   (грибочки)

*Вкусная   сварилась   Маша   (каша,   где    большая   крошка   (ложка)   наша.

*На   дворе   большой   мороз,   отморозить   можно   хвост   (нос).

   Рассмотренные  игры  и   задания   игрового   типа позволяют в          увлекательной    форме   развивать   у   детей    такие   качества,   как           внимание,   сообразительность,   мышление,   восприятие,   память,   речь.

+ В Мои закладки

Подготовила:

педагог-психолог  

Харчук  Т.Ю.