Материалы для родителей
материал
м
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 36.57 КБ | |
| 14.25 КБ | |
| 14.28 КБ | |
| 60.33 КБ | |
| 277.09 КБ | |
| 13.35 КБ | |
| 18.61 КБ | |
| 127.32 КБ | |
| 2.43 МБ | |
| 104 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации социального педагога родителям по профилактике компьютерной зависимости подростков
1. Будьте внимательны: вовремя заметить и предупредить появление и развитие компьютерной зависимости легче, нежели потом с ней бороться.
2. Постоянно проявляйте внимание и содействуйте развитию интересов и склонностей подростка.
3. Поощряйте его творческие начинания от увлечения музыкой до катания на лыжах. Помните, что компьютерная зависимость реже проявляется у подростков, занимающихся спортом, поэтому следите, чтобы ваш ребенок должное время уделял физическим нагрузкам.
4. Учитывайте личный пример в использовании возможностей компьютера:
-делайте акцент на применении компьютера в своей работе,
- используйте его в качестве помощника в совместном с ребенком досуговом творчестве (компьютерный дизайн, моделирование и пр.), попутно прививая навыки культуры общения с современной техникой.
5. Культивируйте чувства семейной, коллективной общности. Одиночество (в силу разных причин) - повод и основание для ухода в виртуальный мир.
6. Корректно используйте свое право на запрет, так как «запретный плод всегда сладок».
7. Всегда ищите возможность подчеркнуть полноту жизненных проявлений в реальности и односторонность переживаний в режиме on-line.
Предварительный просмотр:
Рекомендации социального педагога родителям
Рекомендации родителям подростка
1. Заинтересованность и помощь. Родительская поддержка порождает доверительные отношения между детьми и родителями и влечет за собой высокую самооценку подростков, способствует успехам в учебе и нравственному развитию. Недостаточная родительская поддержка, наоборот, может привести к низкой самооценке ребенка, плохой учебе, импульсивным поступкам, слабой социальной адаптации, неустойчивому и антиобщественному поведению.
2. Способность родителей слушать, понимать и сопереживать. Неспособность родителей к эмпатии (сопереживанию), отсутствие у них эмоциональной восприимчивости и понимания мыслей и чувств ребенка могут привести к развитию равнодушия и у ребенка. Уважение к подростку, общение родителей с ним способствуют установлению гармоничных отношений в семье.
3. Любовь родителей и положительные эмоции в семейных отношениях связаны с близостью, привязанностью, любовью, восприимчивостью; члены семьи при этом проявляют взаимную заинтересованность и отзывчивость. Если же в семье преобладают отрицательные эмоции, то наблюдается холодность, враждебность, отторжение, что может привести либо к преобладанию у ребенка потребности в любви (во взрослом возрасте), либо к формированию у него замкнутости, холодности, неспособности выразить свою любовь к близким людям, в том числе и к детям.
4. Признание и одобрение со стороны родителей.
5. Доверие к ребенку. Недоверие к детям, как правило, свидетельствует о том, что родители проецируют на них свои собственные страхи, тревоги или чувство вины. Неуверенные в себе родители (или пережившие определенные трудности в прошлом) больше других склонны бояться за своих детей.
6. Отношение к ребенку как к самостоятельному и взрослому человеку. Достижение подростком самостоятельности происходит в процессе индивидуализации, когда он занимается формированием собственной индивидуальности и в тоже время устанавливает новые связи с родителями. Подросток пытается изменить отношения с родителями, стремясь при этом сохранить прежнее общение, привязанность и доверие. Чтобы проявить собственную индивидуальность, подростки ориентируются на иную, чем у родителей, систему ценностей, ставят перед собой иные цели, иные интересы и иные точки зрения.
7. Руководство со стороны родителей. Наиболее функциональными являются те семьи, где родители проявляют гибкость, приспособляемость и терпимость в своих взглядах и поведении. Родители, не проявляющие гибкости в воспитании подростков, отказываются пересматривать свои взгляды и менять точку зрения; они нетерпимы, излишне требовательны, всегда настроены критически и возлагают на детей неоправданные надежды, не соответствующие их возрасту. Это пагубно влияет на самооценку подростка, подавляет развитие его личности, что, в конце концов приводит к стрессовым ситуациям в отношениях между родителями и детьми.
8. Личный пример родителей: способность подать хороший пример для подражания; следовать тем же принципам, которым учат детей. Так как процесс идентификации у подростков отчасти протекает в семье, те из них, кто гордится своими родителями, как правило, чувствуют себя достаточно комфортно в окружающем мире.
9. Сотрудничество с колледжем. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем, педагогом-психологом, зав.учебного отделения, зам.директора по воспитательной работе.
10. Интересуйтесь с кем общается ваш ребенок.
Помните:
основными помощниками родителей в сложных ситуациях
являются терпение, внимание и понимание.
Предварительный просмотр:
Рекомендации социального педагога родителям по формированию
отношения детей к понятию «терроризм»
1. Признавайте чувства ваших детей. Постарайтесь выразить это словами. Например: «Я понимаю и чувствую, как ты встревожен (взволнован, обескуражен, испуган) тем, что произошло».
2. Иногда бывает, что по той или иной причине трудно подобрать нужные слова. Тогда просто обнимите ребенка и скажите: «Как это все тяжело (угнетающе, удручающе) для всех нас».
3. Поясните ребенку, что испытывaть тревогу за собственную безопасность естественно. В то же время постарайтесь убедить его, что принимаются все необходимые меры, для обеспечения безопасности. Этим занимается правительство, армия, другие компетентные взрослые.
4. Дети, особенно младшего возраста, могут испытывать инстинктивный страх, который они не могут выразить словами. Если кому-то из родителей нужно уехать, они беспокоятся и за него и за себя («Что будет со мной, если папа (мама) не вернется?»). Вероятно, следует обсудить с ребенком возможные ситуации: кто о нем позаботится, если тот или иной близкий человек вынужденно задержится? К кому, в случае необходимости, можно обратиться за поддержкой?
5. Если мы просто говорим ребенку: «Не плачь, все будет в порядке», то тем самым не признаем обоснованности его эмоциональных реакций. В то же время, помогая ребенку выразить его чувства, не забывайте обозначить надежду, что все придет в норму, необходимо только время.
6. Есть ли необходимость подробно обсуждать случившееся с ребенком? Это зависит от его возраста. Если вы говорите с дошкольником, младшим школьником, ограничьтесь только самыми необходимыми подробностями. Подростку, возможно, понадобится более полная информация. Не из праздного любопытства, а в поисках ответа на свой же вопрос: «Что можно сделать, чтобы случившееся не повторилось ?» Старайтесь помочь подростку удержаться от неадекватных реакций и, тем более, действий («во всем виноваты мусульмане», «месть террористам» и т. д.).
При разговоре о терроризме:
-отвечайте на вопросы ребенка не останавливаясь на деталях;
-убедитесь, что ребенок правильно понимает ситуацию;
-поощряйте ребенка выражать свои чувства, как положительные, так и
отрицательные;
-приобщайте вашего ребенка к оказанию помощи нуждающимся людям;
-будьте готовы к повторному обсуждению травмирующего случая.
Общие принципы стабилизирующего поведения взрослых:
-старайтесь ограничивать количество напоминаний о случившемся в школе и дома;
-приветствуйте свободное выражение детьми и подростками своих чувств;
-обращайте внимание на опасения детей всех возрастов, особенно на страх смерти, и старайтесь нейтрализовывать их;
- стремитесь к предотвращению возможных поведенческих и эмоциональных проблем у детей и подростков посредством тактичного и мягкого внимания к ним в повседневной жизни;
-укрепляйте веру детей и подростков в то, что они в безопасности;
-будьте готовы к некоторой рассеянности, раздражительности, «уходу в себя» детей и подростков в процессе общения;
-дозируйте обсуждение травмирующих обстоятельств с младшими детьми и, наоборот, предлагайте больше объективной информации для подростков;
-мягко, но настойчиво препятствуйте уклонению детей и подростков от обычной деятельности, социальной жизни, спортивных игр и пр.;
-при необходимости находите время и возможности для стабилизации состояния детей и подростков. Например: чтение сказок и историй с хорошим финалом маленьким детям; совместное посещение театра, концерта, беседы по душам с подростками и пр.
Предварительный просмотр:
Разговор с подростком
на взрослом языке
Родители часто встречаются с проблемой, что в подростковом возрасте дети становятся более замкнутыми, неуправляемыми и намеренно противоречат взрослым. Часто это возникает из-за того, что родители слишком беспокоятся за своих детей: за их безопасность, или, например, успеваемость. Но дети уже выросли и учатся принимать ответственность за свои решения.
Подросткам хотелось бы спросить совета у родителей о том, как лучше реализовывать их собственные идеи и решения. Им хочется общаться с родителями «на равных». Но часто родители, беспокоясь за своих детей, стараются контролировать все действия подростков. Дети, рассчитывая на помощь родителей, сталкиваются со многими запретами и воспринимают это как недоверие. Поэтому нужно и очень важно найти в себе силы, чтобы признать, что ваш подросток уже вырос и достоин разговаривать с вами на «взрослом языке».
Помогите подростку самостоятельно мыслить. Не усиливайте зависимость от вас. Говорите языком, который поможет развить независимость: «Это твой выбор», «Сам реши этот вопрос», «Ты можешь отвечать за это», «Это твоё решение». Родители должны подводить детей к самостоятельному принятию решений и учить сомневаться в правильности мнений ровесников.
Уважайте потребность в уединении, в личной жизни. Этот принцип требует некоторой дистанции, что может показаться для некоторых родителей невозможным.
Избегайте громких фраз и проповедей. Попробуйте разговаривать, а не читать лекции. Избегайте заявлений типа «Когда я был в твоем возрасте...», «Это меня ранит больше, чем тебя...».
Не навешивайте ярлыков. «Ты глупая и ленивая. Никогда ничего не добьёшься». Такое «навешивание» ведет к тому, что предсказание исполняется само собой. Ведь дети склонны соответствовать тому, что о них думают родители.
Избегайте неоднозначных высказываний. Обращение родителя к подростку должно содержать одну информацию: понятный запрет, доброжелательное разрешение или открытую возможность сделать выбор.
Избегайте крайностей: давать полную свободу так же неверно, как и «закручивать гайки».
Сохраняйте чувство юмора.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Памятка
В соответствии с требованиями Федерального закона от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» курения на территории образовательного учреждения с 1 июня 2013 года запрещено.
За курение на определенных территориях и в помещениях (в т.ч. в школах и пришкольной территории) предусмотрен штраф от 500 до 1500 руб.
Если факт курения на территории школы будет зафиксирован (составлен протокол, предъявлены свидетельские показания и т.п.) родителей могут привлечь к административной ответственности в судебном порядке.
Основания отчисления обучающегося из школы предусмотрены статьей 61 Закона «Об образовании в РФ».
Отчисление как мера дисциплинарного взыскания применяется в отношении учащихся старше 15 лет, которые допустили неоднократные, грубые нарушения Устава школы и локальных нормальных актов.
Если в школе принят локальный акт о запрете курения — учащегося, курившего на территории школы, могут привлечь к дисциплинарной ответственности.
Предварительный просмотр:
Вейпинг. Что это такое и чем опасно это увлечение?
Ежедневно на улицах городов мы видим людей, выдыхающих большое количество пара, использующих для этого специальные устройства.
Вейпинг (от английского - vaping -парение) - процесс курения электронной сигареты, испарителей и других подобных устройств.
Вейпы - электронные сигареты, мини-кальяны.
Вейперы - новый вид курильщиков, которые курят не обычные сигареты, а сигареты с электронной начинкой, пропагандируя курение электронных устройств как безопасную альтернативу обычным сигаретам.
Вейпинг - новое течение среди молодежи, курильщики объединяются в группы, покупают различные устройства для парения, которые совершенствуются с каждым днем приобретая, новый дизайн и новые ароматические свойства (со вкусом вишни, мяты, яблока, лимона, кофе и др.). Устройства выглядят как маленькие коробочки с насадкой или длинные украшенные металлические цилиндры, а могут вовсе иметь эксклюзивный дизайн. В крупных городах открываются вейп-кафе, проходят вейп-фестивали, соревнования
Вейперов делят на 2 группы:
- Бывшие курильщики обычных сигарет
- Новые «электронные» курильщики
Цели курильщиков электронных сигарет:
- Бросить курить обычные сигареты
- Избавиться от запаха табака;
- «Здоровое» расслабление;
- Психологическая привычка;
- Ради интересной беседы;
- Ради зрелища (вейперы выпускают большие клубы дыма, некоторые способны сделать из этого шоу).
Курильщики считают курение электронных устройств абсолютно безопасной имитацией курения, но все чаще в различных источниках публикуются материалы, в которых говорится о том, что вред от курения электронных сигарет сравним с вредом от курения обычных.
Как устроен вейп?
Вейп можно сравнить с ингалятором, в котором при закипании жидкости образуется пар, который вдыхает курильщик.
Из чего состоит жидкость для парения?
- Глицерин
- Пропиленгликоль (Е1520)
- Ароматические добавки
- Никотин (не всегда)
Вейперы считают, что :
- курение электронных сигарет не несет вред здоровью
- курение электронных сигарет не опасно, т.к. при курении не выделяются смолы.
НО отсутствие канцерогенных смол не может сделать устройство для парения абсолютно безопасным.
Что мы имеем на самом деле?
- Специалисты из Национальной лаборатории имени Лоренса в Беркли определили, какие токсичные вещества образуются при курении электронных сигарет.
- В некоторых случаях жидкость для электронных сигарет готовят вручную, такая жидкость стоит в разы дешевле и доступна каждому. На таком товаре нет информации о составе.
- В выделяющемся паре при курении электронных сигарет содержится 31 опасное вещество
- При нагревании аккумулятора устройства для парения концентрация выделяемых канцерогенных веществ значительно увеличивается.
Воздействие на организм:
- Вейперы подвергают себя риску развития смертельной «попкорновой болезни». Такой вывод сделали ученые, обнаружив токсичный химикат диацетил в 75 % ароматизаторов для курения. Диацетил используется во многих ароматизаторах (фруктовый ароматизатор, запах кондитерских изделий, конфет) Диацетил, химическое вещество, используемое в качестве аромата масла в продуктах питания, стало причиной развития облитерирующего бронхиолита. Это заболевание было обнаружено у сотрудников компании-производителя попкорна. Данное вещество употреблять в пищу можно, но при вдыхании на протяжении долгого времени оно становится опасным. Диацетил вызывает воспаления, образование рубцов, сужение бронхиол (крошечных дыхательных путей в легких)
- Пропиленгликоль имеет свойство накапливаться в организме, вызывая аллергические реакции, раздражение и способствует появлению гнойников, вызывает нарушение работы печени и почек.
- Термическое разложение пропиленгликоля и глицерина, содержащихся в составе жидкости для заправки устройства, приводит к образованию акролеина и формальдегида, которые обладают токсичными свойствами. Акролеин раздражает слизистые оболочки глаз и дыхательных путей, вызывает слезотечение, а также проявляет мутагенные свойства. Формальдегид, помимо перечисленных свойств, оказывает воздействие на центральную нервную систему.
- Ароматизаторы, содержащиеся в жидкости для курения, вызывают аллергические заболевания верхних дыхательных путей вплоть до развития бронхиальной астмы
- Никотин, содержащийся в жидкостях вызывает зависимость, а также приводит к развитию раковых заболеваний.
- Вдыхаемый дым вызывает сухость во рту.
- Бесконтрольное вдыхание пара, содержащего никотин, может привести к передозировке никотина с соответствующими симптомами: головокружением, тошнотой, головной болью, повышенным слюноотделением, болью в животе, диареей, общей слабостью.
- Ученые Кореи провели исследование жидкости для электронных сигарет и выявили как минимум 10 токсинов и несоответствие между заявленным содержанием никотина и фактическим.
- Замена курения обычных сигарет электронными может продлевать период полного отказа от курения.
- Известно о некоторых случаях, взорвавшихся около лица электронных сигаретах в связи с перегревом аккумулятора.
- Общее использование одного вейпа может привести к передачи инфекционных заболеваний таких как гепатит и туберкулез.
- Используя устройство для парения в общественных местах, среди детей и молодежи вероятен большой риск подать заразительный пример, и, возможно те, кто не курил вообще, начнут курить именно с этого испаряющего устройства.
- Курение вейпов вызывает психологическую зависимость.
Кому ни в коем случае нельзя курить электронные сигарет любых видов?
- Беременным женщинам
- Аллергикам
- Лицам в возрасте до 18 лет
- Некурящим
Каждый курильщик электронных устройств обязан знать, что:
- Курение парящих устройств не является альтернативой курению обычных сигарет.
- Курение электронных устройств может вызвать рак, заболевания легких и сердца.
- Курение электронных устройств не исключает никотиновую зависимость.
- Общее использование одним устройством может привести к заражению гепатитом и туберкулезом.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) относит электронные сигареты к электронным системам доставки никотина и отмечает, что их применение недостаточно исследовано в отношении безопасности и эффективности в качестве средства лечения никотиновой зависимости.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №22»
ПЛАН РАБОТЫ
по взаимодействию учителя с социальными партнёрами, родителями, общественностью
2025 – 2026 гг.
Составитель:
Иванченко Изабелла Денисовна, социальный педагог
МБОУ «СШ №22»
Нижневартовск, 2025
Цель: использовать возможность социума для расширения возможностей развития и воспитания обучающихся.
Задачи:
1. Отработать механизм взаимодействия с социальными партнёрами по вопросам адаптации детей к условиям общественного воспитания.
2. Формировать способность адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении.
3. Развивать коммуникативные способности, доброжелательность к окружающим.
4. Обеспечение психоэмоционального благополучия и здоровья участников образовательного процесса, использование навыков социального партнерства для личностно-гармоничного развития.
Предполагаемый результат:
1.Создание системы взаимодействия учащихся с учреждениями социума города на основе совместных планов.
2. Рост психоэмоционального благополучия и здоровья участников образовательного процесса, основанных на творческом взаимодействии с социальными партнёрами.
3. Повышение общекультурного уровня, формирование позитивной самооценки, коммуникативных, творческих навыков, личностных качеств детей, родителей.
Приоритетные направления:
- Информационное;
- Образовательное;
- Культурно-просветительское;
- Профориентационное.
Механизмы взаимодействия:
- Организация и проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы, праздники);
- Проектная деятельность (социальные, межпредметные и предметные проекты);
- Социально значимые акции;
- Экскурсии в учреждения города.
№ | Социальные партнёры, родители, общественность | Совместная деятельность |
2. | Городской музейно-выставочный зал | 1.Участие в выставках, конкурсах, мастер-классах. 2. Тематические экскурсии в сменный зал. 3. Виртуальное путешествие по странам. |
3. | НВГУ | 1.Участие олимпиадах |
4. | МАУ Центр Детского Творчества | 1.Обучающиеся вовлечены в кружковую работу. |
7. | Центр Национальных культур | 1.Совместные праздники, конкурсы, интерактивные игры. 2. Совместные спортивные соревнования, эстафеты. |
8. | Отдел ОГИБДД России | 1.Профилактические беседы. 2. Встречи с работниками ГИБДД. 3. Участие в конкурсах, выставках. |
10. | Детская библиотека, | 1.Подбор литературы к совместным мероприятиям. 3. Литературные «круглые столы». 4. Встречи с интересными людьми. 5. Библиотечные уроки. |
11. | Пожарная часть № 42 | 1.Профилактические беседы по ПБ работниками ПЧ. 2. Встречи с работниками пожарной охраны. 3. Участие в конкурсах, выставках. 4. Экскурсия в пожарную часть. |
16. | Военкомат по г. Нижневартовску | 1.Акции помощи ветеранам. 2. Встречи с работниками военкомата. |
17. | КГБ (городская больница) | 1.Пропаганда здорового образа жизни. 3. Участие в конкурсе «Здоровый образ жизни» 4. Дебаты с представителями КГБ «Интернет: вред и польза». |
18. | Родители классного коллектива | 1.Анкетирование родителей. 2. Индивидуальные консультации. 3. Совместные классные часы с родителями «Моя профессия» 4. Конкурс рисунков «Профессия моих родителей». 5. Итоговые РС «Вместе – мы семья!» 6. Интерактивная интеллектуальная игра совместно с родителями «Умники и умницы». 7. Спортивная эстафета «Мама, папа, я – спортивная семья». |
Самым значимым партнером являются родители, являющиеся активными участниками образовательного процесса: им делегированы полномочия в управлении школьников – управляющий совет, совет школьников, являются непосредственными организаторами и участниками экскурсий, поездок, школьных праздников, спортивных соревнований, совместных мероприятий.
Таким образом, социальное партнерство проявляет себя в школе в обмене опытом, в совместной реализации социальных инициатив, в сохранении традиций, в совершенствовании образовательной среды школа. Такая деятельность расширяет круг общения всех участников образовательного процесса, позволяет учащимся получить социальный опыт и способствует формированию их мировоззрения.
Благодаря расширению социальных партнеров учителю начальных классов удаётся решать приоритетную задачу образовательной сферы - развитее личности и социализация учащихся.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Семья – это то, что мы делим на всех, Всем понемножку: и слёзы, и смех, Семья – это то, что с тобою всегда. Пусть мчатся секунды, недели, года, Но стены родные, отчий твой дом – Сердце навеки останется в нём!
« Семейное воспитание. Ответственность несовершеннолетних за правонарушения » Подготовила социальный педагог: Парулина В.Ю., 12.11.2019г .
семья это……. «Продолжи предложение»
Дети – это наше счастье, наша забота, наша радость. И счастливы те дети, у которых заботливые родители. Счастливая жизнь – это дорога к цели, окружённая любовью и радостью!
Что означает делинквентное (противоправное) поведение? - попытки найти оправдание своим некрасивым поступка - нежелание выполнять обязательные общешкольные требования;
« Причины подростковых правонарушений»
КОНФЛИКТЫ С РОДИТЕЛЯМИ Перед тем, как обвинять ребёнка, присмотритесь к себе. Помните простую истину: поведение детей – это зеркало нашего к ним отношения.
Инспектор ОДН, майор полиции города Когалыма: Сенатова Н.П. Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества. Ф. Адлер
Правонарушение это виновное поведение право- дееспособного лица, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам. Все правонарушения делятся на преступления и проступки «Что такое правонарушение?»
«Права родителей» За НЕВЫПОЛНЕНИЕ и за ненадлежащее исполнение своих родительских обязанностей, родители несут административную, уголовную и иную ответственность! Родители имеют право воспитывать ребенка, а также несут обязанности и ответственность за воспитание и развитие ребенка. Согласно Семейному Кодексу РФ, это называется родительскими правами.
Что вы думаете о нашей встрече? Что было для вас важным? Что вам понравилось? Чему вы научились? Какие для себя сделали выводы Подведение итогов
Притча
Камни — это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, свои дети — всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется . Горошек — это вещи, которые лично для вас стали важными: работа, дом, автомобиль. Песок — это всё остальное, мелочи
Предварительный просмотр:
ЕСЛИ РЕБЕНОК СТАНОВИТСЯ «ТРУДНЫМ»...
«Многолетняя практика воспитательной работы, исследование умственного труда и духовной жизни детей, - писал В.А. Сухомлинский, - все это приводит к убеждению, что причины, в силу которых ребенок становится трудным, неуспевающим, отстающим, в подавляющем большинстве случаев кроются в воспитании, в условиях раннего детства. Родители и воспитатели дошкольника и младшего школьника имеют дело с самым тонким, самым чутким, самым неясным, что есть в природе, - с детским мозгом. И если ребенок стал трудным, если все, что посильно другим людям, ему непосильно, значит, в детстве он не получил для своего развития от окружающих людей того, что должен был получить. Трудным становится именно в этом возрасте - от года до семи-восьми лет».
Наблюдения родителей, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, специальные научные исследования показывают, что уже в дошкольном и младшем школьном возрасте могут возникать отклонения в нравственном развитии и поведении детей.
Изучая явление педагогической запущенности детей в дошкольном и младшем школьном возрасте, мы исходим из определения, данного И.А. Невским, что педагогически запущенные дети - это дети, имеющие отклонения от нормы в сознании и поведении, обусловленные педагогическими причинами. Какие же это отклонения?
- Неуспешность в игровой, учебной, трудовой деятельности.
- Отставание в развитии памяти, воображения, мышления; эмоционально-волевых свойств, черт и качеств личности; неразвитость, неподготовленность к школе.
- Отклонения, искажения в отношении к себе, своим сверстникам, родителям, воспитателям, окружающим.
- Неумелое, неправильное поведение; конфликтность, замкнутость, агрессивность.
Большинство педагогически запущенных дошкольников не обладают такими существенными для предстоящего обучения в школе свойствами и качествами, как дисциплинированность, самостоятельность, наблюдательность, трудолюбие, умение вести себя в коллективе сверстников, усидчивость. У половины детей не привита любовь к школе.
Среди дошкольников почти нет детей, отрицательно относящихся к предстоящему учению, но в отличие от всех детей, которым очень хочется учиться, стать учениками, среди педагогически запущенных детей есть такие, которые к учению относятся равнодушно.
Уже в подготовительной группе детского сада они обнаружили на учебных занятиях свою невосприимчивость к обучению, повышенную утомляемость, отсутствие любознательности.
Эти дети плохо справляются с заданиями на занятиях по развитию речи, математике, родному языку, конструированию, рисованию. Наибольшие результаты достигают на занятиях по физкультуре, музыке, лепке. Если говорить о нравственной стороне личности педагогически запущенных дошкольников, то можно заметить в их поведении такие черты, как недисциплинированность, упрямство, несамостоятельность, рассеянность, грубость, лживость и леность, пассивность. Эти дети, к сожалению, бывают иногда несправедливыми, скрытными, злопамятными.
Общение педагогически запущенных детей своеобразно. Ребенок предпочитает играть в группе, но не пользуется авторитетом у сверстников, либо предпочитает играть один, хотя дети не отказываются от общения с ним. В совместных играх одни из них предпочитают роль исполнителя (больше половины детей), а другие - лидеров.
Конечно, причиной возникающих у детей трудностей в учебе и поведении являются, прежде всего, условия семейного воспитания. В неблагополучных семьях, с низким педагогическим и культурным уровнем родителей, такие дети встречаются чаще. Другой причиной является неправильная позиция родителей, которые уверены в том, что их роль ограничивается лишь удовлетворением материальных потребностей ребенка.
В таких семьях дети имеют много «ценных» вещей, но их общение с родителями ограниченно, бедно, у детей нет книг, игровых уголков, они не бывали в музеях, театрах и пр. Такие родители не заботятся об интеллектуальной, эмоциональной, нравственной готовности детей к школьному обучению, что и приводит их в разряд «трудных».
Вполне понятно, что, придя в школу, в новый детский коллектив, где от него требуется выполнение новой социальной роли, педагогически запущенный ребенок сразу попадает в неравные условия со своими сверстниками. И естественно, что число педагогически запущенных младших школьников не уменьшается, а увеличивается. По-прежнему подавляющее большинство из них – мальчики.
В начальных классах у некоторых детей появляется отрицательное отношение к учению, увеличивается (по сравнению с дошкольниками) количество равнодушных к этому ведущему виду деятельности. Исследование мотивов отношения этих младших школьников к учению показало, что для многих из них характерны общественно значимые мотивы учения: принести больше пользы людям, чтобы наш класс был лучше всех, чтобы много знать и уметь. Но некоторые учащиеся руководствуются эгоистическими побуждениями: чтобы мне покупали красивые вещи, чтобы мне ставили хорошие оценки, чтобы меня все хвалили.
Учителя начальных классов отмечают, что большинство педагогически запущенных младших школьников пришли в школу слабо подготовленными. Результаты их учебной деятельности значительно ниже, чем у остальных одноклассников. В связи с этим у них либо низкий уровень притязаний в учебной деятельности, либо они переоценивают свои возможности и под влиянием родителей считают, что к ним несправедливо относятся в школе. Эти учащиеся обычно хотят учиться в другом классе, у другой учительницы, делают вид, что им безразличны неуспехи, предпочитают другие виды деятельности и имеют более интересные увлечения.
По сравнению с дошкольным периодом у этих детей при стечении неблагоприятных обстоятельств следует отметить расширение и углубление признаков педагогической запущенности. Дети, слабо подготовленные к школе, пассивные и рассеянные, нелюбознательные, становятся неработоспособными, невосприимчивыми к обучению, ненаблюдательными. У младших школьников, не приученных в детском саду к труду, самостоятельности, развивается пассивность, несамостоятельность, леность, недобросовестность. Недисциплинированное поведение приобретает у большинства таких детей устойчивый характер.
В результате неуспешности обучения, недостатков в поведении, неавторитетности в глазах учителя положение педагогически запущенных младших школьников в детском коллективе тяжелое. Как правило, многие из них конфликтуют с классом, не имеют общественных поручений.
Сами учителя отмечают, что данная категория детей более восприимчива к таким методам и приемам педагогического воздействия, как одобрение, ласка, поощрение и т.д.
Особо следует сказать о родителях педагогически запущенных младших школьников. В силу того, что многие из них не готовят ребенка к школе, т.е. совершенно не занимаются им, большое значение имели бы предварительная совместная работа детского сада и школы по повышению педагогической культуры родителей будущих первоклассников, индивидуальная работа с семьей, ее активное вовлечение в учебно-воспитательный процесс.
Активному участию родителей в совместной работе по предупреждению и преодолению педагогической запущенности детей мешают следующие недостатки: недооценка отдельными педагогами воспитательного потенциала семьи и возможностей его восстановления. Недостаточная индивидуальная работа с семьей часто приводит к тому, что значительная часть родителей не помогают педагогам в решении воспитательно-образовательных задач, не выполняют рекомендаций по преодолению негативных проявлений у детей. Отсутствие взаимопонимания семьи и школы приводит к тому, что родители не видят недостатков в воспитании своего ребенка, идеализируют его либо объясняют причины педагогической запущенности только в несемейными факторами.
Необходимость тесного взаимодействия детского сада, семьи и школы в предупреждении педагогической запущенности детей может осуществляться в следующих направлениях:
- совместная методическая работа учителей, воспитателей с родительским активом по проблеме педагогической запущенности;
- повышение педагогической культуры родителей будущих первоклассников, индивидуальная работа школы с неблагополучными семьями;
- осуществление преемственных связей в организации индивидуальной работы с педагогически запущенными дошкольниками и младшими школьниками.
Большую помощь воспитателям и учителям оказали лекции «Психолого-
педагогические основы преемственности в работе детского сада и школы по нравственному воспитанию детей», «Содержание и формы совместной работы детского сада и начальной школы по подготовке детей к обучению, предупреждению педагогической запущенности». Специальные методические рекомендации, библиографический указатель литературы по проблеме послужили основой для организации практической работы на местах.
Особый интерес педагогов вызвали семинарские занятия «Трудное детство, его причины, признаки и формы проявления», практикумы по анализу характеристик дошкольников и младших школьников, семинары по обмену опытом совместной работы по профилактике трудновоспитуемости детей.
Зазвенит первый в жизни школьный звонок для выпускников детского сада. Начнется новая школьная жизнь. Каким станет наш первоклассник, легко ли войдет он в класс, найдет ли себе в нем настоящих друзей, станет ли хорошим учеником, который постоянно тянется к знаниям? Или... Это во многом зависит от тесного сотрудничества детского сада, семьи и школы, которое необходимо, прежде всего, в интересах ребенка.
Подготовила социальный педагог
МОУ «Средняя школа №8» Парулина В.Ю.
2010год

По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для родителей. Дети и курение.
Каждая семья должна огородить своих детей от употребления табака, в целях сохранения их здоровья. И все же пятая часть населения страны начинает курить в 14 лет, несмотря на старания родителей и педаг...
Материалы для родителей. Компьютер в жизни подростка.
Безусловно, компьютеры используются сейчас в самых разных отраслях науки, техники и даже искусства, поэтому умение с ним обращаться стало необходимым для того, чтобы ребенок в дальнейшем овладел...
материалы для родителей и учителей
ОБРАЩЕНИЕ К УЧИТЕЛЯМ Дорогие друзья! У нашей профессии есть два начала – охранительное и инновационное. Охранительное начало безмерно важно, ибо ключевое...

Материалы для родителей
Подростковый возраст – это период активного формирования самосознания (образа себя, представления о себе). Подросток накапливает знания о себе, и на основе этих знаний оценивает себя. Оценка се...
Материалы для родителей.
Новости...

Материалы для родителей
Материалы для родителейУроки жизни10 заповедей для родителей от Януша Корчака1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой. 2. Не треб...
Материалы для родителей
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6654386","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 136px; height: 95px;"}}]] ТРЕВОГА МЕШАЕТ ДЕТЯМ РЕШАТЬ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ...







