Самооценка ребенка.
консультация

Харчук Татьяна Юрьевна

Самооценка  ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samootsenka_rebenka.docx110.33 КБ

Предварительный просмотр:

Самооценка  ребенка

     Мы  постоянно  сравниваем   себя с  другими,  и  на  основе  этого  сравнения  вырабатываем  мнение   о  себе,  своих   возможностях   и   способностях,  чертах  своего  характера  и  человеческих  качествах.  Так  постепенно  складывается  наша  самооценка.  Адекватная   самооценка  позволяет  человеку   соотносить  свои   силы  с  задачами  разной  трудности  и   требованиями  окружающих.  Неадекватная  (заниженная  самооценка   или   завышенная)  деформирует   внутренний   мир,  мешает  гармоничному  развитию.  Самооценка  начинает   развиваться  уже   в   раннем  детстве.  Часто   мы   слышим:  «Ты  уже  такой   большой,  а  завязывать  шнурки  (есть  кашу,  читать,  др.)   так   и  не  научился!»  Родители  не   задумываются   над   тем,  что  именно   из   их  оценок,   в   первую   очередь,  и   складывается   мнение  ребенка  о   себе;  это   потом,  в  школьном   возрасте,   он   научится  сам   оценивать   свои   возможности,   успехи  и   неудачи.  Именно   в   семье   ребенок   узнает,  любят   ли   его,   принимают  ли   таким,  каков    он  есть,  сопутствует   ли  ему   успех   или  неудача.    

     Как   проявляется  уровень   самооценки  в  поведении?  Активность,  находчивость,  бодрость,  чувство   юмора,   общительность,  желание   идти  на   контакт  -  вот  те   качества,  которые  свойственны  детям  с   адекватной   самооценкой.  Они  охотно  участвуют  в  играх,  не  обижаются,   если  оказываются  проигравшими.  Пассивность,   мнительность,  повышенная  ранимость,  обидчивость  часто   свойственны   детям   с  заниженной   самооценкой.  Они   не  хотят  участвовать   в играх,  потому  что  боятся  оказаться  хуже  других,  а   если  участвуют  в  них,  то  часто   обижаются.  При  завышенной  самооценке  дети   во  всем  стремятся  быть   лучше  других.  Часто  он  такого  ребенка  можно  услышать:  «Я   самый  лучший  (сильный,  красивый).  

Тест  «ЛЕСЕНКА»

(тест «Десять  ступенек»)

Хотите  проверить,  какая  самооценка  у  вашего  малыша?  Это  легко  сделать  с  помощью  теста  «Лесенка».  Его  используют  с  3-х  лет.

Нарисуйте  на  листе  бумаги  или  вырежьте  лесенку  из  10  ступенек.  Теперь  покажите  ее  ребенку  и  объясните,  что  на   самой    нижней  ступеньке  стоят  самые   плохие  (злые,  завистливые  и  т.д.)  мальчики  и  девочки,  на  второй   ступеньке  -  чуть  получше,  на  третьей  еще  лучше  и  так  далее.  А  вот   на  самой  верхней  ступеньке  стоят  самые-самые   умные  (хорошие,  добрые)  мальчики  и  девочки.  Важно,  чтобы  ребенок  правильно  понял  расположение   на  ступеньках,  поэтому  можно   его  об  этом  переспросить.                                        

    А  теперь  спросите,  на  какой  ступеньке  стоял  бы  он  сам?  Пусть  нарисует  себя  на   этой  ступеньке  или  поставит   куколку.  Вот  вы  и  выполнили  задание,  остается  сделать  выводы.  Если  ребенок  ставит  себя  на  первую, 2-ю,  3-ю  ступеньки  снизу,  то  у   него  заниженная  самооценка.  Если  на  4-ю,  5-ю,  6-ю,  7-ю, то  средняя  (адекватная).  А  если  стоит  на  8-й, 9-й,  10-й,  то  самооценка  завышена.  Но   для  детей  дошколят  завышенная  считается   самооценка,  если   малыш  постоянно  ставит   себя  на  10-ю  ступеньку.

18_1_crm.jpg

      Что   же  делать,  если  самооценка  вашего  ребенка  неадекватна  (сильно  завышена  или  занижена)?   Уровень  самооценки  может  меняться,  особенно  в  дошкольном  возрасте.  Каждое  наше  обращение  к  ребенку,  каждая  оценка  его  деятельности,  реакция  на  успехи  и  неудачи -  все  это  оказывает  влияние  на  отношение  малыша  к  себе.  То  есть,  мы  можем  помочь  ребенку  сформировать   адекватную  самооценку.

Советы    родителям,  заинтересованном    в    формировании   адекватной  самооценки

  • Не  оберегайте  ребенка  от  повседневных  дел,  не  стремитесь  решить  за  него  все  проблемы,  но  и  не  перегружайте  его.  Пусть  малыш   поможет  с  уборкой,  сам  польет  цветок,  получит   удовольствие  от  сделанного  и  заслуженную   похвалу.  Не   нужно   ставить  перед   ним  непосильные   задачи,  для  выполнения   которых  он   еще  просто   не   дорос.
  • Не   перехваливайте   ребенка,  но  и  не  забывайте   поощрять,  когда   он  этого  заслуживает.  
  • Поощряйте  в  ребенке  инициативу.  Не   забывайте,  что  малыш   внимательно   наблюдает  за  вами.  Показывайте  своим  примером  адекватность  отношения  к  успехам  и   неудачам.  Сравните:  «У  мамы  не  получился  пирог,  ну  ничего,  в  следующий  раз  положим  больше  муки» / «Ужас!  Пирог  не  получился!  Никогда  больше  не  буду  печь!»
  • Не  бойтесь  искренне  любить  своего   ребенка  и  показывать  ему  свою  любовь!

         КАК   ПОВЫСИТЬ   САМООЦЕНКУ   РЕБЁНКА:  

                                УПРАЖНЕНИЕ  «СОЛНЫШКО»

     Это   упражнение    можно   считать   и   диагностическим,  и коррекционным:   оно    работает   на   повышение   самооценки ребёнка   и   хорошо   показывает,   насколько   в   сознании   ребёнка закрепились   те   или    иные    представления   о   себе.
   Для   его   выполнения   потребуется   альбомный   лист,  фломастеры или   карандаши.
  Попросите    ребёнка    нарисовать    солнышко   с   лучами.   Никаких требований    к    рисунку    не   предъявляется,    ребёнок    рисует солнышко    где    угодно   в    пределах    листа   и   чем   ему   нравится.

sKtTPoTvtnk.jpg

   Пусть   ребёнок   немного    расскажет   о   солнышке.

— Солнышко — какое   оно?

— Яркое,  жёлтое,   красное,   доброе,   тёплое,   радостное…

— А   теперь   представь,   что   солнышко — это   ты.   У   солнышка твоё   имя.
    Пусть    ребёнок   подпишет,   если   умеет,   своё   имя   на солнышке.   Если    писать   он   ещё   не   умеет,   то   имя    подпишите сами.   У   солнышка   обязательно   должны   быть   лучи.   Если   их немного,   то   подрисуйте    до    7-9   лучиков.
— Ты    перечислил,    какое   солнышко   замечательное:   тёплое, светлое,   доброе…   Давай   подпишем   каждый    лучик   солнышка, называя    какое-то    твоё   замечательное   качество.   Какой   ты?
    Ребёнок    может    не   сразу   ответить.    Помогите   ему,   сказав, например:   «Я   считаю,   что   ты   добрый.    А   ещё   какой?»
   Каждое    названное    вами    или   ребёнком   качество подписывается     вдоль    лучика.   Задача:   постараться,   чтобы каждый   лучик    был    назван.   И    позвольте    ребёнку   немного пофантазировать,   прихвастнуть.   Не   возражайте,   даже   если считаете,   что   это   качество   или   привычка   у   него   не    развито или    вообще   отсутствует.   Так   вы   сможете   услышать,   что ребёнок    считает    своими   достижениями.   «Я    мою   посуду… Убираю    игрушки…».     Запишите   всё,   что    услышите,   пусть   и делается   это    порой   со   слезами    или    даже   скандалом.   Не нужно   реплик:   «Да,    это    делается,    когда   тебе   десять   раз скажешь…»   и    т.п..    В   упражнении   «Солнышко»   мы   работаем только   на   позитиве.
   Интересна     реакция    родителей,    которые    видят     на   занятиях,    как    меняется    настроение    ребёнка.   На   одном   из последних   занятий    мама    5-летнего    Андрюши  спросила,   можно   ли   дома   нарисовать   это    солнышко   на   большом    листе    и    прикрепить  на    стену.  Можно,   конечно,   можно!   А     ещё   можно,  даже    нужно,   попросить     всех,    кто   знает     ребёнка    подписать   лучики    этого   солнышка.   Можно    добавлять   лучики    каждый    раз,   когда     вы    заметите   в    ребёнке   что-то,   за   что   его   нужно   похвалить. Лучики   может   добавлять   и   сам   ребёнок.
   Одно    очень   важное   условие.   Как   бы   вы   ни   сердились   на сына   или   дочку,   в   чём   бы   они   ни   провинились,   наказывая   их,    никогда    не   упоминайте   в   этот   момент    про   ваше рукотворное   солнышко.
    Поверьте,   одна   невинная   вроде   фраза   типа   «Ты   же солнышко,   а   так   поступаешь…»    способна   разрушить  весь эффект   упражнения.   Проступок,   без   сомнения,   требует   разумного    наказания,   но   никак    не   перечёркивания    того,   что ваш   ребёнок — ваше   солнышко.
    И   ещё    один   вариант    выполнения   упражнения   «Солнышко». Он    выполняется    тогда,   когда   нарисовано   солнышко   ребёнка. Предложите   ему    нарисовать    подобное    солнышко   для   бабушки или   папы,   для    сестрички   или    воспитательницы    в    детском саду.   Пусть    это    будет   подарок   на   день   рождения   или   просто приятный   сюрприз.
   Мы    все   хотим   слышать   добрые   слова,   но   этому   нужно учить.   Пусть   это   несложное    упражнение    «Солнышко»   поможет Вам   в   создании   тёплой   и   душевной    атмосферы.